ЕЭК может получить полномочия по расследованию антимонопольных нарушений нерезидентов ЕАЭС
Член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Максим Ермолович на Евразийском экономическом форуме предложил наделить комиссию полномочиями по расследованию антимонопольных нарушений, которые совершают на транснациональных рынках резиденты третьих стран, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Максим Ермолович высказал предложения, которые помогут ЕЭК поэтапно двигаться вперед в области конкуренции и антимонопольного регулирования, а также увеличивать возможности для обеспечения надлежащего уровня защиты бизнеса от недобросовестной конкуренции. «Во-первых, это наделение комиссии функцией координатора при взаимодействии национальных антимонопольных органов по пресечению нарушений антимонопольного законодательства резидентами третьих стран, – отметил он. – Мы бы хотели масштабировать на весь союз правоприменительную практику в отношении конкретных нарушителей-нерезидентов, чтобы привлекать их к ответственности в других странах союза, координируя взаимодействие национальных конкурентных ведомств».
Он пояснил, что сейчас страны ЕАЭС взаимодействуют и без помощи комиссии, но эффективность этого взаимодействия ЕЭК оценивает невысоко. «Мы хотели бы формализовать этот процесс и, соответственно, расширить правоприменительную практику, которая достигается в рамках одного конкурентного ведомства, на весь союз. Наша общая задача состоит в том, чтобы эффективно противодействовать таким конкурентным практикам, как раздел рынка по территориальному принципу, составу продавцов и покупателей, а также ценовой дискриминации. Мы видим, что подобного рода нарушения на трансграничных рынках нередки, а инициаторами этих сценариев зачастую выступают иностранные компании, развивающие свои дистрибьюторские сети на союзных рынках. Иногда, чтобы уйти от ответственности, даже избирают принцип экстерриториального резидентства, что позволяет избежать какого-либо внимания со стороны комиссий. По сути, это серая зона, которую нам нужно контролировать совместными силами», – добавил Максим Ермолович.
Еще одной такой серой зоной, на которую стоит обратить внимание, являются трансграничные картели, заметил он.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Подходы к ценообразованию должны помочь в сдерживании инфляции, но при этом не ухудшать экономическую ситуацию у производителей. Об этом заявил журналистам Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, сообщает корреспондент БЕЛТА.
По словам Александра Турчина, в ценообразовании пока еще присутствуют определенные дисбалансы и их необходимо максимально аккуратно подправить. Причем сделать это надо таким образом, чтобы ситуация не сказалась негативным образом ни на производителях, ни на потребителях, ни на торговле.
«Поставлена задача найти разумный баланс, чтобы он сдерживал инфляцию, но не приводил к ухудшению экономической ситуации у наших субъектов хозяйствования. Задача неизменна – до конца марта мы должны это решение принять и доложить Главе государства», – сказал Премьер-министр.
Как сообщалось БЕЛТА, по итогам совещания 28 февраля Глава государства поручил Правительству к апрелю определиться с новой системой регулирования цен.
«Для Президента все, что связано с обеспечением социальных стандартов жизни каждого человека, – вопрос номер один. Правительство предложило два варианта: первый – краткосрочный, второй – среднесрочный. Краткосрочный построен на предложении бизнеса, с которым мы очень плотно, детально отрабатывали подходы, которые устраивали бы бизнес», – рассказал тогда журналистам первый вице-премьер Николай Снопков.
Именно этот подход Правительство взяло за основу и внесло на рассмотрение Главы государства. Его суть заключается в корректировке сложившейся системы регулирования цен, работе над ошибками, нивелировании существующих искажений и дисбалансов на основе сложившейся практики.
«Президентом принят такой подход, поручено его доработать совместно с государственными органами, облисполкомами и бизнесом и внести до 1 апреля, лучше – до 25 марта. Работа, в принципе, несложная, понятная. Что нужно откорректировать, мы понимаем», – заявлял Николай Снопков.
Предложение Правительства на среднесрочную перспективу заключается в формировании республиканской системы оборота товаров, работ и услуг. «Сегодня в стране уже реализуются несколько платформ. Это платформа прослеживаемости товаров, платформа маркировки товаров, электронной счет-фактуры и внедряемая система СККО (система контроля кассового оборудования. – Прим. БЕЛТА). Интегрировав эти системы, сделав их «дружелюбными», мы получаем единый торговый документ, по которому аналитический центр будет видеть все движение товара, работ и услуг в стране. Основная цель создания такой платформы – отслеживание добавленной стоимости в цепочке движения товара», – пояснил первый вице-премьер.
По информации БЕЛТА
Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта. В эту дату уместно поговорить о том, как же покупателям защитить свои интересы в спорных ситуациях, куда обращаться и что нужно знать, чтобы избежать проблем в следующий раз. Полезными советами поделились в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли и Национальном банке, сообщает БЕЛТА.
Куда лучше обращаться за защитой своих прав?
«В Беларуси выстроена очень хорошая, четкая система, кто, как и на каких стадиях защищает права потребителей. В досудебном порядке это делают государственные органы по компетенции. МАРТ является регулятором и координатором этой сферы. А другие государственные органы, например, в сфере здравоохранения, туризма, транспорта и так далее, в зависимости от того, какие услуги оказываются, защищают права потребителей по своим направлениям. Но первая ступенька, очень важная, это исполкомы на местах. Потому что законодательство и об обращениях граждан, и о защите прав потребителей говорит о том, что первоначально права потребителей подлежат защите на той территории, где было само событие», – отметила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик.
Если потребитель не согласен с итогами рассмотрения обращений на базовом уровне, он может обратиться в облисполком либо в Минский горисполком. На последней стадии уже подключается МАРТ. «Конечно, большую работу проводят общественные объединения потребителей. Это так называемая общественная защита. Минимальный уровень знаний, которыми должны обладать их работники, проходит проверку в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, выполняется аттестация. И именно такие специалисты, прошедшие аттестацию, вправе оказывать помощь потребителям в защите их прав», – отметила представитель МАРТ.
И государственные органы, и общественная защита оказывают помощь потребителям на безвозмездной основе. То есть если потребитель обращается в общественное объединение потребителей, с него не имеют права брать деньги.
«Местные исполнительные органы и общественные объединения потребителей имеют право составлять исковые заявления в суд. Если потребители к ним с такой просьбой обращаются, они это делают и активно отстаивают права в суде. Судебная защита – следующая ступень. Кстати, здесь тоже государство предусмотрело, чтобы потребитель не нес излишние затраты. Подача иска в суд по защите прав потребителей не предусматривает уплату государственной пошлины», – обратила внимание Инна Гаврильчик.
Почему не стоит совершать покупки в соцсетях
«Пока мы не можем достучаться до большинства потребителей на тему того, что не надо совершать покупки в социальных сетях и мессенджерах. Цены там, конечно, очень привлекательные, на контакт до покупки идут тоже прекрасно: и консультируют, и рассказывают, и показывают. А потом потребитель получает вместо товара кота в мешке – он не соответствует фотографии, нет той красоты, из-за которой его покупали. Начинаете писать претензию продавцу, а продавец просто блокирует. Не отвечает, деньги вернуть невозможно. И ведь по смыслу законодательства о защите прав потребителей и торговли это не продавец. И он заключает не договор розничной купли-продажи, а просто договор купли-продажи. Отстаивать свои права по этому договору нужно только через суд. Проблема еще в том, что зачастую найти такого продавца можно только с помощью правоохранительных органов», – обратила внимание представитель МАРТ.
Инна Гаврильчик посоветовала пользоваться зарегистрированными, работающими в правовом поле интернет-магазинами. «С приобретением товара в социальных сетях и мессенджерах вы приобретаете не только товар, но и проблемы», – сделала акцент она.
Как снизить риски оформления кредита мошенниками на ваше имя
Для снижения рисков с 5 января 2025 года физическое лицо имеет право установить запрет на предоставление пользователям своего кредитного отчета независимо от того, сформирована его кредитная история либо отсутствует. «Кредитный отчет представляет собой документ, сформированный на основании сведений, входящих в состав кредитной истории. В него включаются сведения о заключенных договорах и об исполнении обязательств по данным договорам, а также скоринговая оценка кредитной истории – система присвоения баллов, характеризующих способность клиента погасить вновь предоставленный ему кредит», – отметили в Нацбанке.
В случае установления запрета пользователь, запросивший кредитный отчет, получает сообщение о наличии соответствующего запрета. В этом случае кредитный отчет не предоставляется. Но есть и исключения. «Это случаи наличия в кредитной истории на дату запроса действующей кредитной сделки, заключенной между запросившим кредитный отчет пользователем и субъектом, либо действующего денежного требования, права по которому уступлены запросившему кредитный отчет пользователю по договору факторинга или факторинговой операции, по которому субъект является должником», – уточнили в Нацбанке.
Установить (снять) запрет можно следующими способами: в электронном виде посредством веб-портала Кредитного регистра после прохождения авторизации в личном кабинете; при обращении лично с заявлением по установленной форме в бумажном виде в управление «Кредитный регистр» Нацбанка; направить заявление по установленной форме на бумажном носителе в Нацбанк посредством почтовой связи.
Установление и снятие запрета возможно без уплаты вознаграждения неограниченное количество раз, но может быть подано не более одного заявления в течение одного дня.
Что делать, если нарушены права в области финансовых услуг?
Как пояснили в Национальном банке, если у потребителя возникают вопросы по оказанию услуги, он прежде всего должен обратиться в финансовую организацию, которая предоставит необходимые пояснения по условиям оказания, взимаемым комиссиям и другую информацию, которая его интересует. Обратиться можно по телефону, при личном посещении или с помощью письменного обращения, а также иным способом. При этом следует помнить, что финансовые организации, не являясь государственными, не обязаны принимать электронные обращения посредством системы учета и обработки обращений.
Если после консультации выяснилось, что ваши права нарушены, можно сразу обращаться в суд за их восстановлением и защитой. Однако иногда закон или договор может требовать первоначально урегулировать спор без суда. Например, при разногласиях с микрофинансовыми организациями перед обращением в суд потребитель обязательно должен подать претензию. Особенности направления претензий также установлены законодательством о деятельности операторов сервисов онлайн-заимствований.
«Но даже если такой порядок не предусмотрен как обязательный, рекомендуется сначала подать претензию в финансовую организацию и получить официальный ответ. Предъявление претензии дает возможность разрешить спор без суда, сэкономить время и деньги. Перед направлением претензии стоит прочитать условия договора, где описан порядок разрешения спорных ситуаций, процедура урегулирования споров. Как правило, претензия подается в произвольной письменной форме, в ней указываются требования к финансовой организации, например, вернуть уплаченную сумму и возместить причиненные убытки. Лучше отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы факт обращения был зафиксирован», – подчеркнули в Нацбанке.
Регуляторами на финансовом рынке являются Национальный банк и Министерство финансов. Нацбанк рассматривает обращения потребителей в отношении услуг, оказываемых банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, лизинговыми и микрофинансовыми компаниями, а также операторами сервисов онлайн-заимствований, поставщиками платежных услуг. При выявлении нарушений прав потребителей он направляет предписания об их устранении или принимает другие меры. Нацбанк также анализирует действия финансовых организаций и заключенные договоры на соответствие законодательству. Однако он не решает споры, возникающие при исполнении договоров, – это задача судов. Также важно помнить, что банки и другие финансовые организации не подчиняются Национальному банку, соответственно, он не является по отношению к ним вышестоящей организацией. Обращение в Национальный банк не является препятствием для обращения в суд.
Министерство финансов рассматривает обращения граждан в сфере страхования, а также в отношении услуг, предоставляемых на рынке ценных бумаг. Если выявляются нарушения, министерство направляет предписание об их устранении, привлекает к административной ответственности, принимает иные меры. Кроме того, оно может вступить в судебный процесс для защиты прав инвесторов. Обращение в Министерство финансов также не является препятствием для обращения в суд.
Если потребитель полагает, что его права нарушены, он может обратиться за судебной защитой. Однако несоблюдение предусмотренного законодательством порядка досудебного урегулирования спора влечет отказ в возбуждении дела. Для того чтобы понять, куда следует подавать иск о защите прав потребителей, необходимо обратиться к договору с финансовой организацией. Как правило, там указан конкретный суд. В ином случае следует учитывать, что по общим правилам заявление о возбуждении дела подается в суд по месту жительства ответчика. При этом иск о защите прав потребителя может быть предъявлен также по месту жительства или нахождения истца либо по месту исполнения договора или по месту причинения вреда. Суд рассматривает исковые заявления и принимает решения, в том числе о возмещении убытков, компенсации морального вреда.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА
Интернет-магазины будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Нововведения вступают в силу с 11 июля 2025 года. Об этом сообщила на пресс-конференции начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик, передает корреспондент БЕЛТА.
«С 11 июля 2025 года устанавливается ряд обязательств для интернет-площадок. Это, во-первых, обеспечение заключения договора путем заполнения покупателем электронной формы заказа. Почему для нас это важно с точки зрения защиты прав потребителей? Потому что фиксируется юридически значимое действие. И обратите внимание – должна быть возможность проверки заказа и исправления ошибок до завершения оформления. А то могло получиться так – оформили заказ, поторопились, нажали кнопку, а там какая-то ошибка была небольшая и приходит не тот товар. Попробуй потом доказать, что ты хотел не это. А если это еще товар, который не подлежит обмену и возврату, то потребитель понес необоснованные затраты», – сказала Инна Гаврильчик.
Также с 11 июля должна быть обеспечена техническая возможность подачи покупателем обращений в электронной форме о нарушении его прав и получения ответа на них. «На сегодня субъекты хозяйствования не обязаны отвечать на электронное обращение, если только они сами не приняли для себя такое решение. Для государственных органов такая обязанность есть, для иных организаций нет. А если офис интернет-магазина находится очень далеко от потребителя, то неудобно поехать оставить претензию. Поэтому субъекты обязаны будут рассматривать и электронное обращение», – отметила представитель МАРТ.
Также владелец интернет-площадки будет обязан предоставлять покупателю подтверждение заключения договора. Он должен будет принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства о торговле и защите прав потребителей, защите информации, в том числе персональных данных, пресекать реализацию на интернет-площадке товаров, ограниченных в обороте, а также не соответствующих требованиям законодательства. Необходимо будет и оказывать содействие потребителям в защите прав, предусмотренных законодательством.
По информации БЕЛТА
Глава государства Александр Лукашенко 12 марта подписал Указ № 105, в соответствии с которым Заместитель Премьер-министра Владимир Караник наделен полномочиями по вопросам деятельности Беларуси в рамках ЕАЭС, определен представителем от Беларуси в Совете ЕЭК и назначен Национальным координатором Беларуси по вопросам СНГ. Документ принят в целях обеспечения представительства и защиты интересов страны в рамках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств, реализации государственной политики в соответствующих сферах.
В качестве Национального координатора Беларуси по вопросам СНГ Владимир Караник будет совместно с заинтересованными государственными органами и организациями координировать выработку механизмов реализации приоритетных направлений развития сотрудничества нашей страны в СНГ. Он также имеет полномочия вносить предложения в Исполнительный комитет СНГ по вопросам совершенствования деятельности Содружества для последующего рассмотрения на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств и Экономического совета СНГ. Кроме того, Национальный координатор осуществляет контроль за реализацией в Беларуси документов, принятых в рамках СНГ.
Вице-премьер наделен полномочиями по вопросам деятельности Беларуси в рамках ЕАЭС и определен представителем от нашей страны в Совете ЕЭК – органе, который осуществляет общее руководство деятельностью ЕЭК и регулирование интеграционных процессов в ЕАЭС, в том числе организует работу по совершенствованию правового регулирования в ЕАЭС, рассматривает результаты мониторинга и контроля исполнения актов Союза.
Учитывая, что Беларусь в этом году председательствует в органах ЕАЭС, Владимир Караник будет выполнять функции Председателя Совета ЕЭК, а также осуществлять координацию и контроль за реализацией государственными органами приоритетных направлений сотрудничества в рамках ЕАЭС, указанных в обращении Президента Беларуси Александра Лукашенко к главам государств – членов ЕАЭС.
Одной из форм недобросовестной конкуренции является «пиратская» регистрация товарного знака. Как правильно действовать в такой ситуации, пояснили БЕЛТА в пресс-службе Министерства антимонопольного регулирования и торговли.
Под «пиратской» регистрацией товарного знака понимается умышленное приобретение недобросовестным конкурентом исключительных прав на обозначение, которое широко использовалось его обладателем в качестве средства индивидуализации, приобрело определенную узнаваемость у потребителей, но не было зарегистрировано в установленном порядке в качестве товарного знака.
Это означает, что недобросовестные конкуренты – «пираты» – умышленно регистрируют товарные знаки на свое имя и тем самым блокируют возможность для фактических производителей реализовывать свои товары под указанным обозначением.
Чтобы воспрепятствовать действиям недобросовестного конкурента, можно обратиться в МАРТ с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. Требования к заявлению о нарушении установлены статьей 38 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
«На основании Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» предоставление правовой охраны товарному знаку может быть признано недействительным полностью или частично в течение срока действия правовой охраны, если связанные с регистрацией действия владельца товарного знака признаны антимонопольным органом или судом недобросовестной конкуренцией», – резюмировали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.
По информации БЕЛТА