30.09.2024
Что нужно знать о новых правилах перевозки пассажиров автомобилями-такси
С 1 ноября в полную силу заработает Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Начиная с 1 августа в эту базу данных вносят сведения о себе, своих водителях, машинах и диспетчерах организации и предприниматели, которые занимаются автомобильными пассажирскими перевозками. Пока это бесплатно, а с ноября регистрация информации о работнике обойдется в одну базовую величину (сейчас это 40 рублей), о машине – в 2 базовые, о диспетчере – в 100 базовых. Добросовестные перевозчики уже в реестре. А те, о ком сведений в этом электронном ресурсе не будет, с 1 ноября 2024 года окажутся вне закона. С помощью Министерства по налогам и сборам «СБ. Неделя» собрала информацию, которая пригодится и таксистам, и их пассажирам.
Физические лица, которые являются индивидуальными предпринимателями
Могут:
-
осуществлять перевозки пассажиров автомобилями-такси в качестве автомобильных перевозчиков с привлечением не более трех или без привлечения иных физических лиц по трудовым договорам только при включении в государственный информационный ресурс «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» (Реестр) следующих сведений:
-
в отношении себя как автомобильного перевозчика, осуществляющего перевозки пассажиров автомобилями-такси;
-
об автомобилях-такси, используемых для оказания услуг по выполнению перевозок пассажиров автомобилями-такси;
-
о водителях транспортных средств, которые привлечены для выполнения перевозок пассажиров автомобилями-такси.
Обязаны:
-
использовать в своей деятельности информационные системы и ресурсы, размещенные на территории Беларуси и зарегистрированные в государственных регистрах информационных систем и ресурсов, а также сведения о которых включены в Реестр;
-
осуществлять фиксацию, вести учет заказов (выполненных и невыполненных) и в течение 12 месяцев хранить данную информацию;
-
предоставлять контролирующим (надзорным) органам безвозмездный доступ, включая удаленный, к используемым в своей деятельности информационным системам и ресурсам по их требованию, предоставлять из них информацию, а также доступ к информации, содержащейся в личном кабинете автомобильного перевозчика;
-
обеспечивать осуществление платежей в соответствии с законодательством в области платежных систем и услуг;
-
своевременно включать в Реестр сведения, вносить в них изменения, в том числе об эксплуатации автомобилей-такси и работе водителей, а также поддерживать их актуальность;
-
обеспечивать видеофиксацию выполнения автомобильных перевозок путем установки соответствующих технических средств в салонах автомобилей-такси, а также хранение и передачу полученных данных;
-
обеспечивать размещение в салонах автомобилей-такси информации о наличии в них технических средств, осуществляющих видеофиксацию.
Незаконно и запрещается:
-
транспортная деятельность и деятельность водителей в сфере перевозок пассажиров автомобилями-такси без включения в Реестр установленных сведений, а также в период приостановления нахождения в Реестре;
-
выполнение автомобильных перевозок пассажиров с использованием информационных систем и ресурсов, не размещенных на территории Беларуси и (или) не зарегистрированных в государственных регистрах информационных систем и ресурсов, а также сведения о которых отсутствуют в Реестре.
Налогообложение:
-
применяют общий порядок налогообложения;
-
представляют налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января;
-
самостоятельно исчисляют подоходный налог с физических лиц по ставке в размере 20 процентов.
Уплата подоходного налога с физических лиц – не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, то есть не позднее 22 апреля, 22 июля, 22 октября, 22 января.
Физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями
Могут:
-
осуществлять перевозки пассажиров автомобилями-такси в качестве наемных работников – водителей при условии заключения трудового договора с нанимателем;
-
выполнять перевозки пассажиров автомобилями-такси в качестве водителей только при условии наличия в Реестре сведений:
-
об автомобильном перевозчике, с которым заключен трудовой договор;
-
о физическом лице – водителе;
-
об автомобиле-такси, на котором выполняются перевозки пассажиров.
Все эти сведения вносятся в Реестр нанимателем.
Обязаны:
-
при приеме и передаче заказов с использованием информационных систем и ресурсов приступать к выполнению перевозок пассажиров автомобилями-такси только в том случае, если они переданы перевозчиками, диспетчерами такси, сведения о которых включены в Реестр;
-
обеспечить в течение рабочей смены видеофиксацию выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, хранение полученных данных.
Незаконно и запрещается:
- транспортная деятельность и деятельность водителей в сфере перевозок пассажиров автомобилями-такси без включения в Реестр вышеуказанных сведений, а также в период приостановления нахождения в Реестре.
Налогообложение:
- налоговый агент водителя такси обязан исчислять, удерживать с доходов, выплачиваемых водителям, подоходный налог с физических лиц по ставке в размере 13 процентов и перечислять удержанные суммы подоходного налога в бюджет.
Справочно
Налоговый агент – субъект хозяйствования, с которым у водителя заключен трудовой договор.
Оксана Невмержицкая, «
СБ. Беларусь сегодня», 30 сентября 2024 г.
Льготу по транспортному налогу на электромобили продлят в Беларуси
Льготу по транспортному налогу на электромобили продлят в Беларуси. Об этом сообщила журналистам член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова перед началом расширенного заседания постоянной комиссии, передает корреспондент
БЕЛТА.

По словам Натальи Кулешовой, льготу планируется продлить на следующий год. «Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать», – подчеркнула депутат.
Она добавила, что в этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
В Палате представителей проходит расширенное заседание Постоянной комиссии по бюджету и финансам. В заседании принимают участие заместитель Председателя Палаты представителей Вадим Ипатов, руководители Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси актуализирован реестр в отношении особо охраняемых природных территорий
Национальное кадастровое агентство актуализировало реестр в отношении особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на территорию всей страны. Об этом сообщили
БЕЛТА в агентстве.
Работы проведены во взаимодействии с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси и местными исполнительными и распорядительными органами.
В Беларуси заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы относятся к ООПТ и подлежат регистрации в едином реестре административно-территориальных и территориальных единиц страны (реестр АТЕ и ТЕ).
Уточнены наименования, категории, созданы и (или) упразднены ООПТ. Всего осуществлено более 1,6 тыс. изменений. Из них в Минской области – 404, в Витебской – 351, в Могилевской – 237, в Гродненской – 223, в Брестской – 204, в Гомельской – 177, в Минске – 12.
В агентстве отметили, что актуальные данные позволяют повысить эффективность и прозрачность управления природными территориями, а также обеспечивают интеграцию государственных информационных ресурсов. В 2026 году агентство планирует продолжить работы по наполнению реестра АТЕ и ТЕ геоданными (границами) ООПТ и обеспечить к ним доступ государственных органов и организаций, граждан и всех заинтересованных посредством публичной кадастровой карты Беларуси.
По информации
БЕЛТА
МНС напоминает об уплате имущественных налогов не позднее 17 ноября
Министерство по налогам и сборам напоминает о том, что 17 ноября – срок уплаты гражданами транспортного, земельного и налога на недвижимость единым имущественным платежом, сообщает
БЕЛТА.
В МНС также разъяснили, что делать, если извещение на уплату имущественных налогов не пришло. Во-первых, можно зарегистрировать личный кабинет плательщика на портале налоговых органов и сформировать извещение. Во-вторых, обратиться в налоговый орган и получить копию извещения. В-третьих, ознакомиться с суммой единого имущественного платежа можно в ЕРИП и там же произвести уплату.
Узнать свой учетный номер плательщика (УНП) можно на официальном сайте МНС, воспользовавшись электронным сервисом «Сведения из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц)» либо посмотреть УНП в предыдущем извещении.
По информации
БЕЛТА
МНС информирует индивидуальных предпринимателей о правомерности осуществления деятельности после 31 декабря 2025 года
МНС информирует о том, что после 31 декабря 2025 г. вправе продолжить свое функционирование в том же статусе только те индивидуальные предприниматели, виды деятельности которых включены в перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя (далее – перечень ИП), определенный в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457.

С учетом изложенного рекомендуется сопоставить осуществляемый вид экономической деятельности с перечнем ИП. В случае его отсутствия в названном перечне – заблаговременно принять решение о работе в новом статусе.
Сообщаем, что Законом Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» индивидуальному предпринимателю предоставлена возможность продолжить свою деятельность путем создания коммерческой организации, учреждаемой одним лицом, в особом порядке без приостановления деятельности, с переходом всех прав и обязанностей к созданной им коммерческой организации.
Подробная информация, а также примерный алгоритм действий при переходе индивидуального предпринимателя в статус юридического лица размещены на официальных сайтах
Министерства экономики Республики Беларусь и
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в разделе
«Новшества в налогообложении предпринимательской деятельности с 01.10.2024».
За получением дополнительной информации по вопросам, касающимся предпринимательской деятельности и не связанным с налогообложением, необходимо обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
В Беларуси планируется скорректировать законодательство в сфере перевозок пассажиров автомобилями-такси
В Беларуси планируется усовершенствовать законодательство в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Об этом заявил на пресс-конференции, посвященной Дню автомобилиста и дорожника, в пресс-центре БЕЛТА начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Андрей Гладкий.

С 2024 года в республике функционирует реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. В ведомстве отмечают положительный эффект от реализации указа Президента № 32, который установил новые правила.
«Мы видим, что на сегодняшний момент рынок сбалансирован. Первое время возникали определенные вопросы. Не все перевозчики приняли как должное необходимость включения в реестр. Был определенный переходный период в этом плане. Сейчас, если говорить о сфере перевозок автомобилями-такси, появилась какая-то константа как в части транспортных средств, так и в части водителей», – рассказал Андрей Гладкий.
Он добавил, что цифры варьируются. В перевозках задействованы порядка 36 тыс. водителей и 27 тыс. автомобилей-такси. «К сожалению, есть еще отдельные перевозчики, которые допускают нарушения законодательства. Это связано с приостановлением нахождения сведений в реестре. Если перевозчики не реагируют, не собираются устранять допущенные нарушения, то принимается такая мера, как исключение сведений из реестра. Заново включиться возможно по истечении шести месяцев», – пояснил Андрей Гладкий.
В министерство поступают предложения по пересмотру норм. Они касаются в том числе сокращения срока исключения сведений из реестра. Рассматривается возможность его уменьшения с шести месяцев до трех. «Ведется подготовка соответствующего проекта указа Главы государства, где мы совместно с бизнес-сообществом, заинтересованными государственными органами будем предлагать определенные вопросы», – отметил Андрей Гладкий, добавив, что все больше участников рынка действуют добросовестно, поэтому в ведомстве готовы идти по пути ослабления требований.
Начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса также рассказал о внесении изменений в правила автомобильных перевозок пассажиров, где предлагается скорректировать некоторые положения. В частности, речь идет об уходе от обучающих курсов для водителей такси, которые сейчас необходимы для включения в реестр. «Но что касается безопасности, планируем оставить требование о необходимости повышения квалификации раз в пять лет. Это важно. Какой бы ни был профессионал, не каждый водитель может проехать и сдать те фигуры на автодроме, которые предусмотрены в рамках соответствующей программы», – пояснил Андрей Гладкий.
Еще одно направление – доработка государственной информационной системы «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». В частности, рассматривается вопрос о том, чтобы предоставить возможность получения информации не только субъектам, находящимся в реестре, но и лизинговым компаниям. Они по сути являются владельцами транспортных средств и по договору лизинга передают их перевозчику.
«Будут внесены определенные изменения и в Налоговый кодекс в части налогообложения индивидуальных предпринимателей, которые выполняют перевозки автомобилями-такси. Установлен единый налог. Соответствующая работа проводится Министерством по налогам и сборам», – обратил внимание Андрей Гладкий.
По информации
БЕЛТА