14.04.2025
В НАН рассказали о работе по формированию национального законодательства в регулировании ИИ
В стране активно применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах экономики. Среди них машиностроение, сельское хозяйство, банковский сектор, медицина и многие другие. В Национальной академии наук прогнозируют, что в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в работу предприятий, бизнеса и в нашу жизнь. Вместе с тем законодательно определения использования такой стратегической технологии пока еще нет. Сегодня в стране ведется активная работа по созданию закона об искусственном интеллекте. Подробности узнали у генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова.
Широта сфер внедрения
Искусственный интеллект становится ключевой технологией, с применением которой планируется автоматизировать основные отрасли мировой экономики. В идеале их использование сулит сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономию времени. Очередное соревнование за место на рынке подразумевает существенные инвестиции в развивающуюся технологию в ближайшем будущем. Предприятия нашей страны также понимают необходимость сохранения своих конкурентных преимуществ, поэтому активно внедряют ИИ в самых разных направлениях.
Белорусские ученые констатируют, что технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение ИИ для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде предприятий агропромышленного комплекса страны используют ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Применяются беспилотники для сбора данных, которые помогают найти оптимальные решения для полива, внесения удобрений и защиты растений.
В белорусских клиниках ИИ помогает в диагностике заболеваний, в поиске новых лекарств. В свою очередь, отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций. Аналитические системы помогают обеспечивать безопасность в общественных местах.
Беларусь делает ставку на цифровизацию экономики, и искусственный интеллект становится ключевым инструментом в этом процессе. Как отметил Сергей Кругликов, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности для бизнеса и граждан.
– Стоит отметить, что определения ИИ с точки зрения законодательства пока нет. Беларусь активно развивает данную сферу, однако такой рост требует грамотного регулирования. Вместе с тем в стране необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития, чтобы обеспечить его безопасное и эффективное внедрение. Также необходим государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями, – подчеркнул собеседник.
ИИ – на законном пути
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об ИИ, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии ИИ на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
– В ходе мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий ИИ в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам. Стоит отметить, что каждая из стран СНГ имеет свои взгляды на вопрос развития искусственного интеллекта. Поэтому модельный закон будет обобщающим и не будет ущемлять права и возможности стран, – пояснил Сергей Кругликов.
При этом ученый подчеркнул, что сейчас весь мир стоит перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту для становления новой цифровой экономики. Сегодня десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
– Накануне в ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте мы обсудили создание белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства. Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – рассказал Сергей Кругликов.
– Кроме того, рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в этом году глоссарий в сфере ИИ. Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – резюмировал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Илья Крыжевич, «
Рэспубліка», 12 апреля 2025 г.
Законопроект о бюджете внебюджетного фонда соцзащиты населения на 2026 год внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2026 год». Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Палаты представителей.
Доходы бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения рассчитаны в сумме Br39 014,4 млн (темп роста – 110,8 %), расходы – Br38 495,4 млн (117,3 %).
Профицит составит Br519 млн за счет средств профессионального пенсионного страхования.
Сумма субвенции из республиканского бюджета – Br1 977,7 млн.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по бюджету и финансам Палаты представителей.
По информации
БЕЛТА
Какие подходы изменятся в работе НАН Беларуси
Какие подходы изменятся в работе НАН Беларуси в интервью телеканалу
«Беларусь 1» рассказал Председатель Президиума Национальной академии наук Владимир Караник, передает
БЕЛТА.
Как отметил Владимир Караник, 13 ноября во время доклада Президенту поднимался целый ряд вопросов: как сработала академия наук за девять месяцев текущего года и какие есть предложения по совершенствованию деятельности, как усилить взаимодействие между наукой и ведущими отраслями реального сектора экономики, как привлекать молодежь в научную сферу и как мотивировать ученых.
В части совершенствования деятельности Национальной академии наук Владимир Караник отметил несколько векторов. И один из них – изменение подходов к финансированию и введение понятия «базовое финансирование».
«Финансовое обеспечение текущей деятельности: содержание зданий, сооружений, их ремонты и ремонты ненаучного оборудования и финансирование научных исследований. Чтобы деньги, которые выделяются на науку, 100 % использовались для проведения и организации научно-исследовательской работы, – рассказал он. – И не надо было бы из этих денег часть изымать для проведения каких-то ремонтов и поддержания зданий. Потому что, как я говорил в медицине, стены не лечат. И в академии наук стены не изобретают, т.е. мы должны четко разделить эти понятия. Отторжение у Главы государства этот подход не вызвал. Мы сейчас готовим обоснование проектно-нормативного акта, где четко будет регламентировано, что бюджетные деньги, выделяющиеся в качестве базового финансирования, выделяются в соответствии с бюджетными требованиями и со строгим контролем их расходования, чтобы это не было просто проедание ресурсов. А деньги, выделяемые на научные исследования, должны двигать науку вперед и приводить к появлению новых прорывных разработок».
Однако, уверен Владимир Караник, за деньги научные идеи не купишь. «Именно прорывные идеи, направления деятельности – они не покупаются, они генерируются научными кадрами. И этому вопросу тоже очень много было уделено внимания, самое пристальное внимание Главы государства – это работа с научными кадрами», – сказал он.
Финансовая мотивация – важный фактор для ученых. Однако для многих из них возможность опробовать свои идеи на практике – на первом месте. Как уже отмечалось сегодня, напомнил Председатель Президиума Национальной академии наук, Президент акцентировал внимание, что ученый не должен быть нищим. Однако чтобы была поддержка и заслуженное вознаграждение, важен результат.
Повышение роли заказчика – тема, которая тоже находится на контроле. «Это тоже дорога с двухсторонним движением. С одной стороны – ученые должны постоянно находится в поиске (какие их разработки необходимы для реального сектора экономики), рассказывать о своих компетенциях и о том, где они могут оказать существенную помощь для наших промышленных предприятий. С другой стороны, промышленные предприятия должны более активно привлекать к решению каких-то проблемных вопросов научный сектор, ставить перед ними конкретные задачи. Симбиоз науки и практики должен быть очень плотный, он должен основываться на взаимном знании о потребностях и возможностях друг друга, взаимном уважении и, что еще более важно, на взаимной ответственности», – отметил Владимир Караник.
Связь науки и образования (предоставление академическим ученым возможности приходить к студентам, читать лекции) – тоже важный аспект. «С одной стороны, мы повышаем престиж образования: там маститые ученые, с которыми интересно общаться студентам, которые активно участвуют в педагогическом процессе. А с другой стороны – мы должны простимулировать ученых, чтобы они понимали, что это не только их долг перед Родиной, перед будущим поколением, но это работа, которая по достоинству оценивается», – отметил Владимир Караник.
Помимо этого, ученые смогут общаться с будущим поколением исследователей – видеть тех, кто приходит после лекции, задает вопросы, высказывает свои идеи. «Мы уже не раз обсуждали с Министерством образования тему финансирования прорывных идей, рискованных научных проектов – так называемое венчурное финансирование. И вот мое мнение, что подходы к венчурному финансированию надо отрабатывать именно на вузовской науке, где сосредоточенна энергия молодости и достаточно сильный кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава, – рассказал он. – Вот это должно на первом этапе стать полигоном для отработки идей. Как только мы видим, что идея имеет право на жизнь и может вылиться в какой-то большой и прорывной проект, вот тут уже отраслевая академическая наука должна ее подхватывать и обеспечивать необходимую фундаментальную базу исследований, которые позволят эту идею трансформировать в готовую технологию».
По информации
БЕЛТА
Более 50 законов планируют привести в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства
Более 50 законов планируют привести в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства. Это предусмотрено проектом Закона «Об изменении законов», который внесен Правительством в Палату представителей, сообщает
БЕЛТА.
Как пояснили в пресс-службе Палаты представителей, законопроект направлен на приведение 53 законов в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства.
Корректировка законов в основном касается уточнения терминологии.
Кроме того, проектом закона совершенствуется порядок реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ, закрепляется возможность для обществ с ограниченной ответственностью действовать на основании типового устава, уточняется порядок создания политических партий, ликвидации общественных объединений и политических партий, а также обращения в доход государства имущества, оставшегося после их ликвидации.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по законодательству.
По информации
БЕЛТА
Александр Лукашенко принял с докладом Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимира Караника
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 ноября принял с докладом Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимира Караника.
«Меня прежде всего интересует совершенствование деятельности Академии наук. Для чего же мы заменили председателя Академии наук – для того, чтобы было лучше. Время было, чтобы разобраться в ситуации. Да и вы, я уверен, погружены были и раньше относительно работы Академии наук. Поэтому что вы видите, как будем двигаться дальше? Я уже много раз говорил, что без науки никуда. Время сейчас такое», – отметил Глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание, что сейчас опять поднимаются вопросы об усилении ответственности заказчиков за научные исследования, инновации и в целом о связи производства с наукой. «Есть такая тема. Она будет всегда, – констатировал Глава государства. – Раньше эта тема звучала так: «Мы изобрели, а промышленность или сельское хозяйство, или транспорт, или еще там кто-то брать не хотят. Посмотрите, великое чудо изобрели – брать не хотят».
В этом отношении Президент подчеркнул, что последнее слово должно быть за руководителем Академии наук. Он должен изучить, что предлагает тот или иной институт НАН конкретному предприятию, и принять решение. Но и ответственность будет за ним. «Если вы навяжете решение, которое нежизнеспособно, мы же сразу увидим это. Увидим в деле. Вы понесете за это ответственность. Если действительно принятое вами решение пользу принесет, тогда – от государственных наград до финансовых поощрений, – сказал Глава государства. – Поэтому вопрос не надо тут обсуждать и поднимать, что кто-то хочет, кто-то не хочет. Ну и потом, вы же недалеко: снял трубку, позвоните мне – решение будет принято мгновенно. И мы разберемся, кто что может, а кто что не может».
Владимир Караник рассказал, что основная задача, на которую он ориентирует всех ученых, – разрабатывать то, что востребовано реальным сектором экономики, а не пытаться им навязывать то, что получилось.
Александр Лукашенко поддержал такую позицию. «Это правильно. Абсолютно», – сказал он.
«Если что-то получилось и это очень будет востребовано, ну спасибо. Потому что все равно наука должна быть на шаг впереди нашей практики и даже нашего сознания. Поэтому надо смотреть на результат этого изобретения», – добавил Президент.
В свою очередь Владимир Караник заметил, что Академия наук уже «поворачивается лицом к реальному сектору экономики». «Все отмечают, что уровень взаимодействия с конкретными предприятиями резко возрос. Это касается и БНБК, и предприятий молокопереработки, и агропромышленного сектора. Отрадно, что к нам уже начинают обращаться», – сказал руководитель НАН.
По этому поводу Президент обратил внимание: главное, чтобы ученые могли действительно эффективно, результативно, с пользой реагировать на обращения со стороны реального сектора экономики. «Заинтересованность будет большая (со стороны предприятий. – Прим.), потому что вы же видите: жим с моей стороны, и со стороны министров, правительства усиливается. И будут бегать в разные щели чиновники для того, чтобы получить хороший реальный эффект», – подчеркнул Глава государства.
Руководитель Национальной академии наук поднял вопрос о повышении статуса ученого в Беларуси.
«Вы поднимаете вопрос об усилении статуса ученого. В обществе. И что, возможно, повлечет за собой приток молодых кадров в науку в целом. Не только в Академию наук. Не в первый раз этот вопрос поднимается. Мою позицию вы знаете. Она, наверное, и у вас такая, особенно после работы в реальном секторе экономики, – сказал Глава государства. – Я знаю, что такое труд ученого человека. Готов содействовать тому, чтобы платили по максимуму, но нужен результат. Вот просто статус (ученого. – Прим.) поднять, в два раза увеличив заработную плату, – вряд ли мы что-то получим. Поэтому здесь надо вникнуть глубоко в то, чтобы действительно ученый был ученым. И чтобы реально поднять статус. А не так, как обычно это у нас бывало: вот, давайте за диссертацию будем платить, еще там за что-то будем платить и так далее».
Александр Лукашенко при этом отметил, что, возможно, где-то что-то и надо добавить, но статус ученый определяет сам своими достижениями. «Будут достижения, будет результат – любые деньги», – подчеркнул белорусский лидер.
Президент привел пример с беспилотниками. Например, если кто-то принесет такой образец, который будет практически неуязвимым перед средствами радиоэлектронной борьбы или оружием. «Получи деньги за изобретение, за образец, который ты положил на стол», – сказал Президент.
Еще один пример – электромобиль, который уже на протяжении нескольких лет обещают представить белорусские ученые. «Сколько было обещаний! Где этот электромобиль? Мы помогали, и Академия тратила немалые деньги. Автомобиля нет. Ну так какой статус?» – поставил вопрос Александр Лукашенко.
«Поэтому есть достижения, изобретения, конкретный результат – получи за это деньги. То есть за результат государство должно платить. И мы будем платить ученому, отдавая последние деньги, – озвучил основное требование Президент. – Я еще раз говорю: где-то, может быть, мы недорабатываем, надо подвинуться. Чтобы ученые приходили, работали, нищими не были. Потому что пока он чего-то изобретет… Но за результат надо платить. Это главное. Это моя твердая позиция».
Министр финансов – об изменениях в налоговой системе с 2026 года
На рассмотрении Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь находится финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026 года в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Подробнее о предстоящих изменениях и их значении для экономики страны на расширенном заседании Постоянной комиссии рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов, сообщает
БЕЛТА.
Основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы, отметил Юрий Селиверстов. «Мы последовательно реализовывали комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета – это повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие, – рассказал он. – Мы развиваем интеграционные процессы в рамках Союзного государства, постепенно синхронизируем налоговый режим с Россией. Поэтому особенностью белорусской экономики является относительно низкая зависимость от конъюнктурных доходов. У нас нет привязки к нефтегазовым доходам, что дает определенную устойчивость в период глубокой нестабильности».
При корректировке Налогового кодекса в текущем году не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к тем условиям, которые изменяются. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики.
«Первое направление – это базовые меры налоговой политики, которые традиционно заключаются в том, что мы индексируем ставки, которые установлены в белорусских рублях, на прогнозные параметры инфляции, в основном. Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией. Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 %, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные никотинсодержащие изделия на 7 %, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 % в целях исключения перетока в теневую сферу. Особое внимание обращено на вейпы и жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 % для того, чтобы поэтапно выйти на уровень как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Это, конечно, вопрос дискуссионный. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака», – рассказал Министр.
Второе направление – это справедливое налогообложение доходов и имущества граждан. «Повышаем ставки отдельных налогов по принципу «кто больше зарабатывает, тот больше платит». Сохраняем подход по дальнейшей дифференциации подоходного налога в части введения третьей ставки 40 % при доходах свыше Br600 тыс. в год. При доходах до Br350 тыс. в год сохраняется базовая ставка 13 % (это абсолютное большинство наших граждан, более 98 %). Эта ставка сейчас применяется при доходах до Br220 тыс., но с учетом того, что мы расширяем базу для применения повышенных ставок подоходного налога, для расчета теперь будут включаться не только зарплаты, но суммироваться и доходы от продажи долей в компаниях, проценты по займу, под сдачу имущества в аренду, вознаграждения членов наблюдательных советов, доходы адвокатов и нотариусов», – отметил он.
По его мнению, повышение совокупных доходов до Br350 тыс. будет более справедливо и правильно, если сохранится ставка 13 %, то, что сегодня применяется к доходам до Br220 тыс. При доходах от Br350 тыс. до Br600 тыс. применяется ставка 25 % к сумме превышения. «За прошлый год при ставке 25 % в бюджет поступило более Br200 млн. Половина из этих средств поступила в бюджет города Минска. Предлагается в дальнейшем ввести ставку 40 % при доходе свыше Br600 тыс. То есть, опять же, предлагается применять к сумме превышения, – обратил внимание Юрий Селиверстов. – По данным Министерства по налогам и сборам, исходя из того же объема платежей, которые были, туда попадает порядка 1 тыс. человек. У нас сохраняются отдельные режимы в Парке высоких технологий, Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень», и налоги на них, в принципе, не распространяются, и ставка в 25 % на них не распространяется».
Если посчитать с учетом данных 2024 года, при введении налога в 40 % средняя ставка составит 27,5 %.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов. «Когда-то был введен налог на недвижимость для квартир в многоквартирных домах. Когда мы рассматривали вопросы, какие же брать ставки, было много вопросов. Один из вопросов звучал так: какая будет применяться стоимость квартиры для расчета ставок? Было принято решение, что надо брать расчетную ставку исходя из того, что по реальной стоимости, наверное, это будут большие средства и не все смогут их оплачивать. Помним, что пенсионеры освобождены от этого налога. По истечении времени видится, что эти ставки тоже должны быть дифференцированными», – отметил он.
Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв.м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв.м применять коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. Квартир больше 250 кв.м в Беларуси больше тысячи, а 150 кв.м – больше 5 тыс.
По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв.м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв.м – 3. «Таких домов тоже достаточно много. Именно через объем предлагается здесь дифференцировать тот уровень платежей, который существует. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов», – подчеркнул Министр.
Кроме этого, предлагается продолжить работу по дифференциации транспортного налога. «Мы в действующих документах предлагаем в 5 раз повысить налог на новые мощные иностранные мотоциклы по аналогии с автомобилями, где налог мы повысили в 10 раз. То есть это мотоциклы с объемом двигателя 800 куб.см. Мотоциклы, которые выпускает наш «Мотовелозавод», туда не попадут, он таких мотоциклов не выпускает», – уточнил Юрий Селиверстов.
Также выравниваются ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Сегодня ставки для ИП в два раза практически ниже в сравнении с юридическими лицами и фиксируются факты, когда транспортное средство регистрируется на ИП и потом сдается в аренду юридическому лицу. Таким образом, существуют некие схемы ухода или уменьшения налогообложения, обратил внимание Министр.
Предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью.
Третий блок – выравниваются на уровне базовой величины минимальные ставки для индивидуальных предпринимателей – физических лиц и вводятся минимальные ставки для самозанятых в размере Br45 в месяц. «Это позволит исключить формальную регистрацию самозанятых, когда практически деятельность самозанятых регистрируется, а деятельность ими не ведется. При этом вводим ответственность, если три месяца подряд ты не платишь налог на профессиональный доход, то далее полгода применять такой режим не сможешь», – сказал Юрий Селиверстов.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 %. «Лотерейная деятельность осуществляется по большей части в интернете, примерно по своей сути представляет то же, что и игорный бизнес. Поэтому устанавливаем единые ставки», – прокомментировал он.
Предлагается оптимизация налоговых льгот. «Понятно, что мы не идем с достаточно серьезным образом, но наши коллеги из Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам видят те вопросы, где, по сути, льготы практически не применяются, но в законодательстве присутствуют. Существуют у нас льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу для физлиц в отношении объектов с особым статусом историко-культурных ценностей. Предлагается их отменить. Таких объектов за время с момента когда объявили этот статус стало больше только в Минске в 5 раз. Поэтому, по сути, мы создаем неравные условия для тех, кто проживает в обычных домах. Понятно, что сами граждане все равно не восстанавливают историко-культурный вид этих сооружений за свои собственные средства», – сказал Министр.
Уменьшается размер необлагаемых выходных пособий при выходе на пенсию с 9 до 3 среднемесячных зарплат. «Наша зарплата растет, и когда-то мы стимулировали нанимателей, чтобы эти пособия в принципе выплачивались», – подчеркнул Юрий Селиверстов.
В рамках совершенствования налогового администрирования ключевым фактором повышения эффективности налоговой системы станет комплексная модернизация процесса администрирования. При этом будет удобно внедрять систему риск-ориентированного подхода, позволяющую сосредоточить ресурсы на зонах с наибольшим риском нарушений и при этом снижать нагрузку на добросовестный бизнес.
По словам Министра, дальнейшая цифровизация позволит налоговым органам получать подробные данные о транзакциях и финансовых потоках, выявлять схемы неформального обращения реальных денег без необходимости проведения выездных проверок. На данный момент используется мониторинг и чек-листы с формализованными контрольными вопросами, подготовка которых требует больших усилий от контролирующих органов. Кроме того, остаются традиционные выездные проверки.
Также налоговые органы смогут при проведении проверок и выявлении налоговых нарушений ограничивать регистрационные действия с имуществом тех налогоплательщиков, у которых выявлены задолженности по налогам. Замена административной ответственности граждан – должников имущественных налогов повышена.
Налоговые органы получили право на сбор информации о лицах, совмещающих статус индивидуального предпринимателя с другими видами деятельности, с возможностью анализа счетов и операций, открытых на их имя. При этом объем доступной информации не изменился, изменился лишь способ ее получения – с бумажного на электронный формат. «Мы считаем это объективным решением и не ожидаем злоупотреблений, хотя среди сотрудников налоговых органов, а также специалистов Национального банка возникали отдельные возражения по этому вопросу. Вопрос обсуждается, и по результатам будет передан депутатскому корпусу для дополнительной проработки и принятия решения. В рамках работы комиссии эти темы будут еще подробно рассмотрены и, при необходимости, скорректированы вместе с коллегами из Министерства налогов и сборов», – резюмировал он.
По информации
БЕЛТА