Минэкономики приглашает принять участие в подготовке проекта госпрограммы «Успешное предпринимательство» на 2026–2030 годы
Цель государственной программы – создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и динамичного развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
В числе ключевых направлений, по которым предлагается сформулировать предложения в комплекс мероприятий по ее реализации:
- расширение инструментов нефинансовой поддержки бизнеса,
- совершенствование деятельности институтов развития предпринимательства,
- снижение регуляторной нагрузки на бизнес,
- укрепление взаимодействия государства и бизнеса,
- вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежь, женщин, лиц «серебряного возраста»,
- цифровизация предоставляемых госуслуг для бизнеса и другие.
Ждем ваши инициативы – их можно направить посредством Google-формы.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Какие задачи она будет решать, рассказал заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси Руслан Неверович в «Актуальном интервью» телеканалу «Первый информационный», сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Руслан Неверович обратил внимание, что сегодня малый и средний бизнес играют ключевую роль в экономике страны. Основные отрасли – промышленность, торговля, сельское хозяйство, строительство и транспорт.
Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет называться «Устойчивое предпринимательство».
«Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства, – подчеркнул Руслан Неверович. – Мы перед собой ставим задачу обеспечить подготовку данного документа таким образом, чтобы уже в июле, в крайнем случае в начале августа этого года, направить на согласование всем заинтересованным».
Традиционно при подготовке программных документов к работе привлекаются представители государственных органов и организаций, банковских учреждений, бизнеса, научных кругов, иные эксперты. Свои предложения граждане могут направить в Минэкономики.
Руслан Неверович обратил внимание на ключевые результаты реализации действующей Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство» – качественные изменения в секторе МСП и наращивание его вклада экономику. На сегодняшний день он обеспечивает четверть ВВП, около 30 % валовой добавленной стоимости, пятую часть объемов промпроизводства, свыше 46 % экспорта товаров и почти 60 % экспорта услуг. Здесь аккумулировано порядка 35 % занятых.
«Если раньше МСП прочно ассоциировалось с торговлей, то теперь частное предпринимательство все активнее выступает в роли производителей новой отечественной продукции, компонентов. Важное достижение госпрограммы – упрощение доступа к государственной финансовой поддержке. За 4 года ее совокупный объем составил Br48,8 млрд, капитал на комфортных условиях получило порядка 5 тыс. бизнес-идей, в первую очередь импортозамещающих и экспортоориентированных проектов», – подчеркнул Руслан Неверович.
По информации БЕЛТА
С 8 по 30 апреля 2025 г. Минэкономики организовало правовой мониторинг Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. «Об урегулировании неплатежеспособности».
За это время через Правовой форум Беларуси поступило 28 предложений и актуальных вопросов, которые затрагивали вопросы:
- финансирования вознаграждения управляющего,
- уточнения компетенции, механизма избрания, созыва и работы собрания и комитета кредиторов,
- учета требований залогового кредитора и распределения выручки от реализации залогового имущества,
- объема и порядка публикации сведений по делам о несостоятельности и банкротстве,
- порядка передачи нереализованного имущества и получения документов управляющими.
Также правовой мониторинг Закона позволил выявить отдельные направления развития Единого государственного реестра сведений о банкротстве.
В целях повышения качества правового регулирования поднятых вопросов Минэкономики инициировало включение в план подготовки проектов НПА на 2026-й год мероприятия о совершенствовании Закона.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Днямi члены Савета Рэспублiкi адобрылi (а крыху раней прынялi дэпутаты нiжняй палаты Парламента) змяненнi ў Закон «Аб змяненнi законаў па пытаннях падаткаабкладання». Пра сутнасць навацый «Звяздзе» расказаў старшыня Пастаяннай камiсii Савета Рэспублiкi па эканомiцы, бюджэце i фiнансах Уладзiслаў Татарыновiч.
IП цi не IП, вось у чым пытанне
Варта адразу нагадаць, што маштабная трансфармацыя падыходаў да дзейнасцi iндывiдуальных прадпрымальнiкаў адбывалася ў 2023–2024 гадах, калi на заканадаўчым узроўнi былi рэалiзаваны рашэннi па стымуляваннi пераходу высокадаходнага бiзнесу фiзiчных асоб у больш арганiзаваныя формы.
Навошта ўсё гэта трэба было? Каб стварыць простыя i зразумелыя стымулы па ўзбуйненнi i маштабаваннi бiзнесу, заснаванага на справядлiвым падыходзе да вызначэння фармату работы, а таксама кiраванага «ператоку» грамадзян у фармат юрыдычнай асобы. Напрыклад, зарэгiстраваўшыся ў свой час у якасцi IП, бiзнес разросся i па фармаце работы больш быў падобны на паўнавартаснае прадпрыемства, з той толькi рознiцай, што дакументацыя i падатковая база засталiся нязменнымi. А гэта было несправядлiва ў адносiнах да тых, хто вырас з вузкiх рамак IП i сумленна перайшоў у статус юрыдычнай асобы.
Менавiта з гэтай прычыны замацоўвалася новая структура бiзнесу, якая складаецца з дзвюх катэгорый: юрыдычных асоб i фiзiчных асоб. МСП – юрыдычныя асобы могуць быць як малымi камерцыйнымi арганiзацыямi (да 100 чалавек), так i сярэднiмi (да 250 чалавек).
Фiзiчныя асобы, у сваю чаргу, могуць ажыццяўляць прадпрымальнiцкую дзейнасць у якасцi IП (з працаўладкаваннем не больш за тры работнiкi); рамеснiка (па вызначаным урадам пералiку вiдаў дзейнасцi); уладальнiка аграсядзiбы (умовы тут вызначаюцца актам кiраўнiка дзяржавы) i самазанятага. Прычым, колькасць вiдаў дзейнасцi, дазволеных для IП, таксама абмяжоўвалася пералiкам, зацверджаным Саветам Мiнiстраў. Рэгiстрацыя «новых» IП, якiя б заявілі вiд дзейнасцi, што не трапiў у гэты пералiк, з 1 кастрычнiка 2024-га не ажыццяўлялася. Дзеючым жа прадпрымальнiкам, але таксама за рамкамi гэтага спiса, устанаўлiваўся «пераходны перыяд». Да 31 снежня 2025-га можна працягваць работу ў звыклым фармаце i спакойна вызначыцца з новым статусам.
Цi можна ўвайсцi ў раку двойчы?
У раку, можа, i нельга, а вось вярнуць сабе ранейшы статус – чаму не?! Расказваем як. Адно з галоўных абмежаванняў, ад якога залежыць статус, – узровень даходу. Калi за год ён перавышае 500 тысяч рублёў, IП, пачынаючы з наступнага года, павiнен трансфармавацца ў юрыдычную асобу з усiмi вынiкаючымi наступствамi, альбо спынiць дзейнасць.
– З улiкам практыкi прымянення дадзеная норма Закона «Аб змяненнi законаў па пытаннях падаткаабкладання» запатрабавала карэкцiроўкi, – тлумачыць Уладзiслаў Татарыновiч.
Старшыня профiльнай камiсii дадаў, што, паводле iнфармацыi Мiнэканомiкi, у 2024 годзе 1664 IП атрымалi даход вышэй за 500 тысяч рублёў. З iх каля тысячы рэарганiзавалiся ў юрыдычныя асобы, а вось 660 IП яшчэ не вызначылiся з далейшымi дзеяннямi з прычыны неразумення таго, на каго распаўсюджваецца дзеючае абмежаванне і цi iснуе магчымасць калi-небудзь працягнуць сваю дзейнасць у статусе iндывiдуальнага прадпрымальнiка.
Зыходзячы з гэтага, у праекце закона, па-першае, дакладна вызначаны юрыдычны статус асобы, на якую будзе распаўсюджвацца абмежаванне
– IП – гэта юрыдычны статус грамадзянiна. Ён узнiкае пры рэгiстрацыi i перастае iснаваць у момант спынення дзейнасцi як IП, – канстатуе суразмоўца.
Па-другое, прапануецца дзеянне абмежавання вызначыць у тры гады, што дае магчымасць грамадзянам перавесцi сваю дзейнасць у iншыя арганiзацыйна-прававыя формы, а па заканчэннi гэтага тэрміну зноў зарэгiстравацца ў якасцi iндывiдуальнага прадпрымальнiка
– Прапанаваны тэрмiн узаемаўвязаны з палажэннямi Дэкрэта Прэзiдэнта № 1 «Аб дзяржаўнай рэгiстрацыi i лiквiдацыi (спыненнi дзейнасцi) суб’ектаў гаспадарання», згодна з якiмi грамадзянiн можа зарэгiстравацца зноў IП, калi ў вынiку ўстаноўленых патрабаванняў з даты яго выключэння з адзiнага дзяржрэгiстра прайшло не менш за тры гады, – тлумачыць Уладзiслаў Татарыновiч.
Iнакш кажучы, не пайшоў бiзнес у якасцi юрыдычнай асобы, бывае, i гэта дае падставы праз тры гады вярнуцца на кругi свае... Заканадавец прадугледзеў i такi момант.
Сенатар звяртае ўвагу на тое, што заканадаўчыя навацыi накiраваны на лiквiдацыю прававых недакладнасцяў i забеспячэнне больш справядлiвага падыходу да рэгулявання прадпрымальнiцкай дзейнасцi, стварэнне на гэтай аснове роўных канкурэнтных умоў, у тым лiку i ў сферы падаткаабкладання.
Трансфармацыя ў дзеяннi
На заканчэнне варта сказаць, што дынамiка росту з катэгорыi малога i сярэдняга прадпрымальнiцтва падтрымана жыццём: так, на 1 студзеня 2022 года МСП – юрасоб было 99 тысяч, а на такую ж дату 2025-га – 111 тысяч. Прычым у гэтым спiсе пераважаюць менавiта малыя арганiзацыi з колькасцю персаналу да 100 чалавек
(97 тысяч на пачатак 2022 года супраць 109 тысяч на пачатак 2025-га).
I значнасць унёску гэтай часткi бiзнесу вельмi iстотная.
– Варта адзначыць, што па вынiках 2024 года паступленнi ў бюджэт ад суб’ектаў малога i сярэдняга прадпрымальнiцтва склалi практычна 18 мiльярдаў рублёў – гэта 24 % ад агульных даходаў кансалiдаванага бюджэту, – прыводзiць красамоўныя лiчбы старшыня профiльнай камiсii Савета Рэспублiкi.
Дарэчы, год таму – за 2023-ці – гэтай катэгорыяй плацельшчыкаў выплачана 15 мiльярдаў рублёў, або 23,6 % ад агульных даходаў кансалiдаванага бюджэту. Як бачым, трансфармацыя ў дзеяннi.
– Магчымасць легальнага пераходу ў фармат юрыдычнай асобы з’яўляецца своечасовым i важным для бiзнесу рашэннем, – падсумоўвае суразмоўца i адзначае, што заканадаўчыя нормы стымулююць грамадзян да выбару арганiзаваных формаў «сваёй справы», павышаюць узровень безнаяўнага абароту, кантраляванасць фiнансавых патокаў, збіральнасць падаткаў i, у цэлым, долю грамадзян у эканомiцы краiны, – рэзюмуе Уладзiслаў Татарыновiч.
У тэму
«Бясшвовы» пераход
Змянiць статус з IП на юрыдычную асобу можна на працягу дня. Такi ўнiкальны для постсавецкай прасторы парадак «бясшвовага» пераходу IП у фармат юрыдычнай асобы без прыпынення дзейнасцi дазваляе змянiць статус шляхам рэгiстрацыi камерцыйнай арганiзацыi на працягу аднаго працоўнага дня.
Пры гэтым раней атрыманыя дазвольныя дакументы – лiцэнзii, сертыфiкаты i iншыя – будуць даступныя для выкарыстання створанай юрыдычнай асобай без пераафармлення.
Да створанай арганiзацыi пяройдуць усе правы i абавязкi былога IП, у тым лiку па падатковых i iншых абавязковых плацяжах, камерцыйных кантрактах i працоўных дагаворах з работнiкамi. Рахункi ў банках таксама будуць перааформлены ў спрошчаным парадку.
Па інфармацыі « Звязда», 1 мая 2025 г.
Первый заместитель Министра экономики Беларуси Андрей Картун рассказал в программе «Актуальное интервью» на «Первом информационном», как реализуется новый механизм поддержки «Региональная инициатива», сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Говоря о структуре инвестиций в основной капитал в I квартале, первый замминистра отметил, что предприятия стали больше тратить средств на приобретение техники, оборудования, станков. Реализуются крупные инвестиционные проекты. В пример Андрей Картун привел поэтапное строительство Нежинского горно-обогатительного комбината, запуск автобусного производства на МАЗ, модернизацию Слонимского картонно-бумажного завода «Альбертин» и др.
Андрей Картун напомнил, что в текущем году продолжается программа «Один район – один проект», которая включает свыше 200 инициатив. Параллельно в январе запущен новый механизм поддержки – «Региональная инициатива». Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей выступает в качестве интегратора для сбора и обработки заявок инвесторов.
Первый замминистра отметил, что пересмотрены критерии оказания поддержки. На нее теперь могут рассчитывать не только проекты производственной направленности. «Мы ставку сделали как раз на услуги, прежде всего на туризм, – сказал Андрей Картун. – У нас в портфеле уже 30 проектов, которые прошли отбор».
Как ранее сообщалось, перечень «Региональная инициатива» формируется на основании заявок организаций, подаваемых на онлайн-площадке Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.
Среди критериев для включения в перечень инвестиционных проектов выделяются следующие: организация-заявитель является субъектом малого или среднего предпринимательства (внесена в соответствующий реестр) на дату подачи заявки, проект реализуется на территории регионов (за исключением областных центров и Минска, а также прилегающих к ним территорий). Такие проекты должны обеспечивать создание новых производств (цехов) или модернизацию (техническое перевооружение, расширение) существующих либо создание коммерческих объектов транспортно-логистической инфраструктуры, туризма и отдыха, медицинского обслуживания. Еще один критерий – создание не менее пяти новых рабочих мест или трудоустройство дополнительно не менее пяти человек на существующие рабочие места для новых производств (цехов). Также проекты должны быть значимыми для социально-экономического развития региона (области, района) с учетом отраслевых особенностей.
Срок рассмотрения заявки организации о включении в перечень «Региональная инициатива» – не более 25 дней с момента ее подачи.
По информации БЕЛТА
Ключевыми принципами для оказания господдержки регионам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, должны быть концентрация ресурсов на главном, дисциплина и эффективность. Об этом заявил журналистам Заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак по итогам доклада Главе государства о развитии районов Гомельской области, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Отвечая на вопрос журналистов, сохранится ли в будущем государственная поддержка чернобыльских регионов, вице-премьер подчеркнул: «Поддерживать безусловно будем».
По его словам, у государства есть определенные обязательства, предусмотренные в том числе законом о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС и других радиационных аварий. И они будут выполняться.
Вместе с тем, есть необходимость проанализировать вопросы отнесения территорий к категории пострадавших, и привести их в соответствие с существующими реалиями с учетом нынешних условий и всех предпринятых мер. «Необходима аналитическая работа, определенные акценты… Какие изменения произошли на конкретной территории за этот период времени – здесь должна быть такая скрупулезная серьезная работа, и эту работу необходимо делать, это поручение Президента, чтобы оценивать, а не оставаться в цифрах, которые были 39 лет назад, – сказал Анатолий Сивак. – Аналитика не должна оставаться неизменной».
Он обратил внимание, что со стороны государства было многое сделано для создания комфортной социальной инфраструктуры, социальной поддержки. Работа в этом направлении продолжается не только в рамках чернобыльских программ, но и в целом в соответствии с различными республиканскими программами, например, по развитию дорог.
«Но когда мы говорим, что здесь нужны какие-то дополнительные деньги, то они должны быть очень качественно просчитаны, аргументированы и направлены на решение конкретной проблемы. В первую очередь это проблемы, связанные с производством там, где сказывается влияние чернобыльского фактора. И здесь нужна соответствующая поддержка», – пояснил вице-премьер.
Ключевыми принципами для оказания такой поддержки он назвал концентрацию (не распыление), дисциплину, эффективность. «Это должны быть в первую очередь производственные объекты, которые дадут людям работу», – подчеркнул Анатолий Сивак.
По информации БЕЛТА