НАН Беларуси объявляет молодежный конкурс научных и творческих работ «Наука будущего», посвященный Году благоустройства
Национальная академия наук Беларуси объявляет молодежный конкурс научных и творческих работ «Наука будущего», посвященный Году благоустройства пятилетки качества. Такое решение принято Бюро Президиума НАН Беларуси.
Конкурс проводится в целях повышения престижа научной деятельности, развития творческой активности, стимулирования интереса к научному творчеству и привлечения молодежи в науку, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны.
К участию в Конкурсе приглашается школьная, студенческая и рабочая молодежь, представители творческих профессий, магистранты, аспиранты, молодые ученые.
Конкурс «Наука будущего» проводится НАН Беларуси в 2025 году по девяти номинациям: «Инновации благоустройства городов, районных центров, поселков и деревень Беларуси»; «Будущее за качеством: инновации и творчество молодежи»; «Физика, математика и информатика»; «Экспериментальная биология. Экология, сохранение биоразнообразия»; «Физико-технические инновации»; «Химия и природопользование»; «Медицина будущего»; «Гуманитарное знание и творчество в XXI веке»; «Инновации в АПК».
В каждой из номинаций Конкурс проводится по трем категориям:
-
категория 1 – школьники и студенты;
-
категория 2 – магистранты, аспиранты;
-
категория 3 – рабочая, творческая молодежь (до 31 года по состоянию на 1 января конкурсного года).
В каждой из категорий вручаются дипломы I, II и III степени.
Участниками Конкурса могут быть как отдельные граждане, так и авторские коллективы в составе не более трех человек.
На Конкурс представляются опубликованные и неопубликованные работы в форме статей (цикла статей), разработки, обладающие инновационностью, социально-экономической значимостью, а также макеты, модели, установки, аппараты, механизмы, поделки и другие возможные формы, образцы, научные доклады, презентации, эссе и др. Каждый соискатель может представлять для участия в Конкурсе только одну работу по одной из номинаций.
Заявка на участие в Конкурсе отправляется путем заполнения соответствующей регистрационной формы на официальном сайте Национальной академии наук Беларуси до 1 октября конкурсного года. Остальные материалы направляются почтой с пометкой «Молодежный конкурс научных и творческих работ «Наука будущего» в одном экземпляре до 1 октября конкурсного года по адресу 220072, г. Минск, проспект Независимости 66. Допускается направление заявки в бумажном виде (по форме согласно приложению) вместе с материалами выдвижения в случае технической невозможности заполнения регистрационной формы.
По информации
официального сайта Национальной академии наук Беларуси
Как производятся выплаты по договору союзного страхования при ДТП, рассказали в Белгосстрахе
Как при ДТП производятся выплаты по договору союзного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, рассказал на заседании круглого стола в пресс-центре
БЕЛТА начальник управления транспортного страхования Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» Илья Видук.
Новый вид договора обязательного страхования, действующий на территории России и Беларуси, введен в Союзном государстве 23 апреля. Он позволяет белорусским автовладельцам не приобретать дополнительный договор международного страхования при выезде в РФ.
Илья Видук пояснил, что на территории Беларуси лимиты ответственности (максимальная сумма, которую страховая компания может выплатить потерпевшему в ДТП по ОСАГО) с 23 апреля значительно выросли. Страховые взносы и выплаты по таким договорам отвязали от евро и установили в базовых величинах. Теперь лимит составляет 1150 базовых величин (Br48,3 тыс. в 2025 году).
«Раньше лимит ответственности по договорам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составлял 10 тыс. евро, теперь – почти 14 тыс. евро в эквиваленте. В Российской Федерации по страховому случаю максимальная компенсация вреда имуществу по ОСАГО – 400 тыс. российских рублей. Урегулирование производится по законодательству страны, на территории которой произошло ДТП», – обратил внимание специалист.
Автовладельцам, чтобы обезопасить себя, рекомендуется в дополнение к договору обязательного страхования дополнительно заключить договор добровольного страхования гражданской ответственности, который обеспечит возмещение ущерба в размере, превышающем установленный законодательством лимит ответственности.
Договор союзного страхования заключается в электронном виде через сайты шести страховых организаций (членов Белорусского бюро по транспортному страхованию) автовладельцем самостоятельно или через страхового агента. Самостоятельно заключить договор можно при условии, что в базе данных по обязательному страхованию уже содержится информация о страхователе и транспортном средстве.
«Сложившаяся практика показывает, что порядка 90 % страхователей обращаются для заключения договора к страховщику. Договор страхования новый. Граждане и организации хотят дополнительно получить консультации, как действует система союзного страхования», – пояснил Илья Видук.
При обращении в страховую компанию нужно предоставить документы на транспортное средство и документ, удостоверяющий личность. Специалист вносит необходимую информацию в программу, заполняет соответствующие графы. Затем распечатывается визуальная форма заявления, производится оплата услуг. После этого вся информация поступает в автоматизированную информационную систему АИС «Бюро» и договор страхования регистрируется в республиканской базе Белорусского бюро.
«Процесс отлажен. Первый договор в системе союзного страхования заключен в «Белгосстрахе» в первые пять минут после запуска. Непосредственно в «Белгосстрах» страхователи начали обращаться с утра. В первые два дня было заключено 500 договоров», – рассказал Илья Видук.
По информации
БЕЛТА
Проверить действие договора союзного автострахования можно онлайн
Проверить действие договора союзного автострахования можно онлайн. Об этом на заседании круглого стола в пресс-центре
БЕЛТА рассказал заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Виктор Лукашевич.
Продажа единых договоров в Беларуси и России стартовала 23 апреля. Договоры союзного страхования действуют на территории двух стран.
Виктор Лукашевич отметил, что между российской и белорусской сторонами налажено информационное взаимодействие. Обмен данными позволяет фактически в режиме реального времени на территории России проверить наличие договора страхования на транспортное средство, зарегистрированное в республике.
Белорусские автовладельцы могут проверить наличие договора страхования на сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию btib.org в разделе «электронные услуги». В том же разделе расположена ссылка для проверки договоров, заключенных на территории России.
Виктор Лукашевич добавил, что при поездках по Беларуси электронную форму договора распечатывать необязательно. Все госорганы, которые уполномочены проверять страховку, имеют доступ к информационной базе Белорусского бюро по транспортному страхованию. Выезжая на территорию России, при себе нужно иметь распечатанную визуальную форму, чтобы предъявить по требованию инспектора, или же ее можно сохранить на смартфоне.
По информации
БЕЛТА
Лично или через агента? Эксперты пояснили нюансы оформления союзной автостраховки
Как оформить союзную автостраховку, на заседании круглого стола в пресс-центре
БЕЛТА рассказал заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Виктор Лукашевич.
Продажа единых полисов в Беларуси и России началась 23 апреля. Договоры союзного страхования действуют на территории двух стран.
Виктор Лукашевич напомнил, что договор союзного страхования заключается исключительно в электронном виде. Подтверждением этому является запись в базе данных по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Белорусского бюро по транспортному страхованию.
Ранее таким образом страхователь самостоятельно мог оформить страховку, которая действовала только на территории Беларуси. При заключении договора союзного страхования автовладельцам предоставлено два варианта на выбор.
«Страхователь может самостоятельно зайти в нашу систему через страховые организации и застраховать свою ответственность либо обратиться к агенту страховой организации. При этот договор также будет заключен в электронном виде», – пояснил Виктор Лукашевич.
Он обратил внимание, что при обращении к страховому агенту информация в реальном времени поступает в базу Белорусского бюро по транспортному страхованию. Если же собственник авто самостоятельно оформляет договор, предусмотрен временной лаг – документ может вступить в силу не ранее дня, следующего за днем оплаты. Такая норма введена, чтобы избежать недобросовестных действий страхователей, инцидентов, когда транспортное средство на момент оформления договора уже участвовало в ДТП.
«В целом процесс не отличается концептуально от того, как ранее заключались договоры внутреннего страхования. Он включает в себя несколько этапов. Необходимо идентифицировать страхователя, транспортное средство, составить заявление, оплатить страховой взнос и создать запись в базе бюро. После этого визуальная форма договора направляется на электронную почту страхователя и может быть распечатана либо сохранена на цифровом носителе», – разъяснил механизм действий специалист.
Если гражданин обращается к агенту, то распечатанная визуальная форма выдается сразу. При самостоятельном оформлении автовладелец сам должен ее распечатать либо же обратиться для этого в страховую организацию, где застраховал свою ответственность.
Виктор Лукашевич добавил, что заключать договор союзного страхования можно на сайтах шести страховых организаций (государственной формы собственности или с долей государства в уставном фонде), а также через их мобильные приложения.
«Один нюанс – идентификация. Информация о страхователе и транспортном средстве должна уже находиться в базе данных бюро. Это означает, что он ранее заключал соответствующий договор обязательного страхования гражданской ответственности. Если такой информации нет, то нужно обратиться к представителю страховой организации», – обратил внимание Виктор Лукашевич.
По его словам, такие случае единичные. Всего в базе данных, которая формируется с 1999 года, содержится информация о порядка 4 млн автовладельцев. Не будет информации только о тех страхователях, которые впервые получили права.
Когда сведения о заключении договора страхования поступают в базу данных, они сразу становятся доступны по запросу российской стороны.
По информации
БЕЛТА
Новшества для водителей. Как работает союзная автостраховка?
Продажа единых полисов автострахования в Беларуси и России началась 23 апреля. Как работает система, на заседании круглого стола в пресс-центре
БЕЛТА рассказал начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Беларуси Сергей Осенко.
Как пояснил специалист, в Союзном государстве введен новый вид договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – договор союзного страхования, действующий на территории двух стран. Он позволяет белорусским автовладельцам не приобретать дополнительный договор международного страхования («Зеленую карту») при выезде в РФ. Такая норма упрощает жизнь тем, кто часто бывает в соседнем государстве.
Договор заключается в электронном виде через сайты шести страховых организаций (членов Белорусского бюро по транспортному страхованию) автовладельцем самостоятельно или через страхового агента. Важно, что самостоятельно заключить договор можно при условии, что в базе данных по обязательному страхованию уже содержится информация о страхователе и транспортном средстве.
Как рассказал Сергей Осенко, первые документы в Беларуси оформлены страхователями онлайн в течение пяти минут с момента старта единого полиса ОСАГО. Активно обращались автовладельцы и в офисы страховых компаний.
«За сутки было заключено порядка 500 договоров союзного страхования, половина из них – в «Белгосстрахе». Система работает. С технической точки зрения сложностей у страховых организаций процесс не вызвал, серьезных замечаний не поступало. Проведена кропотливая работа как с белорусской, так и с российской стороны, отработаны алгоритмы взаимодействия, обмена информацией», – отметил Сергей Осенко.
Всего за первую неделю заключено 2349 договоров – как самостоятельно страхователями, так и через агентскую сеть. Большинство автовладельцев (порядка 90 %) выбирают второй вариант, поскольку граждане и организации заинтересованы в дополнительных консультациях.
«Спрос есть. Люди присматриваются к новому договору страхования. Должно заработать сарафанное радио», – отметил Сергей Осенко.
Пока случаи, когда автовладельцам по единому полису потребовалась выплата от страховых компаний, не зарегистрированы.
Сергей Осенко напомнил, что новый вид договора обязательного страхования закреплен в Указе от 18 марта 2025 г. № 108 «О страховании». Это комплексный документ, которым отдельные законодательные акты приведены в соответствие с Законом «О страховой деятельности», вступившем в силу 1 января 2025 г.
«Нововведения продиктованы практикой, – отметил специалист. – Поступали обращения от граждан Беларуси и Российской Федерации, в первую очередь от жителей приграничья, которые ставили вопрос об оформлении единого договора автострахования».
Договор союзного страхования заключается в отношении транспортного средства, зарегистрированного в Беларуси, на срок от 15 дней до 12 месяцев. Размер страхового взноса устанавливается дифференцировано в зависимости от типа транспортного средства, его технических характеристик, сроков страхования и страхового риска. Автовладельцы оплачивают услуги в белорусских рублях исходя из размера базовой величины на момент заключения договора союзного страхования.
По информации
БЕЛТА