19.09.2024
Петр Миклашевич: идет активная работа по ревизии законодательства во всех сферах жизни государства
В Беларуси ведется активная работа по ревизии законодательства во всех сферах жизнедеятельности государства. Таким мнением с журналистами поделился Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич во время рабочей поездки в Могилев, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«18 июля 2024 года состоялась встреча Президента Республики Беларусь с судьями Конституционного Суда, на которой Президентом была поставлена задача провести ревизию законодательства, то есть всех нормативных правовых актов, принятых на подзаконном уровне: постановление правительства, министерств, других государственных органов. По выполнению этого поручения в Конституционном Суде в настоящее время ведется активная работа: проводится анализ законодательства, принятого на подзаконном уровне во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Выявились некоторые концептуальные вопросы, которые требуют разрешения на государственном уровне, – отметил Петр Миклашевич. – Что касается самого принятия законов, то этот процесс у нас упорядочен. Ежегодно составляется план проекта принятия законов, который утверждается главой государства. Принимаются внеплановые законы. В среднем около 50 законов принимается ежегодно. Это не такой большой объем. И законотворческий процесс по принятию закона у нас упорядочен и проводится на достаточно качественном уровне».
Как подчеркнул Петр Миклашевич, законодателю при принятии закона предоставлено право делегировать полномочия Совету Министров и другим уполномоченным органам принимать подзаконные акты для установления определенного порядка реализации тех или иных норм закона. «К сожалению, при анализе мы видим, что в ряде случаев не совсем обоснованно законодатель делегирует урегулирование тех или иных вопросов, которые должны быть урегулированы на уровне закона, – сказал он. – Еще один момент связан с переделегированием полномочий на уровне правительства. Когда законодатель делегировал непосредственно Совмину принятие нормативного правового акта, Совет Министров переделегирует это право тому или иному министерству или республиканскому органу. Это как раз порождает множественность нормативных правовых актов и понижает уровень правового регулирования, где предполагается в ряде случаев ведомственный интерес».
Председатель Конституционного Суда также обратил внимание на необходимость оптимального соблюдения разрешительного и запретительного принципов на уровне законодательного регулирования. «Принцип разрешительный означает, что все можно делать, кроме того, что запрещено законом. А запретительный означает, что все можно делать, что разрешено законом. Поэтому необходимо при законодательном регулировании соблюдать разумный баланс применения этих принципов. Потому что на уровне подзаконных актов, как показывает анализ, мы встречаем излишнее установление запретов, что не дает возможность в полной мере реализовать права, которые установлены на уровне Конституции и на уровне закона», – сказал он.
Еще один важный аспект, на который обратил внимание Петр Миклашевич, связан с избыточным регулированием на подзаконном уровне. «На совещании Президент называл цифру – более 175 тыс. нормативных правовых актов. И ставится задача как раз сократить этот объем регулирования, – отметил он. – Мы видим, что есть множество нормативных правовых актов по тем или иным отношениям, которые необходимо сократить, объединить, чтобы была возможность ориентироваться в этом массиве. Поэтому на государственном уровне поставлена задача главы государства жить по закону и не допустить той ситуации, чтобы сущность законодательного регулирования искажалась на подзаконном уровне».
Петр Миклашевич также обозначил, что в ряде подзаконных нормативных актов устанавливается правовая неопределенность, которая на практике порождает различные коллизии и делает затруднительным реализацию прав гражданина, а также со стороны правоприменителя возникают вопросы, как разрешить такие ситуации. «В этом направлении мы работу продолжаем, к этому процессу активно подключаются судьи Конституционного Суда. Для этого мы также используем наш опыт проверки законов в порядке предварительного конституционного контроля, – рассказал он. – Мы проверили уже более тысячи законов, где у нас были такие полномочия. Естественно, сейчас будем информировать, что необходимо сделать для того, чтобы упорядочить законодательное регулирование на подзаконном уровне».
По информации
БЕЛТА
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере. Об этом заявила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Ирина Костевич по итогам заседания Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по труду и социальной политике, передает корреспондент
БЕЛТА.

На сегодняшнем заседании рассматривалось выполнение основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы в социально-трудовой сфере.
«Нашей задачей было рассмотреть, что сделано и что еще предстоит сделать в рамках обеспечения согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений. Хочу отметить, что как в Беларуси, так и в России, на мой взгляд, проделана огромная работа. Проведена инвентаризация трудовых норм, и сегодня обе страны последовательно двигаются в сторону расширения этих совместных норм. Были приняты очень серьезные нормы по дистанционной работе. По диспансеризации обеспечена гармонизация норм для граждан Союзного государства. Важно также заботиться о семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Предоставление возможности суммирования свободных от работы дней – это альтернативная норма, которая позволит им решить свои социально-бытовые вопросы, пройти дополнительную реабилитацию со своими детками. Это норма, которая действительно заслуживает внимания, и, как сегодня доложила белорусская сторона, она предусмотрена в проекте Трудового кодекса», – сказала Ирина Костевич.
Заслуживает внимания также подготовка Беларусью проекта закона об охране труда, тоже проведена серьезная работа по гармонизации с российскими нормами. Это касается прежде всего подходов к работам с повышенным риском. «Изучен опыт Российской Федерации и заложен в проект закона», – отметила депутат.
Кроме того, на заседании рассмотрен вопрос об основных направлениях развития системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями, в том числе системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами в Беларуси и России.
«И в Беларуси, и в России действуют законы о правах инвалидов. Обе страны соблюдают международные стандарты. Сегодня законы, конечно, нужно совершенствовать. Хотела бы отметить позитивный опыт – Россия, на мой взгляд, очень активно продвинулась по стандартизации социальных услуг в таком важном направлении, как реабилитация, поэтому заслуживает внимания. Беларусь на ближайшую пятилетку тоже рассматривает вопрос закрепления в законодательстве такого направления, как стандартизация в сфере реабилитации», – обозначила Ирина Костевич.
Также она обратила внимание, что сейчас век цифровизации. Беларусь стремится к максимальному представлению услуг через «цифру». «Оказание услуг людям с ограниченными возможностями тоже требует цифровизации. Предоставляемые услуги требуют оцифровки, прозрачности, благодаря чему будет обеспечен мониторинг и качество полученных услуг. Долговременный уход – это еще одно направление, которое сегодня рассматривалось с одной и с другой стороны. Важно обеспечить согласованные подходы в этом очень важном направлении. Сегодня рассматривали, как законодательно закрепить эти нормы, чтобы они бесшовно работали на благо человека», – акцентировала депутат.
По информации
БЕЛТА
Новый порядок направления на оказание медпомощи. Как это работает
Главный врач учреждения здравоохранения «8–я городская поликлиника», главный внештатный специалист по организации амбулаторной помощи Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Татьяна Комкова рассказала в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, что врачи думают о новом порядке направления пациентов на оказание медпомощи.
Постановлением Министерства здравоохранения №137 определен порядок направления пациентов на консультации, обследования и госпитализацию.
«Если человеку нужна стационарная помощь, а не скорая, то она оказывается по направлению врача–специалиста. Раньше пациенты могли самостоятельно обратиться в приемное отделение без скорой помощи, где им проводили обследование, давали рекомендации, и они уезжали. Сейчас пациент должен обратиться в медицинское учреждение по месту жительства. Врач общей практики осматривает пациента и при необходимости выдает направление на консультацию», – пояснила Татьяна Комкова.
Решение о госпитализации принимает врач–специалист или скорая помощь, что главный врач считает правильным, поскольку именно специалист должен определять необходимость госпитализации.
«Сейчас в поликлинике предусмотрена предварительная запись к врачу на три месяца вперед. В инфекционном отделении прием ведется без талонов, поэтому если утром у вас температура и катаральные явления, вы можете обратиться сразу в эту зону за медицинской помощью», – сказала она.
По информации
БЕЛТА
Ирина Костевич: защита прав человека в цифровую эпоху требует усилий по четырем направлениям
Защита прав человека в цифровую эпоху требует усилий по четырем направлениям, отметила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам, заместитель представителя Беларуси в Комиссии по правам человека СНГ Ирина Костевич, выступая в формате видеоконференцсвязи на IX Международной научно-практической конференции «Проблемы защиты прав человека: обмен лучшими практиками омбудсменов», передает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Бесспорно, защита прав человека в цифровую эпоху требует комплексного подхода», – сказала Ирина Костевич, остановившись на четырех направлениях.
Во-первых, совершенствование правовой базы. По словам председателя комиссии, законодательство должно учитывать специфику информационных технологий, которые давали бы гражданам реальный контроль над их информацией.
«Требуется законодательное регулирование использования искусственного интеллекта, включая принципы прозрачности, объяснимости и недискриминации. Эффективное регулирование также должно учитывать не только сбор информации, но и последующее использование аналитических моделей и автоматическую обработку», – отметила Ирина Костевич.
Во-вторых, необходимо развитие цифровой грамотности. Граждане должны понимать ценность своих данных, уметь распознавать манипуляции и киберугрозы. Образование в этой сфере – это такая же необходимость, как и традиционная грамотность.
В-третьих, технологические решения для защиты. Шифрование, аутентификация, системы, построенные на принципах конфиденциальности по умолчанию, должны стать стандартом, а не экзотикой.
В-четвертых, международное сотрудничество. «Цифровое пространство не знает границ, поэтому и защита прав в нем должна быть глобальной. Необходимы международные конвенции и договоры, устанавливающие единые этические и правовые стандарты для цифровой среды», – отметила Ирина Костевич.
Беларусь активно стремится адаптировать свое законодательство к новым вызовам цифровой эры, предоставляя правовую базу для защиты прав и интересов граждан, а также обеспечивая развитие цифровой экономики. В стране в целом созданы законодательные условия.
Так, статья 28 Конституции Беларуси предусматривает положение о том, что государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.
Основные национальные интересы в информационной сфере определены в Концепции национальной безопасности. В Беларуси принят ряд законов, в частности, «Об информации, информатизации и защите информации», «О защите персональных данных», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О платежных системах и платежных услугах».
По информации
БЕЛТА
«Будут способствовать уменьшению травматизма». Генеральная прокуратура о новых нормах ПДД
Генеральная прокуратура ожидает, что введенные с 1 сентября новые нормы ПДД помогут уменьшить травматизм на дорогах страны. Об этом журналистам рассказал старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Павел Васько, передает БЕЛТА.

Павел Васько
напомнил, что в 2024 году Генеральной прокуратурой был проведен анализ законодательства и правоприменительной практики, связанных с эксплуатацией гражданами средств персональной мобильности (СПМ).
«Проведение анализа было обусловлено тем, что граждане активно использовали СПМ, которые по своим техническим характеристикам и скоростным габаритам создавали реальную угрозу для движения пешеходов. Даже по визуальным признакам они были схожи с мопедами. Поэтому необходимо было четко определить места эксплуатации указанных транспортных средств и их статус в качестве участников дорожного движения», – рассказал он.
Итогом такой работы стал указ, подписанный главой государства, внесший изменения в Правила дорожного движения и вступивший в силу с 1 сентября 2025 года. «В настоящее время в соответствии с действующей редакцией правил дорожного движения основополагающим критерием, разграничивающим СПМ и механические транспортные средства, определена максимально конструктивная скорость движения – 25 км/ч. Все устройства и приспособления, которые не превышают указанный показатель и приводятся в движение электродвигателем, по общему правилу относятся к СПМ», – сказал старший прокурор.
Но в то же время указом предусмотрена возможность для граждан, имеющих в собственности устройства и приспособления, которые превышают указанный показатель скорости, обратиться в испытательные лаборатории для оформления электронного паспорта транспортного средства и последующей регистрации такого транспортного средства в ГАИ для полноценного участия на нем в качестве механического транспортного средства.
«Ожидается, что внесенные корректировки в законодательство окажут положительный эффект и будут способствовать уменьшению травматизма на дорогах страны», – подчеркнул Павел Васько.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси с 2026 года вводится обязательная маркировка ювелирных изделий средствами идентификации
Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 октября подписал Указ № 378 «О маркировке ювелирных и других изделий».
В целях обеспечения законности оборота таких изделий с 1 января 2026 года будет производиться их обязательная маркировка с помощью средств идентификации.
В соответствии с Указом маркировка будет осуществляться при изготовлении ювелирных и других изделий (за исключением индивидуальных заказов), ввозе их на территорию Беларуси для реализации, вывозе в страны, с которыми заключены соглашения о взаимном признании средств идентификации. Определены также перечень ювелирных изделий, обращение которых допускается без маркировки, и способы маркировки.
Таким образом, Указом устанавливаются новые подходы к регулированию сферы обращения ювелирных изделий, контроль законности их оборота от изготовления (ввоза) до реализации, способствующие защите потребителей от недобросовестных продавцов.