Рост кредитования и цифровое развитие. На чем сосредоточится Нацбанк в 2025 году
Заместитель Председателя Правления Национального банка Дмитрий Калечиц в своем докладе на тему «Обеспечение финансовой стабильности в 2024 году и задачи на 2025 год» рассказал, на чем Нацбанк сосредоточится в 2025 году, сообщает БЕЛТА.
Говоря о задачах на 2025 год, Дмитрий Калечиц отметил, что банкам следует более активно участвовать в поддержке перспективных долгосрочных экономических проектов, в том числе оказывать предприятиям максимально возможное содействие в разработке инвестиционных проектов, формируя для этого необходимую ресурсную базу. «При этом важно учитывать возможности банков ввиду ограниченности ресурсной базы и того, что значительная часть пассивов банков является краткосрочной. Необходимо развивать инструментарий поддержки, альтернативный прямому банковскому финансированию – рынок акционерного капитала, инвестиционных токенов, проектного финансирования, краудфандинга», – рассказал он.
Заместитель Председателя подчеркнул: Национальный банк будет стремиться поддерживать рост кредитования в 2025 году в соответствии с параметрами, определенными в основных направлениях денежно-кредитной политики. «Это является важным фактором недопущения роста уровня системных рисков», – отметил он.
Особое внимание будет уделяться небанковским каналам финансирования физических лиц на потребительские цели. На текущий момент активно развиваются лизинговые операции, онлайн-заимствование, отметил он. В этой связи Национальный банк будет проводить комплексный мониторинг с целью своевременного упреждения возможных рисков.
Среди ключевых инфраструктурных проектов и инициатив в области платежей и цифрового развития на 2025 год Дмитрий Калечиц выделил продолжение работы по организации платежной системы цифрового белорусского рубля, будут также подготовлены комплексные изменения в законодательство. Реализация данной задачи будет осуществляться с применением программно-технического комплекса (платформы цифрового белорусского рубля), функционирующего на основе технологии блокчейн.
Продолжится развитие межбанковской системы идентификации, направленное на повышение удобства ее использования, безопасности и привлекательности для клиентов. Также в целях снижения риска нарушения функционирования автоматизированных систем и обеспечения гибкой возможности их модернизации и информационной безопасности банкам следует уделять повышенное внимание уменьшению зависимости от иностранных поставщиков программно-технических решений.
По информации БЕЛТА
С января 2026 года в промышленную эксплуатацию планируют запустить Централизованную информационную систему здравоохранения. Она создается по распоряжению Главы государства. Программное обеспечение должно объединить все организации здравоохранения – от ФАПов до РНПЦ – в единую информационно-коммуникационную инфраструктуру. Это значительно облегчит обмен информацией. Какие сервисы и услуги получат граждане и как изменится парадигма взаимодействия пациентов и системы здравоохранения, рассказали журналистам эксперты, принимавшие участие в создании этого амбициозного проекта, сообщает БЕЛТА.
По словам заведующего сектором программно-информационного обеспечения Министерства здравоохранения Виктора Сидоренко, сама идея появилась в 2016 году. Ее реализовывали сначала по линии Всемирного банка в рамках соответствующего займа, однако затем банк приостановил проект по независящим от Беларуси обстоятельствам. Благодаря решениям Главы государства и поддержке Правительства проекту было дано новое дыхание и поставлена конкретная задача – сделать программное обеспечение в составе 10 подсистем.
Что включает система
Одной из важнейших будет подсистема интегрированной электронной медицинской карты пациента. Ее цель – формирование одной электронной истории болезни в отношении одного гражданина. Тем самым планируется уйти от ситуации, когда у пациента может быть несколько медкарт в разных организациях здравоохранения, куда он когда-либо обращался. После введения системы появится единая карта, доступная организациям здравоохранения по определенным правилам и с учетом всех требований безопасности.
Медицинский работник получит возможность знакомиться с информацией независимо от проживания пациента и локации практической деятельности самого медицинского работника.
Немаловажный компонент – личный электронный кабинет пациента, с помощью которого гражданин либо законный представитель гражданина может общаться с организацией здравоохранения. На данном этапе будут реализованы такие базовые функции, как запись на прием к врачу, просмотр результатов лабораторных исследований, результатов посещений организаций здравоохранения в целом, возможность просмотра выписанных электронных рецептов и др.
«Безусловно, это не исчерпывающий перечень. Мы будем учитывать пожелания наших граждан по дальнейшему развитию и открытию тех или иных сервисов», – отметил Виктор Сидоренко.
Создается также единая система, которая объединит результаты всех лабораторных исследований граждан. Концепция подразумевает учет анализов вне зависимости от места их сдачи: в частном или государственном секторе. Результаты будут доступны для просмотра лечащему врачу в любом учреждении здравоохранения. По аналогии создается единый архив медицинских изображений. По сути, это хранилище КТ, МРТ-снимков и других результатов диагностических исследований на цифровом оборудовании, которое сейчас активно внедряется в организации здравоохранения.
Немаловажный аспект – создание подсистемы управления очередями пациентов. Благодаря этому Министерство здравоохранения, главные управления по здравоохранению облисполкомов, комитет по здравоохранению Мингорисполкома смогут мониторить злободневные вопросы очередности пациентов на эндопротезирование, хирургические вмешательства и др.
По сути, централизованная платформа позволит создать единое медицинское информационное пространство. В целом должна измениться парадигма взаимодействия пациента и системы здравоохранения. Отказ от бумажных форм, использование личного кабинета пациента и др. – все это в перспективе упростит формат взаимодействия, а также повысит качество и доступность медпомощи.
Сейчас информационная система находится в стадии опытной эксплуатации, которая продлится до конца ноября этого года. В декабре будет проходить стадия приемочных испытаний. На данный момент к системе подключены 60 организаций разного уровня (от центральных районных больниц до РНПЦ), которые входят в пилотную зону. «В ходе опытной эксплуатации будет решен ряд задач и сделан самый главный вывод: готова или нет система для ввода в промышленную эксплуатацию с января 2026 года», – сказал Виктор Сидоренко.
Критически важная система государства
Участие в создании Централизованной информационной системы здравоохранения принимает не только Министерство здравоохранения. Это общегосударственная задача. Генеральным подрядчиком по разработке программного обеспечения и мозговым центром процесса выступает Агентство цифровой трансформации. Созданием защищенных каналов электросвязи занимается РУП «Белтелеком». Это важное звено, которое, как кровеносная система, организовывает связь больниц с центром обработки данных. Сердце, или пламенный мотор, – ООО «Белорусские облачные технологии».
Система создается исключительно силами белорусских разработчиков, без привлечения внешних ресурсов. Итоговый продукт будет исключительно белорусским, подчеркнул первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации Сергей Руднев. Благодаря этому, по его словам, систему можно будет развивать так, как это удобно в Беларуси, ни под кого не подстраиваясь и выстраивая именно те процессы, которые определяет регулятор – Министерство здравоохранения. На проекте постоянно задействовано около 90 разработчиков. Периодически подключаются дополнительные команды в зависимости от поставленных задач.
«Разработка подобной системы – это не просто выполнение технического задания. По сути, это трансформация целой отрасли, – отметил Сергей Руднев. – Дело в том, что программное обеспечение дает ряд вызовов. Регулятор понимает это и слышит, своевременно корректируя нормативно-правовую основу функционирования системы здравоохранения».
Первый заместитель генерального директора агентства подчеркнул, что эта система будет одной из наиболее критически важных систем государства, она должна работать в режиме 24/7. Ежесуточно к ней будут обращаться и пациенты, и врачи. В перспективе она станет основным инструментом в сфере здравоохранения.
Какие возможности получат пациенты уже в 2026 году
Отдельные сервисы будут появляться постепенно. Но уже на протяжении 2026 года, как отметил Сергей Руднев, человек получит доступ в свой личный кабинет, сможет посмотреть результаты исследований, историю обращений к его медицинской карте. Если какой-либо врач обращался к информации, пациент будет понимать, когда это произошло. Кроме того, человек сможет записаться на прием к врачу, диспансеризацию, увидеть свой листок нетрудоспособности.
Следующий год станет поворотным не только для отрасли здравоохранения. В 2026 году должна произойти трансформация листков нетрудоспособности, в результате появится возможность работать с электронными больничными. Это важно не только для пациента, но и для нанимателя. Плюсов такого нововведения немало: прозрачность, своевременность предоставления информации и снижение нагрузки на граждан и бизнес.
«Таким образом, будет создана экосистема взаимодействия пациента и врача, врача и пациента. У регулятора появится ряд аналитических инструментов, благодаря которым, исходя из статистики, складывающейся на платформе, можно будет принимать те или иные управленческие решения, – отметил Сергей Руднев. – По сути, в одном ядре, в одном месте будет аккумулирована вся информация о пациентах Беларуси, что позволит динамично реагировать на определенные ситуации».
С 1 января 2026 г. платформа будет введена в промышленную эксплуатацию. Однако полномасштабное функционирование системы невозможно обеспечить сразу и единомоментно, обратил внимание первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации. С одной стороны, платформа должна насытиться данными. С другой стороны, и врачи, и общество должны пройти планомерный процесс вовлечения в использование этой платформы.
«Приблизительно, по моим оценкам, до конца следующего года экосистема должна заработать в том объеме, в котором она создана и реализована», – сказал Сергей Руднев.
Вместе с тем платформа не может остановиться в своем развитии. Уже в рамках реализации текущей версии составлен достаточно большой бэклог, или перечень новых модулей и подсистем. Их намерены реализовать в следующей пятилетке.
Амбициозный проект и вызов для всех участников
Цифровизация уже во многом проникла в систему здравоохранения, электронное здравоохранение в той или иной степени присутствует. Однако дальнейшее развитие, конечно же, необходимо. Централизованная информационная система здравоохранения должна стать основой для построения целостной экосистемы здравоохранения. Ее создание позволит бесшовно, гладко наладить обмен медицинской информацией как внутри системы, так и с другими государственными органами, пояснил директор РНПЦ медицинских технологий Алексей Щербинский.
«Что мы получим? Мы получим в первую очередь комфорт, более высокое качество, доступность и скорость медицинских услуг именно за счет цифровой трансформации имеющихся бизнес-процессов», – сказал он.
Создание такого продукта, как Централизованная информационная система здравоохранения, – это амбициозный масштабный проект, который является вызовом для всех участников, не только непосредственных разработчиков, IT-специалистов.
«Это вызов для системы здравоохранения: руководители учреждений здравоохранения проделывают огромную работу, связанную с внедрением централизованной информационной системы на своих базах. Также это вызов для медиков. Большое медицинское экспертное сообщество определяет не только базовые потребности, но и детализацию бизнес-процессов, которая крайне важна в их повседневной работе», – отметил Алексей Щербинский.
Директор РНПЦ обратил внимание, что в системе здравоохранения ежегодно совершается более 2,5 млн вызовов скорой медицинской помощи, столько же госпитализаций, более 100 млн посещений поликлиник. Все эти процессы требуют регулярной аналитики и управленческих решений.
«Большое количество бизнес-процессов, большое количество данных требует своевременного, оперативного принятия управленческих решений на основе первичных данных, которые и будет содержать Централизованная информационная система здравоохранения. На основе оперативных управленческих решений возможно формировать правильный и современный тренд стратегических решений, который и будет возможен на основании той описательной аналитики, которую будет представлять Централизованная информационная система здравоохранения», – заметил он.
Алексей Щербинский добавил, что на данный момент созданы системные условия для построения централизованной платформы. Обеспечена закупка необходимого количества персональных компьютеров и других технических решений. Приобретены электронные цифровые подписи для входа в систему. Проведена крайне важная часть работы, связанная с построением системы защиты информации.
По словам начальника отдела проектов государственных органов и организаций ООО «Белорусские облачные технологии» Вадима Смагина, обеспечен весь комплекс мер по информационной безопасности и надежности функционирования данной системы.
Кстати, в соответствии с программой деятельности Правительства на 2025–2029 годы, Минздраву поставлена задача подключить к этой системе все организации здравоохранения, независимо от их формы собственности. Соответственно планируется, что в этом и следующем годах будут подключены как государственные, так и частные организации здравоохранения.
Забегая вперед, следует отметить, что Министерство здравоохранения сейчас прорабатывает вопрос в отношении частных организаций здравоохранения, используя опыт российских коллег, где взаимодействие с информационной системой национального уровня является одним из лицензионных требований. Соответствующие инициативы Минздравом Беларуси предложены в закон о лицензировании.
По информации БЕЛТА
Начальник филиала Банка развития в Минске Евгений Губейко рассказал в проекте БЕЛТА «Страна говорит» о том, что является ключом к успешному проекту «Региональной инициативы».

(фото – БЕЛТА)
Ключевым в получении быстрого и качественного финансирования по «Региональной инициативе» является наличие бизнес-идеи. Однако от бизнес-идеи до качественного документа, который будет использоваться инвестором, заказчиком и банком для принятия решения, необходим полноценный бизнес-план, отметил Евгений Губейко.
«Для крупных предприятий составление бизнес-плана обычно не представляет особых сложностей, но для малого бизнеса – это одна из основных трудностей. Важно, чтобы бизнес-план учитывал все аспекты деятельности: правильно оценивал капитальные затраты, затраты на производство и чистый оборотный капитал, сроки реализации и этапы работы, а также содержал грамотный календарный график реализации», – пояснил он.
Банк развития оказывает помощь в составлении таких бизнес-планов, используя многолетний опыт финансирования инвестиций. В штате банка работают специалисты, которые как анализируют бизнес-планы, так и сами имеют опыт их составления. «В группе Банка развития есть Агентство внешнеэкономической деятельности, которое предоставляет консалтинговые услуги, включая составление бизнес-планов. Эта услуга платная, стоимость определяется индивидуально для каждого проекта. Главное, что составленные таким образом бизнес-планы соответствуют требованиям и подходам Банка развития, обеспечивая высокое качество документации для успешного финансирования проекта», – обратил внимание начальник филиала.
При входе такого пакета документов вероятность того, что он будет рассматриваться быстрее, с меньшим объемом доработок и, соответственно, с меньшими затратами на доработки, если брать внешних разработчиков, значительно выше, подчеркнул он и добавил: взаимодействие с Агентством внешнеэкономической деятельности положительно влияет на возможности оперативного и качественного финансирования.
Услуги агентства довольно популярны. «Большая часть проектов, если говорить о составлении бизнес-планов не силами предприятия, а внешними, обращаются именно в агентство, – сказал Евгений Губейко. – Организация работает не весь срок, что функционирует Банк развития, то есть это молодая организация по сути, но с каждым годом демонстрирует значительный рост качества услуг, а также увеличение объемов заявок и подготовленных бизнес-планов, которые приходят на рассмотрение в банк и к прочим инвесторам».
Помимо бизнес-плана, для промышленных предприятий и проектов ключевыми являются виды строительных работ: монтаж, модернизация, реконструкция или строительство. Часто инициаторы пытаются упростить задачу, не учитывая тонкости законодательства и не оформляя предпроектную документацию, которая необходима для технической модернизации. Без предпроектной документации проект не может полноценно двигаться вперед, и зачастую после первичных попыток упрощения процесс возвращается назад, требуя ее оформления.
Предпроектная документация включает анализ экономических и технических характеристик проекта, его обоснование и план реализации. Она необходима для соблюдения законодательства и успешного прохождения всех согласований. Важно, чтобы инициаторы представляли именно те документы, которые требуются по закону, так как это обязательное условие для продолжения реализации проекта.
По информации БЕЛТА
Министерство связи и информатизации как орган регулятор обеспечивает полноценное и всестороннее развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры для удовлетворения возрастающих потребностей государства бизнеса и граждан в получении современных и качественных услуг электросвязи.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день лицензию в области электросвязи имеют 154 оператора электросвязи.
Основным направлением развития сети электросвязи РУП «Белтелеком» является завершение процесса переключения абонентов на программно-аппаратную IMS-платформу, что позволяет предоставлять абонентам весь спектр современных телекоммуникационных услуг по одной абонентской линии. На конец отчетного квартала к IMS-платформе подключено более 3,8 млн. абонентов (домохозяйств). Строительство мультисервисных сетей позволяет не только улучшить качество и расширить перечень предоставляемых услуг, но и оптимизировать затраты на эксплуатацию сетей электросвязи.
С учетом развития услуг сети передачи данных растет число подключений к услугам широкополосного доступа, что оказывает влияние и на ширину внешнего канала доступа в сеть Интернет. Внешний шлюз для доступа в сеть Интернет постоянно расширяется также для повышения качества оказываемых услуг по доступу в сеть Интернет, резервирования и уменьшения нагрузки на отдельные направления. За январь-сентябрь 2025 года ширина внешнего канала для доступа в сеть Интернет была увеличена на 870 Гбит/с и составила на 1 октября 2025 г. 5 090 Гбит/с.
С целью модернизации существующих сетей передачи данных для улучшения качества и объема предоставляемых услуг продолжались работы по подключению абонентов с применением технологии пассивных оптических сетей (GPON), позволяющей обеспечить скорость передачи данных до 100 Мбит/с и выше.
По состоянию на 1 октября 2025 г. количество абонентов (домохозяйств), подключенных по данной технологии, составило порядка 3 132,3 тыс. и увеличилось с начала года на 79,4 тысячи.
Всего количество абонентов стационарного широкополосного доступа к сети Интернет составило 3 367,8 тыс. с приростом к началу года в 83,6 тыс., при этом уровень проникновения стационарного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 жителей составил 37,0 ед.
Обеспечено дальнейшее развитие услуг сотовой подвижной электросвязи. По состоянию на 1 октября 2025 года общее количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в республике составило 11 970 тыс. Уровень проникновения сотовой подвижной электросвязи в республике составил 131,4 абонента на 100 жителей. Сотовой подвижной электросвязью второго и третьего поколения охвачено 99,3 процентов и 98,6 процентов территории республики соответственно, на которой проживает 99,9 процентов населения.
Активно развивалась сеть сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE и услуги на ее основе.
За январь-сентябрь 2025 года охват населения услугами сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE составил 99,6 процентов.
Развитие сетей сотовой подвижной электросвязи третьего и четвертого поколения обеспечивает стабильный рост абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет: количество абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет по итогам прошедшего квартала 2025 года составило 9 605,2 тыс. с проникновением услуг в 105,4 ед. на 100 жителей.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
6 ноября состоялось очередное заседание Совета по проектам в сфере цифрового развития при Минсвязи, на котором «дан зеленый свет» к реализации новых цифровых проектов.
Что вошло в пул мероприятий?
- развитие централизованной системы здравоохранения (ЦИСЗ) – появятся новые функциональные модули:
- учета медпрепаратов и медтехники;
- поддержки работы скорой медицинской помощи;
- поддержки функционирования службы донорской крови и др.;
- создание системы поддержки в экстренных ситуациях медицинских учреждений – распределение пациентов, быстрая связь с медперсоналом и непрерывный мониторинг состояния больных (апробирование будет в Бресте, решение подлежит интеграции с ЦИСЗ и масштабированию);
- развитие системы оценки состояния окружающей среды – дополнится прикладными цифровыми решениями для оценки индикаторов уровня радиации, состояния поверхностных вод и почвы (спойлер: сведения будут доступны не только специалистам, но и гражданам на платформе «Умный город (регион)», чтобы следить за экологической ситуацией в своем регионе);
- развитие цифровой платформы лесного хозяйства – появятся блоки:
- «Лесоустройство»;
- «Воспроизводство лесов»;
- «Лесопользование»;
- «Охотоустройство» и др.;
- внедрение ИИ-ассистентов для специалистов, обеспечивающих защиту прав и интересов граждан.
Все одобренные мероприятия направлены на создание современных цифровых инструментов для эффективной работы в отраслях экономики и повышения качества обслуживания населения.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Когда система мгновенных платежей полноценно заработает в Беларуси, рассказал Председатель Правления Национального банка Роман Головченко в интервью телеканалу «Беларусь 1», сообщает БЕЛТА.
«Система мгновенных платежей у нас функционирует с 2019 года. Но ее функционал до настоящего времени лимитирован. То есть это платежи физического лица физлицу либо юридического лица юрлицу. Основной потенциал роста для системы мгновенных платежей – работа с объектами торговли и сервиса. Когда человек может, скажем, по QR-коду заплатить за полученные товары и услуги, за покупки, за ресторан, кафе и так далее. Именно в этом направлении мы развиваем нашу систему. К концу года она должна быть запущена в полноценную эксплуатацию. Но подключение к этой системе будет проводиться постепенно», – сказал Роман Головченко.
К середине 2026 года к системе должны быть подключены белорусские банки первой группы значимости и наиболее крупные торговые объекты. «Рассчитываем на то, что к концу 2026 года все банки будут подключены к системе мгновенных платежей», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
«Что еще для нас важно – мы таким образом избегаем иностранных платежных сервисов. Ведь периодически клиенты сталкиваются с теми или иными трудностями при процессинге исходя из решений тех или иных зарубежных платежных систем», – сделал акцент Роман Головченко.
Следующий шаг – интеграция белорусской системы мгновенных платежей с российской, чтобы можно было по QR-коду оплачивать покупки не только в Беларуси, но и в России.
По информации БЕЛТА
