Блок прогнозных документов на 2025 год вынесен на обсуждение экспертного совета при Совете Республики
Председатель Совета Республики Наталья Кочанова проводит сегодня заседание экспертного совета, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
На повестке – важнейший блок прогнозных документов на 2025 год: проекты указов Президента Республики Беларусь «О важнейших показателях и параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2025 год» и «О целевых показателях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2025 год», проекты законов «О республиканском бюджете на 2025 год» и «Об изменении законов» (корректировки в Налоговый кодекс и др.). К рассмотрению вопросов приглашен широкий круг экспертов, представляющих экономический блок страны.
«Сегодня мы рассматриваем важные вопросы. Проект закона о бюджете, прогноз социально-экономического развития на 2025 год, кредитно-денежная политика – это те вопросы, которые мы должны рассмотреть на экспертном совете, – отметила Наталья Кочанова. – Вопрос этот уже обсуждался на заседании Совета Министров достаточно широко и масштабно. Я думаю, что вы уже посвящены в те прогнозные показатели, которые предлагаются на 2025 год. Но в любом случае мы пригласили широкий круг экспертов для того, чтобы вы высказали свое мнение – руководители местных органов власти, заместители председателей облисполкомов. Поэтому при докладах прошу быть краткими, потому что мы уже изучали и обсуждали эти материалы, а вот экспертам просьба дать предложения, оценку».
В восьмом созыве продолжил работу экспертный совет при Совете Республики в обновленном составе. Функционирование дополнительного экспертного «фильтра» позволяет принимать взвешенные и обдуманные решения, всесторонне рассматривать предлагаемые новации и оценивать потенциальные риски от их реализации на практике.
По информации БЕЛТА
Депутатам на рассмотрение поступил финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026-го в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Для консолидации доходов бюджета планируется реализация ряда базовых мероприятий.
Привести в норму
Стоит отметить, что основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы. В Беларуси последовательно реализовывался комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета: повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие. При корректировке Налогового кодекса на 2026 год не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к изменяющимся условиям. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики. В первую очередь планируется проиндексировать налоговые ставки, установленные в абсолютных величинах, на прогнозный уровень инфляции. Это ставки земельного налога, налога на недвижимость, транспортного налога, экологического налога, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Также будут проиндексированы критерии выручки, позволяющие перейти на применение и применять упрощенную систему налогообложения.
– Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией, – рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов. – Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 процентов, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные изделия на 7 процентов, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 процента. Особое внимание обращено на жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 процентов для того, чтобы поэтапно выйти на уровень, как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака. Увеличение ставок акцизов в размере 3 процентов затронет и автомобильное топливо.
Справедливость в основе
Изменения в Особенную часть затрагивают практически все налоги и особенные режимы налогообложения. В частности, устанавливаются единые ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и организаций с целью исключения создания условий для минимизации налоговых отчислений. Предусматривается увеличение ставки транспортного налога в пять раз для владельцев люксовых мотоциклов с объемом двигателя от 800 кубических сантиметров и сроком эксплуатации не более пяти лет с даты их выпуска. Ранее в 10 раз был увеличен транспортный налог для люксовых автомобилей.
При этом предполагается, что льгота по транспортному налогу на электромобили будет продлена.
– Ее планируется продлить на следующий год. Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать, – отметила член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова. – В этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
– Также рассматривается расширение подходов по прогрессивному налогообложению доходов и имущества физических лиц: введение повышенной ставки подоходного налога с физических лиц. В отношении более высоких доходов граждан – это свыше 600 тысяч рублей в год. Первый шаг – 25 процентов, следующие шаги пока обсуждаются, – отметил Министр финансов Юрий Селиверстов.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов.
– Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв. м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв. м – коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв. м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв. м – 3. Таких объектов недвижимости в стране немало. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов, – подчеркнул Министр.
Кроме того, предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью. Также ожидается повышение единого имущественного платежа для физических лиц – должников. Физическим лицам, допустившим неуплату (неполную уплату) единого имущественного платежа по состоянию на 1 января года, следующего за годом, на который приходится срок уплаты единого имущественного платежа, в размере, превышающем 1 базовую величину, исчисление налогов за истекший налоговый период будет производиться с увеличением на 15 процентов от неуплаченной на 1 января суммы единого имущественного платежа.
Индивидуальный подход
Законопроектом также предлагается внести изменения в порядок исчисления налога на профессиональный доход. Устанавливается, что сумма исчисленного налога с профессионального дохода, подлежащая уплате за месяц, не может быть ниже 45 рублей. Так, в проекте предусмотрено, что сумма налога на профессиональный доход исчисляется налоговым органом как произведение налоговой базы и ставки налога, но не менее 45 рублей в месяц. При этом отменяется вычет по налогу на профессиональный доход в размере 2 тысяч рублей. Такие новации призваны увеличить долю участия граждан, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность в финансировании государственных расходов, а также исключить фиктивную регистрацию в качестве плательщиков налога на профессиональный доход без намерения осуществлять такую деятельность.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 процентов.
– Изменения являются результатом работы по дальнейшему совершенствованию налоговой системы с целью обеспечения понятности восприятия норм законодательства, установления баланса интересов бизнес-сообщества, граждан и государства. Планируемый уровень налоговой нагрузки – не более 25,7 процента к ВВП, – уверена член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
Парламентские делегации приняли ряд документов в сферах культуры, образования, обороны и экологии.
Мероприятие прошло под руководством Председателя Совета МПА СНГ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко с участием Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальи Кочановой, Председателя Сената Парламента Республики Казахстан Маулена Ашимбаева, Председателя Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан Рустами Эмомали, Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзилы Нарбаевой.
В заседании также участвовали заместитель Председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Зияфет Аскеров, заместитель Председателя Национального Собрания Республики Армения Рубен Рубинян, председатель Комитета Мажилиса Парламента Республики Казахстан по международным делам, обороне и безопасности Айгуль Куспан, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, полномочный представитель Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в МПА СНГ Шабданбек Алишев, председатель Комитета Меджлиса Туркменистана по охране окружающей среды, природопользованию и агропромышленному комплексу Сердар Гайыпов, Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий и первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко.
2025 год во всех странах Содружества проходит под знаком 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, напомнила Валентина Матвиенко. В июле 2024 года Совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ утвердил план посвященных этой дате мероприятий, который успешно реализуется.
«Год назад было принято обращение Совета МПА СНГ, в котором руководители парламентов призвали государства мира, международные организации и мировую общественность рассматривать празднование Победы как важный исторический момент для утверждения атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в международных отношениях, выступили за разрешение конфликтов мирными средствами и за использование парламентской дипломатии», – сказала спикер.
Глава Совета Федерации поблагодарила белорусских коллег за организацию мероприятий, посвященных 80-летию Победы: международного культурно-образовательного форума «Дети Содружества» и 25-го заседания Молодежной межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ.
«Итоги всех этих событий планируется подвести на международной конференции «Великая Отечественная война в коллективной памяти народов Содружества: к 80-летию Победы», которая состоится в начале декабря в штаб-квартире МПА СНГ», – сообщила Валентина Матвиенко.
Председатель Совета МПА СНГ рассказала о других реализованных мероприятиях, которые были предусмотрены годовым планом работы Ассамблеи. «Деятельность Межпарламентской Ассамблеи за прошедший c нашей последней встречи период была результативной, насыщенной интересными мероприятиями. При этом хочу подчеркнуть, что наш рабочий год еще не закончен», – отметила спикер и выразила уверенность, что все намеченные планы будут успешно воплощены.
Ассамблея продолжает вырабатывать решения, направленные на укрепление взаимодействия стран Содружества, сказал Рустами Эмомали в своем выступлении на пленарном заседании МПА СНГ.
«Сегодня, когда мир сталкивается с новыми вызовами и последствиями глобальных изменений, нашей главной задачей остается обеспечение устойчивого развития, региональной безопасности, экономической стабильности и социального благополучия граждан. Наши совместные усилия должны быть направлены на выработку эффективных решений», – подчеркнул спикер.
Глава верхней палаты парламента Таджикистана отметил, что принятие ряда модельных документов в сферах экономики, здравоохранения, безопасности и противодействия терроризму на 59-м пленарном заседании МПА СНГ укрепит правовую основу ключевых долгосрочных программ сотрудничества.
«Уверен, что сегодняшнее пленарное заседание пройдет в атмосфере взаимного доверия, открытого диалога и конструктивного взаимодействия – это станет стимулом для развития нашего сотрудничества», – добавил Рустами Эмомали. Он также поблагодарил коллег за активное содействие в председательстве Республики Таджикистан в Содружестве Независимых Государств в 2025 году.
Маулен Ашимбаев подчеркнул значимый вклад Таджикистана в укрепление сотрудничества в год председательства страны в СНГ, отметив востребованность Содружества на фоне глобальной нестабильности.
«Наша совместная деятельность в рамках МПА СНГ отражает ключевые приоритеты, определенные главами государств, которые включают, помимо традиционных вопросов, регулирование искусственного интеллекта, защиту цифровых прав и многие другие актуальные вопросы. Это практическое подтверждение того, что СНГ не просто сохраняет свою востребованность – оно активно развивается, адаптируясь к новым реалиям. Это особенно актуально в преддверии 35-летия Содружества», – сказал он.
Спикер сообщил, что в 2026 году Республика Казахстан отметит 30-летие парламента и планирует провести на площадке МПА СНГ фотовыставку, шахматный турнир и ряд тематических мероприятий, направленных на укрепление межпарламентских связей.
Он также напомнил, что в сентябрьском Послании Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев предложил провести парламентскую реформу, предусматривающую переход к однопалатному парламенту. По словам спикера, эта инициатива является логическим продолжением последовательной политики Казахстана по укреплению представительных институтов и формированию эффективной законодательной власти. «Окончательное решение по этому вопросу будет принято на общенациональном референдуме в 2027 году», – сказал в своем выступлении Маулен Ашимбаев.
Танзила Нарбаева сообщила, что участие парламентариев Республики Узбекистан в работе Ассамблеи позволяет укреплять профессиональные связи, обмениваться передовым опытом и вырабатывать согласованные подходы к совершенствованию законодательства и развитию парламентского контроля.
Важное место в совместной деятельности в 2025 году заняли мероприятия, посвященные Победе во Второй мировой войне. По мнению спикера, их проведение должно быть продолжено и в последующие годы. Также Танзила Нарбаева отметила значение реализации гуманитарных проектов, в частности, международного культурно-образовательного форума «Дети Содружества».
«Мы еще раз убедились, что такого рода проекты способствуют укреплению исторической памяти, формированию у молодежи чувства гордости за подвиг предков и развитию дружбы между молодыми поколениями стран СНГ», – подчеркнула она.
Глава верхней палаты парламента Узбекистана рассказала о предстоящей 12-й Глобальной конференции молодых парламентариев, которая состоится в сентябре 2026 года в Самарканде. На форуме молодые парламентарии обсудят свою роль в реализации Целей устойчивого развития, обменяются опытом и представят лучшие практики.
«Мы надеемся на активную поддержку и участие делегаций наших стран в этом важном международном мероприятии – оно, безусловно, станет новым импульсом в развитии молодежного парламентского движения и укреплении сотрудничества между молодыми законодателями», – сообщила Танзила Нарбаева.
Зияфет Аскеров отметил роль Межпарламентской Ассамблеи СНГ в обеспечении прозрачности и доверия к избирательным процессам в странах Содружества.
Заместитель Председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики подчеркнул, что мониторинг выборов и референдумов – одно из приоритетных направлений деятельности МПА СНГ, а участие наблюдателей способствует укреплению демократических стандартов. Особое внимание в его речи было уделено работе Ассамблеи как ключевой площадки взаимодействия государств Содружества.
Он также обратил внимание на активную работу представителей Бакинского филиала Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников МПА СНГ. Принимая участие в наблюдении за выборами в странах СНГ, представители филиала содействуют объективной оценке избирательных процедур и укреплению доверия к ним.
Зияфет Аскеров заключил, что Азербайджан будет и далее развивать гуманитарное сотрудничество, укрепляя дух единства и взаимопонимания на пространстве СНГ.
На пленарном заседании были приняты 23 документа, в том числе:
- модельный закон «О лекарственном обеспечении в государствах – участниках СНГ»;
- модельный закон «О креативных (творческих) индустриях»;
- модельный закон «О территориальной обороне»;
- модельный закон «Об уполномоченном по правам ребенка»;
- модельный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов»;
- модельный закон «Об обеспечении государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах»;
- модельный закон «О статусе столицы, городов государственного значения и центров регионов государства».
Также были одобрены Рекомендации по нормативному регулированию академической мобильности; Рекомендации по выявлению, учету и регистрации преступлений, связанных с торговлей людьми, в государствах – участниках СНГ; Рекомендации органам местного самоуправления (управления) по осуществлению приграничного сотрудничества; изменения в модельный Кодекс о недрах и недропользовании для государств – участников СНГ; изменения к модельному закону «О противодействии терроризму»; Глоссарий терминов и понятий в области молодежной политики и другие документы. Они будут направлены в парламенты государств – участников МПА СНГ для имплементации в национальном законодательстве.
Завершилось пленарное заседание торжественной церемонией награждения.
За активное участие в деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ и вклад в укрепление дружбы между народами орденом МПА СНГ «Содружество» были награждены Айгуль Куспан и председатель Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека, член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по правовой политике и государственному строительству, член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по культуре Низами Сафаров.
Медаль МПА СНГ «За укрепление парламентского сотрудничества» была вручена заведующему отделом Аппарата Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по обеспечению конституционных основ, прав и свобод человека, гражданина и законности Солеху Носирзода.
Также были отмечены председатель Комитета Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по социальным вопросам, охране здоровья, науке, образованию, культуре и политике среди молодежи и женщин Мунира Каримзода, кинорежиссер, сценарист, продюсер, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, председатель Союза кинематографистов Кыргызской Республики Айбек Дайырбеков и руководитель транспортной службы управления эксплуатации Секретариата Совета МПА СНГ Константин Рассадин.
По сообщению
официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
(фото – официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств)
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2026 год». Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе Палаты представителей.
Доходы бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения рассчитаны в сумме Br39 014,4 млн (темп роста – 110,8 %), расходы – Br38 495,4 млн (117,3 %).
Профицит составит Br519 млн за счет средств профессионального пенсионного страхования.
Сумма субвенции из республиканского бюджета – Br1 977,7 млн.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по бюджету и финансам Палаты представителей.
По информации БЕЛТА
Более 50 законов планируют привести в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства. Это предусмотрено проектом Закона «Об изменении законов», который внесен Правительством в Палату представителей, сообщает БЕЛТА.
Как пояснили в пресс-службе Палаты представителей, законопроект направлен на приведение 53 законов в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства.
Корректировка законов в основном касается уточнения терминологии.
Кроме того, проектом закона совершенствуется порядок реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ, закрепляется возможность для обществ с ограниченной ответственностью действовать на основании типового устава, уточняется порядок создания политических партий, ликвидации общественных объединений и политических партий, а также обращения в доход государства имущества, оставшегося после их ликвидации.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по законодательству.
По информации БЕЛТА
На рассмотрении Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь находится финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026 года в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Подробнее о предстоящих изменениях и их значении для экономики страны на расширенном заседании Постоянной комиссии рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов, сообщает БЕЛТА.
Основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы, отметил Юрий Селиверстов. «Мы последовательно реализовывали комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета – это повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие, – рассказал он. – Мы развиваем интеграционные процессы в рамках Союзного государства, постепенно синхронизируем налоговый режим с Россией. Поэтому особенностью белорусской экономики является относительно низкая зависимость от конъюнктурных доходов. У нас нет привязки к нефтегазовым доходам, что дает определенную устойчивость в период глубокой нестабильности».
При корректировке Налогового кодекса в текущем году не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к тем условиям, которые изменяются. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики.
«Первое направление – это базовые меры налоговой политики, которые традиционно заключаются в том, что мы индексируем ставки, которые установлены в белорусских рублях, на прогнозные параметры инфляции, в основном. Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией. Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 %, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные никотинсодержащие изделия на 7 %, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 % в целях исключения перетока в теневую сферу. Особое внимание обращено на вейпы и жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 % для того, чтобы поэтапно выйти на уровень как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Это, конечно, вопрос дискуссионный. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака», – рассказал Министр.
Второе направление – это справедливое налогообложение доходов и имущества граждан. «Повышаем ставки отдельных налогов по принципу «кто больше зарабатывает, тот больше платит». Сохраняем подход по дальнейшей дифференциации подоходного налога в части введения третьей ставки 40 % при доходах свыше Br600 тыс. в год. При доходах до Br350 тыс. в год сохраняется базовая ставка 13 % (это абсолютное большинство наших граждан, более 98 %). Эта ставка сейчас применяется при доходах до Br220 тыс., но с учетом того, что мы расширяем базу для применения повышенных ставок подоходного налога, для расчета теперь будут включаться не только зарплаты, но суммироваться и доходы от продажи долей в компаниях, проценты по займу, под сдачу имущества в аренду, вознаграждения членов наблюдательных советов, доходы адвокатов и нотариусов», – отметил он.
По его мнению, повышение совокупных доходов до Br350 тыс. будет более справедливо и правильно, если сохранится ставка 13 %, то, что сегодня применяется к доходам до Br220 тыс. При доходах от Br350 тыс. до Br600 тыс. применяется ставка 25 % к сумме превышения. «За прошлый год при ставке 25 % в бюджет поступило более Br200 млн. Половина из этих средств поступила в бюджет города Минска. Предлагается в дальнейшем ввести ставку 40 % при доходе свыше Br600 тыс. То есть, опять же, предлагается применять к сумме превышения, – обратил внимание Юрий Селиверстов. – По данным Министерства по налогам и сборам, исходя из того же объема платежей, которые были, туда попадает порядка 1 тыс. человек. У нас сохраняются отдельные режимы в Парке высоких технологий, Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень», и налоги на них, в принципе, не распространяются, и ставка в 25 % на них не распространяется».
Если посчитать с учетом данных 2024 года, при введении налога в 40 % средняя ставка составит 27,5 %.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов. «Когда-то был введен налог на недвижимость для квартир в многоквартирных домах. Когда мы рассматривали вопросы, какие же брать ставки, было много вопросов. Один из вопросов звучал так: какая будет применяться стоимость квартиры для расчета ставок? Было принято решение, что надо брать расчетную ставку исходя из того, что по реальной стоимости, наверное, это будут большие средства и не все смогут их оплачивать. Помним, что пенсионеры освобождены от этого налога. По истечении времени видится, что эти ставки тоже должны быть дифференцированными», – отметил он.
Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв.м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв.м применять коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. Квартир больше 250 кв.м в Беларуси больше тысячи, а 150 кв.м – больше 5 тыс.
По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв.м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв.м – 3. «Таких домов тоже достаточно много. Именно через объем предлагается здесь дифференцировать тот уровень платежей, который существует. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов», – подчеркнул Министр.
Кроме этого, предлагается продолжить работу по дифференциации транспортного налога. «Мы в действующих документах предлагаем в 5 раз повысить налог на новые мощные иностранные мотоциклы по аналогии с автомобилями, где налог мы повысили в 10 раз. То есть это мотоциклы с объемом двигателя 800 куб.см. Мотоциклы, которые выпускает наш «Мотовелозавод», туда не попадут, он таких мотоциклов не выпускает», – уточнил Юрий Селиверстов.
Также выравниваются ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Сегодня ставки для ИП в два раза практически ниже в сравнении с юридическими лицами и фиксируются факты, когда транспортное средство регистрируется на ИП и потом сдается в аренду юридическому лицу. Таким образом, существуют некие схемы ухода или уменьшения налогообложения, обратил внимание Министр.
Предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью.
Третий блок – выравниваются на уровне базовой величины минимальные ставки для индивидуальных предпринимателей – физических лиц и вводятся минимальные ставки для самозанятых в размере Br45 в месяц. «Это позволит исключить формальную регистрацию самозанятых, когда практически деятельность самозанятых регистрируется, а деятельность ими не ведется. При этом вводим ответственность, если три месяца подряд ты не платишь налог на профессиональный доход, то далее полгода применять такой режим не сможешь», – сказал Юрий Селиверстов.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 %. «Лотерейная деятельность осуществляется по большей части в интернете, примерно по своей сути представляет то же, что и игорный бизнес. Поэтому устанавливаем единые ставки», – прокомментировал он.
Предлагается оптимизация налоговых льгот. «Понятно, что мы не идем с достаточно серьезным образом, но наши коллеги из Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам видят те вопросы, где, по сути, льготы практически не применяются, но в законодательстве присутствуют. Существуют у нас льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу для физлиц в отношении объектов с особым статусом историко-культурных ценностей. Предлагается их отменить. Таких объектов за время с момента когда объявили этот статус стало больше только в Минске в 5 раз. Поэтому, по сути, мы создаем неравные условия для тех, кто проживает в обычных домах. Понятно, что сами граждане все равно не восстанавливают историко-культурный вид этих сооружений за свои собственные средства», – сказал Министр.
Уменьшается размер необлагаемых выходных пособий при выходе на пенсию с 9 до 3 среднемесячных зарплат. «Наша зарплата растет, и когда-то мы стимулировали нанимателей, чтобы эти пособия в принципе выплачивались», – подчеркнул Юрий Селиверстов.
В рамках совершенствования налогового администрирования ключевым фактором повышения эффективности налоговой системы станет комплексная модернизация процесса администрирования. При этом будет удобно внедрять систему риск-ориентированного подхода, позволяющую сосредоточить ресурсы на зонах с наибольшим риском нарушений и при этом снижать нагрузку на добросовестный бизнес.
По словам Министра, дальнейшая цифровизация позволит налоговым органам получать подробные данные о транзакциях и финансовых потоках, выявлять схемы неформального обращения реальных денег без необходимости проведения выездных проверок. На данный момент используется мониторинг и чек-листы с формализованными контрольными вопросами, подготовка которых требует больших усилий от контролирующих органов. Кроме того, остаются традиционные выездные проверки.
Также налоговые органы смогут при проведении проверок и выявлении налоговых нарушений ограничивать регистрационные действия с имуществом тех налогоплательщиков, у которых выявлены задолженности по налогам. Замена административной ответственности граждан – должников имущественных налогов повышена.
Налоговые органы получили право на сбор информации о лицах, совмещающих статус индивидуального предпринимателя с другими видами деятельности, с возможностью анализа счетов и операций, открытых на их имя. При этом объем доступной информации не изменился, изменился лишь способ ее получения – с бумажного на электронный формат. «Мы считаем это объективным решением и не ожидаем злоупотреблений, хотя среди сотрудников налоговых органов, а также специалистов Национального банка возникали отдельные возражения по этому вопросу. Вопрос обсуждается, и по результатам будет передан депутатскому корпусу для дополнительной проработки и принятия решения. В рамках работы комиссии эти темы будут еще подробно рассмотрены и, при необходимости, скорректированы вместе с коллегами из Министерства налогов и сборов», – резюмировал он.
По информации БЕЛТА
