05.02.2025
Минстройархитектуры: государство делает акцент на строительстве арендного жилья
В последние годы государство делает акцент на строительстве арендного жилья. Чем это обосновано, корреспонденту
БЕЛТА пояснила начальник главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяна Василючек.
Было отмечено, что возведение арендного жилья – это перспективное направление, характерное для многих стран. Представитель Министерства привела в пример опыт России, Турции, Казахстана, где созданы жилищные компании, специализирующиеся на привлечении через разные механизмы инвестиций в строительство жилья, в том числе арендного. А в Словакии государственная жилищная политика имеет два приоритета: развитие и укрепление государственного арендного сектора жилья, а также комплексное обновление существующего жилфонда. Показателен и пример Китая, где государственная поддержка формируется для разных сегментов жилья: доступное коммерческое, государственное арендное и социальное. В то же время жилищная модель в Нидерландах основана на жилищных ассоциациях, которые являются некоммерческими организациями и обеспечивают 80 % социального арендного жилья.
«Анализ показал, что в развитых странах упор делается на поддержку доступности жилья в первую очередь через субсидирование арендной платы. Также используется такой инструмент, как государственная помощь частным застройщикам для строительства арендного жилья с низкой стоимостью», – обратила внимание начальник главного управления строительства и жилищной политики.
В свою очередь, в Беларуси действует Указ Президента от 29 августа 2024 г. № 344 «О субсидировании юридических лиц при возведении или приобретении жилых помещений», которым предусматривается предоставление юрлицам (госорганизациям и хозобществам с долей государства в уставном фонде более 25 %) субсидий для уплаты части процентов за пользование кредитами, предоставляемыми банками на возведение жилых помещений для работников. Размер субсидий для уплаты части процентов по кредиту, подлежащих предоставлению юрлицам, составляет 50 % ставки рефинансирования Нацбанка. Было подчеркнуто, что указ стимулирует организации строить арендное жилье для работников.
«Оказание государственной поддержки определенным категориям граждан на строительство жилья в собственность требует значительных затрат республиканского бюджета, которые ежегодно увеличиваются с нарастающим итогом. Логичным выходом из сложившейся ситуации является поэтапное увеличение объемов строительства арендного жилья, – комментирует Татьяна Василючек. – Одно из преимуществ арендного жилья, на мой взгляд, в том, что оно делает трудовые ресурсы мобильными, позволяя искать не работу возле дома, а дом возле работы».
Проект Концепции государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года подразумевает поэтапное увеличение объемов строительства арендного жилья. В планах, кроме того, пересмотр условий формирования платы за арендное жилье, разработка порядка и условий его выкупа. Урегулирование этих вопросов должно осуществляться через внесение изменений в Жилищный кодекс. Объемы строительства арендного жилья будут определяться ежегодно постановлениями Совета Министров.
По информации
БЕЛТА
Минюст об изменениях законодательства в сфере страхования ответственности риэлтерских организаций
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).

Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Как построить жилье в Минске с помощью семейного капитала, подсказали в горисполкоме
Заместитель начальника отдела правового регулирования и реализации жилищной политики управления жилищной политики Мингорисполкома Татьяна Бухта рассказала в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, как построить жилье в Минске с помощью семейного капитала.
Практически каждая многодетная семья в Минске для строительства жилья использует семейный капитал, рассказала Татьяна Бухта. «Они используют его для того, чтобы покрыть разницу между господдержкой, которую предоставили по нормативу, и фактической стоимостью квартиры, – отметила она. – Семейный капитал сейчас составляет порядка Br30 тыс. – это достаточно большая сумма, которая может покрыть кусок затрат на строительство жилья, поэтому активно пользуются спросом разрешения на досрочное использование капитала при строительстве».
Нюанс в этом случае заключается в том, что многодетная семья должна состоять на учете нуждающихся, т.е. если они пошли самостоятельно покупать квартиру и не состояли на учете нуждающихся, досрочно семейным капиталом воспользоваться не разрешат. Но если строительство осуществляется по направлению администрации, тогда решение с высокой долей вероятности будет принято в положительную сторону.
Говоря о кредитах на строительство жилья с господдержкой, Татьяна Бухта отметила, что их предоставление зависит от того, по какому перечню возводится жилой дом. «Это может быть выдача субсидий по Указу № 240 или льготное кредитование, которым занимается только «Беларусбанк». Субсидии на погашение процентов за пользование кредитом выдает ряд банков – «Беларусбанк», «Белинвестбанк», «Белагропромбанк» и другие», – пояснила она.
По информации
БЕЛТА
Кто и где может получить господдержку на строительство жилья, пояснили в Минстройархитектуры
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» рассказала, кто и где может получить господдержку на строительство жилья.
Далеко не все категории граждан, состоящих на учете нуждающихся в крупных городах, имеют право на господдержку, обратила внимание Инна Пинковская. «У нас определен закрытый перечень таких категорий граждан. А любой человек, который строит жилье в населенном пункте с численностью населения до 20 тыс. и в городах-спутниках, потенциально относится к числу получателей господдержки», – подчеркнула она.
Размер государственной поддержки при строительстве жилья зависит от количества членов семьи. К примеру, поддержка предоставляется на 15 кв.м или 20 кв.м на человека и в рамках предельного норматива, который ежегодно утверждается Правительством. «Это 20 кв.м, в пределах которых предоставляется государственная поддержка на каждого члена семьи во всех городах страны, кроме Минска (в столице субсидируется 15 кв.м на одного человека. – Прим. БЕЛТА), и для многодетных семей. То есть вне Минска на пять квадратных метров профинансирует больше, что довольно значимо», – пояснила представитель Минстройархитектуры.
Первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Алексей Дробышевский добавил, что точный размер господдержки не высчитать, потому что у каждой семьи она разная.
По информации
БЕЛТА
С 22 марта 2025 г. изменяется порядок проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации
Изменения установлены в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2024 г. № 969 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 791 и от 24 сентября 2021 г. № 548».
Нововведения обусловлены, в первую очередь, приведением Положения о порядке проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 791, в соответствие с нормами Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Основные изменения касаются порядка предоставления документов для проведения государственной строительной экспертизы (далее – госстройэкспертизы) в связи с отменой с 22 марта 2025 г. административной процедуры по получению заключения государственной экспертизы по градостроительной, проектной документации.
Они исключат избыточные административные барьеры и позволят снизить нагрузку на деятельность субъектов хозяйствования за счет возможности использования более оптимальных подходов, учитывающих особенности и многообразие объектов строительства.
С подробной информацией о нововведениях и их применении заявители госстройэкспертизы могут ознакомиться на интернет-портале органов государственной строительной экспертизы
gse.by.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
В Минэкономики напомнили о правах и обязанностях членов садоводческих товариществ
Садоводческое товарищество основано на принципах корпоративного управления, важно помнить, однако, что члены товарищества имеют не только права, но и обязанности. Что входит в их число, в общении с журналистами уточнила консультант юридического управления Министерства экономики Ирина Скачкова, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В садоводческом товариществе все вопросы решаются сообща, на общем собрании, которое является высшим органом управления, – добавила юрист. – Кроме того, в товариществах образуются такие органы, как правление, ревизионная комиссия, возможно создание собрания уполномоченных и счетной комиссии».
Так, члены товарищества могут избирать и быть избранными в органы управления и знакомиться с документами товарищества, заниматься строительством садовых домиков и хозпостроек и другой деятельностью на предоставленном им земельном участке, распоряжаться имуществом, обращаться в суд с требованием признать недействительным решение, которое не устраивает членов товарищества, выйти из садоводческого товарищества по своему усмотрению. Перечень прав этим не ограничивается.
Вместе с тем консультант юридического управления заострила внимание и на обязанностях членов садоводческого товарищества. К ним можно отнести, например, обязанность выполнять решения общего собрания и правления членов товарищества, как и требования устава, приступать к освоению земельного участка в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, использовать участок в соответствии с его целевым назначением. Еще одна обязанность, которой, по словам Ирины Скачковой, члены садоводческого товарищества часто пренебрегают, – своевременное внесение взносов.
Как напомнила юрист, Министерство экономики выступает разработчиком законодательства о деятельности садоводческих товариществ.
По информации
БЕЛТА