24.09.2024
СК: Указ «Об обращении цифровых знаков (токенов)» убережет граждан от вложений в мошеннические криптоплатформы и криптообменники
Главой государства 17 сентября подписан Указ № 367 «Об обращении цифровых знаков (токенов)». Основным разработчиком данного нормативного акта выступило Министерство внутренних дел. При этом Следственный комитет поддержал инициативу своих коллег по правоохранительному блоку и принял активное участие в обсуждении и проработке его положений. Был проведен ряд рабочих встреч с представителями Парка высоких технологий, Национального банка, Генеральной прокуратуры, Министерства по налогам и сборам, а также руководителями коммерческих предприятий, осуществляющих деятельность в сфере оборота токенов. О специфике документа и его возможностях по защите белорусов от псевдобирж корреспондент
БЕЛТА поговорил с начальником Главного управления цифрового развития предварительного следствия Следственного комитета Беларуси Андреем Мотолько.
Как пояснил Андрей Мотолько, Указ уточнил порядок совершения отдельных операций с использованием токенов, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики». Он заметил, что в соответствии с указом перечень разрешенных для физических лиц операций с использованием токенов, предусмотренных Декретом № 8, не изменился. При этом появились следующие обязанности для физических лиц, совершающих операции по приобретению, отчуждению токенов за деньги, электронные деньги: передавать наличные деньги, перечислять (переводить) деньги, электронные деньги со своих банковских счетов, электронных кошельков исключительно резидентам Парка высоких технологий, осуществляющим виды деятельности с использованием токенов; получать наличные деньги, безналичные деньги на свои банковские счета, электронные деньги в свои электронные кошельки в результате совершения данных операций только от указанных резидентов Парка высоких технологий.
Кого следует относить к физическим лицам, совершающим операции по приобретению, отчуждению токенов за деньги, электронные деньги
«Действие Указа распространяется на операции по приобретению токенов за деньги, электронные деньги, осуществляемые: физическими лицами (в том числе не являющимися гражданами Республики Беларусь), находящимися на территории Республики Беларусь, использующими для расчетов по указанным операциям счета, открытые в белорусских или иностранных банках, электронные кошельки, либо осуществляющими расчеты в наличной форме, а также физическими лицами вне зависимости от их местонахождения, использующими для расчетов счета, открытые в белорусских банках, электронные деньги, эмитированные в Республике Беларусь», – уточнил начальник Главного управления цифрового развития.
С какими резидентами Парка высоких технологий вправе взаимодействовать физические лица при совершении операций с использованием токенов
Андрей Мотолько рассказал, что информацию о резидентах Парка высоких технологий, осуществляющих деятельность оператора криптоплатформы, оператора обмена криптовалют, организатора ICO, криптоброкера, можно получить на официальном сайте Секретариата Наблюдательного совета ПВТ в сети Интернет в разделе «Резиденты» по адресу:
www.park.by/residents.
Вправе ли физические лица пользоваться услугами зарубежных торговых площадок
Специалист пояснил, что Указ не вводит запрет в отношении операций по переводу токенов на зарубежные торговые площадки и не ограничивает возможность использования физическими лицами таких площадок для совершения в их информационных системах разрешенных операций (например, обмен токенов одного вида на другие токены, торги токенами), не связанных с непосредственным вводом денег, электронных денег на такие площадки, а также выводом денег, электронных денег с указанных площадок.
«Более того, в пределах своего аккаунта на иностранной криптобирже или трейдинговой площадке владелец может использовать свои активы для покупки и продажи валют, ограничение касается, еще раз повторюсь, только ввода и вывода средств. Рассмотрим такой пример: житель Минска приобретает USDT у резидента Парка высоких технологий, а полученную криптовалюту вносит на свой аккаунт на иностранной криптоборже – это вполне допустимо (хотя и не всегда безопасно). В пределах своего аккаунта он осуществляет операции по покупке и продаже определенных активов, в том числе валютных (например, долларов США) – это все еще не нарушает требований Указа. А вот если он решит вывести средства со своего аккаунта на иностранной криптобирже в долларах США, белорусских рублях, электронных деньгах – такие действия указом запрещены. Возможным вариантом является вывод криптовалюты на свой криптовалютный кошелек с последующей продажей ее у резидента Парка высоких технологий за фиатные денежные средства», – разъяснил Андрей Мотолько.
Вправе ли физические лица совершать операции с токенами с использованием P2P-сервисов зарубежных торговых площадок, а также непосредственно между собой
Начальник Главного управления цифрового развития СК обозначил, что с учетом требований Указа не допускается совершение физическими лицами, находящимися на территории Республики Беларусь или использующими счета, открытые в белорусских банках, операций по приобретению, отчуждению токенов за деньги, электронные деньги: с использованием P2P-сервисов зарубежных торговых площадок; в иных сервисах, расчеты в которых осуществляются путем перечисления (передачи) физическими лицами денег, электронных денег организациям (лицам), не являющимся резидентами Парка высоких технологий, а также получения денег, электронных денег от таких организаций (лиц); в случае если расчеты по указанным операциям осуществляются напрямую между физическими лицами.
Что обусловило необходимость дополнительной регламентации и уточнения существующего порядка совершения операций с использованием токенов
«Предпосылкой принятия Указа явились результаты анализа киберпреступности, указывающие на то, что значительная часть денежных средств, дистанционно похищаемых у жителей Беларуси, обменивается на криптовалюты в том числе киберпреступными группами, совершающими преступления из-за рубежа. Преступники используют широкую вовлеченность белорусских граждан в криптовалютный обмен, переводят на их счета похищенные фиатные деньги, получая на свои криптокошельки токены», – пояснил Андрей Мотолько.
Он добавил, что Декрет № 8 от 21.12.2017 «О развитии цифровой экономики», предоставивший такие права гражданам, способствовал экономическому росту нашего государства, развитию цифровизации государства, бизнеса и общества. «Однако рост числа киберпреступлений потребовал урегулировать отдельные вопросы его применения. Указ № 367 уточняет декрет в части осуществления ввода (вывода) денежных средств для (после) совершения операций по приобретению, отчуждению криптовалют исключительно через резидентов Парка высоких технологий. Это нововведение существенно затруднит перевод похищаемых денежных средств в криптовалюты. Кроме того, это убережет ряд ищущих заработка граждан от вложений в мошеннические криптоплатформы и криптообменники», – пояснил нюансы специалист.
Какая ответственность предусмотрена за нарушения устанавливаемого порядка осуществления операций с использованием цифровых знаков
Андрей Мотолько рассказал, что в связи с принятием указа планируется внесение изменений в законодательство, которые будут предусматривать ответственность за нарушение порядка осуществления операций с токенами.
«Отдельные негосударственные информационные ресурсы, некоторые граждане в чатах и форумах пытаются представить новеллу в законодательстве как ущемление свобод граждан в экономической и цифровой сферах. Но это совсем не так. Граждане, как и прежде, могут покупать и продавать токены, но используя для этого надежные отечественные сервисы, где их никто не обманет, а любой возникший спор может быть урегулирован в рамках белорусского законодательства. К сожалению, в настоящее время мы видим другую картину: сотни граждан вкладывают все свои сбережения, кредитные средства, а также деньги, полученные от продажи личного имущества, в том числе жилья, в созданные мошенниками «биржи», «инвестиционные проекты», «криптоплатформы». Тысячи белорусов, используя прямые переводы или иностранные криптообменные сервисы, помогают преступникам, совершающим преступления из-за рубежа, получить доступ к средствам, похищенным у таких же белорусов. Отслеживая движение похищенных денег, следователи и сотрудники милиции выходят именно на тех, кто совершил обменную операцию, что приводит к допросам таких лиц, проведению у них обысков, изъятию и осмотрам средств доступа к сети Интернет, наложению арестов на денежные средства. А в отдельных случаях – и к привлечению к уголовной ответственности за соучастие в преступлении», – рассказал представитель Следственного комитета.
«Поступательное развитие нормативного регулирования сферы токенов очень напоминает ситуацию с иностранными валютами, за оборот которых во времена СССР была предусмотрена уголовная ответственность. В свое время в связи с либерализацией общественных отношений ограничение на хождение долларов США, немецких марок и других валют в Беларуси фактически было снято. Дошло до того, что ряд магазинов принимал оплату за товары только в долларах США, а «валютчики» стали одними из самых богатых людей того времени. 05.02.1997 был принят Декрет Президента Республики Беларусь «О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций», который запретил обмен и расчеты в иностранной валюте между физическими лицами. За нарушение данного требования Декретом устанавливалась административная, а Уголовным кодексом – уголовная ответственность. Несмотря на то что за гражданами было оставлено право на приобретение иностранной валюты и обмен ее на белорусские рубли в банках, далеко не всеми установленное ограничение было поддержано. Зато теперь для подавляющего большинства белорусов совершенно естественным стало посещение банков и официальных обменных пунктов для безопасного совершения валютно-обменных операций по вполне приемлемому курсу», – напомнил Андрей Мотолько.
«Несомненно, что в скором времени белорусская общественность по достоинству оценит аналогичное упорядочивание в криптовалютной сфере. А нововведение существенно затруднит перевод похищаемых денежных средств в криптовалюты. Кроме того, это убережет ряд ищущих заработка граждан от вложений в мошеннические криптоплатформы и криптообменники», – резюмировал начальник Главного управления цифрового развития предварительного следствия Следственного комитета Беларуси.
По информации
БЕЛТА
Реализация Указа № 232. МАРТ – о формировании стабфондов на межсезонье-2025/26
Чтобы традиционных витаминов хватило до лета – закладка картофеля, овощей и яблок в стабфонды завершена. Полная готовность – к 15 ноября. Какова ожидаемая потребность в продукции с середины осени и практически до конца весны? В чем нюансы ее распределения? Какими будут цены на шесть регулируемых позиций в межсезонье? Об этом и многом другом «Р» рассказали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.
Под полную потребность
Министр антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович отметил, что для гарантированного обеспечения населения свежей плодоовощной продукцией в межсезонье с учетом возникающих определенных проблем в прошлые годы был подписан Указ Президента № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд». Согласно документу, формирование стабфондов переведено в систему госзаказа, где сельхозпроизводители – поставщики, сети или госорганизация – заготовители. Появилась норма о предварительном кредитовании аграриев в размере не более 30 процентов от стоимости поставки продукции, указанной в договоре с сетями. Ретейл может это делать как из своих средств, так и с помощью привлечения кредитов Беларусбанка и Белагропромбанка под 3 процента годовых. Кроме того, закреплены обязанности поставщика обеспечить выполнение условий договора, заготовителя – наличие полученной продукции в межсезонье, предусмотрена ответственность для сторон.
– Правила игры определены. Теперь ни фермер, ни торговля не могут сказать, что государство не создало приемлемых условий для их совместной работы в этом направлении, – акцентировал Министр.
Принятое в развитие Указа постановление Совмина № 399 «О порядке и условиях поставки плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд» также скорректировало подходы по формированию стабфондов исходя из анализа ситуации за прошлые годы. Напомним, в последние пару лет впервые за долгое время стали закладывать в хранилища объем, равный полной потребности торговли и государственных социальных организаций, в частности школ, детсадов, больниц. И хотя в прошлом году были случаи перебоя в поставках продукции в ряд магазинов – сказались резко выросший спрос и непорядочность отдельных поставщиков, по своим причинам отказывавших в выполнении договоренностей, – вектор в целом оказался верным. Потому его решили сохранить, увеличив объемы. Так, на межсезонный период 2025/26 года потребность в борщевом наборе составляет 158,72 тысячи тонн. В том числе 121,77 тысячи тонн – для торговых сетей, 36,95 тысячи тонн – для учреждений соцсферы. Картофель должен быть заложен в общем в объеме 61,66 тысячи тонн, капуста – 26,26, свекла – 9,72, морковь – 15,23, репчатый лук – 17,27, яблоки – 28,58 тысячи тонн. Все объемы посчитаны с учетом возможностей сельхозорганизаций и согласованы регулятором – Минсельхозпродом.
По факту по ряду позиций имеем даже чуть больше потребности. Не пропадет, уверяют в МАРТ. Потому как сформированы графики поставок между производителями и организациями, за выполнением которых будут тщательно следить в ведомстве. По картофелю, моркови и свекле – по 31 мая включительно, по капусте, луку и яблокам – по 30 апреля.
– При этом в случае возникновения каких-либо дополнительных факторов, влияющих на объемы закладки, касающихся, например, сроков хранения, повышения либо снижения спроса, изменения условий на внешних рынках и других, у нас есть возможность оперативно внести корректировки в действующее постановление Совмина, – обратил внимание Артур Карпович.
Задача – сработать ритмично
Руководитель МАРТ подчеркнул:
– В целом мы постарались создать такую систему, где все участники заинтересованы в ритмичной партнерской работе. Потому как, например, сети уже внесли аванс в адрес производителей в размере 10 процентов от стоимости продукции, указанной в договорах поставки, – такой пункт есть в постановлении Правительства № 399. В последующем предоплата – по сути, кредит от торговли на срок до одного года в адрес сельхозпроизводителя – будет не более 30 процентов. Эта норма не распространяется на бюджетные организации и госзакупки.
Более того, как уже сейчас предусмотрено, если у производителя появятся излишки, когда, например, спрос будет меньше запланированного, он сможет их продать по согласованию с МАРТ, облисполкомами и Мингорисполкомом на иные цели. При этом доля кредитных средств, приходящихся на такую продукцию, будет считаться используемой по назначению. Если спрос будет выше ожидаемого, сельхозорганизации должны оперативно сообщить об этом в облисполкомы и Мингорисполком, которые вправе инициировать увеличение объемов госзаказа.
Юлить себе дороже: за то, что подвел партнеров, ответственных перед своим потребителем и страной, предусмотрена ответственность. Согласно изменениям в КоАП, вступившим в силу с 12 июля, предусмотрена административная ответственность за поставку (недопоставку) по заключенному договору продукции из стабфондов для республиканских нужд для поставщика и заготовителя, а также за ее отсутствие в торговом объекте в межсезонный период. Это чревато штрафом в размере от 5 до 12 базовых величин на должностное лицо, на юридическое лицо – от 20 до 200 базовых.
– Настроены реагировать жестко при умышленных нарушениях. Опыт прошлого межсезонного периода это показал. Напомню, тогда впервые в истории МАРТ при разбирательстве ситуации с нехваткой в торговле ряда товаров так называемого борщевого набора при достаточном наличии остатков в стабфондах были применены нормы торгового законодательства в антимонопольных расследованиях. Так, согласно статье 24 Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания», поставщикам запрещается совершать действия, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию, причиняют вред правам, свободам и законным интересам лиц, создают дискриминационные условия, навязывают контрагенту отдельные условия договора. В результате установили пять фактов нарушения поставщиками этой нормы. Приняты необходимые меры реагирования, в том числе проинформированы о подобных фактах местные органы власти и Минсельхозпрод как кураторы производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения поставок ее в торговлю. Надеемся, что недобросовестные поставщики сделали необходимые выводы и подобных нарушений больше не повторится. Потребитель не должен страдать от умышленного недобросовестного поведения производителей, – озвучил позицию Артур Карпович.
Цена и качество в приоритете
Примечательно, что стоимость продукции из стабфондов постоянно регулируется, чтобы избежать ценовых всплесков и обеспечить доступность широким слоям населения. Так, установлены предельные максимальные розничные цены: на картофель – 1,07 рубля за килограмм, на свеклу – 1,17, на морковь – 1,35, на капусту – 1,62, на лук – 1,68, на яблоки – 4,8 рубля.
Качество картофеля, овощей и яблок тоже в приоритете. Потому теперь допустимый размер картофеля при реализации составляет 45–80 миллиметров – в ГОСТ внесли изменения, увеличив минимальный размер на 10 миллиметров. На это пошли, чтобы упредить недовольство покупателей, повысить качество поставляемой продукции: непорядок, когда в стране, славящейся на весь мир бульбой, внешний вид этой продукции на прилавках иногда оставлял желать лучшего.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
В Беларуси создан новый технический комитет по стандартизации «Цифровое развитие и связь» (ТК ВY 41)
Он утвержден приказом Госстандарта от 12 ноября 2025 г. № 193.
ТК ВY 41 сформирован на базе технических комитетов по стандартизации в области электросвязи (ТК ВY 27) и цифровой трансформации (ТК ВY 38) и станет единым национальный отраслевым техническим комитетом под эгидой Министерства связи и информатизации Республики Беларусь. Такое решение будет способствовать реализации единого подхода в области стандартизации в сфере цифрового развития и связи.

Ведение секретариата возложено на ОАО «Гипросвязь», которое является наблюдателем в подкомитете по стандартизации SC 42 «Искусственный интеллект» Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии. Также данному предприятию будут делегированы полномочия по участию в межгосударственном техническом комитете «Искусственный интеллект» (МТК 566) и взаимодействию с техническим комитетом по стандартизации Российской Федерации ТК 164 «Искусственный интеллект».
Основные задачи, на выполнение которых будет направлена деятельность ТК ВY 41, связаны с рассмотрением и выработкой предложений по проведению единой научно-технической политики по техническому нормированию и стандартизации в сфере цифрового развития и связи; разработкой как проектов технических нормативных правовых актов по техническому нормированию и стандартизации, так и государственных и межгосударственных стандартов, проверкой их научно-технического уровня, а также участием в работах по международной стандартизации.
Сфера компетенции нового технического комитета по стандартизации – цифровые технологии и искусственный интеллект (технологии искусственного интеллекта; программное обеспечение и программно-технические средства; технологии сбора, хранения, обработки, защиты, высокоскоростной передачи и распределения информации; математические теории и методы, высокопроизводительные вычислительные системы, цифровые модели и двойники); средства и услуги электросвязи, процессы на стадиях монтажа и эксплуатации средств и сетей электросвязи; технологии связи, в том числе почтовой.
В настоящее время в состав ТК ВY 41 входит 26 организаций республики, в том числе БелГИСС и БГЦА. Этот перечень – не исчерпывающий: комитет приветствует расширение своих рядов. О желании работать в ТК ВY 41 организациям следует сообщить в
ОАО «Гипросвязь».
В 2025 г. в Беларуси разрабатывается государственный стандарт на системы менеджмента в сфере искусственного интеллекта. Документ будет устанавливать требования к системам управления искусственным интеллектом, обеспечивая безопасное, этичное и ответственное его использование.
Также при поддержке ПРООН будут разработаны три государственных стандарта, определяющих принципы, процессы и методы создания и использования этичного и общественно приемлемого искусственного интеллекта, лучшие практики управляемости систем искусственного интеллекта, риски безопасности и конфиденциальности при их использовании.
Стандарты направлены на обеспечение безопасности систем искусственного интеллекта не только для людей, но и для окружающей среды.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Амбициозный проект в режиме 24/7, или Какой будет Централизованная инфосистема здравоохранения
С января 2026 года в промышленную эксплуатацию планируют запустить Централизованную информационную систему здравоохранения. Она создается по распоряжению Главы государства. Программное обеспечение должно объединить все организации здравоохранения – от ФАПов до РНПЦ – в единую информационно-коммуникационную инфраструктуру. Это значительно облегчит обмен информацией. Какие сервисы и услуги получат граждане и как изменится парадигма взаимодействия пациентов и системы здравоохранения, рассказали журналистам эксперты, принимавшие участие в создании этого амбициозного проекта, сообщает
БЕЛТА.
По словам заведующего сектором программно-информационного обеспечения Министерства здравоохранения Виктора Сидоренко, сама идея появилась в 2016 году. Ее реализовывали сначала по линии Всемирного банка в рамках соответствующего займа, однако затем банк приостановил проект по независящим от Беларуси обстоятельствам. Благодаря решениям Главы государства и поддержке Правительства проекту было дано новое дыхание и поставлена конкретная задача – сделать программное обеспечение в составе 10 подсистем.
Что включает система
Одной из важнейших будет подсистема интегрированной электронной медицинской карты пациента. Ее цель – формирование одной электронной истории болезни в отношении одного гражданина. Тем самым планируется уйти от ситуации, когда у пациента может быть несколько медкарт в разных организациях здравоохранения, куда он когда-либо обращался. После введения системы появится единая карта, доступная организациям здравоохранения по определенным правилам и с учетом всех требований безопасности.
Медицинский работник получит возможность знакомиться с информацией независимо от проживания пациента и локации практической деятельности самого медицинского работника.
Немаловажный компонент – личный электронный кабинет пациента, с помощью которого гражданин либо законный представитель гражданина может общаться с организацией здравоохранения. На данном этапе будут реализованы такие базовые функции, как запись на прием к врачу, просмотр результатов лабораторных исследований, результатов посещений организаций здравоохранения в целом, возможность просмотра выписанных электронных рецептов и др.
«Безусловно, это не исчерпывающий перечень. Мы будем учитывать пожелания наших граждан по дальнейшему развитию и открытию тех или иных сервисов», – отметил Виктор Сидоренко.
Создается также единая система, которая объединит результаты всех лабораторных исследований граждан. Концепция подразумевает учет анализов вне зависимости от места их сдачи: в частном или государственном секторе. Результаты будут доступны для просмотра лечащему врачу в любом учреждении здравоохранения. По аналогии создается единый архив медицинских изображений. По сути, это хранилище КТ, МРТ-снимков и других результатов диагностических исследований на цифровом оборудовании, которое сейчас активно внедряется в организации здравоохранения.
Немаловажный аспект – создание подсистемы управления очередями пациентов. Благодаря этому Министерство здравоохранения, главные управления по здравоохранению облисполкомов, комитет по здравоохранению Мингорисполкома смогут мониторить злободневные вопросы очередности пациентов на эндопротезирование, хирургические вмешательства и др.
По сути, централизованная платформа позволит создать единое медицинское информационное пространство. В целом должна измениться парадигма взаимодействия пациента и системы здравоохранения. Отказ от бумажных форм, использование личного кабинета пациента и др. – все это в перспективе упростит формат взаимодействия, а также повысит качество и доступность медпомощи.
Сейчас информационная система находится в стадии опытной эксплуатации, которая продлится до конца ноября этого года. В декабре будет проходить стадия приемочных испытаний. На данный момент к системе подключены 60 организаций разного уровня (от центральных районных больниц до РНПЦ), которые входят в пилотную зону. «В ходе опытной эксплуатации будет решен ряд задач и сделан самый главный вывод: готова или нет система для ввода в промышленную эксплуатацию с января 2026 года», – сказал Виктор Сидоренко.
Критически важная система государства
Участие в создании Централизованной информационной системы здравоохранения принимает не только Министерство здравоохранения. Это общегосударственная задача. Генеральным подрядчиком по разработке программного обеспечения и мозговым центром процесса выступает Агентство цифровой трансформации. Созданием защищенных каналов электросвязи занимается РУП «Белтелеком». Это важное звено, которое, как кровеносная система, организовывает связь больниц с центром обработки данных. Сердце, или пламенный мотор, – ООО «Белорусские облачные технологии».
Система создается исключительно силами белорусских разработчиков, без привлечения внешних ресурсов. Итоговый продукт будет исключительно белорусским, подчеркнул первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации Сергей Руднев. Благодаря этому, по его словам, систему можно будет развивать так, как это удобно в Беларуси, ни под кого не подстраиваясь и выстраивая именно те процессы, которые определяет регулятор – Министерство здравоохранения. На проекте постоянно задействовано около 90 разработчиков. Периодически подключаются дополнительные команды в зависимости от поставленных задач.
«Разработка подобной системы – это не просто выполнение технического задания. По сути, это трансформация целой отрасли, – отметил Сергей Руднев. – Дело в том, что программное обеспечение дает ряд вызовов. Регулятор понимает это и слышит, своевременно корректируя нормативно-правовую основу функционирования системы здравоохранения».
Первый заместитель генерального директора агентства подчеркнул, что эта система будет одной из наиболее критически важных систем государства, она должна работать в режиме 24/7. Ежесуточно к ней будут обращаться и пациенты, и врачи. В перспективе она станет основным инструментом в сфере здравоохранения.
Какие возможности получат пациенты уже в 2026 году
Отдельные сервисы будут появляться постепенно. Но уже на протяжении 2026 года, как отметил Сергей Руднев, человек получит доступ в свой личный кабинет, сможет посмотреть результаты исследований, историю обращений к его медицинской карте. Если какой-либо врач обращался к информации, пациент будет понимать, когда это произошло. Кроме того, человек сможет записаться на прием к врачу, диспансеризацию, увидеть свой листок нетрудоспособности.
Следующий год станет поворотным не только для отрасли здравоохранения. В 2026 году должна произойти трансформация листков нетрудоспособности, в результате появится возможность работать с электронными больничными. Это важно не только для пациента, но и для нанимателя. Плюсов такого нововведения немало: прозрачность, своевременность предоставления информации и снижение нагрузки на граждан и бизнес.
«Таким образом, будет создана экосистема взаимодействия пациента и врача, врача и пациента. У регулятора появится ряд аналитических инструментов, благодаря которым, исходя из статистики, складывающейся на платформе, можно будет принимать те или иные управленческие решения, – отметил Сергей Руднев. – По сути, в одном ядре, в одном месте будет аккумулирована вся информация о пациентах Беларуси, что позволит динамично реагировать на определенные ситуации».
С 1 января 2026 г. платформа будет введена в промышленную эксплуатацию. Однако полномасштабное функционирование системы невозможно обеспечить сразу и единомоментно, обратил внимание первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации. С одной стороны, платформа должна насытиться данными. С другой стороны, и врачи, и общество должны пройти планомерный процесс вовлечения в использование этой платформы.
«Приблизительно, по моим оценкам, до конца следующего года экосистема должна заработать в том объеме, в котором она создана и реализована», – сказал Сергей Руднев.
Вместе с тем платформа не может остановиться в своем развитии. Уже в рамках реализации текущей версии составлен достаточно большой бэклог, или перечень новых модулей и подсистем. Их намерены реализовать в следующей пятилетке.
Амбициозный проект и вызов для всех участников
Цифровизация уже во многом проникла в систему здравоохранения, электронное здравоохранение в той или иной степени присутствует. Однако дальнейшее развитие, конечно же, необходимо. Централизованная информационная система здравоохранения должна стать основой для построения целостной экосистемы здравоохранения. Ее создание позволит бесшовно, гладко наладить обмен медицинской информацией как внутри системы, так и с другими государственными органами, пояснил директор РНПЦ медицинских технологий Алексей Щербинский.
«Что мы получим? Мы получим в первую очередь комфорт, более высокое качество, доступность и скорость медицинских услуг именно за счет цифровой трансформации имеющихся бизнес-процессов», – сказал он.
Создание такого продукта, как Централизованная информационная система здравоохранения, – это амбициозный масштабный проект, который является вызовом для всех участников, не только непосредственных разработчиков, IT-специалистов.
«Это вызов для системы здравоохранения: руководители учреждений здравоохранения проделывают огромную работу, связанную с внедрением централизованной информационной системы на своих базах. Также это вызов для медиков. Большое медицинское экспертное сообщество определяет не только базовые потребности, но и детализацию бизнес-процессов, которая крайне важна в их повседневной работе», – отметил Алексей Щербинский.
Директор РНПЦ обратил внимание, что в системе здравоохранения ежегодно совершается более 2,5 млн вызовов скорой медицинской помощи, столько же госпитализаций, более 100 млн посещений поликлиник. Все эти процессы требуют регулярной аналитики и управленческих решений.
«Большое количество бизнес-процессов, большое количество данных требует своевременного, оперативного принятия управленческих решений на основе первичных данных, которые и будет содержать Централизованная информационная система здравоохранения. На основе оперативных управленческих решений возможно формировать правильный и современный тренд стратегических решений, который и будет возможен на основании той описательной аналитики, которую будет представлять Централизованная информационная система здравоохранения», – заметил он.
Алексей Щербинский добавил, что на данный момент созданы системные условия для построения централизованной платформы. Обеспечена закупка необходимого количества персональных компьютеров и других технических решений. Приобретены электронные цифровые подписи для входа в систему. Проведена крайне важная часть работы, связанная с построением системы защиты информации.
По словам начальника отдела проектов государственных органов и организаций ООО «Белорусские облачные технологии» Вадима Смагина, обеспечен весь комплекс мер по информационной безопасности и надежности функционирования данной системы.
Кстати, в соответствии с программой деятельности Правительства на 2025–2029 годы, Минздраву поставлена задача подключить к этой системе все организации здравоохранения, независимо от их формы собственности. Соответственно планируется, что в этом и следующем годах будут подключены как государственные, так и частные организации здравоохранения.
Забегая вперед, следует отметить, что Министерство здравоохранения сейчас прорабатывает вопрос в отношении частных организаций здравоохранения, используя опыт российских коллег, где взаимодействие с информационной системой национального уровня является одним из лицензионных требований. Соответствующие инициативы Минздравом Беларуси предложены в закон о лицензировании.
По информации
БЕЛТА
Александр Лукашенко одобрил проект изменений в соглашение о бюджете Шанхайской организации сотрудничества
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 ноября подписал Указ № 398, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества от 1 декабря 2017 года.
Проектом протокола закрепляется возможность уплаты ежегодных взносов в бюджет ШОС не только в долларах США, но и в иных валютах.
На подписание данного международного договора уполномочено Правительство. Планируется, что это произойдет в ходе заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств – членов ШОС в Москве, намеченного на 17–18 ноября этого года.
Главой государства подписан Указ, направленный на повышение эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 ноября подписал Указ № 394, который предусматривает корректировку Указа № 269 от 29 августа 2023 года «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям».
Документ направлен на повышение эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
Согласно Указу, Национальный банк организует информационное взаимодействие между правоохранительными органами и поставщиками платежных услуг по обмену информацией о платежных операциях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Обработка и передача информации о таких операциях осуществляется посредством автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка.
Следственному комитету и Министерству внутренних дел предоставлено право на приостановление расходных операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на срок до 10 суток при наличии соответствующей информации.