20.09.2024
Председатель ЦИК: информатизация избирательного процесса неизбежна
Информатизация избирательного процесса неизбежна, заявил Председатель ЦИК Беларуси Игорь Карпенко на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Международные стандарты в избирательном процессе: опыт и перспективы развития», передает корреспондент
БЕЛТА.
«Новые информационные технологии и искусственный интеллект удивляют и впечатляют своей функциональностью и воздействием на наш мир. Очевидно, что информатизация избирательного процесса неизбежна. Центральная комиссия совместно с заинтересованными разработала общую концепцию государственной автоматизированной информационной системы «Выборы». Технически развитая инфраструктура избирательной системы, безусловно, позволяет повысить электоральную активность населения и прозрачность избирательного процесса», – рассказал Игорь Карпенко.
Вместе с тем внедрение различных информационных решений требует глубокого анализа и прогнозирования возможных рисков с учетом уязвимости цифровых платформ и ресурсов, возникновения проблем, вызванных некорректной работой автоматизированных систем, отметил глава ЦИК. «Нельзя игнорировать новые вызовы, связанные с кибербезопасностью и защитой данных, использование информационных технологий для попыток срыва выборов и искажения их результатов, – подчеркнул Игорь Карпенко. – Поэтому нам предстоит работа по дальнейшему обсуждению положений проекта концепции и изучению передовых практик внедрения информационных технологий в избирательный процесс».
По его словам, в современных условиях одной из ключевых задач для государственных органов, субъектов гражданского общества, организаторов выборов является повышение правовой грамотности населения. Концепция правовой политики Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента от 28 июня 2023 года определяет правовое воспитание и просвещение как направления развития и формы реализации правовой политики, которые нацелены на формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан в качестве условия совершенствования национальной правовой системы. «Концепцией предписывается использование потенциала современных информационных технологий в деятельности по правовому воспитанию и просвещению, который играет существенную роль в распространении правовых знаний в обществе, особенно среди детей и молодежи», – дополнил Игорь Карпенко.
По информации
БЕЛТА
Электронную визу можно будет получить на портале «Е-Паслуга» с 20 марта
Электронную визу можно будет получить на портале «Е-Паслуга» с 20 марта. Об этом на пресс-конференции рассказала начальник отдела электронной коммерции Национального центра электронных услуг (НЦЭУ) Светлана Караневич, передает корреспондент
БЕЛТА.
НЦЭУ завершил работу по проекту электронной визы и с 20 марта новая электронная услуга стартует на портале. Проект реализован совместно с МИД и предоставит возможность заказа и получения на электронном портале въездной визы в Республику Беларусь в электронном виде. Потребителями услуги являются физические лица – нерезиденты Республики Беларусь.
Доступ потребителей к услуге выдачи электронных виз осуществляется посредством нестрогой аутентификации (с использованием логина и пароля или с использованием внешних сервисов аутентификации (Google, Apple). В результате оказания услуги выдачи электронных виз потребитель получает уведомление о выдаче электронной визы и pdf-файл электронной визы по форме, утвержденной визовыми правилами.
Для верификации электронной визы необходимо отсканировать QR-код электронной визы в мобильном приложении «Е-Паслуга».
С 20 марта вступают в силу изменения в визовые правила Беларуси в соответствии с постановлением Совета Министров от 16 декабря 2024 г. № 953 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2010 года № 1065», в том числе в части выдачи въездных электронных виз в Республику Беларусь посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.
С запуском услуги выдачи электронных виз НЦЭУ надеется на существенное расширение географии потребителей Единого портала электронных услуг.
По информации
БЕЛТА
На едином портале электронных услуг в прошлом году появилось более 150 новых сервисов
На едином портале электронных услуг в прошлом году появилось более 150 новых сервисов – админпроцедур и электронных услуг. Об этом на пресс-конференции рассказал директор Национального центра электронных услуг (НЦЭУ) Роман Градусов, сообщает
БЕЛТА.
По словам Романа Градусова, центр постоянно работает над увеличением количества новых, интересных, востребованных услуг в электронном виде. «Мы хотим, чтобы их число росло и чтобы любая жизненная или деловая ситуация легко и удобно могла быть разрешена в несколько кликов, будь то получение пропуска на право въезда в пограничную полосу, контрольной марки для дезинфекции автомобиля или справки об уплате подоходного налога с физических лиц. Все эти и многие другие сервисы уже реализованы на едином портале электронных услуг, который является единой законодательно определенной площадкой для заказа и получения государственных услуг», – рассказал он.
Если в 2022 году на едином портале электронных услуг появилось более 40 новых услуг, в 2023-м – уже 277. В прошлом году на портал был внедрен 151 новый сервис. «Не сбавляем темп и в текущем году: с января 2025 года на портале уже размещено 34 новых сервиса – в сфере страхования, налогообложения, гражданства и миграции, жилищного права, охраны природы. Сегодня на портале доступны для заказа порядка 700 электронных сервисов», – отметил директор НЦЭУ.
По информации
БЕЛТА
МАРТ: интернет-магазины будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей
Интернет-магазины будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Нововведения вступают в силу с 11 июля 2025 года. Об этом сообщила на пресс-конференции начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик, передает корреспондент
БЕЛТА.
«С 11 июля 2025 года устанавливается ряд обязательств для интернет-площадок. Это, во-первых, обеспечение заключения договора путем заполнения покупателем электронной формы заказа. Почему для нас это важно с точки зрения защиты прав потребителей? Потому что фиксируется юридически значимое действие. И обратите внимание – должна быть возможность проверки заказа и исправления ошибок до завершения оформления. А то могло получиться так – оформили заказ, поторопились, нажали кнопку, а там какая-то ошибка была небольшая и приходит не тот товар. Попробуй потом доказать, что ты хотел не это. А если это еще товар, который не подлежит обмену и возврату, то потребитель понес необоснованные затраты», – сказала Инна Гаврильчик.
Также с 11 июля должна быть обеспечена техническая возможность подачи покупателем обращений в электронной форме о нарушении его прав и получения ответа на них. «На сегодня субъекты хозяйствования не обязаны отвечать на электронное обращение, если только они сами не приняли для себя такое решение. Для государственных органов такая обязанность есть, для иных организаций нет. А если офис интернет-магазина находится очень далеко от потребителя, то неудобно поехать оставить претензию. Поэтому субъекты обязаны будут рассматривать и электронное обращение», – отметила представитель МАРТ.
Также владелец интернет-площадки будет обязан предоставлять покупателю подтверждение заключения договора. Он должен будет принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства о торговле и защите прав потребителей, защите информации, в том числе персональных данных, пресекать реализацию на интернет-площадке товаров, ограниченных в обороте, а также не соответствующих требованиям законодательства. Необходимо будет и оказывать содействие потребителям в защите прав, предусмотренных законодательством.
По информации
БЕЛТА
Подписан Указ об информационной системе обмена сведениями об иностранных гражданах и лицах без гражданства
Президент Беларуси Александр Лукашенко 12 марта подписал Указ № 107 «Об информационной системе обмена сведениями об иностранных гражданах и лицах без гражданства».
Указ принят в целях совершенствования подходов к формированию единого миграционного пространства на общих принципах государств – участников Договора о создании Союзного государства. Документ направлен на реализацию белорусско-российского межправительственного Соглашения о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств – участников Договора о создании Союзного государства.
Указом предусматривается создание информационной системы обмена сведениями о пересечении границы в пунктах пропуска, выданных и изъятых (аннулированных) документах на право въезда и выезда (транзита), а также удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Союзного государства.
Функционирование информационной системы позволит обмениваться сведениями в электронном виде в режиме реального времени о гражданах третьих стран, что повысит оперативность и упростит процедуры взаимодействия государственных органов и организаций в ходе обеспечения национальной и общественной безопасности.
Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства госорганы могут получить онлайн
С 10 марта на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга» доступны к заказу новые электронные услуги Министерства по налогам и сборам, сообщили
БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
Так, теперь доступны для заказа услуги 3.21.05 «Сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства», 3.21.06 «Список субъектов малого и среднего предпринимательства (полная форма)» и 3.21.07 «Список субъектов малого и среднего предпринимательства (краткая форма)».
Потребителями являются государственные органы и организации. Электронная услуга 3.21.07 доступна также юридическим лицам, банкам, небанковским кредитно-финансовым организациям.
Услуги предоставляются в автоматическом режиме по технологии «система – система».
По информации
БЕЛТА