Минэкономики: госпрограммы нацелены на стимулирование интеллектуальных разработок
Государственные программы нацелены на стимулирование интеллектуальных разработок. Об этом заявила 25 сентября заместитель Министра экономики Татьяна Бранцевич на заседании постоянной межведомственной комиссии по государственным программам, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минэкономики.
В ходе мероприятия рассматривались предложения ответственных заказчиков по корректировке госпрограмм «Пограничная безопасность» и «Научно-инновационная деятельность Национальной академии наук Беларуси» на 2021–2025 годы.
По словам Татьяны Бранцевич, именно от научного сообщества ждут максимально активного участия в решении стратегических задач по импортозамещению и обеспечению технологической безопасности страны. «Инновационная деятельность ученых должна носить не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер и приводить к появлению как можно большего количества прототипов отечественных изделий, технологий. Новые инструменты государственной инвестиционной политики помогут этим разработкам лечь в основу перспективных инвестпроектов, которые в дальнейшем позволят производить аналог импортного товара либо принципиально новый национальный продукт. Такое интеллектуальное творчество непременно получит поддержку, в том числе по линии профильной госпрограммы», – подчеркнула замглавы экономического ведомства.
По информации БЕЛТА
Об этом заявила заместитель Министра экономики Алеся Абраменко в ходе круглого стола с представителями госорганов.
В повестке дня – подведение первых итогов реализации приоритетов председательства Республики Беларусь в органах Евразийского экономического союза.
По словам Алеси Абраменко, в первом квартале в ЕЭК внесены инициативные предложения Беларуси по ряду ключевых направлений – в части кооперационного взаимодействия, защиты прав инвесторов, цифровой трансформации, санитарно-эпидемиологического контроля.
«Для усиления кооперационного взаимодействия наших экономик необходимо активизировать реализацию совместных проектов и программ, особенно в сферах IT, ИИ, электротранспорте, микроэлектронике, робототехнике.
Но чтобы эти бизнес-идеи было проще воплотить в жизнь, продолжаем работу по созданию благоприятных условий для взаимных инвестиций, упрощению административных процедур и повышению гарантий защиты прав инвесторов.
Следующие важнейшее направление – цифровая трансформация. Это вопросы гармонизации национальных электронных систем учета и контроля за перемещением товаров, предоставления национального режима поставщикам из других стран Союза при оцифровке обязательств и многое другое. Задача – исключить появление новых барьеров для бизнеса и торговли. Эти вопросы, по нашему мнению, должны быть на постоянном мониторинге ЕЭК.
Также считаем важным усилить взаимодействие в области санитарно-эпидемиологического контроля, выработать общую стратегию действий в ответ на возможные эпидемиологические угрозы.
В условиях информационного противодействия предлагаем активнее продвигать тему евразийской интеграции через государственные телевизионные каналы стран ЕАЭС», – рассказала замминистра экономики.
Участники заседания также обсудили подготовку к проведению Евразийского экономического форума, который состоится в г. Минске 26–27 июня 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Цель разрабатываемых госпрограмм – эффективное использование ресурсов. На это обратил особое внимание первый заместитель Министра экономики Андрей Картун в ходе заседаний постоянной межведомственной комиссии, где продолжился цикл обсуждений проектов государственных программ на 2026–2030 годы, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минэкономики.
На заседаниях, прошедших 10–11 апреля 2025 г. с участием заинтересованных государственных органов, были рассмотрены предложения по формированию госпрограмм «Транспорт Беларуси», «Дороги Беларуси», «Жилье будущего», «Комфортное жилье и благоприятная среда», «Экономика замкнутого цикла», «Недра», «Экология», «Демография», «Общество равных возможностей», «Сбалансированный рынок труда», «Экономика данных», «Устойчивое предпринимательство» и ряда других.
Андрей Картун напомнил, что ключевая задача госпрограмм – достижение максимальных социальных и экономических эффектов при имеющихся ресурсах.
«Основной подход к формированию госпрограмм неизменен: цели - варианты реализации – финансирование. Каждое мероприятие должно способствовать решению задач, поставленных в рамках развития. Минэкономики и комиссия будут неуклонно следовать этому принципу при разработке программ на предстоящую пятилетку», – подчеркнул первый заместитель Министра.
По информации БЕЛТА
В Беларуси действует ряд существенных стимулов для развития электротранспорта: льготы и преференции Указа № 92 «О стимулировании использования электромобилей», нулевая таможенная пошлина и символический размер утильсбора. Сколько электромобилей ездит сегодня по белорусским дорогам, в общении с журналистами уточнил Министр экономики Юрий Чеботарь, передает корреспондент БЕЛТА.
«Если говорить о достигнутых результатах, то ключевой – увеличение количества электрокаров. Только за 2024-й их число фактически удвоилось, достигнув 28,5 тыс. Положительная динамика сохраняется и в этом году: за три месяца число электромобилей приросло на 5,3 тыс., что почти в три раза больше, чем за аналогичный период 2024 года. Рассчитываем, что к 2031 году отечественный парк электромобилей превысит отметку в четверть миллиона, – отметил руководитель Министерства. – Стремительно развивается и зарядная инфраструктура. В Беларуси уже построено порядка 1,4 тыс. электрозарядных станций (ЭЗС). В пределах пробега электромобиля можно без проблем найти станцию, чтобы его зарядить».
Министр экономики также рассказал о глобальных тенденциях в области производства электротранспорта, наращивании его доли, отдельно остановился на перспективах дальнейшего развития зарядной сети в стране.
«Правительством в прошлом году актуализирована программа развития государственной зарядной сети в части увеличения количества и мощности устанавливаемых ЭЗС. Сегодня основной фокус – на сети медленных зарядок. Они в большей степени востребованы гражданами, особенно в спальных районах, в местах стоянок, рядом с офисами и местами досуга. Упростить и ускорить развитие данного сегмента – задача, решить которую призван Государственный портал установки зарядных станций».
На данной цифровой платформе представлен алгоритм прохождения процедур: от подачи заявки до первой зарядки. Предусмотрено минимальное участие бизнеса в процессе получения разрешений, проектирования и строительства.
«Уверен, что эта информация поможет инициативным предпринимателям зайти на рынок зарядной инфраструктуры, а опытным игрокам – масштабировать свое дело и реализовывать новые инфраструктурные проекты», – подытожил глава экономического ведомства Юрий Чеботарь.
По информации БЕЛТА
Об этом заявил Министр экономики Юрий Чеботарь в «Актуальном интервью» «Первому информационному» телеканалу, посвященному вопросам регионального развития.
Рассказывая о том, как реализовывалась инициатива «Один район–один проект», Юрий Чеботарь напомнил, что в 2022-м во многих районах она стартовала фактически с идей. В результате сформирован пул более 220 проектов на 8,5 млрд рублей инвестиций с планами создания 11 тысяч рабочих мест.
«Уже завершено 70 проектов в 56 регионах, создано 3 тысячи рабочих мест. Такие «истории успеха» очень важны – мы показали бизнесу, госпредприятиям, что это возможно, есть необходимые ресурсы на достаточно комфортных условиях», – рассказал Министр экономики.
Юрий Чеботарь ответил на вопросы о подходах к отбору проектов, продуктивном взаимодействии с местными властями и бизнесом, позволившем приступить к их реализации, новой «Региональной инициативе».
«Предложить свой проект можно «в несколько кликов», направив заявку с технико-экономическим обоснованием через портал «региональная-инициатива.бел». В дальнейшем участие бизнеса состоит только в том, чтобы дождаться, когда заявка будет рассмотрена, и на сайте появится уведомление, что она одобрена.
За 3 месяца поступило уже 40 заявок, 12-ти из них дан «зеленый свет». Теперь они имеют право в упрощенном порядке администрирования принятия решений обратиться в кредитующий банк за ресурсами по льготной ставке», – пояснил Юрий Чеботарь.
Руководитель министерства также рассказал о подходах к региональному развитию, которые предлагается внедрить в Программе–2030.
«Приоритет сильные регионы остается неизменным. В новой пятилетней программе, которая сегодня формируется, мы закладываем концепцию уникальности каждого региона.
Например, развитие районов Припятского Полесья – для Брестщины и Гомельщины, Белорусское Поозерье – для Витебщины, Минский промышленный пояс – для Минской области и столичной агломерации. Эти особенности развития каждого региона нам бы хотелось отразить в новом документе. В этом потенциал и основа устойчивости нашей экономики», – резюмировал Юрий Чеботарь.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
25 марта 2005 года Президент подписал Указ № 150 «О Государственной программе возрождения и развития села на 2005–2010 годы». Разработанная по инициативе Президента комплексная Программа возрождения и социально-экономического развития белорусской деревни требовала огромных, ранее невиданных вложений. Речь шла о десятках триллионов рублей – на то время огромные средства...
За 20 лет по инициативе Главы государства в Беларуси реализована серия госпрограмм по развитию сельских территорий, агропромышленного комплекса. Основу же для эффективных комплексных преобразований заложила реализованная в 2005–2010 годах госпрограмма возрождения и развития села.
Программу называли важнейшим долгосрочным инвестиционным проектом государства. Обращали внимание, что это не ведомственный, как это было раньше, не отраслевой документ, а комплексный, более того, масштабный общегосударственный. Президент на выездном республиканском семинаре в Дрогичине акцентировал, что село – это не только продовольственный цех страны, но и родник национальных традиций, фольклора, народного творчества. Сохранить и развить этот источник – важнейшая государственная задача.
Уникальный по масштабам проект
Идея создания всеобъемлющего документа была предложена Президентом еще в 2003 году. В 2004-м Правительство, Администрация Президента и заинтересованные ведомства начали «обкатку» на практике направлений и методов возрождения белорусской деревни. Параллельно велась работа по подготовке проекта документа. По требованию Главы государства во главу угла был поставлен человек и его интересы. Определили два направления: социально‑экономическое развитие сельских территорий и совершенствование системы хозяйствования в новых рыночных условиях.
В 2005 году популярность нового слова «агрогородок» в газетных заголовках прирастала день ото дня, о грядущем масштабном обновлении говорила вся страна. «Белорусская нива» (так в то время называлась «Сельская газета») принимала в этом диалоге важную роль. Интерес был высок, ведь никто не знал точно, каким должен быть тот самый агрогородок, сколько денег на его создание следует потратить и что будет дальше по окончании программы…
28 января газета опубликовала спецвыпуск: проект предлагаемой госпрограммы и приглашение всем желающим высказать предложения. В республике развернулось широкое обсуждение. Спустя два месяца в статье «Уверенный старт в новое тысячелетие» газета писала о том, что за это время поступило немало откликов: «Авторы поступивших пожеланий были самых разных возрастов – от учащихся до пенсионеров. Анализ писем показал, что общество конструктивно восприняло предложенную концепцию возрождения села: отзывы носят положительный характер». Проект получил отклики и за пределами страны, в особенности в Российской Федерации.
В разработке госпрограммы приняли участие все министерства и ведомства, многие научные организации, специалисты-аграрии. На этом акцентировал внимание в своем комментарии («Белорусская нива» за 28 января) Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Русак: «Без преувеличения можно сказать: документ уникальный по своей масштабности, ориентирован на глубинные преобразования почти в одной трети нашего общества и национальной экономики».
Благодаря госпрограмме возрождения и развития села, вложенным инвестициям в развитие АПК удалось не только преодолеть серьезное падение отрасли в постперестроечные годы, но и добиться ее динамичного роста, обеспечить продовольственную безопасность страны. Перед сельским хозяйством стояла задача за пятилетку увеличить совокупный объем валовой продукции на 45 процентов. Реконструировали, построили десятки молочно-товарных ферм, значительно обновили машинно-тракторный парк. Масштабная работа касалась также повышения плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель, развития растениеводства и животноводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, перерабатывающей промышленности, расширения внешнеторговой деятельности АПК, совершенствования господдержки АПК, техпереоснащения производства. Четко, конкретно были прописаны задачи и сроки их выполнения.
В одной из февральских статей «Белорусской нивы» за 2005-й размещена интересная статистика от начальника главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Ивана Карсеко: в 1963 году в среднем от коровы в общественном секторе Беларуси надоено 1040 килограммов молока, а валовой надой – 1,4 миллиона тонн. В 1990-м в сельхозорганизациях насчитывалось почти 1,7 миллиона коров со средней продуктивностью 3220 килограммов, что позволило увеличить валовое производство молока до 5,7 миллиона тонн. А дальше произошел спад: в 2003 году поголовье дойного стада в хозяйствах сократилось почти до 1,2 миллиона коров, а надои – до 2611 килограммов. Это падение, по словам специалиста, в значительной степени обусловлено и убыточностью производства молочной отрасли для подавляющего большинства хозяйств.
Одна из главных причин – низкая материально‑техническая база отрасли, которая устарела и морально, и физически. «Из 14,7 тысячи эксплуатируемых теперь в республике доильных установок около 70 процентов выработали свой ресурс, а более 4 тысяч подлежат срочной замене. Поэтому в программе предусмотрены конкретные меры по техническому перевооружению молочно‑товарных ферм. Уже в нынешнем 2005-м новое, современное оборудование будет установлено на 192 из них. По итогам года надои от коровы в 236 хозяйствах, включенных в программу, должны составить 5250, а в 464 – 4293 килограмма молока», – дополнил начальник главка.
Программа возрождения и развития села, учитывая ее масштабность, сумела дать мощный толчок, и спустя 20 лет мы можем с восхищением говорить о достижениях молочной отрасли. Ныне в Беларуси на душу населения производится более 900 килограммов молока – один из самых высоких показателей в мире. На внутреннем рынке потребляется менее трети. Остальное поставляется за рубеж, что позволяет стране быть одним из крупнейших мировых экспортеров по многим видам молочки. В 2024‑м рост в отрасли продолжился. Валовое производство молока составило 105,2 процента к показателю предыдущего года. Средний надой от коровы впервые превысил 6 тысяч килограммов. На 1 января 2025 года общее количество современных МТК возросло до 1683.
Качественно новые социальные стандарты
Но вернемся к программе. В ней производственный блок, хоть на него было направлено значительное финансирование, уходил на второй план. Приоритетное внимание – социальной сфере. За основу для создания около 1,5 тысячи агрогородков взяли центральные усадьбы агропредприятий, центры сельсоветов, в которых на тот момент проживало около 60 процентов сельчан. Это были качественно новые типы сельских поселков. Только к концу 2005 года их должно было насчитываться 164.
Речь шла о создании социальной инфраструктуры. Особый контроль уделялся вопросам здравоохранения, образования, культуры, торговли, благоустройству сел. В программе прописывалось строительство нескольких десятков тысяч жилых домов, реконструкция, ремонт 4,3 тысячи километров местных автомобильных дорог и многое другое.
В феврале «Белорусская нива» организовала выездную редколлегию в Каменецкий район. Вместе со специалистами говорили о будущем агрогородков, перспективах, кадровом вопросе и в целом о развитии аграрной отрасли. Подобные встречи позже прошли и в других регионах. Но ОАО «Беловежский» первым в этом списке был не случайно. В тот момент это уже многопрофильный агропромышленный гигант, в ходе реформирования объединивший производственные мощности и сельхозугодия нескольких колхозов. Прирастали показатели, создавались новые рабочие места, строилось для молодых семей благоустроенное жилье, обеспечивались необходимые условия для труда и отдыха. Это был один из примеров для создания в дальнейшем успешных агрогородков.
Участники редколлегии пришли к единому мнению: в любом деле нужны люди грамотные, влюбленные в свое дело. А для них нужно создавать оптимальные условия.
1 декабря 2005-го «Белорусская нива» опубликовала материал «Добро пожаловать в агрогородок Можейково». И, что примечательно, незадолго до 500-летия Можейково. Директор одноименного сельхозпредприятия, член Совета Республики Казимир Рахатко тогда подчеркнул, что база для агрогородка создана основательная, построен современный молочно-товарный комплекс, обеспечены отличные условия для труда и отдыха сельчан.
– Сохранили и приумножили все это. Можейково остается привлекательным сегодня. В 2023-м у нас прошли районные «Дажынкi». Агрогородок стал еще краше, например обновили асфальтное покрытие на сельских улицах. В этом году завершается реконструкция здания врачебной амбулатории, – отмечает председатель Можейковского сельсовета Алексей Гайко. – Особую атмосферу придают музыкальные башенные часы, установленные на административном здании. Ежедневно играет гимн страны. Сельчане любят малую родину, гордятся ею – это и формирует будущее как агрогородка, так и всей нашей республики.
В марте 2011-го подвели итоги реализованной госпрограммы по возрождению и развитию села. В частности, сообщили, что существенно удалось улучшить жизнь в белорусской деревне. Созданная сеть из равномерно распределенных по стране агрогородков позволила обеспечить социальные стандарты не только проживающему в них населению, но и жителям прилегающих территорий. Беларусь обеспечила свою продовольственную безопасность, стала заметным экспортером продуктов питания, созданы новые конкурентные преимущества республики в международной торговле.
Госпрограмма заложила основу дальнейших эффективных преобразований. В частности, на республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли в апреле 2018 года Александр Лукашенко поручил Правительству совместно с регионами выработать действенный механизм реализации концепции «Деревня будущего» с учетом региональных особенностей.
Во время рабочей поездки в сентябре 2023 года в Белыничский район Александр Лукашенко акцентировал, что в будущем сельское население процентов на 80–85 будет жить именно в агрогородках, остальные – в крупных деревнях. А значит, их развитие должно продолжаться день ото дня. К слову, в агрогородке Вишов Белыничского района реализован пилотный проект по ремонту улично-дорожной сети, а агрогородок Великий Бор Хойникского района первым в стране в конце 2023-го перевел на электроотопление все жилые дома...
СПРАВКА «СГ»
Сегодня в стране насчитывается 1426 агрогородков, в которых проживают около 900 тысяч человек. В разрезе регионов складывается следующая картина: на Брестчине – 214 агрогородков, на Витебщине – 245, Гомельщине – 230, Гродненщине – 226, Минщине – 307, Могилевщине – 204.
В списке наиболее известных агрогородков страны – Остромечево, Парахонск, Федоры Брестской области; Лясковичи, Тихиничи Гомельской, Вертелишки, Жировичи Гродненской; Александрия, Вишов Могилевской, Снов, Сорочи Минской, Ахремовцы и Добромысли Витебской.
Диана Берникович, « Сельская газета», 25 марта 2025 г.