Госстандарт назвал главные приоритеты в сотрудничестве с бизнесом
Инициативность и тесное взаимодействие, будь то работа в технических комитетах по стандартизации с отстаиванием своих интересов или по созданию новых эффективных производств и внедрению бережливого менеджмента, должны лежать в основе сотрудничества Госстандарта и бизнеса. На этом во время круглого стола в Молодечненском центре стандартизации, метрологии и сертификации сделал акцент первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак, сообщили БЕЛТА в комитете.
Знать потребности регионов, слышать друг друга, открыто говорить о проблемах и решать их сообща, видеть перспективу – основные задачи круглых столов, которые проводятся Госстандартом. Очередное такое мероприятие прошло на площадке Молодечненского центра стандартизации, метрологии и сертификации и собрало более 60 представителей организаций промышленности и бизнеса региона.
«Госстандарт чутко реагирует на запросы предприятий, совершенствуя техническую нормативную базу, которая затрагивает сферы технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, аккредитации, и готов к активному диалогу с промышленностью для работы на результат», – подчеркнул Александр Бурак.
Так, уже утверждена дорожная карта по стандартизации, направленная на разработку новых современных требований к продукции, услугам, инструментам стандартизации в целях содействия экспорту и обеспечению импортозамещения до 2030 года, и завершена разработка программы стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года, где отражены приоритеты развития инфраструктуры качества по всем направлениям. В прошлом году были, кроме того, утверждены концепции развития государственной метрологической службы и эталонной базы Беларуси до 2030-го. Эти концептуальные документы в сфере метрологического обеспечения разработаны с учетом текущих вызовов и потребностей экономики.
Вместе с тем одна из глобальных задач, которая поставлена перед Госстандартом в рамках пятилетки качества, – организация подготовки проекта программы «Качество» до 2030 года. В этой связи важный посыл первого заместителя председателя Госстандарта бизнесу – инициативность и тесное взаимодействие, будь то работа в технических комитетах по стандартизации с отстаиванием своих интересов или по созданию новых эффективных производств, внедрению бережливого менеджмента.
При этом Александр Бурак отметил достойную инфраструктуру испытательных и измерительных возможностей Молодечненского ЦСМС, подчеркнув ее значимость для региона с учетом его экспортно ориентированного и инновационного развития.
По информации БЕЛТА
Цель государственной программы – создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и динамичного развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
В числе ключевых направлений, по которым предлагается сформулировать предложения в комплекс мероприятий по ее реализации:
- расширение инструментов нефинансовой поддержки бизнеса,
- совершенствование деятельности институтов развития предпринимательства,
- снижение регуляторной нагрузки на бизнес,
- укрепление взаимодействия государства и бизнеса,
- вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежь, женщин, лиц «серебряного возраста»,
- цифровизация предоставляемых госуслуг для бизнеса и другие.
Ждем ваши инициативы – их можно направить посредством Google-формы.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В проекте Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040-го значительная роль отведена как бизнесу вообще, так и малому и среднему предпринимательству в частности. Предполагается, что к 2040 году доля МСП достигнет 40 процентов. Стратегия – не цель, а перманентный процесс развития деловой среды. О ее состоянии на сегодняшний день рассказал Министр экономики Юрий Чеботарь.
От торговли к производству
– Деловая среда формируется исходя из общей экономической политики, подстраивается под конъюнктуру рынка и трансформируется вместе с вызовами времени. В 1990-х подавляющее большинство предпринимателей занимались торговлей. Спустя годы ретейл консолидировался, сформировались крупные сети с высоким уровнем сервиса и разнообразием ассортимента. Сейчас стремительно развивается электронная коммерция, а вместе с ней и новые бизнес-модели.
Изменились не только формы ведения бизнеса, но и сама структура национальной экономики. Основная добавленная стоимость формируется в реальном секторе: промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве. Государство нацелено на поддержку индустриальных проектов, и этот курс находит отклик в предпринимательской среде.
Практика показывает, что многие производственные компании начинали в той или иной форме с торговой деятельности: поставки товаров помогали аккумулировать капитал, нарабатывать компетенции. И в определенный момент предприниматели осознавали, что им выгоднее организовать собственное производство и использовать уже наработанную торгово-проводящую сеть для продвижения своей продукции.
По такому алгоритму реализуется ряд проектов в рамках инициативы «Один район – один проект». Немало инвесторов, начавших свой путь в бизнесе в сфере торговли в крупных городах, возвращаются на малую родину уже в новой роли – создателей производств, которые меняют экономический ландшафт регионов.
Государство заинтересовано в активном развитии и укрупнении предпринимательского сектора и создает для этого необходимые условия. Важным шагом стали законодательные инициативы по масштабированию бизнеса путем «бесшовного» перехода ИП в коммерческие организации. Одновременно расширяются механизмы поддержки субъектов МСП: предприниматели могут рассчитывать на займы и поручительства по коммерческим кредитам от Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты, предоставляемые местными властями, выгодные кредитные программы от Банка развития и других. Инструментов достаточно, их перечень продолжает расширяться. Так, с этого года заработали новые финансовые инструменты поддержки – «Региональная инициатива» и промышленная ипотека.
Широкий спектр стимулов предусмотрен обновленным Законом «Об инвестициях». Важный принцип, заложенный в законодательство, – равенство всех форм собственности. Инвесторами могут выступать и частные компании, и государственные. Необходимо отметить, что госсектор только начинает осваивать новые механизмы: пока лишь два предприятия воспользовались такой возможностью. В проработке находится 14 проектов (практически половина от заявленных). Большинство в высокой степени готовности к реализации. Среди инициаторов проектов – как флагманские компании (БЕЛАЗ), так и коммунальные предприятия. Рассчитываем, что активность в 2025-м повысится.
Особое внимание уделяется развитию высокотехнологичного сектора. Продолжим расширять технопарки, совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Они должны не просто предоставлять необходимые площади и инфраструктуру, но и готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Развитие технопарков – стратегическая задача, рассматриваемая и как способ масштабирования технологического бизнеса, и как инструмент роста предпринимательства в целом.
С далеким прицелом
– Предсказуемость – ключевой фактор для любого бизнеса. Поэтому Минэкономики совместно с другими ведомствами работает над формированием документов по стратегическому развитию в долгосрочном и среднесрочном периодах: как страны в целом, так и отраслей. Внесли соответствующие изменения в законодательство: теперь каждая отрасль должна иметь стратегию развития сроком на десять лет. Был пройден большой и достаточно непростой путь подготовительной и предметной работы. В прошлом году одобрен Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП). Мы очень плотно сотрудничали с Государственным комитетом по науке и технологиям, чтобы сделать документ максимально приземленным.
С учеными и отраслевыми регуляторами сформировали 26 технологических карт, которые отражают, что необходимо сделать, чтобы максимально углубить переработку собственной сырьевой базы, какие материалы, оборудование, технологии для этого необходимы.
На выходе получился конкретный список технологий, которыми мы должны обладать до 2040-го: на основе собственных знаний и компетенций и в сотрудничестве с нашими партнерами.
Теперь на основе технологических карт формируются отраслевые стратегии, позволяющие на десять лет вперед выстроить продуктовую линейку, которую будет осваивать наша промышленность, определить межотраслевую интеграцию.
Министерство экономики в этой работе взяло на себя роль координатора: ведь чем детальнее проработка, тем точнее планы. Приведу пример из деревообработки. В деревообрабатывающей отрасли планируется увеличить производство ДСП-плит, но для этого нужны не только дополнительные объемы щепы, но и специальные смолы. Однако оказалось, что в отраслевой стратегии нефтехимического производства не предусмотрен рост выпуска смол. Попросили доработать документ. Посмотрели дальше по межотраслевым связям: для выпуска смолы нужен в том числе карбамид. Предприятие-производитель также скорректировало свои долгосрочные планы. И в таком ключе, шаг за шагом раскручиваем все производственные цепочки, синхронизируя стратегии различных сфер производства.
В реальном секторе должны быть сформированы 12 отраслевых стратегий. Восемь из них уже готовы, прошли согласование на уровне Минэкономики. По отдельным еще предстоит защита на уровне профильного вице-премьера. Самым сложным направлением остается машиностроение, ведь здесь требуется учесть огромное число межотраслевых связей, новых технологий и наработок.
В технологические карты включены около 800 позиций, товаров и технологий, из которых свыше 200 из КП НТП. Эти документы могут и должны стать опорой для развития, включая малый и средний бизнес, создание новых производств, промкооперацию с нашими флагманами.
Приведу еще один пример. Президент поставил задачу нефтехимической отрасли освоить за пятилетку 40 новых видов продукции. Отраслевая стратегия предполагает увеличение доли производства нетопливной продукции в полтора раза. Соответственно, крупные предприятия, являющиеся производителями сырья, будут сотрудничать с малым бизнесом, обеспечивающим последующие технологические переделы. Именно такой подход реализован в Витебской области: в Глубокском районе компания «Сканлинк» запустила завод по производству масел и специальных жидкостей, применяя сырье от «Нафтана». Проект реализован в рамках инициативы «Один район – один проект». Инвестор намерен расширять производство, осваивать выпуск широкой номенклатуры продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Это взаимовыгодное сотрудничество, когда крупный бизнес получает надежного покупателя, а малое предприятие – стабильный источник сырья. Такие кооперационные цепочки станут разрастаться, обеспечивать новые рабочие места и создавать дополнительную добавленную стоимость. Именно с этой целью и формируются стратегии, технологические карты и другие системные документы, чтобы вся экономика развивалась в едином ритме, а предприниматели независимо от масштаба бизнеса могли уверенно планировать будущее.
ФАКТЫ
За прошлый год экспорт несырьевых товаров и услуг МСП составил около 40 процентов от общестранового объема. География экспортных поставок – три четверти стран мира.
Частные предприятия активны в реализации принятой модели мобилизационного развития, импортозамещения и создания новых продуктов. Более половины патентов в стране (53,7 процента) приходится на регистрацию частными компаниями. Созданная в 2022-м электронная платформа «Импортозамещение» объединяет на одном ресурсе производителей и потребителей комплектующих сырья и материалов. Объем сделок на площадке в 2024-м вырос в полтора раза к 2023 году и составил около 770 миллионов рублей.
МСП реализует более половины проектов (125 из 221) в рамках инициативы «Один район – один проект».
В прошлом году Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей проведено 22 контактно-кооперационные биржи. В них приняло участие свыше 470 субъектов предпринимательской деятельности. Продолжает действовать общереспубликанский информационный ресурс субконтрактации. За время его работы заключены около 490 кооперационных контрактов на сумму более 24 миллионов долларов в эквиваленте.
ЦИФРЫ
За 30 лет сектор малого и среднего предпринимательства вырос с 8 тысяч малых предприятий до 110 тысяч субъектов хозяйствования. Из них 40 процентов заняты в производственном секторе (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство). Количество занятых за тот же период увеличилось с 235 тысяч до 1,4 миллиона человек.
Примерно 2,2 тысячи ИП уже перешли в упрощенном порядке в статус юридического лица. В топ-6 видов деятельности зарегистрированных компаний вошли розничная торговля (44 процента), автомобильные перевозки (11), оптовая торговля (10,7), сдача внаем недвижимого имущества (4,5), общественное питание (3), деятельность в сфере образования (2,2). Наибольшая активность по перерегистрации наблюдается в Минске и Минской области: в них сконцентрировано наибольшее число индивидуальных предпринимателей (31 и 16 процентов соответственно). Далее следуют Брестская (14) и Гомельская (13,1) области. В Могилевской и Витебской – около 9. На Гродненскую область приходится 8 процентов зарегистрированных ИП, которые перерегистрировались в коммерческие организации в упрощенном порядке.
В ТЕМУ
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора. В рамках этого механизма инвестиционный проект в Бресте уже прошел первичную оценку, отработаны условия реализации и положения инвестдоговора, бизнес-план проекта подвергнут оценке в Банке развития. В проработке еще два потенциальных проекта.
Бюджетные трансферты – возмещение части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов. Выплачивается трансферт после запуска предприятия и достижения заявленных показателей. Сейчас в проработке восемь проектов.
Специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот: так называемый преференциальный проект. В четырех областях уже принято восемь таких решений. На подходе еще 20 проектов, из них 13 в высокой степени готовности.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 25 апреля 2025 г.
СТБ 2672-2025 «Менеджмент качества. Системы бережливого менеджмента. Требования и руководство по применению» принят постановлением Госстандарта от 15 апреля 2025 г. № 49 и введен в действие с 16 апреля текущего года.
Документ разработан Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) в рамках реализации дорожной карты мероприятий по внедрению принципов бережливого производства, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.
Данный стандарт по праву можно назвать инновационной разработкой, поскольку при его подготовке были проанализированы многочисленные международные документы, практики различных стран, а также опыт отечественных предприятий и органов госуправления.
«Процесс разработки стандарта включал установленные стадии для учета интересов всех сторон и достижения консенсуса, которые прошли в достаточно сжатые сроки. От начала разработки до утверждения прошло 2,5 месяца. Актуальность и востребованность стандарта подчеркивает факт активного вовлечения различных организаций в этот процесс. В рамках публичного рассмотрения поступило более 80 отзывов. В обсуждении приняли участие представители Госстандарта, министерств экономики, сельского хозяйства и продовольствия, концернов «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белгоспищепром», «Белнефтехим», предприятий различной формы собственности. Это позволило наполнить первую редакцию проекта необходимыми уточнениями, дополнениями, практическим руководством, чтобы стандарт был максимально понятным для организаций и стал реальным инструментом улучшения их деятельности», – отметили в БелГИСС.
СТБ 2672-2025 устанавливает требования к системе бережливого менеджмента и руководство по ее применению. Данная система создается для обеспечения поставок потребителю продукции и услуг соответствующего качества, при оптимальных затратах и в необходимое время.
Баланс этих характеристик может быть обеспечен с использованием рискориентированного проектно-процессного подхода к системе менеджмента организации и ее цепям поставок. Вследствие этого система бережливого менеджмента не может результативно и эффективно развиваться отдельно от системы менеджмента качества и других систем менеджмента организации. Поэтому СТБ 2672-2025 построен на основе высоуровневой структуры стандартов на системы менеджмента, принятой на международном уровне.
Стандарт может использовать любая организация вне зависимости от формы собственности, размера, сферы деятельности.
Бережливый менеджмент – это подход к улучшению качества и измеримых результатов, который предполагает изменение культуры в организациях. Он основан на фундаменте ценностей, состоящем из 14 общепринятых принципов бережливого менеджмента. Они определены в стандарте.
СТБ 2672-2025 также позволяет поэтапно совершенствовать систему бережливого менеджмента, предусматривая четыре уровня. Все из них рекомендованы для проведения сертификации независимой стороной, за исключением первого.
В стандарте приведены область применения, термины и определения, требования к планированию, поддержке, операционной деятельности, оцениванию пригодности и улучшению.
Практическую ценность документу придают содержащиеся в нем рекомендации (приложения), которые помогут организациям более эффективно освоить предлагаемые техники.
Методы и техники, проанализированные в соответствии с направлениями деятельности организаций, и их влияние на целевые показатели качества, затрат и времени, также перечислены в стандарте.
Как сообщили в Госстандарте, следующими шагами по внедрению стандарта в организациях страны и проведению сертификации систем бережливого производства на соответствие его требованиям станут формирование инфраструктуры органов по сертификации, подготовка экспертов-аудиторов, реализация образовательных программ для руководителей и специалистов. Обучающие курсы, семинары уже проводятся в образовательном центре «Академия качества» БелГИСС. Совместно с отраслевыми органами госуправления прорабатывается пилотный перечень организаций, на которых будут сертифицированы данные системы. Итоги его реализации будут проанализированы, и на их основе приняты дальнейшие шаги по тиражированию систем бережливого менеджмента. Также следует отметить, что для мотивации работ в данном направлении учреждена новая специальная награда «Бережливый подход» в рамках конкурса на соискание Премии Правительства за достижения в области качества, начиная с 2025 г., и ведется проработка механизмов государственной поддержки предприятий, сертифицировавших данные системы.
Ознакомиться с текстом СТБ 2672-2025 на бесплатной основе можно в Национальном фонде ТНПА (ул. Новаторская, д. 2А, г. Минск, БелГИСС), а также в других организациях Госстандарта (по графику их работы).
Приобрести издание можно, направив заявки в указанные организации.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Госстандарт утвердил перечень приоритетных направлений стандартизации на 2026 – 2030 годы (далее – перечень). Он подготовлен на основе указа Президента Республики Беларусь от 1 апреля 2025 г. № 135, которым определены приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности в стране на 2026–2030 годы.
Перечень включает 4 основных направления: цифровые технологии искусственный интеллект; инновационные технологии в промышленности; биологические, химические технологии; инновационные технологии в агропромышленном комплексе и пищевой промышленности. В свою очередь, они конкретизированы в 21 сфере.
На данных приоритетах будет основываться проведение работ по стандартизации. Так, организации Госстандарта проработают их совместно с предприятиями в регионах и техническими комитетами по стандартизации Республики Беларусь (ТК BY). При необходимости возможно создание новых ТК BY.
Исходя из утвержденных приоритетов, будет планироваться участие субъектов хозяйствования в работах по стандартизации в рамках реализации инвестиционных проектов «Один район – один проект».
К работе в ТК BY приглашаются все заинтересованные организации, особенно из регионов.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Необходимо снижать сроки разработки стандартов и их средний «возраст», ориентир – выйти на средний срок действия стандартов в отрасли в семь лет. На это во время круглого стола в БелГИСС, где обсуждалось, как технические комитеты по стандартизации могут стать ее драйверами развития, обратил внимание первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак, сообщили БЕЛТА в пресс-службе комитета.
(фото – БЕЛТА)
В мероприятии очно и в онлайн-формате приняли участие около 40 экспертов, представляющих разнопрофильные организации, участвующие в работе технических комитетов по стандартизации Беларуси.
Спикер подробно рассказал о задачах системы Госстандарта, направленных на реализацию поручений Главы государства по установлению современных требований к продукции и услугам посредством стандартизации. Данная деятельность является одним из ключевых элементов национальной инфраструктуры качества, определяя базовую основу безопасности и качества продукции, работ, услуг.
Так, на данный момент подготовлен ряд системных документов: «Дорожная карта по стандартизации, направленная на разработку новых современных требований к продукции, услугам, инструментам стандартизации, в целях содействия экспорту и обеспечению импортозамещения», «Программа стратегического развития технического регулирования Республики Беларусь до 2030 года». С учетом утвержденных президентом приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2026–2030 годы утвержден приказ Госстандарта о приоритетных направлениях стандартизации на этот же период.
Александр Бурак подчеркнул необходимость активизации работы технических комитетов по стандартизации как на национальном, так и на межгосударственном и международном уровнях для разработки современных требований к продукции и услугам и поддержания их на прогрессивном уровне. По его словам, необходимо также снижать сроки разработки стандартов и их средний «возраст» посредством наращивания существующего количества и качества проводимых работ по проверке научно-технического уровня документов. Ориентир – выйти на средний «возраст» стандартов в отрасли в семь лет. «Без этих аспектов невозможно обеспечить повышение конкурентоспособности экономики и ее экспортную ориентированность», – высказал мнение первый заместитель Председателя Госстандарта.
Было подчеркнуто, что организациям, регулирующим работу технических комитетов по стандартизации, следует уделять большее внимания своей деятельности в конкретных отраслях. В частности, при формировании и реализации государственных программ, государственных научно-технических программ на 2026–2030 годы, стратегий развития отраслей активно предлагать органам госуправления включение разделов по разработке государственных и межгосударственных стандартов.
По информации БЕЛТА