Нотариус – о нюансах приватизации квартиры
Сложилась такая ситуация: есть квартира в стадии приватизации 50/50 на двоих членов семьи. Один хочет погасить свою приватизацию и начать распоряжаться своей половиной. Как выделить себе определенную комнату? Можно ли продать свою часть, если второй участник еще выплачивает приватизацию?
Отвечает нотариус Гомельского нотариального округа Елена Харланова.
Для получения детальной консультации о возможности решения возникших у вас вопросов необходимо ознакомиться с условиями, на которых была произведена приватизация квартиры. Для этого можно обратиться к любому нотариусу страны. Из имеющейся информации могу пояснить следующее.
Для выделения себе комнаты в квартире можно заключить соглашение об определении порядка пользования жилым помещением. Если у собственников нет спора в отношении устанавливаемого порядка, соглашение можно заключить у нотариуса. Если же договоренность о порядке пользования жилым помещением не достигнута, то каждый из участников общей долевой собственности вправе требовать установить его в суде.
При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу иные участники долевой собственности имеют преимущественное право ее покупки по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях. Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою часть в праве общей собственности постороннему лицу, указав цену и другие условия, на которых ее продает. Если остальные участники долевой собственности откажутся от приобретения продаваемой доли в праве общей собственности в течение месяца со дня извещения, тогда продавец вправе продать ее любому лицу.
По информации « Народная газета», 25 февраля 2025 г.
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации БЕЛТА
11 апреля в рамках работы Базовой организации Содружества Независимых Государств в сфере нотариальной деятельности состоялся вебинар, посвященный вопросам обеспечения доказательств нотариусами, особенностям регулирования в национальных законодательствах. В мероприятии приняли участие представители нотариальных сообществ Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана и Беларуси.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась председатель Белорусской нотариальной палаты Наталья Борисенко, подчеркнув практический интерес нотариусов к предложенной нотариатом Республики Узбекистан теме.
Пользуясь случаем, Наталья Борисенко поблагодарила всех участников Седьмых цивилистических чтений памяти профессора М.Г. Прониной, прошедших 3 апреля 2025 г. в г. Минске на площадке Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обратив внимание на значимость обмена опытом между коллегами по актуальным вопросам внесудебной защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений в странах СНГ.
Белорусский нотариат представила председатель комиссии Белорусской нотариальной палаты по информатизации нотариата, нотариус Минского городского нотариального округа Юлия Божко. Отметив общие вопросы обеспечения доказательств нотариусами Беларуси, спикер ознакомила участников вебинара со вступлением в силу с 1 января 2026 г. Кодекса гражданского судопроизводства, которым расширена компетенция нотариуса по обеспечению доказательств, а именно предусмотрена возможность обеспечения как письменных, так и электронных доказательств как до, так и после возбуждения производства по делу в суде.
Председатель Дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты, нотариус г. Астана Олег Полумордвинов в рамках своего выступления указал, что нотариусы Казахстана в порядке обеспечения доказательств опрашивают граждан, назначают экспертизу, производят осмотр вещественных, письменных и электронных доказательств. Олег Полумордвинов привел участникам вебинара для ознакомления статистические данные, отметив, что более чем 80 % случаев обращений приходятся именно на обеспечение электронных доказательств.
Российский нотариат в рамках мероприятия представили:
Наталья Ситникова, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по международному сотрудничеству, нотариус г. Челябинска;
Анна Кленикова, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по международному сотрудничеству, нотариус г. Тулы;
Елена Глушкова, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по международному сотрудничеству, нотариус г. Екатеринбурга, кандидат юридических наук, доцент.
Наталья Ситникова посвятила свое выступление общим вопросам обеспечения доказательств в нотариальной практике нотариусов Российской Федерации, подробнее остановившись на осмотре вещественных доказательств. Наталья Ситникова обратила внимание участников вебинара, что с января 2015 года у нотариусов России появилась возможность обеспечивать доказательства как до возбуждения дела в суде, так и вне зависимости от того, на какой стадии находится дело в суде. За 2024 год установлено свыше 45 тыс. обращений за обеспечением доказательств к нотариусам России.
Анна Кленикова ознакомила участников вебинара с темой «Обеспечение доказательств нотариусами – протокол допроса свидетеля и назначение экспертизы». В частности, она рассказала об особенностях допроса нотариусом свидетеля в случаях наличия оснований полагать, что впоследствии вызов свидетеля в суд будет невозможен или затруднителен, а также о назначении нотариусом экспертизы по запросу заявителя.
Елена Глушкова в своем докладе осветила теоретические и практические аспекты обеспечения нотариусами России доказательств в сети Интернет. Она отметила ежегодный рост количества нотариальных действий по всем видам обеспечения доказательств, указав что 2/3 из них – фиксация информации, размещенной в сети Интернет, что составляет почти 31 тыс. нотариальных действий.
Элизат Сопиева, частный нотариус нотариального округа города Бишкек Кыргызской Республики, рассказала коллегам о роли нотариуса Киргизии в обеспечении доказательств в сети Интернет: правовом регулировании и правоприменительной практике. Она указала, что на сегодняшний день у нотариусов Кыргызстана есть возможность обеспечивать доказательства только до возбуждения производства по делу в суде, что приводит к повторным обращениям граждан к нотариусам после вынесения нотариусами постановления об отказе в совершении нотариального действия, а в последствии судами – судебных требований.
Член постоянной комиссии по обеспечению единой нотариальной практики и по учебно-методическим вопросам Нотариальной палаты Республики Армения Гаяне Азарян в своем докладе отметила, что в целях обеспечения доказательств нотариус допрашивает свидетелей, производит осмотр письменных или вещественных доказательств, назначает экспертизу, а также выполняет иные действия, направленные на обеспечение доказательств. Гаяне Азарян обратила внимание участников вебинара, что в 2016 году были внесены изменения в Закон «О нотариате», согласно которым нотариусы Армении удостоверяют факты, от которых зависят возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или юридических лиц.
Опытом решения актуальных вопросов обеспечения доказательств нотариусами Узбекистана поделилась главный специалист по нотариату Ташкентского городского управления Нотариальной палаты Республики Узбекистан Зульфие Османова. Она отметила как схожесть правового регулирования совершения такого нотариального действия, как обеспечение доказательств в законодательствах государств – участников СНГ, так и имеющиеся отличия, например, необходимость присутствия двух понятых при составлении протокола обеспечения доказательств нотариусом Узбекистана.
Мероприятие завершилось оживленной дискуссией.
По сообщению официального сайта Белорусской нотариальной палаты
В целях увековечения и сохранения исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, а также патриотического воспитания населения Президентом Беларуси Александром Лукашенко 8 апреля 2025 г. подписан Указ № 144 «Аб узнагароджанні вымпелам «За мужнасць і стойкасць у гады Вялікай Айчыннай вайны».
Вымпелом награждены шесть городов Беларуси, которые являются примером подвига и всенародного сопротивления, проявленных в годы Великой Отечественной войны:
- г. Кобрин;
- г. Речица;
- г. Славгород;
- г. Слоним;
- г. Смолевичи;
- г. Сенно.
Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь на публичной кадастровой карте (ПКК) обновлен информационный слой «Цитадели Мужества», который теперь содержит информацию о 42 населенных пунктах нашей страны.
Подробнее изучить обновленный слой можно на публичной кадастровой карте.
По сообщению официального сайта Национального кадастрового агентства
С 1 января 2023 года в единый реестр пустующих домов внесена информация примерно о 40 тыс. объектов, часть из них вовлекли в хозоборот, актуальной остается информация о приблизительно 26 тыс. домов. О востребованности ресурса в интервью телеканалу «Первый информационный» рассказала заместитель начальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра Госкомимущества Виктория Верина, сообщает БЕЛТА.
Работу с пустующими жилыми домами в Беларуси начали в 2006 году. С тех пор законодательство в области земельных отношений корректировалось не раз. В частности, последние правки, как заметила представитель комитета, вносились в 2021 году. Введенные тогда новшества остаются актуальными по сей день. Так, теперь пустующие жилые дома можно продавать со снижением цены вплоть до одной базовой величины либо со стартовой ценой, равной базовой. Кроме того, упрощен порядок сноса подобных домов – отныне для этого не требуется разработка проектной документации. Еще одним новшеством стало создание единого реестра пустующих домов, функционирующего с 1 января 2023 г.
«Ресурс пользуется достаточно большой популярностью и аккумулирует информацию о жилых домах, соответствующих признакам пустующих. Если ранее такие данные были разрозненными, велись в каждом районном исполнительном комитете, где составлялись отдельные списки пустующих и ветхих домов, то сегодня вся информация по стране собрана на одном ресурсе, – обратила внимание Виктория Верина. – Любой желающий может зайти на портал, просмотреть перечень и выбрать интересующий его дом, который уже продается или находится в стадии признания его пустующим и в последующем будет продан».
С начала функционирования на ресурсе была собрана информация примерно о 40 тыс. пустующих жилых домов. По словам замначальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра, часть из них продана или вовлечена в хозяйственный оборот другим способом. Актуальной же остается информация о 26 тыс. объектов. В течение 2024 года выявлено более 15 тыс. жилых домов, которые соответствуют критериям пустующих, а вовлечено в хозоборот 5340 жилых домов, из них снесено 3945, продано – 1369.
Согласно последним данным Госкомимущества, за три месяца 2025 года вовлечено в хозяйственный оборот и не только почти 1,1 тыс. пустующих домов, что на 34 % выше показателя первого квартала 2024-го. Вовлечено за это время и 247 га земель – плюс 38 % к аналогичному периоду прошлого года. Всего в 2025 году планируется вовлечь 5,5 тыс. пустующих домов и порядка 1180 га земель. С учетом проведения Года благоустройства в сравнении с 2024 годом плановые показатели увеличены на четверть.
По информации БЕЛТА
Как нотариат улучшает качество жизни жителей агрогородков, рассказала журналистам председатель Белорусской нотариальной палаты (БНП) Наталья Борисенко, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Жители агрогородков смогут обращаться к нотариусам для регистрации недвижимого имущества. Новация вступит в силу с 11 июня этого года.
Количество выездов нотариусов в агрогородки из года в год увеличивается, растет и количество нотариальных действий, которые там совершаются, отметила Наталья Борисенко. «Тем самым мы вовлечены в решение государственной задачи – сделать жизнь сельских жителей такой же комфортной, как и горожан. Я бы сказала, что нотариус чаще может приехать к сельскому жителю, чем к городскому», – сказала она.
Председатель БНП отметила, что информация о выездах нотариусов в конкретный населенный пункт доводится до жителей различными удобными средствами. Она есть даже на жировках об оплате коммунальных услуг. Записаться можно как через сайт Белорусской нотариальной палаты, так и через сельский исполком.
«Новелла по предоставлению нотариусу полномочий по направлению нотариальных актов, связанных с недвижимостью, напрямую в регистрирующие органы, еще больше улучшит качество нотариального обслуживания населения», – отметила Наталья Борисенко. Она пояснила, что жителям сельских населенных пунктов не придется ездить даже в районные центры. Вопросы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним будут решаться за одно обращение к нотариусу на месте.
В БНП рассчитывают, что регистрация перехода права собственности на недвижимость будет осуществляться практически день в день. Будет выдаваться такое же свидетельство по статусу, по правовой природе, как и в случае обращения в регистрационные службы. То есть, добавила Наталья Борисенко, не нужно будет обращаться в территориальные организации по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Вместе с тем новация будет интересна не только жителям сельских населенных пунктов, считает председатель БНП. Она пояснила это на примере. Допустим, жителю Молодечно по наследству перешла квартира в Витебске. Ранее ему нужно было получить свидетельство о праве на наследство, съездить в Витебск, получить свидетельство о госрегистрации, зарегистрировать переход права собственности. Теперь этого делать не нужно. Документ о государственной регистрации можно будет получить после обращения к нотариусу. Экономия и времени, и денежных средств граждан очевидна.
«Нотариат качественно и определенно точно с соблюдением требований законодательства оформляет наследственные права. Мне кажется, что завершение этого цикла (с вовлечением нотариусов в вопросы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. – Прим. БЕЛТА) будет соответствовать той концепции, которая есть вообще в правовом поле: однократное обращение в соответствующий компетентный орган и получение непосредственно там услуги, за которой обратился гражданин либо представитель юрлица», – отметила Наталья Борисенко.
Председатель БНП добавила, что правовое поле уже сформировано. Сейчас важно, чтобы нотариальная практика формировалась довольно естественно, без перегрузки самого нотариуса. Начиная с 10 апреля нотариусов будут обучать работе с новым программным оборудованием.
По информации БЕЛТА