Анатолий Сивак: принято решение о разработке программы по модернизации стройотрасли
В Беларуси принято решение о разработке программы по модернизации стройотрасли. Об этом заявил Заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
«Инвестиции в строительную отрасль в настоящее время требуют значительного роста. Совершенствование ценообразования в этой сфере позволяет иметь источники как для роста зарплаты, так и для роста инвестиций. Принято решение о разработке отдельной программы по модернизации в ближайшие годы объектов ДСК и КПД (домостроительных комбинатов и заводов крупнопанельного домостроения. – Прим. БЕЛТА). Цель – рост мощностей, качества и производительности труда», – сказал Анатолий Сивак.
За 8 месяцев 2024 года на выполнение строительно-монтажных работ направлено Br12 млрд, что в сопоставимых ценах составляет 105,2 % к уровню прошлого года. Объем работ по капитальному ремонту подрядными организациями составил Br1,2 млрд, темпы роста к уровню прошлого года – 102,4 %, по текущему ремонту – Br2,3 млрд (128,1 %).
В целом объемы подрядных работ за 8 месяцев 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года выросли на 9,5 %. По итогам 8 месяцев 2024 года валовая добавленная стоимость в строительстве увеличилась на 9 %, что позволило отрасли обеспечить положительный вклад в формирование ВВП.
Подрядными организациями страны за 7 месяцев обеспечена рентабельная и прибыльная работа. Чистая прибыль выросла на 47,2 % и составила около Br600 млн, рентабельность продаж составила 9,1 % (за 7 месяцев 2023 года – 8,7 %).
По информации БЕЛТА
Заместитель начальника отдела правового регулирования и реализации жилищной политики управления жилищной политики Мингорисполкома Татьяна Бухта рассказала в проекте БЕЛТА «Страна говорит» о том, как построить жилье в Минске с помощью семейного капитала.
Практически каждая многодетная семья в Минске для строительства жилья использует семейный капитал, рассказала Татьяна Бухта. «Они используют его для того, чтобы покрыть разницу между господдержкой, которую предоставили по нормативу, и фактической стоимостью квартиры, – отметила она. – Семейный капитал сейчас составляет порядка Br30 тыс. – это достаточно большая сумма, которая может покрыть кусок затрат на строительство жилья, поэтому активно пользуются спросом разрешения на досрочное использование капитала при строительстве».
Нюанс в этом случае заключается в том, что многодетная семья должна состоять на учете нуждающихся, т.е. если они пошли самостоятельно покупать квартиру и не состояли на учете нуждающихся, досрочно семейным капиталом воспользоваться не разрешат. Но если строительство осуществляется по направлению администрации, тогда решение с высокой долей вероятности будет принято в положительную сторону.
Говоря о кредитах на строительство жилья с господдержкой, Татьяна Бухта отметила, что их предоставление зависит от того, по какому перечню возводится жилой дом. «Это может быть выдача субсидий по Указу № 240 или льготное кредитование, которым занимается только «Беларусбанк». Субсидии на погашение процентов за пользование кредитом выдает ряд банков – «Беларусбанк», «Белинвестбанк», «Белагропромбанк» и другие», – пояснила она.
По информации БЕЛТА
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказала, кто и где может получить господдержку на строительство жилья.
Далеко не все категории граждан, состоящих на учете нуждающихся в крупных городах, имеют право на господдержку, обратила внимание Инна Пинковская. «У нас определен закрытый перечень таких категорий граждан. А любой человек, который строит жилье в населенном пункте с численностью населения до 20 тыс. и в городах-спутниках, потенциально относится к числу получателей господдержки», – подчеркнула она.
Размер государственной поддержки при строительстве жилья зависит от количества членов семьи. К примеру, поддержка предоставляется на 15 кв.м или 20 кв.м на человека и в рамках предельного норматива, который ежегодно утверждается Правительством. «Это 20 кв.м, в пределах которых предоставляется государственная поддержка на каждого члена семьи во всех городах страны, кроме Минска (в столице субсидируется 15 кв.м на одного человека. – Прим. БЕЛТА), и для многодетных семей. То есть вне Минска на пять квадратных метров профинансирует больше, что довольно значимо», – пояснила представитель Минстройархитектуры.
Первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Алексей Дробышевский добавил, что точный размер господдержки не высчитать, потому что у каждой семьи она разная.
По информации БЕЛТА
Изменения установлены в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2024 г. № 969 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 791 и от 24 сентября 2021 г. № 548».
Нововведения обусловлены, в первую очередь, приведением Положения о порядке проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 791, в соответствие с нормами Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Основные изменения касаются порядка предоставления документов для проведения государственной строительной экспертизы (далее – госстройэкспертизы) в связи с отменой с 22 марта 2025 г. административной процедуры по получению заключения государственной экспертизы по градостроительной, проектной документации.
Они исключат избыточные административные барьеры и позволят снизить нагрузку на деятельность субъектов хозяйствования за счет возможности использования более оптимальных подходов, учитывающих особенности и многообразие объектов строительства.
С подробной информацией о нововведениях и их применении заявители госстройэкспертизы могут ознакомиться на интернет-портале органов государственной строительной экспертизы gse.by.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Сколько стоил один квадратный метр жилья с господдержкой в Беларуси в прошлом году? На этот вопрос ответили представители исполнительных комитетов и Министерства архитектуры и строительства в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Начальник отдела жилищной политики и инвестиционных программ комитета по архитектуре и строительству Гродненского облисполкома Александр Капранов рассказал, что за 2024 год с господдержкой стоимость квадратного метра жилья составила Br1646 в целом по Гродненской области, согласно статистическим данным. Фактическая цена «квадрата» в прошлом году на «панельки» составила Br1950–2100, на кирпичные дома – в районе Br2300–2400.
В Брестской области по статистике стоимость квадратного метра с господдержкой в прошлом году составила Br1603. Фактическая цена квадратного метра в крупнопанельных домах была на уровне Br2100–2200, кирпичные дома немного дороже – Br2400–2500. Разница связана с затратами, которые включаются в сводный сметный расчет, но не в цену за «квадрат», пояснил первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Алексей Дробышевский: «В этом году, мы прикинули, в панельных домах цена будет приближаться к Br2400, в кирпичных – к Br2700».
В Минске стоимость «квадрата» в прошлом году варьировалась в пределах Br2–3,2 тыс. «У нас господдержка предоставляется на дома типовых потребительских качеств. Поэтому стоимость там была такой. На дома в индивидуальном исполнении, естественно, цена чуть выше – более Br3 тыс.», – рассказала заместитель начальника отдела правового регулирования и реализации жилищной политики управления жилищной политики Мингорисполкома Татьяна Бухта.
Все эти цены относятся к домам, которые начали строиться в прошлом году, акцентировала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская. «По итогам 2024 года стоимость квадратного метра жилья, введенного в целом по республике с использованием средств государственной поддержки, составила Br1735. Это те дома, которые начинали строиться в 2023 году. Для сравнения, номинальная начисленная заработная плата в целом по республике по итогам прошлого года составила около Br2270», – рассказала она.
В Беларуси принята Директива № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли», которая должна выполняться регионами. «Требования этой Директивы состоят в том, что у нас стоимость квадратного метра жилья в целом по республике, строящегося с господдержкой, не должна значительно превышать номинальную начисленную заработную плату по стране, – пояснила Инна Пинковская. – С учетом требований Директивы речь идет о введенном в эксплуатацию жилье. Представители регионов назвали цифры по вводимому в этом году жилью, которое начало строиться в прошлом. К концу этого года мы их введем и будем смотреть то, что у нас по итогам в среднем».
В первом квартале 2024 года средняя стоимость введенного в эксплуатацию жилья с господдержкой составляла Br1617, а по итогам прошлого года она была Br1735. Рост составил не более 10 %.
По информации БЕЛТА
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации БЕЛТА