Страны СНГ выступают за госконтроль над системами ИИ
Страны СНГ выступают за значительный государственный контроль над разработкой и системами искусственного интеллекта (ИИ). Об этом заявил Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев в интервью информационно-аналитическому изданию «Союзники. ОДКБ», сообщает БЕЛТА.
«Стремительное развитие искусственного интеллекта приводит к большему количеству обсуждений о влиянии ИИ на различные сферы жизни. В рамках СНГ развитие ИИ обсуждается на различных уровнях – Совет глав государств, Совет министров иностранных дел и в повседневной работе органов СНГ. В частности, Советом глав государств 8 октября 2024 года принято заявление о развитии сотрудничества в области искусственного интеллекта гражданского назначения», – отметил генсек СНГ.
Он уточнил, что в заявлении признается значимый потенциал ИИ для экономического развития стран СНГ и необходимость развития сотрудничества в данной сфере. При этом указывается, что сотрудничество в области искусственного интеллекта должно развиваться в рамках общепризнанных принципов и норм международного права.
По его словам, страны СНГ считают, что всеобъемлющее сотрудничество по развитию ИИ может быть достигнуто на различных международных площадках, в том числе в рамках ООН.
«Государства – участники СНГ, демонстрируя чувство ответственности за будущее человечества, признают необходимость значительного государственного контроля над разработкой и системами ИИ и обеспечения надлежащей защиты данных при создании и обучении моделей искусственного интеллекта; недопущение принятия решений искусственным интеллектом в нравственных вопросах или аспектах, связанных с благополучием и жизнью человека», – подчеркнул Сергей Лебедев.
По информации БЕЛТА
Председатель Белстата Инна Медведева приняла участие в 72-м заседании Совета руководителей статистических служб государств – участников СНГ в режиме видеоконференции, на котором были определены приоритетные направления совместной деятельности на ближайшие два года, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Белстата.
Руководители статистических служб обсудили актуальные для региона направления сотрудничества в сфере официальной статистики.
Одним из ключевых вопросов повестки дня стало обсуждение проекта «Развитие статистики СНГ» на 2026–2027 годы, реализуемого Статкомитетом СНГ при финансовой поддержке Российской Федерации. Стороны определили приоритетные направления совместной деятельности на ближайшие два года, включая реализацию программы международных сопоставлений ПМС СНГ 2024 и подготовку к проведению ПМС СНГ 2027, подготовку методологических рекомендаций по внедрению СНС 2025, продолжение работ по подготовке к переписям населения раунда 2030 года, разработку методологических рекомендаций по проведению сельскохозяйственной переписи раунда 2030 в странах СНГ.
На заседании были представлены итоги работы Совета руководителей и Статкомитета СНГ в 2024 году, а также отмечено, что Статкомитет СНГ в полном объеме обеспечил выполнение программы работ на 2024 год и решений высших органов содружества и Совета руководителей статистических служб государств – участников СНГ.
В завершение участники подтвердили готовность к дальнейшему укреплению сотрудничества в рамках СНГ и отметили, что эффективное взаимодействие в области статистики является необходимым условием для успешного экономического и социального развития стран-участниц.
По информации БЕЛТА
Заместитель Министра по налогам и сборам Владимир Муквич на форуме PRO.EDO на тему «Развитие электронного документооборота в Беларуси» рассказал журналистам, какие вопросы развития электронного документооборота сегодня разъясняют бизнесу налоговые органы, передает корреспондент БЕЛТА.
Владимир Муквич рассказал, что на форуме главная тема – развитие электронного документооборота в Республике Беларусь. «Тем не менее спектр тем охватывает практически все процессы деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов. Сегодня хотелось бы больше акцентировать внимание именно на хозяйственной кооперации между субъектами. Это сложная и чувствительная тема, потому что от этого зависит корректное оформление документов. Это требует межведомственного взаимодействия, взаимодействия между информационными системами. В этом вопросе важна юридическая значимость документов и технологическая организация этого процесса», – заметил он.
С 1 октября 2025 г. расширяется количество товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь. 36 новых товарных групп будут прослеживаться с использованием электронных накладных. «Для бизнеса важно предоставить актуальную информацию о том, каким образом производится этот процесс. Осталось мало времени для того, чтобы принять управленческие решения», – обратил внимание он.
По словам замминистра, важно в рамках мероприятия проговорить вопросы, которые есть у бизнеса, выявить проблемы и принять меры. «Уже сегодня прослеживаемость товаров в Республике Беларусь применяется по ряду товарных групп, планируется в следующем году их расширить в рамках функционирования Союзного государства», – сказал Владимир Муквич.
Важность форума также отмечается в Директиве № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины». «Необходимо максимально уходить от бумажных документов, дебюрократизировать процессы. По итогам мероприятия мы обязательно наметим те вопросы, которые необходимо еще регулировать», – подчеркнул замминистра.
Что касается международного опыта, то, по словам Владимира Муквича, Беларусь использует подходы, сформированные ООН. «Учитываем также практику нашего основного торгового партнера – Российской Федерации, – рассказал он. – Для внедрения электронных документов очень важно использовать уже наработанный подход, чтобы электронный документ можно было использовать в последующем с минимальными доработками в трансграничном сообщении. С Россией мы договорились о взаимодействии на основе национальных документов. Зная, какая информация там содержится, мы ее обрабатываем для использования в своих целях. При этом не обязываем наших экспортеров и импортеров переходить на документы других стран. Считаю, что это очень удобная модель. Сейчас стоит задача о том, чтобы наращивать ее использование».
Форум PRO.EDO проводится с участием широкого круга представителей регуляторов Республики Беларусь, представителей ФНС Российской Федерации, членов бизнес-ассоциаций. Практикой перехода на электронный документооборот поделится крупный бизнес. Ключевыми вопросами для обсуждения в ходе мероприятия являются вопросы состояния и перспективы развития электронного документооборота в Беларуси, кибербезопасности и защиты информации при электронном документообороте, трансграничного обмена электронными документами, цифровых технологий в госзакупках в Беларуси и закупках на площадках стран ЕАЭС, опыта Российской Федерации в сфере развития электронного документооборота.
По информации БЕЛТА
Министр по налогам и сборам Дмитрий Кийко на форуме PRO.EDO на тему «Развитие электронного документооборота в Беларуси» рассказал, насколько эти сервисы сейчас востребованы у белорусского бизнеса, передает корреспондент БЕЛТА.
Дмитрий Кийко отметил, что ведомство постоянно работает над повышением своего имиджа и совершенствованием сервисов, которые предоставляет плательщикам. Министерство стремится упростить процесс уплаты налогов и обеспечить их полноту с учетом удобства использования сервисов. «Сервисы должны быть понятны, востребованы и в итоге должны обеспечивать наполнение бюджета без реализации налоговыми органами своей контрольной функции. Мы будем и дальше работать над качеством этих сервисов», – обратил внимание Министр.
Вопросы, связанные с электронным документооборотом и его развитием, не теряют свою актуальность, добавил он. «На протяжении последних лет основным трендом в деятельности государственных органов является создание комфортных условий для бизнеса, обеспечивающих оптимизацию не только обязанностей, возлагаемых на субъекты хозяйствования, но и снижение издержек, связанных с необходимостью их соблюдения. Неоспоримую роль в такой работе приобретает внедрение и развитие электронного документооборота в различных сферах деятельности субъектов хозяйствования. Налоговая система Беларуси в настоящее время продолжает проходить этап трансформации, который предусматривает создание налоговой экосистемы, основывающейся на объединении бизнес-модели, применяемой субъектами хозяйствования, и удобных сервисов, предоставляемых налоговой службой для налогоплательщиков. При этом главной целью налогового администрирования в настоящее время является создание прозрачной и необременительной системы партнерского сотрудничества с добросовестными налогоплательщиками», – отметил Дмитрий Кийко.
С точки зрения контрольной функции использование электронного документооборота позволяет осуществлять профилактические мероприятия при выявлении факторов, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства, а также минимизировать вмешательство в деятельность плательщиков, поскольку анализ первичных учетных документов может осуществляться дистанционно.
Начиная с 2014 года субъектами хозяйствования на добровольной основе применяется механизм электронного документооборота в части использования товарно-транспортных и товарных накладных. «В настоящее время его применение становится необходимым условием для поставок товаров как в Республике Беларусь, так и в рамках Евразийского экономического союза. С 2021 года использование электронных накладных стало обязательным при обороте на территории Республики Беларусь отдельных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и прослеживаемости. В 2025 году ожидается запуск механизма прослеживаемости отдельных товаров в рамках Евразийского экономического союза», – напомнил Дмитрий Кийко.
Отдельно Министр отметил, что из 18,4 млн электронных накладных, которые создали плательщики в 2024 году, более 95 % составлено при обороте непрослеживаемых товаров, что свидетельствует о действительной востребованности электронного документооборота у бизнеса.
Кроме формализованных электронных накладных, развивается и оборот неформализованных электронных документов. Так, субъектами хозяйствования в 2024 году создано более 3 млн таких документов, большинство из которых это электронные акты, инвойсы, справки и прочие формы.
«Механизм электронного документооборота находится в процессе постоянного совершенствования, в том числе с учетом пожеланий субъектов хозяйствования. Среди последних нововведений в сфере электронного документооборота могу отметить внедрение электронного акта приемки товаров по количеству и качеству, что позволяет синхронизировать процесс создания электронных накладных с бизнес-процессами, используемыми субъектами при приемке товаров», – сказал Дмитрий Кийко.
По информации БЕЛТА
Часть документов и справок можно будет получать автоматически без обращения в медицинское учреждения. О том, что даст внедрение централизованной информационной системы здравоохранения простым гражданам, журналистам рассказал Заместитель Премьер-министра Владимир Караник, передает корреспондент БЕЛТА.
Ожидается, что централизованная информационная система здравоохранения заработает уже к концу этого года. «Сегодня речь не идет о том, что с нуля разрабатывается новая информационная система. Работа по информатизации здравоохранения ведется достаточно давно. Граждане, обращаясь в поликлиники, видят, что информационная система есть практически в каждом лечебном учреждении. Сейчас основная задача и функция единой информационной системы – выступить в роли интегратора, т.е. объединить имеющиеся медицинские информационные системы, чтобы врач на приеме перед общением с пациентом видел всю его историю обращений за медицинской помощью, диагнозы, которые устанавливались данному пациенту, и полученное им лечение. Это касается даже врача скорой помощи – при движении на вызов у него должна быть возможность узнать историю болезни пациента», – рассказал Владимир Караник.
Кроме того, он подчеркнул, что появятся дополнительные электронные сервисы и для пациентов. «Они позволят ему (пациенту. – Прим. БЕЛТА), заходя в свой личный кабинет, видеть историю обращений, результаты своих анализов. Часть документов и справок можно будет получать автоматически без обращения в медицинское учреждение, и также записываться без посещения поликлиники на те или иные виды обследования. Центральная платформа, помимо объединения имеющихся медицинских информационных систем, определит также стратегию развития на ближайший год», – заключил Заместитель Премьер-министра.
По информации БЕЛТА
Министр по налогам и сборам Дмитрий Кийко на форуме PRO.EDO на тему «Развитие электронного документооборота в Беларуси» рассказал, когда Беларусь и Россия перейдут на электронный документооборот при взаимной торговле, передает корреспондент БЕЛТА.
«В настоящее время по результатам проведенной МНС совместно с Федеральной налоговой службой Российской Федерации работы созданы правовые и организационные основы для использования межстранового электронного документооборота при взаимной торговле. В первую очередь это касается Российской Федерации. В ближайшее время после решения вопроса о признании белорусской электронной цифровой подписи Россией ожидается запуск межстранового электронного документооборота в промышленную эксплуатацию», – заявил Дмитрий Кийко.
Запуск этого процесса придаст новый импульс дальнейшему развитию электронного документооборота в Республике Беларусь, уверен он. «В том числе в части его масштабирования и установления порядка и условий участия автомобильных перевозчиков и экспедиторов в процессе создания товаросопроводительных документов как при перевозке грузов внутри республики, так и при международных автомобильных перевозках. Международная товарно-транспортная накладная будет использоваться в виде электронного документа», – пояснил он.
Дмитрий Кийко выразил надежду, что проведение форума PRO.EDO позволит субъектам хозяйствования подготовиться к расширению с 1 октября 2025 г. перечня товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь и внедрению механизма прослеживаемости в рамках Евразийского экономического союза, а также принять меры по повышению эффективности своей деятельности путем внедрения цифровых инструментов в бизнес-процессы.
По информации БЕЛТА