12.09.2024
В Беларуси планируется изменение законодательства в сфере автомобильных перевозок пассажиров
Начальник отдела развития перевозок и лицензирования управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Ходаненок на заседании круглого стола «Автомобильные перевозки пассажиров: порядок, безопасность, доступность, конкуренция – курс на повышение качества услуг» рассказал о корректировке законодательства в сфере автомобильных перевозок пассажиров, передает корреспондент
БЕЛТА.
В частности, несколько лет ведется работа по внесению изменений в Указ № 444, которым регулируются вопросы проведения конкурсов на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении. Юрий Ходаненок обратил внимание, что со стороны исполкомов, бизнес-сообщества, операторов требуется консолидированная позиция в части уточнения случаев, когда право выполнения перевозок в регулярном сообщении предоставляется без проведения конкурса. К сожалению, пока стороны не пришли к согласованному решению. «В ближайшее время Минтранс повторно направит проект указа на согласование всем заинтересованным», – сказал Юрий Ходаненок.
Также, по его словам, назрела необходимость в корректировке положения о порядке проведения конкурса, чтобы определить единые критерии оценки конкурсных предложений и их исчерпывающий перечень. Еще одно направление – пересмотр нормативных правовых актов в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей транспортных средств.
Юрий Ходаненок подчеркнул, что вопросы государственного регулирования рынка автомобильных перевозок пассажиров требуют комплексного подхода. От бизнес-сообщества ожидают конструктивных предложений.
Он напомнил, что 25 января текущего года подписан Указ № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров», которым предусматривается создание государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». 1 августа принято постановление Правительства № 565, которым утвержден пакет нормативных документов для эффективного применения норм указа на практике. Таким образом, закреплен новый порядок допуска к осуществлению деятельности на рынке автомобильных перевозок пассажиров.
Круглый стол «Автомобильные перевозки пассажиров: порядок, безопасность, доступность, конкуренция – курс на повышение качества услуг» – одно из мероприятий международного специализированного форума «Белорусская транспортная неделя – 2024».
По информации
БЕЛТА
Новый порядок направления на оказание медпомощи. Как это работает
Главный врач учреждения здравоохранения «8–я городская поликлиника», главный внештатный специалист по организации амбулаторной помощи Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Татьяна Комкова рассказала в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, что врачи думают о новом порядке направления пациентов на оказание медпомощи.
Постановлением Министерства здравоохранения №137 определен порядок направления пациентов на консультации, обследования и госпитализацию.
«Если человеку нужна стационарная помощь, а не скорая, то она оказывается по направлению врача–специалиста. Раньше пациенты могли самостоятельно обратиться в приемное отделение без скорой помощи, где им проводили обследование, давали рекомендации, и они уезжали. Сейчас пациент должен обратиться в медицинское учреждение по месту жительства. Врач общей практики осматривает пациента и при необходимости выдает направление на консультацию», – пояснила Татьяна Комкова.
Решение о госпитализации принимает врач–специалист или скорая помощь, что главный врач считает правильным, поскольку именно специалист должен определять необходимость госпитализации.
«Сейчас в поликлинике предусмотрена предварительная запись к врачу на три месяца вперед. В инфекционном отделении прием ведется без талонов, поэтому если утром у вас температура и катаральные явления, вы можете обратиться сразу в эту зону за медицинской помощью», – сказала она.
По информации
БЕЛТА
Какие новые правила приняты для безопасности на ж/д объектах, пояснили в Генпрокуратуре
Что нового появилось в правилах нахождения в зоне повышенной опасности железнодорожных путей, рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Генеральной прокуратуры.
Генпрокуратура, исходя из необходимости обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, потребовала нормативного урегулирования Минтрансом порядка выпаса вблизи железнодорожных путей сельскохозяйственных животных и их прогона через такие пути, а для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры – дополнительные изменения в правила проезда и перехода через пути и нахождения в зонах повышенной опасности на объектах ж/д инфраструктуры.
Очевидно, что бесконтрольное нахождение животных в зонах повышенной опасности железной дороги приводило к их гибели и срыву с графика движения поездов, причинению вреда. К примеру, КУСХП «Улльский» на расстоянии около 1 км от железнодорожных путей на перегоне Оболь – Глушанино Витебской области в мае 2025 года осуществлялся выпас стада из 178 коров. Отсутствие контроля за животными привело к их выходу на железнодорожные пути, применению экстренного торможения двумя поездами межрегиональных линий и гибели 16 сельскохозяйственных животных.
Итогом рассмотрения этого и других предложений Генпрокуратуры стало издание транспортным ведомством постановления, которым актуализированы правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. Теперь на законодательном уровне даны определения термина «сельскохозяйственные животные». Установлен запрет на их выпас в полосе отвода железной дороги. На расстоянии ближе 300 м от ж/д путей выпас должен осуществляться на привязи или в загонах, а на расстоянии от 300 м до 2 км – под постоянным надзором лиц, пасущих сельхозживотных. Исключение – места загонной пастьбы с помощью электрического ограждения. Изложены действия и при прогоне этой категории животных через железнодорожные пути.
Кроме того, для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры определены условия размещения знаков информационной безопасности, ужесточены требования к проезду и переходу через железнодорожные пути. В частности, при переходе через пути по железнодорожным пешеходным переходам следует держать сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, за руку или на руках при перевозке их без использования детской коляски.
Гражданам при пересечении железнодорожных путей запрещено пересекать их при работающем световом сигнале красного цвета устройства автоматической сигнализации о приближении поезда (при наличии такого устройства), а также если к железнодорожному пешеходному переходу в пределах видимости приближается транспортное средство железнодорожного транспорта, передвигаться на мотоблоках, мотоциклах, мопедах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, а также с использованием средств персональной мобильности (за исключением инвалидных колясок), а также пользоваться мобильными телефонами, наушниками (кроме слуховых аппаратов), планшетными компьютерами и иными электронными устройствами.
При нахождении в зонах повышенной опасности нельзя устанавливать на путях железнодорожные тормозные башмаки и устройства принудительного схода железнодорожного подвижного состава, проникать в производственные помещения и на огражденную территорию объектов инфраструктуры, которые не предназначены для обслуживания потребителей, наносить надписи и наклейки, загрязнять транспортные средства железнодорожного транспорта.
Кроме того, запрещено осуществлять самовольный проезд в грузовом поезде, проезд на подножке, автосцепном устройстве, переходной площадке, крыше, ином конструкционном элементе железнодорожного транспорта, в том числе в кабине управления таким транспортом, пользоваться наушниками (кроме слуховых аппаратов) на пассажирской платформе, оставлять без присмотра и контроля сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, прыгать с пассажирской платформы и находиться под ней. Также нельзя использовать пиротехнические изделия, пользоваться лазерными указками, осуществлять движение по полосе отвода с использованием средств передвижения и транспортных средств, не применяемых для обслуживания объектов инфраструктуры.
Вышеперечисленные и иные изменения, направленные на безаварийную работу железной дороги и предупреждение травматических случаев с гражданами, вступили в силу в сентябре 2025 года.
По информации
БЕЛТА
Ирина Костевич: защита прав человека в цифровую эпоху требует усилий по четырем направлениям
Защита прав человека в цифровую эпоху требует усилий по четырем направлениям, отметила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам, заместитель представителя Беларуси в Комиссии по правам человека СНГ Ирина Костевич, выступая в формате видеоконференцсвязи на IX Международной научно-практической конференции «Проблемы защиты прав человека: обмен лучшими практиками омбудсменов», передает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Бесспорно, защита прав человека в цифровую эпоху требует комплексного подхода», – сказала Ирина Костевич, остановившись на четырех направлениях.
Во-первых, совершенствование правовой базы. По словам председателя комиссии, законодательство должно учитывать специфику информационных технологий, которые давали бы гражданам реальный контроль над их информацией.
«Требуется законодательное регулирование использования искусственного интеллекта, включая принципы прозрачности, объяснимости и недискриминации. Эффективное регулирование также должно учитывать не только сбор информации, но и последующее использование аналитических моделей и автоматическую обработку», – отметила Ирина Костевич.
Во-вторых, необходимо развитие цифровой грамотности. Граждане должны понимать ценность своих данных, уметь распознавать манипуляции и киберугрозы. Образование в этой сфере – это такая же необходимость, как и традиционная грамотность.
В-третьих, технологические решения для защиты. Шифрование, аутентификация, системы, построенные на принципах конфиденциальности по умолчанию, должны стать стандартом, а не экзотикой.
В-четвертых, международное сотрудничество. «Цифровое пространство не знает границ, поэтому и защита прав в нем должна быть глобальной. Необходимы международные конвенции и договоры, устанавливающие единые этические и правовые стандарты для цифровой среды», – отметила Ирина Костевич.
Беларусь активно стремится адаптировать свое законодательство к новым вызовам цифровой эры, предоставляя правовую базу для защиты прав и интересов граждан, а также обеспечивая развитие цифровой экономики. В стране в целом созданы законодательные условия.
Так, статья 28 Конституции Беларуси предусматривает положение о том, что государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.
Основные национальные интересы в информационной сфере определены в Концепции национальной безопасности. В Беларуси принят ряд законов, в частности, «Об информации, информатизации и защите информации», «О защите персональных данных», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О платежных системах и платежных услугах».
По информации
БЕЛТА
«Будут способствовать уменьшению травматизма». Генеральная прокуратура о новых нормах ПДД
Генеральная прокуратура ожидает, что введенные с 1 сентября новые нормы ПДД помогут уменьшить травматизм на дорогах страны. Об этом журналистам рассказал старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Павел Васько, передает БЕЛТА.

Павел Васько
напомнил, что в 2024 году Генеральной прокуратурой был проведен анализ законодательства и правоприменительной практики, связанных с эксплуатацией гражданами средств персональной мобильности (СПМ).
«Проведение анализа было обусловлено тем, что граждане активно использовали СПМ, которые по своим техническим характеристикам и скоростным габаритам создавали реальную угрозу для движения пешеходов. Даже по визуальным признакам они были схожи с мопедами. Поэтому необходимо было четко определить места эксплуатации указанных транспортных средств и их статус в качестве участников дорожного движения», – рассказал он.
Итогом такой работы стал указ, подписанный главой государства, внесший изменения в Правила дорожного движения и вступивший в силу с 1 сентября 2025 года. «В настоящее время в соответствии с действующей редакцией правил дорожного движения основополагающим критерием, разграничивающим СПМ и механические транспортные средства, определена максимально конструктивная скорость движения – 25 км/ч. Все устройства и приспособления, которые не превышают указанный показатель и приводятся в движение электродвигателем, по общему правилу относятся к СПМ», – сказал старший прокурор.
Но в то же время указом предусмотрена возможность для граждан, имеющих в собственности устройства и приспособления, которые превышают указанный показатель скорости, обратиться в испытательные лаборатории для оформления электронного паспорта транспортного средства и последующей регистрации такого транспортного средства в ГАИ для полноценного участия на нем в качестве механического транспортного средства.
«Ожидается, что внесенные корректировки в законодательство окажут положительный эффект и будут способствовать уменьшению травматизма на дорогах страны», – подчеркнул Павел Васько.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси с 2026 года вводится обязательная маркировка ювелирных изделий средствами идентификации
Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 октября подписал Указ № 378 «О маркировке ювелирных и других изделий».
В целях обеспечения законности оборота таких изделий с 1 января 2026 года будет производиться их обязательная маркировка с помощью средств идентификации.
В соответствии с Указом маркировка будет осуществляться при изготовлении ювелирных и других изделий (за исключением индивидуальных заказов), ввозе их на территорию Беларуси для реализации, вывозе в страны, с которыми заключены соглашения о взаимном признании средств идентификации. Определены также перечень ювелирных изделий, обращение которых допускается без маркировки, и способы маркировки.
Таким образом, Указом устанавливаются новые подходы к регулированию сферы обращения ювелирных изделий, контроль законности их оборота от изготовления (ввоза) до реализации, способствующие защите потребителей от недобросовестных продавцов.