Игорь Петришенко: СНГ должно усиливать взаимодействие с ШОС и БРИКС
СНГ должно усиливать взаимодействие с ШОС и БРИКС. Об этом заявил вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко по итогам состоявшегося 20 сентября в Москве заседания Экономического совета СНГ, передает корреспондент БЕЛТА.
Игорь Петришенко сообщил, что на заседании были рассмотрены вопросы, связанные с международным позиционированием СНГ, в том числе с практической реализацией меморандума о сотрудничестве между секретариатами ШОС и СНГ. «Мы внесли предложение, что необходимо осуществить конкретное наполнение этого меморандума для того, чтобы активизировать взаимодействие по всем направлениям», – сказал он.
Также была высказана инициатива о необходимости укрепления взаимодействия между СНГ и БРИКС. Игорь Петришенко отметил, что на предстоящий в Казани саммит БРИКС приглашены лидеры стран СНГ, ЕАЭС и ШОС. «Для нас очень важно развитие взаимодействия СНГ со странами БРИКС», – добавил он.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
В рамках подготовки к очередному заседанию Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ состоялось совещание экспертов министерств внутренних дел стран Содружества, которые обсудили проекты документов, вносимых на рассмотрение очередного заседания совета. Об этом БЕЛТА сообщили в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ.
В мероприятии приняли участие делегации министерств внутренних дел Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
По результатам работы эксперты обсудили и согласовали проекты документов, в частности, о повышении эффективности сотрудничества МВД стран Содружества в сфере экспертно-криминалистической деятельности, о формировании Межгосударственного информационного банка и путях совершенствования информационного взаимодействия, о проекте Концепции развития информационного взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием (в сфере) информационно-коммуникационных технологий, а также о проекте рекомендаций по нормативному регулированию отношений, связанных с использованием участниками дорожного движения средств индивидуальной мобильности.
По информации БЕЛТА
В Пекине (КНР) проходят Министерский учебный семинар ШОС по цифровой экономике и Форум цифровой экономики ШОС, ставшие площадкой для обмена опытом и демонстрации новейших достижений в сфере цифровых технологий. Республику Беларусь на мероприятиях представляют заместитель Председателя Белстата Наталья Тарасюк и начальник управления статистики транспорта и информационно-коммуникационных технологий Белстата Татьяна Максимова, сообщили БЕЛТА в комитете.
В центре внимания – тенденции развития цифровой экономики, системы формирования элементов данных, а также национальные подходы стран-участниц к сбору и распространению данных в этой области.
В рамках форума Беларусь представила свой опыт в области измерения цифровой экономики, приняла участие в тематических семинарах и закрытом заседании министров цифровой экономики стран ШОС.
В своем выступлении Наталья Тарасюк подчеркнула значительные успехи, достигнутые Беларусью в развитии национальной информационной инфраструктуры, создании государственных информационных систем и ресурсов за последние годы. «В рамках выполнения государственных программ реализованы мероприятия по компьютеризации, информатизации, цифровой трансформации отраслей экономики, развитию электронного правительства. Проходит адаптация нормативной правовой базы и методологических подходов к измерению цифровой экономики», – отметила заместитель Председателя Белстата.
Особое внимание было уделено разработанному Белстатом перечню национальных статистических показателей развития цифровой экономики, который включает 35 показателей, сгруппированных в пять ключевых блоков. «Показатели характеризуют деятельность организаций, уровень развития национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также услуг, предоставляемых на ее основе, трансформацию бизнес-процессов. Система показателей не является статичной, она ежегодно актуализируется с учетом изменения международных подходов и стандартов мониторинга развития цифровой экономики», – подчеркнула Наталья Тарасюк.
Она также отметила, что сегодня официальная статистическая информация в Беларуси строится на использовании комбинированного метода наблюдений – как сплошных, так и выборочных. Это дает возможность системной оценки развития экономики страны, уровня цифрового развития ее отраслей, позволяет отслеживать появление новых процессов и явлений, строить прогнозы и определять дальнейшие перспективы. «Кроме традиционных методов сбора информации в рамках государственной статистической отчетности мы в постоянном поиске новых источников данных. Так, Белстатом реализованы проекты по использованию больших данных, активно используются административные данные, внедряется искусственный интеллект для создания интерактивных форматов представления информации и оптимизации коммуникации с респондентами и пользователями», – добавила зампредседателя.
Каждая страна реализует различные методы мониторинга цифровой экономики, но для обеспечения сопоставимости данных на международном уровне необходима выработка единых подходов.
«Участие в мероприятиях ШОС по цифровой экономике подчеркивает стремление Беларуси к развитию цифровой экономики и готовность делиться своим опытом. Мы надеемся, что на основе взаимного уважения и взаимной выгоды будет выстроена модель открытого сотрудничества. Особенно важно углублять практическое взаимодействие в таких областях, как цифровая инфраструктура, сбор и обработка данных, в том числе по новым отраслям экономики, подготовка цифровых кадров, так как высокие темпы цифрового развития влияют не только на стандартные процессы труда, но и на потребности ключевых отраслей экономики в кадрах и компетенциях. Реализация таких подходов позволит совместно решать стоящие перед нами задачи цифровой трансформации», – резюмировала заместитель Председателя Белстата.
По информации БЕЛТА
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве состоялось заседание экспертной группы по согласованию проекта Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров государств – участников СНГ. Об этом БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ.
Проект стратегии разработан Министерством транспорта Таджикистана при сотрудничестве с Экономической и социальной комиссией ООН для стран Азии и Тихого океана и Европейской экономической комиссией ООН в рамках реализации концепции председательства Таджикистана в Содружестве Независимых Государств в 2025 году и определяет цели и тенденции развития транспортной системы на пространстве СНГ.
В мероприятии приняли участие представители профильных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, полномочные представители Казахстана и Кыргызстана в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также представители Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств СНГ, Дирекции Совета по железнодорожному транспорту стран Содружества и Исполнительного комитета СНГ.
По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания полностью одобрили проект стратегии, доработанный с учетом поступивших замечаний стран СНГ, и приняли решение внести проект документа на рассмотрение высших органов СНГ в установленном порядке.
По информации БЕЛТА
В Минске недавно состоялись два знаковых события: IV Евразийский экономический форум и заседание Высшего Евразийского экономического совета. В них участвовали главы всех пяти государств, входящих в союз (Армении – в онлайн-режиме), около трех тысяч высших должностных лиц, руководителей бизнеса, ученых-экономистов из трех десятков стран. Подвели итоги исполнения Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, наметили новые рубежи взаимодействия.
Показатели единого рынка
Как отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко, за время существования ЕАЭС более чем в два раза увеличился товарооборот стран-участниц и на 37 % объем внешней торговли. Совокупный ВВП вырос почти на 18 %, промышленное производство – на 30 %, объем продукции сельского хозяйства – на 25 %, грузооборот – на 10 %, объем инвестиций – более чем на 40 %. Во многом это следствие беспошлинной трансграничной торговли, применения единых норм права, беспрепятственных взаиморасчетов в национальных валютах, свободного трудоустройства граждан, признания документов об образовании и других интеграционных инициатив.
ЕАЭС сегодня вместе с государствами-партнерами – это пятая часть населения мира и самое большое объединение по территории, где сосредоточена четверть разведанных полезных ископаемых. А по добыче нефти союз занимает первое место в мире, природного газа – второе.
Владимир Путин добавил, что утверждена концепция формирования общего финансового рынка союза. Созданы Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Заметные успехи достигнуты в сопряжении национальных систем платежей и банковских карт.
Однако вклад ЕАЭС в мировой ВВП еще невелик, что требует существенно интенсифицировать сотрудничество.
Поезда и спутники
План дальнейшего развития под девизом ЕАЭС 2.0 предложила Беларусь. В нем обозначены основные направления развития интеграционного объединения. Их диапазон – от космических и информационных технологий до повышения уровня жизни граждан. Эта программа является продолжением инициативы, изложенной в начале года в обращении Александра Лукашенко к главам государств ЕАЭС в качестве председателя экономического союза. Беларусь заявила о необходимости кооперации по базовым направлениям, таким как электротранспорт, микроэлектроника, робототехника, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы, чтобы создать уникальный евразийский продукт, от самолетов и поездов до цифровых решений и искусственного интеллекта. Важнейшим преимуществом является единый рынок, доставшийся странам «пятерки» в наследство от СССР, и этот рынок ни в коем случае нельзя потерять.
Каждому – свою нишу
Что же нового предполагается в развитие достигнутого? Вместо конкуренции в производстве одних и тех же товаров логичнее сосредоточиться на взаимодополнении национальных экономик, встраивании в производственные цепочки, формируя общие товарные предложения для рынка ЕАЭС и экспорта.
Типичный пример – производство широкой гаммы колесных тракторов, карьерной техники в Беларуси. Это создавалось в расчете на рынок всего СССР и вполне способно удовлетворить запросы стран «пятерки». Так надо ли создавать где-то дублирующие мощности?
В числе реальных катализаторов роста национальных экономик и союзного потенциала – сфера услуг, на которую приходится половина совокупного валового внутреннего продукта ЕАЭС. Это и развитие интегрированных евразийских транспортно-логистических коридоров, и формирование общего финансового рынка. В версии ЕАЭС 2.0 неизбежно создание единой цифровой платформы для бизнеса, развитие электронной торговли, использование больших данных – эти направления помогут повысить эффективность экономик. Предполагается создание новых рабочих мест, условий для управляемой трудовой миграции, получения образования и медпомощи, развития взаимного туризма.
По примеру Союзного государства
В ряде случаев потребуется объединить научный, инженерный, финансовый потенциалы, как это делается в Союзном государстве, где в течение 25 лет реализуются совместные программы научно-технического развития, отметил на форуме в Минске Госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев. Благодаря программам созданы новые сферы деятельности и отрасли экономики. Возможности экономического роста в ЕАЭС также огромные, заявил Госсекретарь. Наличие общего рынка, отсутствие торговых и таможенных барьеров позволяют сконцентрироваться на вопросах развития. У государств ЕАЭС близкие экономические приоритеты, общее понимание конкурентных преимуществ. Сергей Глазьев высказал убеждение, что стратегия опережающего развития, которую год назад было предложено положить в основу ключевых направлений экономического развития ЕАЭС до 2035 года, вполне реалистична. Она предполагает выход единого евразийского экономического пространства на темпы роста не ниже, чем в Китае и Индии.
Торговля и услуги по единым правилам
Многое из того, что обсуждали участники форума, нашло отражение в принятых документах. Так, отмечено, что позиции Евразийского экономического союза на международной арене значительно укрепились. Об этом говорит и подписание в Минске соглашений об экономическом сотрудничестве с Объединенными Арабскими Эмиратами и Монголией.
Также лидеры стран ЕАЭС проинформированы о развитии маркировки товаров, принят доклад о реализации планов либерализации по отдельным секторам услуг в ЕАЭС, определены основные направления экономического сотрудничества в сфере спорта, подведены итоги соблюдения Правил регулирования торговли услугами за 2023–2024 годы, одобрены меры по совершенствованию правового регулирования в различных отраслях.
Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета пройдет в декабре в Санкт-Петербурге. Предполагается, что там представят план мероприятий дальнейшего развития интеграции в рамках ЕАЭС.
ДОСЛОВНО
Александр Лукашенко:
– Наступает время ЕАЭС 2.0. Нам нужно ставить перед собой новые, более серьезные задачи и их реализовывать, создавать условия для спокойной жизни наших народов.
Владимир Путин:
– Евразийскому союзу исполнилось десять лет. За это время он по праву утвердился в числе одного из ключевых центров глобального развития.
Владимир Яковлев, « Союз. Беларусь-Россия», 11 июля 2025 г.
Заседание экспертной группы по разработке проекта протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения состоялось в штаб-квартире Содружества Независимых Государств. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ.
В заседании участвовали представители Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Исполнительного комитета Содружества и Секретариата МПА СНГ.
Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения было принято в 1992 году и является основополагающим международным договором межгосударственного сотрудничества в области здравоохранения в рамках Содружества Независимых Государств. Практика применения соглашения в течение более 30 лет показала, что ряд его норм требует изменений и дополнений с учетом современных реалий и прогресса в развитии систем здравоохранения.
В ходе встречи эксперты рассмотрели замечания и предложения к проекту протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение, поступившие от ряда государств.
С учетом представленных поправок, которые составляют более половины текста действующего документа, эксперты пришли к пониманию о целесообразности разработки новой редакции соглашения и в целом согласовали его текст. Вместе с тем ряд положений проекта документа требует дополнительного обсуждения с учетом мнений государств – участников СНГ, которое было решено провести в четвертом квартале этого года.
По информации БЕЛТА