Синтез колоссального объема данных. Презентован Национальный атлас Беларуси
Состоялась презентация обновленного Национального атласа Беларуси. Предыдущая версия издавалась в 2002 году, поэтому возникла необходимость его обновления и дополнения.
В ходе мероприятия Председатель Госкомимущества Дмитрий Матусевич отметил, что каждая уважающая себя страна должна ярко, достоверно и точно заявлять о своих успехах, достижениях, истории, территории, населении.
«Национальный атлас является классическим примером такой демонстрации. Беларуси есть что показать: у нас нет территориальных споров с соседями, зато есть значительные успехи в развитии. По сути, атлас является также большим учебным пособием. Он выполнен и в печатном варианте, и в электронном виде. Издание будет бесплатно предоставлено во все учреждения культуры, учебные заведения нашей страны. Передадим Национальный атлас и во все посольства Республики Беларусь в других странах, а также в дипломатические представительства, аккредитованные в нашей стране. Кроме того, в 2025 году планируем выпустить и интерактивную версию атласа в виде сервиса. Это будет впервые в нашей стране, да и в мире подобные сервисы – редкость», – сказал Дмитрий Матусевич.
Национальный атлас Беларуси – это фундаментальное картографическое произведение, в котором наше государство представлено во всех аспектах и сферах его существования и развития. Фактически это комплексная информационная основа планирования и прогнозирования, разработки государственных программ социально-экономического развития страны, обеспечивающая научную и методическую поддержку всех отраслей национальной экономики, способствующая позиционированию современной Беларуси на международной арене, укреплению ее культурных и экономических связей с другими государствами.
Обновленный Национальный атлас состоит из 20 разделов, затрагивающих все сферы деятельности страны, включает 348 страниц и 704 карты и схемы. По сравнению с предыдущим изданием объем увеличился на 56 страниц и 112 карт, обновлена традиционная полиграфическая версия атласа.
Работы по переизданию атласа выполняло предприятие Белкартография с привлечением более 400 специалистов из различных областей науки и практики и порядка 50 республиканских органов и организаций. Поэтому атлас представляет собой синтез огромного количества официальных данных и научных сведений, которые благодаря мастерству картографов доступно отражены в этом систематизированном издании.
Каждая цифра на любой его странице выверена работниками Белстата. Председатель Национального статистического комитета Инна Медведева, член главной редакционной коллегии, отметила, что Национальный атлас – это не просто сборник данных. Он играет ключевую роль в понимании и анализе социально-экономических процессов, влияющих на жизнь страны.
«Это книга о наших успехах, – подчеркнула она. – Очень важно, что обновление Национального атласа состоялось в год 30-летия института президентства. Исходя из статистических данных в Национальном атласе, мы отчетливо видим, как в разные года данного периода увеличились уровень образованности наших граждан, производство основных сельскохозяйственных культур, выпуск промышленной продукции, развитие туризма и многие другие важные аспекты нашей жизни».
В рамках презентации авторы рассказали о тематических разделах атласа. В завершение подарочный экземпляр издания был передан Национальной библиотеке Беларуси.
По сообщению официального сайта
Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Государственного комитета по имуществу)
Какие корректировки внесены в Кодекс об образовании, как изменяются колледжи страны, для чего формируют золотой фонд педагогов – об этом и не только разговор с Министром образования Андреем Иванцом.
(фото – БЕЛТА)
Кластер особого назначения
– В Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца не хуже Гарварда – такое поручение дал Президент на Республиканском педсовете. Раскройте интригу: как планируете все организовать?
– Образовательный хаб с современным студенческим кампусом может появиться на базе Белорусского государственного университета – концепция уже разработана. В кластер войдут учебные корпуса, научные лаборатории, общежития, культурно-спортивный центр. Лекции будут читать лучшие преподаватели страны – предлагаем использовать кадровый и научный потенциал не только БГУ, но и других университетов, а также научных и производственных организаций. Таким образом, проложим абсолютно уникальную дорогу для выпускников Национального детского технопарка, для талантливой и одаренной молодежи школ, гимназий, лицеев. По сути, организуем опережающую подготовку студентов.
Представьте: специалиста с высшим образованием мы подготовим уже в течение первых двух с половиной лет – в центре на 1–3-м курсах будут интенсивно изучаться фундаментальные дисциплины. На 4–5-м в приоритете будет практическая подготовка в базовых организациях. Каждого студента вовлечем в научно‑исследовательскую и практическую деятельность.
Стажировки для них будут проходить не только в белорусских образовательных и научных центрах, но и в зарубежных. Причем выпускник нового учреждения, например физик, будет обладать серьезными знаниями не только по своему профилю, но и в области химии, математики, информационных технологий – он сможет трудиться в любой инновационной сфере. Для этих целей разработаем образовательные стандарты нового поколения, которые существенно интенсифицируем по сравнению с нынешними. Запланированы четыре направления обучения: прикладная физика и информатика; прикладная математика, механика и информатика; фундаментальная и прикладная химия; фундаментальная география.
Безусловно, не каждый молодой человек сможет освоить предлагаемые объемы информации, поэтому процедура отбора для поступления на эти специальности будет особой. Важно понимать: мы намерены выпускать штучных специалистов с особыми компетенциями – будущих главных инженеров, технологов, конструкторов, руководителей научных организаций.
– Кодекс об образовании в январе 2025 года скорректировали – изменения начнут действовать с нового учебного года. По этому поводу уже слышала суждения из разряда «опять что-то придумали».
– Внесем ясность: никаких революционных изменений в кодексе не предусмотрено. Нововведения носят точечный характер, воспринимайте их как дошлифовку предыдущего документа с целью улучшения. Обозначу ключевые моменты. Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но к нам поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Вносимая норма решит вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Призывник может заболеть или воинские части будут укомплектованы – в этих случаях молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
Предусматривается обязанность вузов и колледжей согласовывать распределение и перераспределение своих выпускников с организациями – заказчиками кадров и исполнительными комитетами, а также с отдельными отраслевыми министерствами. Кроме того, вносятся корректировки, касающиеся подготовки целевиков. Если предприятие заключило такой договор с молодым человеком, а после не трудоустроило, то организация понесет ответственность и будет обязана возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения от ЦЭ одиннадцатиклассников по медицинским показаниям. В настоящее время такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов. Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не имеют возможности получить сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната.
Есть еще несколько важных новаций. У старшеклассников, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Исключается право реализации индивидуальными предпринимателями программ дошкольного и специального образования с учетом практики применения законодательства о лицензировании.
– Кстати, о последнем пункте. Недружественные ресурсы муссируют тему, дескать, добрались до частных садов, а условия лицензирования невозможно выполнить.
– На мой взгляд, идет некая подмена понятий со стороны тех, кому данную идею выгодно продвигать. Хочу отметить, что в Министерство поступают жалобы родителей с нареканиями в адрес нерадивых предпринимателей. Скажу откровенно: сегодня у нас достаточное количество непорядочных субъектов хозяйствования, которые под видом иных образовательных услуг или так называемых «развиваек» на самом деле реализуют программу дошкольного образования в полном объеме. Однако их деятельность ставит под угрозу безопасность и здоровье детей: отсутствует квалифицированный педагогический состав (с малышами занимаются люди с улицы), нарушаются санитарные нормы, нет надлежащих условий для сна и питания. Происходит банальное зарабатывание денег на наших детях! Поэтому тема на контроле.
Родителям надо донести мысль: наличие лицензии – гарантия, что учреждение соответствует установленным стандартам и требованиям, касающимся образовательной программы, условий пребывания детей, квалификации педагогов и медицинского обслуживания.
В Беларуси сейчас функционирует один частный детский сад – «Елисеевы поля», который посещают около 40 воспитанников. Но мы готовы к сотрудничеству и только рады новым добросовестным предпринимателям. Более того, гарантируем всяческую поддержку. Уже сейчас специалисты Департамента контроля качества образования проводят профилактическую работу, направленную на упреждение нарушений: перечисляют необходимые документы, разъясняют требования.
– Какова сейчас ситуация с обеспечением дошкольным образованием?
– На данный момент охват детей в возрасте от 2 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет около 89 процентов. По дошкольной подготовке ребят 5–6 лет – 100 процентов.
Мы ставим амбициозную задачу обеспечить стопроцентный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 6 лет. За пятилетку должны справиться.
Новый рубеж роста
– Вы ранее анонсировали, что профильные классы профессиональной направленности должны выйти на новый уровень...
– Сейчас работают пять типов профильных классов профессиональной направленности: аграрные, военно‑патриотические, инженерные, педагогические, спортивно‑педагогические. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник такого класса выбирал профессию именно по своему профилю. Алгоритм достижения цели составлен, перечислю по пунктам. Первый: абсолютно все классы закреплены за конкретными университетами. Второй: внесены изменения в учебные программы, позволяющие учащимся еще на этапе обучения в школе глубже понимать особенности направлений, которые они планируют выбрать для будущей профессии. Третий: каждая последняя суббота месяца отведена для занятий в университете либо на промышленном предприятии. В данных классах обучаются более 28 тысяч учащихся 10-х и 11-х классов. При этом хотелось бы успокоить остальных ребят: они могут обучаться в обычных профильных классах и изучать на повышенном уровне предметы, которые необходимы для поступления в университет. Количество таких классов будет расти, ведь уровень подготовки в них выше, чем в базовых, мы это видим по результатам ЦЭ.
– Как реализуется эксперимент, проходящий в 20 лицеях страны?
– С этого учебного года в 20 лицеях внедрены новые подходы к учебным планам. Проще говоря, профильные предметы изучаются на повышенном уровне, а непрофильные – в более сжатые сроки. Например, ученики физико‑математического профиля проходят курс биологии за 10–11-й классы не за 2 года, а быстрее. При этом они осваивают школьную программу в полном объеме, чтобы в случае изменения планов, допустим, при желании поступить на биологические или медицинские специальности, могли успешно пройти соответствующие испытания.
По результатам следующего учебного года планируем расширить эксперимент в профильных классах для апробации проекта.
Золотой фонд педагогов и правила по ИИ
– Из 8 тысяч участников первой очно-заочной круглогодичной школы олимпиадного движения выбрали всего 35 человек, которых пригласили в Национальный детский технопарк. У вас есть идея создать сообщество одаренных детей страны?
– И не только детей. Впервые мы провели дистанционную олимпиаду в том числе с привлечением учителей.
Планируем создать золотой фонд одаренных педагогов – они получат статус профессиональных тренеров и смогут на высоком уровне готовить к олимпиадному движению наших ребят.
– Искусственный интеллект стремительно входит в образовательную сферу, крайне важно не упустить этот момент не только на уровне вузов, но и на всех этапах обучения.
– Однозначно! Сейчас мы активно работаем вместе с Парком высоких технологий над созданием методик преподавания школьных предметов с применением технологий искусственного интеллекта. Учителя смогут использовать этот инструмент для подготовки учебных материалов и проведения контрольно‑аналитических мероприятий. Уже разработан пилотный обучающий блок для учителей информатики. В дальнейшем планируется внедрение аналогичных подходов в преподавание иностранных языков и естественно-научных дисциплин. Как результат, на общеобразовательном портале опубликуем методические копилки – они станут доступны каждому педагогу.
К сентябрю утвердим правила применения искусственного интеллекта как для учителей, так и для учащихся. Расставим точки над «i», четко обозначив, где допустимо использование нейросетей, а где от них стоит отказаться.
При этом отдельно подчеркну, что учитель всегда был и остается ключевым человеком в воспитании и обучении будущего поколения.
Бумажный вопрос – в фокусе
– Президент не раз подчеркивал: «Школа – храм, учителя – святое». Статус учителя в стране возводится в особый ранг?
– Работаем над повышением престижа профессии учителя комплексно. Как вы уже знаете, даже фильм снимаем. К слову, это была инициатива учителей, которую поддержал Глава государства. Существенно подняли заработную плату и уже перешагнули рубеж в 90 процентов от средней зарплаты по стране у учителей.
На карандаше «бумажный» вопрос – обновлен перечень обязательных документов, которые нужно вести педагогам. Отчитываться за каждое мероприятие и встречу теперь нет необходимости. Всю информацию по воспитательной работе (об акциях, форумах и прочих активностях) школа будет предоставлять всего два раза в год: до 30 января и до 30 июня. Управлениям и комитетам по образованию запретили требовать у школ дополнительную информацию через электронную почту и мессенджеры. Недавно в очередной раз запустили горячую линию по этому вопросу – хотим проверить, сработал ли механизм. Продолжим укреплять престиж профессии через совершенствование профессионального мастерства педагогов.
– Девятиклассники активно штурмуют колледжи – в 2024 году зафиксированы рекордные цифры набора. Тенденция будет продолжаться?
– В прошлом году на уровень профессионально‑технического образования принято более 28 тысяч учащихся, что на 1,5 тысячи больше контрольных цифр приема. Сейчас около 50 процентов выпускников получают общее среднее образование совместно с получением профессии в колледжах. Тренд поддерживаем: это хорошая возможность получить рабочую профессию либо квалификацию специалиста среднего звена, а в последующем при необходимости продолжить обучение заочно в университете.
Подчеркну: в ближайшее время колледжи обретут новое звучание и потенциал, тесно сотрудничая с предприятиями реального сектора экономики. Уже в этом году более 50 учебных мастерских будет создано на базе промышленных предприятий.
– Удалось ли переформатировать структуру подготовки кадров под потребности реального сектора экономики?
– На уровне высшего образования фактически каждый четвертый студент – будущий инженер. Напомню, этот год станет годом первого выпуска учащихся классов инженерной направленности. Они смогут воспользоваться льготами и при соблюдении определенных условий поступить без экзаменов. Дополню: в структуре подготовки на уровне профтехобразования инженерное, строительное и промышленное направления составляют 75 процентов. На уровне среднего специального образования мы превысили 33 процента конкретно по инженерно‑техническому профилю.
В электронном формате
– С этого года начнет работать электронная очередь для подачи документов в приемные комиссии вузов. Какие еще цифровые нововведения планируются в ближайшем будущем?
– Стать на очередь и получить направление в детский сад можно будет с помощью онлайн‑сервиса – данные электронные услуги появятся уже до конца года. Стремимся создать максимально комфортные условия для родителей, чтобы им не пришлось даже обращаться в службу «Одно окно»
Уже с 1 апреля запускаем опытную апробацию республиканской информационно-образовательной среды «ЯДРО». Благодаря этой платформе со следующего года в пилотном режиме начнет работу сервис «Государственный электронный дневник». При этом хочу подчеркнуть, что от бумажных дневников не планируем отказываться.
– В этом учебном году выпускники 14 экспериментальных классов школ смогут сдавать ЦТ и ЦЭ по «Истории Беларуси в контексте всемирной истории», а со следующего года – все выпускники. У детей не будет сложностей с новым предметом?
– В 2025 году учащиеся 11-х классов, участвующие в апробации экспериментального проекта, могут выбирать, какой предмет сдавать: «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Историю Беларуси» или «Всемирную историю». Думаю, сложностей не возникнет. РИКЗ организовал РТ в том числе по новому предмету. При проведении репетиции ЦЭ выпускники также имели возможность попробовать свои силы, кстати, писали два человека. Для педагогов организуем семинары, в которых принимают участие авторы учебников. Также на Национальном образовательном портале в помощь учителю для работы в 10-м классе размещены методические рекомендации, примерное календарно-тематическое планирование изучения дисциплины. Аналогичные материалы для 11-го класса с учетом апробации подготовим к следующему учебному году.
Изменятся в лице
– После проведения репетиции централизованного экзамена анонсировали запрет видео- и фотосъемки на ЦЭ и ЦТ. Будет ли он действовать во дворах пунктов тестирования?
– В предыдущие годы, к сожалению, находились молодые люди, которые пытались проносить и использовать мобильные телефоны в коридорах и даже санузлах пунктов проведения ЦЭ и ЦТ, т. е. вне аудиторий. Поэтому ввели такой запрет. Но он будет действовать только в помещениях пунктов проведения ЦЭ и ЦТ. Использовать видео‑ и фотоаппаратуру во дворах пунктов тестирования не запрещено.
– Действительно ли территории, прилегающие к школам, изменятся в Год благоустройства внешне?
– Планируем, что к 1 сентября у них будет новое лицо, причем это касается не только детских садов, школ, но и колледжей, университетов. В ближайшее время объявим республиканский конкурс‑смотр, чтобы ознакомиться с лучшими решениями с точки зрения благоустройства прилегающей территории, оформления малых архитектурных форм, цветочных композиций.
Таисия Азанович, « Рэспубліка», 21 марта 2025 г.
В «Хатыни» 22 марта пройдут мероприятия, посвященные 82-й годовщине со дня трагедии белорусской деревни. Начнутся они литургией в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находящегося на территории мемориального комплекса. Об этом корреспонденту БЕЛТА рассказали в администрации мемориала.
В день всенародной памяти Хатыни в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной на территории мемориала, в 8.00 начнется литургия, возглавит ее епископ Борисовский и Марьиногорский Амвросий, затем состоится заупокойная лития. Храм в «Хатыни» будет открыт для посещения до 19.00.
«В этот день пройдет шествие, которое получило неофициальное название «народное возложение», с участием представителей власти, трудовых коллективов, общественных и молодежных организаций. Ожидается, что мемориал посетят более 3 тыс. человек, в том числе гостей из России и других стран СНГ», – рассказали в администрации, отметив что в дни накануне скорбной даты в «Хатыни» число гостей увеличивается.
«Учреждения образования заранее запланировали посещение нашего музея, экскурсии расписаны не только на март, но и на другие месяцы. Например, сегодня активно проходят уроки памяти для школьников. Хотелось бы также напомнить, что такие уроки для ребят в музее мы организуем по предварительной записи в течение всего года», – рассказали в администрации.
Чтобы в день памяти сожженной деревни мемориал посетило как можно больше желающих, в «Хатынь» 22 марта будет курсировать из Минска специальный автобусный маршрут № 659.
С начала года мемориальный комплекса «Хатынь» посетили более 30 тыс. человек.
По информации БЕЛТА
Заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по культуре состоялось 19 марта в Москве. Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе Собрания.
Парламентарии обсудили предварительные итоги исполнения бюджета Союзного государства за 2024 год по вопросам ведения комиссии, а также подготовку к реализации мероприятий в сфере культуры в 2025 году.
Так, в этом году планируются продолжение реализации проекта Союзного государства «Капитальный ремонт, реставрация, реконструкция, музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой». Намечено также провести шесть союзных мероприятий: участие в международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске», «Союзное государство на Купалье», культурное мероприятие, посвященное празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, гастроли молодежного белорусско-российского симфонического оркестра, фестиваль Союзного государства «Творчество юных», участие в международном фестивале народной песни «Добровидение».
Кроме того, депутаты обсудили вопросы разработки и согласования новых проектов и мероприятий Союзного государства в сфере культуры. В их числе – международный духовно-нравственный и культурно-образовательный форум «Покровские встречи в Полоцке», создание информационного центра экскурсионного обслуживания мемориального комплекса «Тростенец», создание художественного фильма «Сергий Радонежский» и День Союзного государства на славянском форуме искусств «Золотой витязь».
«Парламентарии рекомендовали инициаторам мероприятий ускорить подготовку документации по новым проектам и мероприятиям в соответствии с действующими нормативными актами для направления предложений на рассмотрение в профильные министерства Беларуси и России и своевременного составления и подачи бюджетных заявок на 2026 год», – отметили в пресс-службе.
Особое внимание было уделено вопросам подготовки и согласования проекта Союзного государства «Создание экспозиции музея на территории мемориального комплекса «Буйничское поле». «Депутаты констатировали, что пакет документов по рассматриваемому проекту согласован всеми заинтересованными белорусскими и российскими ведомствами. Готовится внесение пакета документов для одобрения проекта правительствами двух стран. Парламентарии рекомендовали Министерству культуры Республики Беларусь, Министерству культуры Российской Федерации и Постоянному комитету Союзного государства ускорить одобрение и утверждение указанного проекта Союзного государства», – добавили в пресс-службе.
Парламентарии также приняли решение рекомендовать профильным министерствам Беларуси и России сформировать предложения по совместной деятельности по защите традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранению и развитию культурно-исторической общности и самобытности народов Союзного государства.
В мероприятии приняли участие председатель комиссии Николай Бурляев, заместитель председателя Ирина Абельская, члены комиссии Ольга Германова, Наталия Косихина, Елена Потапова, а также представители Постоянного комитета Союзного государства и министерств культуры Беларуси и России.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
«Где родился, там и пригодился!». Человеку легче найти свое место и самоопределение там, где его Родина, где совершались подвиги, где его ценят и любят.
Несложный способ увековечить вклад личности в определенном регионе – назвать улицу или населенный пункт в честь героя своего дела, героя события. Имена, например, еще с древних времен в Беларуси хранят названия таких крупных городов как Борисов и Мстиславль (князья), а в советскую эпоху в Беларуси появились города Кировск и Дзержинск (видные советские политические деятели).
О том, что самое распространенное название улицы в стране – Центральная, знает или догадывается каждый, и это неудивительно. Практически в каждом населенном пункте можно встретить улицу с таким названием.
Согласно реестру улиц и дорог адресной системы Республики Беларусь все Центральные, Садовые, Лесные, Молодежные, Полевые, Школьные, Луговые, Советские, Новые и Зеленые составляют треть всех улиц (20,2 тыс. из 65,7 тыс.).
Необычные художественные названия определили в квартале жилой застройки Минска «Зеленая Гавань»: ул. Кленовая Аллея, ул. Березовая Роща, ул. Серебряный Лес, ул. Солнечные Поля и б-р Зеленой гавани.
В Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» образованы «каменные» улицы: Агатовая, Аметистовая, Гранатовая, Жемчужная, Изумрудная, Сапфировая, Топазовая, Нефритовая.
Несмотря на всю живописность приведенных наименований, для любого народа фундаментально одно – сохранение исторической памяти. О внимании к данному вопросу со стороны исполнительных органов власти говорит увеличение вопросов, поступающих на рассмотрение в республиканскую Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь с целью уточнения правильности присвоения наименований. Из недавнего – согласовано присвоение наименований улицам в честь летчиков, героев Беларуси Майора Ничипорчика и Лейтенанта Куконенко в г. Барановичи.
В качестве еще одного примера по сохранению памяти о героях страны и выдающихся людях можно привести работу Минского городского исполнительного комитета. В 2021–2025 годах в Минске появились улицы и переулки, названные в честь художников (Леонида Щемелева, Ивана Хруцкого, Михаила Савицкого, Виталия Цвирко, Павла Масленикова), писателей (Максима Горецкого, Максима Лужанина, Ивана Науменко, Степана Злобина, Алеся Дудара), архитекторов (Леонида Левина, Александра Воинова, Иосифа Лангбарда), ученых (Жореса Алферова, Николая Борисевича, Аркадия Смолича), музыкальных деятелей (Игоря Лученка, Геннадия Цитовича, Владимира Оловникова) и участников Великой Отечественной войны (Ивана Баграмяна, Виктора Ливенцева, Михаила Мормулева, Василия Цветкова).
Практика присвоения наименований в честь деятелей науки, искусства, спорта, героев страны – не исключение, а современный тренд.
Актуальные примеры:
- в Гродно улицы и переулки Григория Обелевского, Виктора Юртова, Сергея Лисанова, Филиппа Старовойтова (герои Великой Отечественной и Афганской войн);
- в Дрогичине улицы Михаила Герасимова (антрополог), Юрия Блинова (музыкант)
- в Жабинке улицы Василия Андруховича (тракторист-машинист), Николая Михаловского (социолог, литературовед) и переулок Флории Будишевской (герой Великой Отечественной войны);
- в Ивацевичах улицы Миколы Купреева (поэт и прозаик), Василия Струве (астроном), Ивана Тарасевича (партизан);
- в Лунинце улицы Александра Харитоновича, Федора Ребковца, Ивана Лимонта, Ивана Мележа, Алексея Жука, Ивана Банова (подпольщики диверсионной группы);
- в Несвиже улицы Владимира Жилки (поэт), Виктории Римашевской (заслуженный учитель), Томаша Маковского (печатник, художник);
- в Пинске улицы Бориса Благовидова (композитор), Петра Лысенко (археолог), Николая Роша (почетный гражданин), Архиепископа Стефана (религиозный деятель);
- в Узде улицы Якуба Коласа, Михаила Герасименко (партизан), Лидии Арабей (писатель), Янки Купалы (поэт), Ивана Козича (летчик-истребитель).
В честь Якуба Коласа названо 234 улицы в населенных пунктах страны, в честь Янки Купалы – 245.
Стоит отметить, что за каждым из этих имен и фамилий стоит огромный вклад в развитие и процветания нашей страны. А фиксация исторической памяти на территории Малой Родины, места события с участием личности, несомненно, формирует выдающиеся примеры бережного отношения к памяти, истории прошлого и закладывает предпосылки становления, опоры на пути к прогрессивному будущему.
Вся информация об элементах улично-дорожной сети адресной системы нашей страны доступна на сайте публичной кадастровой карты Республики Беларусь в свободном доступе.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь
В 2025 году запланированы снос более 4 тыс. пустующих домов и вовлечение в хозяйственный оборот более 860 гектаров земельных участков. Об этом на пресс-конференции «Наведение порядка на земле: от благоустройства территорий до реконструкции, модернизации и ремонтов» рассказала заместитель начальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра Государственного комитета по имуществу Виктория Верина.
«В связи с объявлением Года благоустройства показатели по вовлечению в хозяйственный оборот пустующих домов на 2025-й год увеличены на 25 %, – рассказала Виктория Верина. – Запланирован снос более 4 тыс. домов и вовлечение в хозяйственный оборот более 860 га земельных участков. Мы постоянно мониторим ситуацию и можем сказать, что показатель, который запланирован на I квартал, хоть он еще не завершился, выполнен. Запланировано вовлечение 222 жилых домов, а вовлечено уже 359».
По словам специалиста, в республиканском плане по наведению порядка на земле Госкомимущество является ответственным по двум направлениям: снос пустующих домов и вовлечение в оборот земельных участков, на которых они расположены. Эта работа ведется с 2006 года. Создан единый реестр пустующих домов, который начал функционировать с 1 января 2023-го года. Он пополняется новой информацией. Жилье стало более успешно вовлекаться в хозоборот.
В течение 2024 года выявлено более 15 тыс. жилых домов, которые соответствуют критериям пустующих, а всего в реестре содержатся сведения о более чем 25 тыс. таких объектов. За 2024 год вовлечено 5340 жилых домов, из них продано – 1369. В хозяйственный оборот вовлечено более 1170 га земель.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь