Правительство увеличит долю государства в акционерных обществах на сумму господдержки
Правительство увеличит долю государства в акционерных обществах на сумму господдержки. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 11 апреля 2025 г. № 212, сообщает БЕЛТА.
Согласно постановлению, доля Беларуси в уставных фондах акционерных обществ будет увеличена (образована) на сумму государственной поддержки, предоставленной из республиканского бюджета в 2024 году. При отсутствии у АО собственных средств увеличение (образование) доли в их уставных фондах осуществляется в последующие годы при наличии собственных средств.
Доля государства будет увеличена на семи предприятиях. Это Белорусский цементный завод, «Борисовдрев», «Гомельстекло», «Ивацевичдрев», «Красносельскстройматериалы», «Кричевцементношифер», Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат.
Количество акций дополнительного выпуска, передаваемых в собственность Республики Беларусь, рассчитывается как отношение суммы выделенных денежных средств к номинальной стоимости одной акции акционерного общества. В случае получения в результате расчета дробного количества акций АО направляют на увеличение уставного фонда собственный капитал в размере, необходимом для доведения количества акций дополнительного выпуска до ближайшего целого числа.
Госорганам и организациям совместно с Государственным комитетом по имуществу до 1 сентября 2025 г. необходимо обеспечить в установленном порядке решение вопросов, связанных с передачей в собственность Беларуси акций акционерных обществ, эмитируемых в соответствии с постановлением.
Документ вступает в силу со дня его принятия.
По информации БЕЛТА
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации БЕЛТА
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин подписал постановление «Об утверждении программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2025–2029 годы», сообщили БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
Программа состоит из трех разделов. Первый – повышение устойчивости экономики. Основные задачи – сокращение (ликвидация) субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг и транспорта, введение дифференцированной оплаты за сверхпотребление коммунальных услуг, обеспечение долговой устойчивости (поэтапное снижение долговой нагрузки), создание благоприятных условий для инвестирования и улучшение бизнес-среды.
Второй раздел – приоритетные направления социально-экономической политики. В направлении развития человеческого потенциала основными задами стали пересмотр системы поддержки семей (акцент на ее адресность), сохранение и укрепление репродуктивного здоровья (две бесплатные попытки ЭКО), модернизация системы образования, повышение доступности и качества здравоохранения. В направлении новых стандартов качества жизни – обеспечение населения доступным арендным жильем (в том числе его выкуп), улучшение транспортного сообщения между регионами, реновация территорий населенных пунктов. Для развития сферы услуг правительство будет заниматься укреплением сферы туризма (создание 70 региональных туристических информационных центров, переформатирование гостиниц и санаториев под мировые требования), повышением качества бытового обслуживания, продвижением товаров отечественного производства. В направлении цифровизации основные задачи – развитие цифрового государства, создание и использование программного обеспечения. Для технологической самодостаточности перед Правительством стоят задачи по обеспечению опережающего развития производств с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичных видов деятельности, повышению уровня локализации промышленной продукции.
Кроме того, в направлении «уникальность каждого региона» основными задачами стали – развитие внутриобластных агломераций и городов-спутников, расширение применения технологий точного земледелия, а в направлении «экология и рациональное природопользование» – цифровая трансформация лесного хозяйства, обеспечение безопасности ядерных отходов, развитие системы обращения с отходами, расширение сферы применения вторичных материальных ресурсов.
Третий раздел – развитие экспортного потенциала. Основные задачи здесь – качественный рост и диверсификация экспорта, финансовая и нефинансовая поддержка экспортеров.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
7 мая программа деятельности Правительства на 2025–2029 годы одобрена Палатой представителей.
По информации БЕЛТА
Совет Министров одобрил проект соглашения между Правительством Республики Беларусь и правительством Султаната Оман об учреждении совместного комитета по сотрудничеству и инвестициям в качестве основы для проведения переговоров. Это предусмотрено постановлением Совмина от 7 мая 2025 г. № 251, сообщает БЕЛТА.
Министерство иностранных дел уполномочено на проведение переговоров по проекту соглашения. Ведомству разрешено при необходимости вносить в документ изменения, не имеющие принципиального характера. При достижении договоренности в пределах одобренного проекта МИД уполномочен подписать его.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
По информации БЕЛТА
7 мая 2025 г. состоялось заседание Палаты представителей, на котором парламентарии заслушали доклад Премьер-министра Турчина А.Г. «О Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2025–2029 годы».
Открывая заседание, Председатель Палаты представителей Сергеенко И.П. отметил, что в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом о Национальном собрании, Премьер-министром Республики Беларусь внесена в Палату представителей Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2025–2029 годы.
«Еще на стадии разработки Программы предложения депутатов были направлены в Министерство экономики, отдельные из них учтены в ходе разработки», – сказал руководитель Палаты представителей.
Он обратил внимание депутатов, что основные цели Программы исходят из задач, поставленных Президентом Республики Беларусь перед всеми государственными органами.
Это, в частности:
- повышение устойчивости экономики;
- развитие человеческого потенциала;
- новые стандарты качества жизни;
- продвижение цифровых технологий;
- реализация потенциала каждого региона;
- развитие экспорта.
«В целом Программа сохраняет социальную направленность. Документом предусмотрена подготовка целого ряда нормативных правовых актов, в том числе законов. Задача депутатского корпуса – подключиться к их разработке на самых ранних стадиях», – подчеркнул И.П.Сергеенко.
Премьер-министр Республики Беларуси Турчин А.Г. проинформировал об основных положениях Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2025–2029 годы.
Он отметил, что Программа деятельности Правительства разработана в соответствии с Конституцией нашей страны и является составной частью ключевых программных документов на среднесрочный период.
Базисом всего пакета является программа социально-экономического развития страны – целеполагающий документ, которым предусматривается определение задач, отвечающих современным тенденциям развития экономики в следующей пятилетке, и инструментов их реализации, а также пакет из 26 государственных программ развития отраслей и сфер деятельности, сформированных в соответствии с приоритетными направлениями пятилетки.
Представленная сегодня программа деятельности Правительства подготовлена в соответствии с предвыборной программой Главы государства, поручениями, данными при назначении нового состава Правительства, а также озвученными в инаугурационной речи Президента Республики Беларусь.
При подготовке этого документа Правительство опиралось на результаты масштабного социологического исследования ожиданий белорусов, проведенного Белорусским институтом стратегических исследований.
По сути, подготовленная программа – это дорожная карта реализации ключевых приоритетов и задач новой пятилетки, которая определяет создание регуляторной среды для развития экономической и социальной сфер.
Предстоит принять по меньшей мере 9 законов и внести изменения в 10 кодексов Республики Беларусь в тесном взаимодействии с Парламентом.
Программа имеет ряд особенностей.
Во-первых, ее подготовка основана на фундаментальных принципах экономии ресурсов и эффективного использования, системности, оперативности и прозрачности принятия решений, инициативы и личной ответственности членов Правительства.
Во-вторых, главными целевыми действиями Правительства определены повышение благосостояния и достижение высоких стандартов жизни населения страны.
На их осуществление будут нацелены все инструментарии экономической политики. В каждом разделе программы – цели, задачи и механизмы реализации. Предусмотрены оцифрованные индикаторы ключевых параметров, закреплены конкретные члены Правительства, ответственные за выполнение. Все запланированные задачи сбалансированы по источникам.
В целом по республике за пятилетку планируется построить и реконструировать более 650 объектов инфраструктуры с общим объемом финансирования свыше 20 млрд рублей, улучшить транспортное сообщение между регионами. Планируется построить и отремонтировать более 24,5 тыс. км дорог с объемом инвестиций около 13 млрд рублей.
Еще одна задача – обеспечить население доступным арендным жильем, построив порядка 5 млн кв. м такого жилья. Общий объем финансирования составит 13,5 млрд рублей.
Данная мера должна стать одной из важнейших по привлечению и закреплению специалистов в регионах. Принцип простой: пришел на завод, сельскохозяйственное предприятие – быстро получишь свое жилье. Сохраним также господдержку при строительстве жилья для многодетных семей, детей-сирот и других уязвимых категорий граждан. Так мы приблизимся к среднеевропейскому уровню обеспеченности жильем – 33 кв. метра на одного жителя.
Будет обеспечен переход от минимальных социальных стандартов к стандартам комфортного проживания. Иначе говоря, уровень жизни наших граждан в регионах будет приближен к уровню жизни в столице. Система стандартов уже разработана и проходит апробацию.
Главная цель программы деятельности Правительства – обеспечить социальную стабильность в обществе и сбалансированный экономический рост. Все имеющиеся у Правительства ресурсы, как того и требует Глава государства, будут сконцентрированы исключительно на решении наиболее важных вопросов, волнующих население.
По итогам обсуждения в Овальном зале депутаты Палаты представителей одобрили Программу деятельности Правительства Республики Беларусь на 2025–2029 годы.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Премьер-министр Александр Турчин на заседании Палаты представителей рассказал о главных целевых ориентирах действий Правительства на пятилетку, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
Премьер-министр сегодня в Палате представителей Национального собрания представляет программу деятельности Правительства на 2025–2029 годы.
По его словам, программа имеет ряд особенностей, которые определили подходы к ее разработке и содержанию. «Ее подготовка основана на фундаментальных принципах экономии ресурсов и их эффективного использования; системности, оперативности и прозрачности принятия решений; инициативы и личной ответственности членов правительства», – отметил Премьер-министр.
Главными целевыми ориентирами действий Правительства определены повышение благосостояния и достижение высоких стандартов жизни населения страны. «На их реализацию будут нацелены все инструментарии экономической политики. В каждом разделе программы – цели, задачи и механизмы их реализации. Предусмотрены оцифрованные индикаторы ключевых параметров, закреплены конкретные члены Правительства, ответственные за выполнение. Все запланированные задачи сбалансированы по источникам», – подчеркнул Александр Турчин.
«Программа включает три блока мероприятий – институциональные, связанные с реализацией приоритетов пятилетки, и отраслевые», – дополнил Премьер-министр.
По информации БЕЛТА