04.02.2025
Можно ли выкупить арендное жилье? Ответили в Минстройархитектуры
В Жилищном кодексе прописано, что продажа арендного жилья, жилых помещений социального пользования и в общежитиях, специальных жилых помещений, как и отчуждение их на безвозмездной основе, не допускаются, однако есть исключения. Нюансы корреспонденту
БЕЛТА разъяснила начальник главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяна Василючек.
Так, отдельными указами Главы государства предоставляется возможность передачи в собственность нанимателей арендного жилья, расположенного в сельской местности. Указом Президента от 17 июня 2011 г. № 253 «Об отдельных вопросах купли-продажи жилых домов (квартир) сельскохозяйственных организаций» определена возможность передачи в собственность нанимателей жилых домов или квартир, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. Это жилье должно находиться в государственной и частной собственности и хозведении, оперативном управлении либо безвозмездном пользовании сельхозорганизаций или быть переданным в коммунальную собственность в рамках финансового оздоровления. Речь идет о жилье, построенном или реконструированном, приобретенном с господдержкой.
«Важно отметить, что даже после передачи жилых помещений организациям ЖКХ в рамках финансового оздоровления сельхозорганизаций люди, проживающие в арендном жилье, имеют право на приобретение занимаемых помещений в собственность», – добавила Татьяна Василючек.
Претендовать на получение арендного жилья в собственность могут и военнослужащие. Указом Президента от 13 февраля 2023 г. № 37 такая возможность дается нанимателям-военнослужащим арендного жилья, однако все зависит от выслуги. Если она составляет 20 лет, жилье передается на возмездной основе по оценочной стоимости, но не выше рыночной стоимости. Если 25 лет – безвозмездно.
Был упомянут еще один документ: Указ Президента от 28 мая 2020 г. № 177 «О мерах по развитию юго-восточного региона Могилевской области». Согласно документу, после 30 июня 2025 года будет предоставлена возможность передачи в собственность нанимателей арендного жилья за 10 % его стоимости при соблюдении в совокупности ряда условий. Во-первых, наличие у покупателя права владения и пользования арендным жильем в течение не менее 10 лет непрерывно, исчисленных с 1 июля 2015 года для покупателей арендного жилья, предоставленного до указанной даты, или с даты заключения договора найма жилого помещения – для покупателей арендного жилья, предоставленного после 30 июня 2015 года. Во-вторых, сохранение покупателем трудовых отношений с организациями не менее 10 лет непрерывно, исчисленных после 30 июня 2015 года. В-третьих, отсутствие задолженности по плате за пользование этим арендным жильем и плате за ЖКУ.
Татьяна Василючек дополнила, что указом уже предоставлена возможность приобретения незаселенного невостребованного жилья за 10 % его стоимости при условии сохранения трудовых отношений с организациями юго-восточного региона области в течение не менее трех лет.
Еще Указом Президента от 13 июня 2018 г. № 237 «О распоряжении государственным жилищным фондом» установлена возможность приобретения незаселенных жилых домов и квартир, расположенных в сельской местности и находящихся в госсобственности, на аукционе, в том числе с начальной ценой, равной одной базовой величине, а также в отдельных случаях без проведения аукционов при условии невостребованности жилья в течение шести месяцев подряд и более в качестве арендного, жилых помещений соцпользования и специальных жилых помещений и письменного отказа местных исполнительных и распорядительных органов от их приобретения в коммунальную собственность.
Наконец, Указ Президента от 7 апреля 2020 г. № 121 «О жилищных отношениях» предусматривает передачу в собственность граждан одноквартирных жилых домов и квартир в блокированных жилых домах при наличии в совокупности некоторых условий. Во-первых, жилые помещения должны быть предоставлены гражданам во владение и пользование до 1 апреля 2014 года, за исключением предоставленных на период трудовых отношений специальных жилых помещений и жилых домов сельхозорганизаций. Во-вторых, одноквартирные, блокированные жилые дома и их придомовые территории, квартиры в блокированных жилых домах должны быть признаны не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, но при этом пригодными для проживания.
Как сообщалось ранее, темпы возведения арендного жилья в Беларуси в 2024 году увеличились на 35 % по сравнению с 2023 годом.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов. Как новые подходы применяются на практике
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов в эксплуатацию. Указ от 31 января 2025 г. № 46, которым введены нормы, вступил в силу в мае. Документ предназначен для оптимизации процессов, в том числе ускорения процедур. Как новые подходы применяются на практике, рассказала журналистам заместитель начальника главного управления – начальник управления проектной деятельности, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Анна Кудравец, сообщает
БЕЛТА.
Приемка объектов
Один из разделов указа касается упрощенной приемки объектов, построенных по проектной документации и без существенных изменений. Они могут приниматься на основании заключения Государственного строительного надзора без получения заключений иных контролирующих органов. Такие условия действуют по объектам, возводимым по повторно применяемым проектам, а также по проектной и сметной документации, которые прошли полный цикл государственной экспертизы.
«Даже если вносились изменения в процессе, наличие заключения экспертизы является обязательным. Здесь как раз и выявился сдерживающий фактор – восприятие двух этих норм как совокупности условий (по проектной документации повторного применения и с экспертизой), что неверно. Это два обособленных значения», – пояснила специалист.
Данный подход допускается и для объектов, которые были законсервированы и завершаются после возобновления работ.
Упрощенное строительство
Вопросы на практике возникают и по разделу, определяющему порядок упрощенного строительства, последующую приемку таких зданий. Первоочередной шаг, который должен сделать заказчик: оценить соответствие объекта критериям (4–5-й класс сложности, отсутствие запретов). Также строительство должно вестись на предоставленном земельном участке без изменения его целевого назначения.
Также важно убедиться, что не будут превышены разрешенные нагрузки на инженерные коммуникации. «Сведения о максимально допустимых нагрузках определяются заказчиком на основании существующих договоров на снабжение тем или иным ресурсом, заключенных с эксплуатирующей организацией, на балансе которых находятся объекты инфраструктуры. При чем такие сведения ни в коем случае нельзя воспринимать как технические условия на инженерно-техническое обеспечение объектов, выдаваемые в рамках разрешительной документации. То есть такими организациями дополнительные требования к заказчику, объекту выдвигаться не могут», – проинформировала представитель Минстройархитектуры.
После оценки возможности применения норм указа принимается локальный нормативный правовой акт заказчика о том, что проект реализуется в упрощенном порядке: на основании эскизного проекта и чертежей. Следующий этап – обязательная регистрация в ЕРОКС (информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства»). В последующем разрабатывается и согласовывается с соответствующим структурным подразделением исполкома эскизный проект (согласно административной процедуры в Едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования).
Требования безопасности
По словам Анны Кудравец, следующий этап – подготовка чертежей, которые должны подтверждать безопасность и соответствие нормативам (по надежности конструктивов зданий, сооружений, подготовке строительной площадки, включая инженерную защиту, санитарным, противопожарным нормам и др.)
«Чтобы обеспечить такие решения, применяется национальный комплекс технических нормативных правовых актов либо методических документов в области архитектурно-строительной деятельности, – пояснила специалист. – В отношении объектов 4-го класса сложности необходимо наличие аттестата соответствия у разработчика чертежей как при разработке проектной документации по таким объектам».
После разработки чертежей заказчик и застройщик должны направить уведомление о начале выполнения строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора. После регистрации объекта можно приступать к строительству.
«Чтобы обеспечить надежность эксплуатации и последующую приемку объекта, в период строительства заказчик ни в коем случае не освобождается от ведения исполнительной документации. Только по данным – ввиду послаблений, устанавливаемых указом, – предусмотрен более сокращенный перечень, чем при обычном порядке», – добавила Анна Кудравец.
В обязательном порядке предоставляются акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки конструкций, индивидуальных испытаний смонтированного оборудования. Сохраняется необходимость ведения документов об оценке соответствия применяемых на объекте строительных материалов и изделий.
По завершению строительства в обязательном порядке получаются заключения надзорных органов (при необходимости их получения) в зависимости от функционального назначения, за исключением органов государственного энергетического и газового надзора, а также территориальных органов по чрезвычайным ситуациям. «Это обусловлено тем, что представители этих организаций входят в дальнейшем в состав приемочных комиссий. Отдельного заключения от них получать не требуется», – рассказала Анна Кудравец.
Финишный этап – получение заключения органов государственного строительного надзора. На его основании заказчиком, застройщиком создается приемочная комиссия, обязательный состав которой указан в приложении к указу. Результаты приемочной комиссии оформляются актом приемки по установленной Минстройархитектуры форме.
Подробные рекомендации по применению законодательства размещены на сайте Министерства.
«Строительство – зона ответственности всех участников жизненного цикла здания, сооружения, – подчеркнула Анна Кудравец. – Для дополнительного разъяснения новых норм планируем выпустить отдельную памятку с пошаговой инструкцией, что необходимо делать, чтобы не возникало трудностей».
Специалист напомнила, что указ не распространяется на многоквартирные жилые дома и направлен на применение юридическими лицами. Для граждан уже давно действует иной порядок, где также упрощены нормы.
Надежда Матвеева,
БЕЛТА
Главой государства подписан Указ о совершенствовании порядка заселения арендного жилья
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 388 «О совершенствовании порядка заселения арендного жилья».
Документ направлен на сокращение сроков заселения граждан в построенные государственные арендные квартиры до 30 рабочих дней от даты утверждения акта приемки жилого дома в эксплуатацию. В настоящее время такое заселение допустимо осуществлять в срок до 200 дней.
Указом сокращена продолжительность действующих процедур, необходимых для заселения граждан.
В частности, работы по технической инвентаризации строящегося жилого дома будут начинаться не позднее чем за 45 календарных дней до приемки его в эксплуатацию (сейчас – после утверждения акта ввода).
Сроки обращения за предоставлением арендного жилья, составления технических паспортов, регистрации объектов недвижимости и другие сокращаются до 1–5 дней (ранее – не менее одного месяца).
Указ вступает в силу с 1 января 2026 года.
До указанного срока местным Советам депутатов поручено принять решения по заселению арендных квартир, находящихся в коммунальной собственности, также в 30-дневный срок.
Кому и на каких условиях положены льготы при строительстве жилья, рассказали в Минстройархитектуры
Где можно построить или купить жилье с господдержкой, рассказала в пресс-центре
БЕЛТА заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская.
Главой государства подписан Указ № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» от 6 марта 2025 г. В этом законодательном акте сгруппированы все виды господдержки, на которые имеют право граждане. «В них входят три вида: льготные кредиты, одноразовые субсидии и финансовая помощь государства в погашении льготных кредитов. На получение льготных кредитов имеет право 21 категория граждан (11 во внеочередном порядке). На получение одноразовых субсидий право предоставлено 17 категориям граждан (10 во внеочередном порядке). Финансовая помощь предоставляется многодетным семьям и молодым семьям при рождении детей. Также есть категории, которые имеют право получить одновременно и льготный кредит, и одноразовую субсидию, – таких 6. В том числе есть и категории, которые имеют право получить все поддержки одновременно. Например, молодая семья», – сказала Инна Пинковская.
Господдержка в виде льготных кредитов либо одноразовых субсидий предоставляется при строительстве или реконструкции одноквартирных либо блокированных жилых домов гражданами подрядным либо хозяйственным способом. Кроме того, с использованием льготных кредитов либо одноразовых субсидий граждане могут приобрести жилые помещения, построенные по госзаказу, а также на первичном или вторичном рынке жилья, но только в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек. «Это значит, что априори любой очередник населенного пункта до 20 тыс. человек, который при определенных условиях имеет право на получение господдержки, вправе воспользоваться льготным кредитом и улучшить свои жилищные условия. Любой очередник иного населенного пункта, например Минска, если он осуществляет строительство или приобретение жилого помещения в населенном пункте до 20 тыс. человек, также имеет право воспользоваться господдержкой», – пояснила она. В других случаях приобрести жилое помещение на первичном или вторичном рынке жилья могут только многодетные семьи. Иные категории граждан таким правом не наделены.
Кроме того, она подробнее рассказала об основных условиях предоставления господдержки. «Гражданин должен состоять на учете нуждающихся, относиться к тем категориям граждан, которые упомянуты в Указе № 95. Он должен быть малообеспеченным. Порядок отнесения граждан в категории малообеспеченных определяется соответствующим постановлением Совмина № 328 «О порядке предоставления государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилых помещений» от 13 июня 2025 г. Льготные кредиты у нас предоставляются с соблюдением очередности. Принцип также определен в постановлении № 328. Льготные кредиты и одноразовые субсидии не предоставляются, если гражданин относится к трудоспособным гражданам, не занятым в экономике», – отметила Инна Пинковская.
Господдержка предоставляется один раз. «Исключение составляет либо многодетная семья, либо граждане, которые приобрели статус многодетной семьи в связи с рождением ребенка. Иные категории таким правом не наделены. Жилое помещение, которое семья построила с господдержкой, она не вправе предоставлять по договору найма до погашения льготного кредита. Кроме того, на это жилое помещение налагается обременение в виде невозможности его отчуждения до погашения льготного кредита и в течение пяти лет с момента досрочного погашения кредита. Исключения составляют те случаи, которые определены в законодательстве. Например, переезд в другую местность, улучшение жилищных условий», – обратила внимание заместитель начальника.
Размеры господдержки также закреплены в законодательстве. Наиболее льготные условия предоставления господдержки имеют многодетные семьи. Им льготные кредиты предоставляются под 1 % на 40 лет. На такие же условия предоставляются льготные кредиты и детям-сиротам. Иным категориям граждан в основном льготные кредиты предоставляются на срок до 20 лет под 5 % годовых. Есть категория граждан, которые проживают, работают и строят жилье в населенных пунктах до 20 тыс. человек. У них проценты по кредиту составят только 3 % годовых, пояснила Инна Пинковская.
Также есть особенности предоставления льготных кредитов. «Например, военнослужащим и приравненным к ним лицам, которые состоят на учете по месту службы и направляются на приобретение жилья по госзаказу по месту службы. Они должны 10 лет прослужить с момента получения льготного кредита. Такие же условия у нас предусмотрены и в населенных пунктах юго-восточного региона Могилевской области. Если льготные кредиты им предоставляются с учетом преференции для такой категории граждан под 1 % годовых, они обязаны осуществлять трудовую деятельность на такой территории в течение 10 лет с момента получения кредита», – подытожила она.
По информации
БЕЛТА
Определены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за январь
Министерство архитектуры и строительства определило статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за сентябрь. Это предусмотрено ведомственным постановлением от 10 октября 2025 г. № 110, которое официально опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале, сообщает
БЕЛТА.
Документом определены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов (средний по стране – 100.7564), строительных материалов, изделий и конструкций (средний по стране – 100.3865). Они рассчитаны за сентябрь к августу.
Также установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, указанные за сентябрь 2025 года к сентябрю 2024 года. Средний индекс по стране составил 113.0828.
Постановление вступает в силу после официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
План по сотрудничеству до 2028 года подписали Беларусь и Новгородская область
Беларусь и Новгородская область России подписали сегодня план мероприятий на 2026–2028 годы по реализации соглашения между о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Минстройархитектуры.
Министр архитектуры и строительства Беларуси Александр Студнев и первый заместитель губернатора Новгородской области Евгений Богданов во время пятого заседания рабочей группы по сотрудничеству Беларуси и Новгородской области России обсудили торгово-экономическое сотрудничество и реализацию дорожной карты на 2023–2026 годы. Кроме того, стороны рассказали о реализованных проектах в строительной, сельскохозяйственной, промышленной, образовательной сферах. Были также сформированы предложения по поставкам товаров и оказанию услуг.
По итогам рабочей встречи Министр архитектуры и строительства Александр Студнев и первый заместитель губернатора Новгородской области Евгений Богданов подписали план мероприятий на 2026–2028 годы по реализации соглашения между Беларусью и Новгородской областью России о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве.
По информации
БЕЛТА
(фото Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь)