Специалисты НЦЭУ – о новом способе получения электронных услуг на портале «Е-Паслуга»
В стране ежемесячно оцифровываются десятки сервисов в самых разных сферах жизни. За время реализации Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы активность госорганов и организаций в цифровом поле существенно возросла. В ходе прямой линии специалисты республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг» рассказали об актуальных способах получения электронных сервисов, о новом способе авторизации на портале «Е-Паслуга» через уникальный идентификатор, а также ответили на вопросы, которые интересуют наших читателей. В мероприятии приняли участие начальник отдела электронной коммерции республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг» Светлана Караневич, заместитель директора по информационным технологиям республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг» Егор Воронов.
Более 400 услуг – через уникальный идентификатор
С появлением большого числа электронных услуг граждане все чаще хотят получать к ним доступ. До недавнего времени на портале «Е-Паслуга» существовало два способа аутентификации. Первый – нестрогая аутентификация через логин и пароль, где можно получить доступ к ограниченному числу сервисов. Второй способ – строгая аутентификация через электронную цифровую подпись (ЭЦП) или ID-карту, который открывает максимальный доступ ко всем возможностям портала.
Однако покупка ЭЦП и получение ID-карты в ряде случаев являются сдерживающим фактором. Это подтвердила и жительница Минска Юлия, которая позвонила на телефон прямой линии. Ее интересовало, возможно ли получать услуги на портале иным способом. Как отметила Светлана Караневич, такой способ появился в октябре 2024 года.
– Для того чтобы этот барьер снять, реализован механизм, который равен строгой аутентификации на портале и называется «уникальный идентификатор», т.е. все те же самые возможности, которые доступны по электронному ключу или ID-карте, доступны и по уникальному идентификатору. Главные отличия – идентификатор можно получить бесплатно в службе «одно окно», но при этом нельзя подписывать им электронные документы, – пояснила специалист.
Светлана Караневич рассказала, что в службу «одно окно» независимо от территориальной принадлежности необходимо прийти с документом, удостоверяющим личность. Сотрудник на месте предактивирует электронный кабинет и сверит данные с регистром населения МВД.
– Уникальный идентификатор – это логин и пароль, который выдается для авторизации на портале. Логин – всегда идентификационный номер из удостоверяющего документа, а паролем будет случайно сгенерированный набор символов. Направляются данные гражданину на телефон в виде СМС. Далее вы переходите на страницу регистрации на портале и входите через уникальный идентификатор. При этом единственной разницей между уникальным идентификатором и другими средствами строгой аутентификации является то, что первым нельзя ничего подписать. Чтобы граждане ориентировались в личном кабинете и понимали, какие сервисы им доступны с уникальным идентификатором, а для каких требуется ЭЦП, все соответственно промаркировано, – уточнила эксперт.
По ее словам, сегодня среди более 680 электронных услуг и процедур на портале «Е-Паслуга» по уникальному идентификатору доступно более 400. Среди них, например, получение справок о размере пенсии, начисленных пособиях, состоянии на учете нуждающихся.
Границы и возможности для иностранцев
Жительница Гродно Светлана во время телефонного звонка поинтересовалась, какие преимущества по времени при пересечении границы юрлицам дает услуга «Электронное предварительное информирование». Светлана Караневич обратила внимание, что есть ряд услуг, которые позволяют передавать Государственному таможенному комитету разного рода электронные документы.
– Среди них электронное предварительное информирование. Услугой пользуются таможенные декларанты и перевозчики. Преимущество заключается в том, что в один момент можно заказать электронное предварительное информирование для большого количества транспорта. Эта информация попадает в таможенные органы, которые анализируют ее, чтобы сократить время прохождения таможенных процедур, – пояснила эксперт.
Она напомнила, что для физлиц через портал оформляется выдача пропусков на право временного пребывания и передвижения в пограничной полосе.
– Вместе с тем завершаются мероприятия по переводу еще одной процедуры для физлиц по выдаче пропуска на посещение зоны отчуждения. Вскоре его можно будет получить онлайн. Обращу внимание, что появилась услуга по дезинфекции транспортных средств. Это обязательная процедура для всех авто, которые въезжают в страну. Для того чтобы ее пройти, нужно получить контрольную марку. Ее также можно заказать через портал «Е-Паслуга», – сообщила Светлана Караневич.
Кроме того, как отметил Егор Воронов, услуги нестрогой аутентификации на портале сегодня уже доступны для граждан всего мира. И среди таковых растет спрос. Чаще всего электронными услугами в Беларуси интересуются граждане России. В 2024 году от них было более 1500 обращений. Из Латвии – более 470, из Израиля – более 130. В списке также Германия, Великобритания, Казахстан, Финляндия, Эстония, Индия, Египет, Венгрия, Нидерланды и ряд других стран.
– В конце 2024 года в Беларуси изменились визовые правила. Вводятся электронные визы для граждан 67 стран. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 16 декабря 2024 г. № 953. Через портал вскоре можно будет заказывать электронные визы. В конце марта это будет введено на нашей площадке. Все механизмы для работы данной услуги уже отладили, – пояснил эксперт.
Он также обратил внимание, что сегодня портал «Е-Паслуга» работает с широким спектром платежных систем и иностранцы спокойно могут приобретать услуги.
– Мы работаем над расширением возможностей получения услуг на нашем портале для иностранцев, но явных барьеров нет уже сейчас, – добавил Егор Воронов.
Итоги прошлого года и что ждать в 2025-м
Светлана Караневич во время прямой линии напомнила, какие электронные услуги появились на портале «Е-Паслуга» в 2024 году.
– В прошлом году на портале появилось 128 новых сервисов. Из них 100 административных процедур и 28 электронных услуг.
Например, в декабре появилась услуга о предоставлении сведений по медсправкам из 24-й поликлиники Минска. То есть водители могут в отношении себя запросить информацию о том, что такая справка им выдавалась. В случае если этой справки нет на руках, ее можно запросить через портал и предъявить, если это будет нужно. Кроме этого, в декабре появилась административная процедура в электронном виде по согласованию маршрута движения автомагазинов в сельской местности, – сообщила эксперт.
Она отметила, что в 2024 году оцифровали и разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Это очень интересно для водителей многих автомобилей со сроком эксплуатации до двух лет, когда не нужно приезжать на линию техосмотра, а можно онлайн заказать эту административную процедуру и получить разрешение в личном кабинете.
Егор Воронов рассказал, что в 2025 году появится ряд новых услуг на портале.
– Например, появится регистрация по месту жительства граждан Беларуси и иностранцев, выдача паспорта застройщика, обмен водительского удостоверения, согласование документации на строительство, регистрация маломерных судов, аккредитация учреждений образования, регистрация рекламных игр, более 60 административных процедур по получению или изменению лицензий на разные виды деятельности. Появится и принятие решения по самовольному строительству, а также выдача разрешения на возведение жилых домов либо капитальных построек на придомовой территории, – пояснил эксперт.
Он отметил, что на портале появятся цифровые услуги по получению разрешения на проектирование, возведение, реконструкцию или реставрацию объектов или их снос, также по получению разрешения на установку зарядных станций для электромобилей. В ближайшее время можно будет получить онлайн-пропуск на пребывание на территории зоны отчуждения, справку о размере пособий по уходу за инвалидами.
– В Министерстве финансов анонсировали появление услуг в сфере страхования. То есть будет переведено в электронный вид большое количество взаимодействий с гражданами и субъектами хозяйствования именно в области страхования, – подчеркнул Егор Воронов.
Проактивные сервисы
Светлана Караневич рассказала и о том, как на портале «Е-Паслуга» в ближайшей перспективе будут развиваться проактивные сервисы.
– Речь идет о том, когда гражданин не обращается специально за нужной информацией, но получает ее от государства в подходящее время. Например, о том, что он достиг пенсионного возраста и ему полагаются соответствующие начисления. Данная информация будет приходить в будущем в личный кабинет. Или с появлением у женщины ребенка ей сообщается о том, что пособие пришло. В 2025 году должны появиться первые 10 проактивных сервисов. Единственная проблема, с которой мы сталкиваемся, – это отсутствие или ненадлежащее качество источников данных для этих проактивных услуг, – отметила эксперт.
Она пояснила, что для большинства жизненных ситуаций, которые сегодня рассматриваются в НЦЭУ для перевода в проактивный формат, нужен ресурс ЗАГСа.
– Он сейчас разрабатывается и будет наполняться. После его появления можно будет существенно продвинуться в этом направлении. Ожидается, что это произойдет в 2025 году, – сказала Светлана Караневич.
Илья Крыжевич, « Рэспубліка», 6 февраля 2025 г.