Ольга Чуприс: каждый гражданин Беларуси сопричастен к ее великим делам
День народного единства свидетельствует, что каждый гражданин Республики Беларусь сопричастен ее великим делам, ее значимым государственным и общественным результатам. Об этом заявила Заместитель Главы Администрации Президента Беларуси Ольга Чуприс во время торжественного собрания, посвященного Дню народного единства, в Национальном центре законодательства и правовой информации. Об этом БЕЛТА сообщили в НЦЗПИ.
Ольга Чуприс напомнила, что сегодняшний государственный праздник мы отмечаем с 2021 года в соответствии с Указом Главы государства. Он ознаменован началом освободительного похода Красной Армии в 1939 году в западные белорусские земли, результатом которого стало воссоединение западной и восточной Беларуси, разделенной по условиям Брестского мира.
Заместитель Главы Администрации Президента отметила, что 17 сентября символизирует единство белорусского народа, незыблемость устоев Беларуси, ее самостоятельность, независимость как нации, как государства. «Этот праздник свидетельствует о том, что каждый гражданин Республики Беларусь сопричастен к ее великим делам, значимым государственным и общественным результатам. Поэтому в этот день стало традицией поздравлять друг друга, приурочивать к этой дате проведение общественно-политических, патриотических акций, чествование людей, которые внесли значимый вклад в развитие Республики Беларусь в ходе своей профессиональной деятельности», – отметила она.
Ольга Чуприс вручила награды Администрации Президента Беларуси отдельным работникам НЦЗПИ за многолетнюю плодотворную работу по совершенствованию правовой системы страны. Это люди, профессиональная деятельность которых на протяжении долгого времени связана с разработкой проектов законодательных актов. В частности, при их непосредственном участии происходила выработка предложений по корректировке уголовного законодательства.
По информации
БЕЛТА
(фото Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь)
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации БЕЛТА
В Беларуси на государственном уровне сохраняется память о героях и жертвах Великой Отечественной войны, отметил в комментарии корреспонденту БЕЛТА Заместитель Главы Администрации Президента Беларуси Дмитрий Матусевич во время республиканского субботника на территории у памятника в деревне Маньковщина Воложинского района, где 12 апреля трудились руководство и работники Администрации Президента, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Можно без всякой похвалы сказать, что Беларусь – одна из немногих стран, которая эту память сохраняет без лишних слов. Мы не переименовываем улицы, – сказал Дмитрий Матусевич. – У нас улицы и мемориалы сохраняются не только в память о белорусах, но и (представителях. – Прим. БЕЛТА) других национальностей. Например, в Минске есть улица Асаналиева в память об уроженце киргизской земли. Он погиб на берегу реки Западная Двина. Там сегодня стоит мемориальный комплекс. И так можно продолжать».
По словам Дмитрия Матусевича, белорусы всегда жили мирно со своими соседями, представителями иных национальностей. Не было разделения и во время Великой Отечественной войны. Мемориалы, места воинской славы, в которых увековечена память и об этих людях, поддерживаются в достойном виде, осовремениваются.
Более того, та работа, которую ведут Генеральная прокуратура, Минобороны, другие органы, позволяет выявлять не только случаи, связанные с геноцидом белорусского народа, но и отдельные захоронения солдат, которые потом находят свое упокоение в цивилизованных могилах. Имена некоторых становятся известны. Другие воины остаются безвестными.
«Тем не менее сама по себе идеология и даже – я бы сказал – душа белоруса – это память о тех, кто защищал Родину. Великая Отечественная война, да и другие войны, – на уничтожение. Всем нужны были земля, ресурсы, рабы», – подчеркнул он.
Беларусь всегда относилась с уважением к воинским захоронениям, местам славы, к обелискам любой войны. «Мы храним память, а значит, мы должны ухаживать за этими местами. Как мы сегодня ухаживаем, так и наши потомки потом будут дальше продолжать наше дело», – уверен Заместитель Главы Администрации Президента.
Дмитрий Матусевич поделился и личными историями, связанными с Великой Отечественной войной. Брат его бабушки воевал и погиб в Польше в конце войны. Там, на территории подобного мемориального захоронения, и нашел последнее пристанище. Другие предки – бабушка и дедушка с семьей – проживали на хуторе под Молодечно и помогали партизанам, на что лично указывал Герой Советского Союза Андрей Волынец.
По информации БЕЛТА
В Беларуси к 2027 году заработает информационный ресурс об управленческих кадрах и государственных служащих. Об этом журналистам сообщил начальник главного управления кадровой политики Администрации Президента Беларуси Алексей Гуйда перед началом республиканского семинара «Кадры 2026–2030. Прикладные аспекты», который проходит на базе Академии управления при Президенте, передает корреспондент БЕЛТА.
«В ряду приоритетных задач сегодня – цифровизация кадровой политики. Мы уже приступили к созданию автоматизированной информационной системы «Кадры», которая позволит консолидировать персональные данные кадров в едином ресурсе, оптимизировать каналы межведомственного взаимодействия, ускорить принятие кадровых решений, расширить возможности формирования кадровых резервов и постепенно уйти от бумажного производства в электронное. Начало эксплуатации ресурса – ориентировочно 2027 год», – рассказал Алексей Гуйда.
Он отметил, что в стране главой государства уделяется пристальное внимание вопросам реализации государственной кадровой политики. «Она выстроена, сформировались определенные традиции, которые апробированы временем. Но время, конечно же, не стоит на месте. И в январе 2024 года глава государства утвердил новую Концепцию государственной кадровой политики. Правительством утвержден соответствующий план по ее реализации. Администрация Президента, которая призвана осуществлять контроль за реализацией государственной кадровой политики, проводит сегодня семинар-совещание, на котором будет рассмотрен проект программы по кадровому обеспечению отраслей экономики и сфер деятельности», – проинформировал начальник главного управления.
Разработчиком проекта выступило Министерство труда и социальной защиты. «Мы обсудим положения этого проекта отраслевой программы, выработаем наиболее оптимальные пути, чтобы все государственные органы, местные исполнительные органы утвердили у себя соответствующие документы и работали по ним следующую пятилетку. Глава государства поставил четкую задачу – нужно подготовить и привести к управлению страной новое поколение людей. Это касается и системы государственного управления, и всех сфер деятельности. Помимо этого, мы затронем вопросы, касающиеся деятельности кадровых служб государственных органов, местных исполнительных органов. Мы должны сориентировать их на то, что пора уходить от кадрового делопроизводства и заниматься непосредственно кадровой политикой, то есть полноценно управлять процессами становления, подготовки и продвижения молодых кадров в управленческой сфере и в сфере экономики. Конечно же, реализация кадровой политики зависит прежде всего от исполнительской дисциплины, потому что, как и во всех сферах деятельности, здесь во главе всего человек, то есть внимание к человеку, к его развитию. Государство предоставляет все возможности для самореализации. Мы только должны взять и помочь направить определенные кадры в их самореализации», – подчеркнул Алексей Гуйда.
В семинаре принимают участие руководство главного управления кадровой политики Администрации Президента Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты, Академии управления, руководители кадровых служб республиканских органов государственного управления и областных исполнительных комитетов и Мингорисполкома.
По информации БЕЛТА
Один из важнейших документов – Директива № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства» – был подписан 9 апреля Президентом Беларуси. Это ожидаемый документ, прежде всего потому, что велось немало дискуссий о том, в каком направлении развиваться и что брать за основу в работе в идеологическом пространстве. О значимости документа корреспондент БЕЛТА побеседовал с Заместителем Главы Администрации Президента Беларуси Владимиром Перцовым.
– Владимир Борисович, насколько значимым, своевременным и необходимым является этот документ?
– Время для такого документа объективно пришло. Президент часто в последние годы возвращался к вопросам идеологии, национальной идеи, ценностей и смыслов. Заняться идеологией, пропагандой и контрпропагандой было его прямым поручением. И мы над этим довольно активно работали.
Если говорить кратко, то по сути эта Директива – своеобразная дорожная карта, которая необходима, чтобы описать простым и понятным языком концепцию государственности, сделать едиными подходы к организации и проведению идеологической работы по всей стране – в учебных заведениях, на предприятиях, чтобы доносить государственную повестку в том числе до граждан, занятых в частном секторе экономики. Можно сказать, что документ определяет единые правила игры в идеологическом поле.
– Как шла подготовка документа, кто принимал участие в разработке?
– К работе были подключены республиканские и региональные госорганы, экспертное и научное сообщества, представители средств массовой информации и гражданского общества.
При Администрации Президента была создана рабочая группа, приводившая к одному знаменателю огромное количество предложений, мнений и позиций. Работа была проведена колоссальная. При этом главным критерием был один - идти от жизни. Этот президентский принцип помогал отбрасывать все наносное, искусственное и надуманное. Поэтому документ, на мой взгляд, получился максимально практико-ориентированным.
В сухом остатке директива как указ программного характера решает ключевые задачи: в ней определяются идейные ориентиры белорусского общества на современном этапе развития, раскрывается механизм реализации идеологической работы, а также устанавливается оценка эффективности идеологической работы. А это ведь тоже очень важный момент для эффективной реализации документа.
Ведь на практике мы видели, что есть определенные нюансы в идеологическом пространстве, которые надо устранять. Для понимания: до вчерашнего дня в идеологической работе мы руководствовались документами 2003 и 2004 годов, которые, что очевидно, устарели для работы в современных реалиях. При этом еще и подходы к идеологической работе разнились от региона к региону. И потому было важно обобщить весь опыт и установить единые подходы в практических направлениях идеологической работы по всей стране.
– Что принималось во внимание при формировании основ идеологии белорусского общества, которые утвердила подписанная Президентом Директива № 12?
Действительно, наиболее важная составляющая Директивы – утверждаемые ею основы идеологии белорусского общества. Это своего рода букварь гражданина страны. Это емкое и сжатое описание жизни белорусского общества и государства в преломлении прошлого, настоящего и будущего. Расставлены акценты в понимании белорусских смыслов и нарративов.
Одновременно хочу сказать всем критикам. Речь не идет о насаждении некоего единомыслия, речь идет о необходимости обладания гражданами страны четкими, понятными знаниями основ жизни своей страны. Каши в головах у людей быть не должно!
Если мы хотим воспитать думающих, патриотичных, готовых в случае необходимости встать на защиту своей страны граждан, четко осознающих, «что такое хорошо и что такое плохо», то должна вестись соответствующая работа, должны пропагандироваться в обществе соответствующие идеалы и ценности. И мы это будем делать.
Это прекрасно знают и наши так называемые западные учителя. Нам они навязывают принципы плюрализма, а у себя вводят наказания, вплоть до уголовных, за попытки пересмотра устоявшихся истин истории и современности своей государственности.
Невозможно представить себе немца, итальянца или поляка, рассуждающего о целесообразности единства своего государства, о каких-то альтернативных подходах к осмыслению прошлого. Мысли в голове такой нет и быть не может – настолько продуманно и четко сформирована концепция государственности и настолько же эффективно внедряется через все сферы жизни. Такая же однозначность в оценках должна быть и у нас.
И в завершение, если говорить про ключевые аспекты директивы, стоит обратить внимание на то, что в документе четко определяются понятие, цель, задачи, основные формы идеологической работы, субъекты ее реализации. Кроме того, директива устанавливает ключевые подходы к организации идеологической работы в трудовом коллективе и предусматривает обязанность реализации основ идеологии белорусского государства во всех сферах и субъектах хозяйствования независимо от формы собственности. Персональная ответственность за состояние идеологической работы возлагается на руководителя коллектива или отрасли.
По информации БЕЛТА
Нотариальное сообщество значительно преуспело в решении своих задач, отметила в комментарии журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс перед собранием уполномоченных Белорусской нотариальной палаты (БНП), передает корреспондент БЕЛТА.
«Если говорить об актуальных трендах, то мне хотелось бы обратить внимание на такой актуальный белорусский тренд, который касается дисциплины и порядка. Собственно, об этом мы всегда помнили, но сейчас он приобретает особое значение. И нотариусы не являются исключением. На них также это условие распространяется», – сказала Ольга Чуприс.
Заместитель Главы Администрации Президента отметила, что сегодня на собрании уполномоченных разговор будет вестись о добросовестном отношении и качественном выполнении работы, ответственности по отношению к людям и государству, задачах, которые решает страна и задачах, которые в связи с этим стоят перед нотариальными конторами.
По информации
БЕЛТА
(фото – Белорусская нотариальная палата)