Изменения в законы по вопросам госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним обсудили в Палате представителей
12 сентября 2024 года под руководством председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрной политике Маркевича И.С. состоялось заседание рабочей группы по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Ипатов В.Д., депутаты Палаты представителей, заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Лукьянова Е.С., иные представители Госкомимущества, представители Министерства архитектуры и строительства, Минского городского исполнительного комитета, Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, работники Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Участники заседания обсудили продление срока действия пунктов 2 и 3 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З «Об изменении кодексов» с учетом синхронизации со сроками продления действия Указа Президента Республики Беларусь от 25 июля 2022 г. № 253 «Об упрощенном порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства».
Также были обсуждены предложения Минского городского исполнительного комитета по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», высказанные на заседании экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, касающиеся:
- взимания платы за право аренды земельных участков для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), в которых возникли отношения по совместному домовладению;
- организации проведения аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений).
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
В 2025 году запланированы снос более 4 тыс. пустующих домов и вовлечение в хозяйственный оборот более 860 гектаров земельных участков. Об этом на пресс-конференции «Наведение порядка на земле: от благоустройства территорий до реконструкции, модернизации и ремонтов» рассказала заместитель начальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра Государственного комитета по имуществу Виктория Верина.
«В связи с объявлением Года благоустройства показатели по вовлечению в хозяйственный оборот пустующих домов на 2025-й год увеличены на 25 %, – рассказала Виктория Верина. – Запланирован снос более 4 тыс. домов и вовлечение в хозяйственный оборот более 860 га земельных участков. Мы постоянно мониторим ситуацию и можем сказать, что показатель, который запланирован на I квартал, хоть он еще не завершился, выполнен. Запланировано вовлечение 222 жилых домов, а вовлечено уже 359».
По словам специалиста, в республиканском плане по наведению порядка на земле Госкомимущество является ответственным по двум направлениям: снос пустующих домов и вовлечение в оборот земельных участков, на которых они расположены. Эта работа ведется с 2006 года. Создан единый реестр пустующих домов, который начал функционировать с 1 января 2023-го года. Он пополняется новой информацией. Жилье стало более успешно вовлекаться в хозоборот.
В течение 2024 года выявлено более 15 тыс. жилых домов, которые соответствуют критериям пустующих, а всего в реестре содержатся сведения о более чем 25 тыс. таких объектов. За 2024 год вовлечено 5340 жилых домов, из них продано – 1369. В хозяйственный оборот вовлечено более 1170 га земель.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации БЕЛТА
Минстройархитектуры вырабатывает критерии для реновации жилья на ближайшие пять лет. Об этом рассказала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Концепция государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года утверждена Правительством 13 марта. «Если говорить о подходах, то на эту пятилетку у нас как таковой жилищной концепции не было. Была программа строительства жилья, а сейчас уже идет последний год пятилетки», – отметила Инна Пинковская.
Концепция, по сути, отражает основные направления в жилищной политике государства, которые потом уже подробно расписываются в соответствующих программах. Что касается основных направлений жилищной концепции до 2030 года, это в первую очередь уклон на реновацию существующего жилищного фонда. «Ни для кого не секрет, что со временем существующий жилищный фонд морально и физически устаревает и его нужно, естественно, обновлять. Речь идет о том, что на уже существующей инженерной инфраструктуре строятся новые жилые дома. Например, уже начата работа, в том числе профильными институтами Минстройархитектуры, по разработке концепции реновации жилфонда в следующие пять лет. Это одно из направлений таких глобальных», – обратила внимание замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
По российскому примеру под реновацией жилых домов подразумевается не просто капитальный ремонт, а снос и строительство нового здания. «Наши институты работают по поводу того, чтобы определить основные направления. Обсуждаются критерии, которые нужно выработать для сноса того или иного дома, а также источники финансирования. Нужно определиться с тем, как будут реализовываться имущественные права граждан, которые проживают в этом фонде», – пояснила Инна Пинковская.
Если говорить о самой Концепции жилищной политики, то один из соответствующих предписаний постановления обязывает Минстройархитектуры совместно с заинтересованными в двухмесячный срок утвердить детальный план мероприятий. Поэтому в течение двух месяцев план будет составлен, подчеркнула замначальника главного управления. В нем будет четко прописано, какие нормативные документы должны быть приняты в рамках реализации концепции.
По информации БЕЛТА
Новации законопроекта «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» – ответ на вызовы сегодняшнего дня, заявил журналистам председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Валерий Малашко, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Рабочее совещание по обсуждению отдельных положений проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» под председательством спикера Игоря Сергеенко проходит в Палате представителей. Законопроект принят в первом чтении 7 февраля и готовится ко второму чтению.
«Прошел месяц после принятия законопроекта в первом чтении, и мы активно работаем в избирательных округах, комиссиях, изучая те нормы, которые заложены в проект закона о правах ребенка. И очень важно, что они являются ответом на те вызовы сегодняшнего дня, которые наши дети, мы с вами – как родители, педагоги – испытываем в нашем открытом обществе. Это целый ряд таких негативных явлений, которые влияют на психику ребенка, и, к сожалению, не всегда мы можем доступными мерами ограничить их воздействие на наших детей», – рассказал Валерий Малашко.
В частности, законопроектом предусматривается следующее. Первое – лишение права заниматься педагогическими деятельностью лиц, совершивших преступления экстремистской направленности и преступления, связанные с оборотом наркотиков. Второе – установление обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе посредством контроля за использованием детьми ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет и применения программно-аппаратных и программных средств, позволяющих не допустить распространения среди детей такой информации. Третье – отнесение к информационной продукции игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, для присвоения им знака возрастной категории. Четвертое – закрепление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
«Сегодня мы будем говорить об агрессии взрослых в отношении ребенка, что тоже, к сожалению, имеет место быть в нашем обществе. Насилие разного рода – психологическое, сексуальное, физическое насилие над ребенком. Поэтому сегодня мы собрались таким большим экспертным советом: педагоги, медики, люди, которые в своей практической деятельности долгое время работали с детьми, в детских коллективах, чтобы выслушать все мнения. Чтобы норма действительно поставила преграду тем людям, которые наносят вред здоровью детей», – подчеркнул парламентарий.
По информации БЕЛТА
В январе Президент подписал Указ № 38, которым внесены изменения в условия предоставления и использования арендного жилья. Документ существенно расширит возможности получения такого жилья наиболее востребованными специалистами, а организациям позволит удержать ценные кадры за счет решения жилищного вопроса. Разбираемся, кто сможет претендовать на квадратные метры и какие еще новации предусмотрены документом.
Право на квадратные метры
Квалифицированные специалисты нужны в любом регионе, не только в Минске. Именно поэтому новый указ направлен на то, чтобы поддержать кадровую составляющую путем решения жилищного вопроса, объясняет начальник отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ольга Герман:
– Указом расширяются компетенции местных органов власти на принятие решений о предоставлении арендного жилья работникам наиболее востребованных профессий. Фактически документ расширяет категории лиц, которые будут иметь право на получение арендного жилья при возведении многоквартирных жилых домов типовых потребительских качеств. Допустим, где-то требуется врач-нейрохирург – такому специалисту смогут предоставить арендное жилье, если он войдет в перечень востребованных профессий. Данные перечни будут утверждаться местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Мингорисполкома, других структурных подразделений.
Важный нюанс – долю строящегося арендного фонда будут определять облисполкомы и Минский горисполком, на спецсчетах которых аккумулируются средства, поступающие от населения за найм арендного жилья, замечает Ольга Герман:
– Что касается заселения освобождающегося жилья, то в данной ситуации действуют нормы статьи 111 Жилищного кодекса: 40 процентов фонда распределяется среди лиц, которые имеют первоочередное право на заселение в связи с характером трудовых или служебных отношений, оставшиеся 60 процентов распределяются местными исполнительными и распорядительными органами в общеустановленном порядке, то есть среди граждан, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.
Одно из условий предоставления арендного жилья – отсутствие у работников в собственности, а также во владении и пользовании иного жилья по месту работы.
Ремонт на свой вкус
Второй блок указа предусматривает возможность предоставления арендного жилья гражданам в общеустановленном порядке (не на период трудовых отношений) с возможностью выполнения ремонта за счет собственных средств. Соответственно, в таком случае исполком принимает решение об освобождении нанимателя от платы за пользование соразмерно внесенным средствам, поясняет Ольга Герман:
– Данные положения перешли в 38-й из 112-го Указа, который, как показала практика, стал довольно популярен. Граждане готовы на такие меры. Тем более что преимуществ масса: человек делает ремонт так, как ему нравится. Конечно, есть смета. Она утверждается государственной организацией, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилое помещение. По согласованию с этой организацией наниматель вправе сделать ремонт с учетом своих вкусовых предпочтений: например, положить ламинат, заменить двери и окна, а не просто их покрасить.
СПЛОШНАЯ ВЫГОДА
На наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с получением и использованием арендного жилья, попросили ответить заместителя директора по правовым и жилищным вопросам КУП «Минские городские общежития» Алексея Котенёва.
– Где можно получить информацию о наличии арендного жилья?
– Информация о наличии арендного жилья (адрес, характеристика жилого помещения, ориентировочный размер платы за пользование, общая стоимость ремонта согласно смете) размещается на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения квартир.
– Куда обращаться за предоставлением такого жилья?
– В службу «Одно окно» местного исполкома. При себе необходимо иметь паспорт.
– На какой срок заключается договор об арендном жилье?
– В зависимости от способа предоставления арендного жилья договор заключается на период работы (службы) или на срок до пяти лет. Во втором случае, если наниматель должным образом исполняет свои обязанности (исправно оплачивает аренду жилья, не имеет задолженности за жилищно-коммунальные услуги, не нарушает правила проживания), то договор может продлеваться на новый, в основном пятилетний, срок неограниченное количество раз. Более того, член семьи нанимателя, проживающий совместно с ним, вправе написать заявление о признании его нанимателем жилого помещения. Получается, населению выгодно не строить собственное жилье, а пользоваться арендным, которое находится в государственной собственности.
– За что могут выселить из арендного жилья?
– Например, за задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и (или) платы за пользование арендным жильем либо за нарушение правил проживания. Они такие же, как и для других жителей многоквартирных домов: не шуметь после 23:00, содержать квартиру в надлежащем санитарном состоянии, не мусорить в подъезде. Если жилье предоставлено в связи с характером трудовых (служебных) отношений, то в случае их прекращения гражданин подлежит выселению. Также наниматель обязан освободить арендное жилье, предоставленное в связи с характером трудовых (служебных) отношений, в случае, если он или члены его семьи получили во владение и пользование либо приобрели в собственность в данном населенном пункте жилое помещение общей площадью 15 квадратных метров и более на одного человека (в Минске – 10 квадратных метров и более, в населенном пункте Минского района – 15 квадратных метров и более).
– Как рассчитывается плата за пользование арендным жильем?
– Она рассчитывается по формуле: общая площадь квартиры × 0,2 от базовой величины × коэффициент экономико-планировочной зоны (определяются в зависимости от места нахождения жилья, в Минске таких зон пять: в центре города он наиболее высокий – 1,5, в спальном районе – 0,5). Если жилье предоставляется в связи с характером трудовых отношений, может применяться понижающий коэффициент: в Минске – 0,2, в других населенных пунктах – 0,1.
– Если наниматель делает ремонт за счет собственных средств, компенсируются ли ему затраты?
– Чтобы граждане получали арендное жилье в максимально короткие сроки, руководством города было принято решение распределять большую часть такого жилья без проведения ремонта. Соответственно, он выполняется нанимателем, а затраченные средства компенсируются за счет невзимания в определенный период времени арендной платы. Эта практика оправдала себя. Люди стремятся воспользоваться такой возможностью. Смету на ремонт утверждает организация, на балансе которой находится квартира.
Виктория Держанович, « Знамя юности», 14 марта 2025 г.