Дан старт реализации первого пилотного проекта в сфере цифрового развития
Дан старт реализации первого пилотного проекта в сфере цифрового развития, сообщили БЕЛТА в Министерстве связи и информатизации.
С 2023 года проведено 30 заседаний Совета по проектам в сфере цифрового развития при Минсвязи, рассмотрено порядка 100 вопросов, одобрено более 60 цифровых проектов.
За последние несколько месяцев был одобрен ряд проектов, а также был дан старт реализации первого пилотного проекта в сфере цифрового развития – апробация отечественной системы управления базами данных в контексте реализации решения по формированию импортонезависимого программного обеспечения на отечественных предприятиях. «В ближайшее время проект начнет тестироваться в реальных условиях на выбранной тестовой площадке», – пояснили в Минсвязи. По результатам работы будет сделан вывод об успешности пилота. В случае подтверждения эффективности результатов пилотируемое программное решение будет размещено на «витрине цифровых проектов» для возможности приобретения всеми желающими на приоритетных условиях.
Помимо этого, советом одобрены проекты по созданию системы ЗАГС, автоматизации объектов торговли Белкоопсоюза, модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры Белгидромета, развитию функционала системы обращений и др.
По информации БЕЛТА
В стране активно применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах экономики. Среди них машиностроение, сельское хозяйство, банковский сектор, медицина и многие другие. В Национальной академии наук прогнозируют, что в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в работу предприятий, бизнеса и в нашу жизнь. Вместе с тем законодательно определения использования такой стратегической технологии пока еще нет. Сегодня в стране ведется активная работа по созданию закона об искусственном интеллекте. Подробности узнали у генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова.
Широта сфер внедрения
Искусственный интеллект становится ключевой технологией, с применением которой планируется автоматизировать основные отрасли мировой экономики. В идеале их использование сулит сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономию времени. Очередное соревнование за место на рынке подразумевает существенные инвестиции в развивающуюся технологию в ближайшем будущем. Предприятия нашей страны также понимают необходимость сохранения своих конкурентных преимуществ, поэтому активно внедряют ИИ в самых разных направлениях.
Белорусские ученые констатируют, что технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение ИИ для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде предприятий агропромышленного комплекса страны используют ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Применяются беспилотники для сбора данных, которые помогают найти оптимальные решения для полива, внесения удобрений и защиты растений.
В белорусских клиниках ИИ помогает в диагностике заболеваний, в поиске новых лекарств. В свою очередь, отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций. Аналитические системы помогают обеспечивать безопасность в общественных местах.
Беларусь делает ставку на цифровизацию экономики, и искусственный интеллект становится ключевым инструментом в этом процессе. Как отметил Сергей Кругликов, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности для бизнеса и граждан.
– Стоит отметить, что определения ИИ с точки зрения законодательства пока нет. Беларусь активно развивает данную сферу, однако такой рост требует грамотного регулирования. Вместе с тем в стране необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития, чтобы обеспечить его безопасное и эффективное внедрение. Также необходим государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями, – подчеркнул собеседник.
ИИ – на законном пути
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об ИИ, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии ИИ на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
– В ходе мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий ИИ в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам. Стоит отметить, что каждая из стран СНГ имеет свои взгляды на вопрос развития искусственного интеллекта. Поэтому модельный закон будет обобщающим и не будет ущемлять права и возможности стран, – пояснил Сергей Кругликов.
При этом ученый подчеркнул, что сейчас весь мир стоит перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту для становления новой цифровой экономики. Сегодня десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
– Накануне в ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте мы обсудили создание белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства. Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – рассказал Сергей Кругликов.
– Кроме того, рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в этом году глоссарий в сфере ИИ. Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – резюмировал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Илья Крыжевич, « Рэспубліка», 12 апреля 2025 г.
Страны СНГ выступают за значительный государственный контроль над разработкой и системами искусственного интеллекта (ИИ). Об этом заявил Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев в интервью информационно-аналитическому изданию «Союзники. ОДКБ», сообщает БЕЛТА.
«Стремительное развитие искусственного интеллекта приводит к большему количеству обсуждений о влиянии ИИ на различные сферы жизни. В рамках СНГ развитие ИИ обсуждается на различных уровнях – Совет глав государств, Совет министров иностранных дел и в повседневной работе органов СНГ. В частности, Советом глав государств 8 октября 2024 года принято заявление о развитии сотрудничества в области искусственного интеллекта гражданского назначения», – отметил генсек СНГ.
Он уточнил, что в заявлении признается значимый потенциал ИИ для экономического развития стран СНГ и необходимость развития сотрудничества в данной сфере. При этом указывается, что сотрудничество в области искусственного интеллекта должно развиваться в рамках общепризнанных принципов и норм международного права.
По его словам, страны СНГ считают, что всеобъемлющее сотрудничество по развитию ИИ может быть достигнуто на различных международных площадках, в том числе в рамках ООН.
«Государства – участники СНГ, демонстрируя чувство ответственности за будущее человечества, признают необходимость значительного государственного контроля над разработкой и системами ИИ и обеспечения надлежащей защиты данных при создании и обучении моделей искусственного интеллекта; недопущение принятия решений искусственным интеллектом в нравственных вопросах или аспектах, связанных с благополучием и жизнью человека», – подчеркнул Сергей Лебедев.
По информации БЕЛТА
Государственный портал установки зарядных станций будет запущен 1 мая, до этого времени запланирован ряд консультаций с исполнительной властью для испытания возможностей ресурса. Что из себя представляет портал, пояснил заместитель генерального директора по строительству и общим вопросам РУП «ПО «Белоруснефть» Андрей Котик, передает корреспондент БЕЛТА.
«Как национальный оператор мы отвечаем за развитие зарядной инфраструктуры в нашей стране, эксплуатируя на данный момент 750 зарядных станций. В этом году установим дополнительно более 200, – анонсировал представитель компании. – При этом речь идет о зарядных станциях мощностью 125–175 кВт, которые расположены в местах с фиксируемо большим оборотом электромобилей».
При этом специалисты учитывают и факт того, что, возможно, гораздо комфортнее для автомобилистов заряжать электрокары в местах длительного пребывания – на парковках, у торговых центров и отелей. Для этого необходим уже сегмент медленной зарядной инфраструктуры, который, по оценкам экспертов, по мере насыщения городов электромобилями к 2030 году займет 30 % рынка.
«Мы разработали продукт (где учли свой опыт и полученные знания), позволяющий любому владельцу кафе, гостиницы или ресторана тремя кликами организовать установку зарядной станции вблизи месторасположения своего бизнеса, – пояснил Андрей Котик. – Важно то, что эта станция будет включена в нашу сеть, то есть станет «видимой» для владельцев электромобилей».
По расчетам специалистов, к 2030 году в республике требуется установить около 8 тыс. медленных зарядных станций. Как было отмечено, на национальном уровне портал призван способствовать развитию зарядной инфраструктуры и обеспечить максимальное насыщение парковок и мест с длительным пребыванием людей зарядными станциями. На уровне бизнеса главная задача портала – предоставить предпринимателям удобный механизм установки зарядных станций, который минимизирует их участие в процессе получения разрешений, согласований, проектирования и строительства, не требует сложных технических компетенций в сфере зарядной инфраструктуры и программного обеспечения, гарантируя наличие клиентов с первого дня работы зарядной станции.
В целом, портал предоставляет крупным инвесторам, малому и среднему бизнесу инструмент быстрой и простой установки зарядных станций под ключ, избавляя бизнес от необходимости решения сложных технических и административных вопросов, связанных с установкой зарядных станций, а наличие сертифицированных и проверенных подрядчиков на портале гарантирует бизнесу применение оптимальных технических решений, сжатые сроки и высокое качество строительно-монтажных работ. Вместе с тем при желании заказчик может пройти весь путь самостоятельно, используя подробную дорожную карту установки зарядных станций и шаблоны писем и документов, необходимых для всего процесса.
В результате заказчик получает зарядную станцию, интегрированную в государственную зарядную сеть, и доступ к крупнейшей базе клиентов как для зарядной станции, так и для основного бизнеса, вблизи которого та установлена.
По информации БЕЛТА
Дополнения в правила оказания услуг электросвязи вступают в силу с 1 апреля. Это меры, направленные на защиту интересов пользователей услуг электросвязи от случайного подключения определенных услуг, которые предусмотрены постановлением Совета Министров от 31 декабря 2024 г. № 1073, сообщили БЕЛТА в Минсвязи.
Правила оказания услуг электросвязи дополнены способами выражения согласия абонента на оказание (прекращение оказания) информационных услуг справочного и (или) развлекательного характера. Это призвано защитить интересы абонентов от случайного (непреднамеренного) подключения таких услуг.
Среди этих способов: проставление отметки в личном кабинете абонента на официальном сайте оператора электросвязи, поставщика услуг электросвязи в интернете (мобильном приложении); направление USSD-запроса или SMS-сообщения; подача заявления в сервисном центре оператора, поставщика услуг электросвязи.
Также в правилах прописан минимальный срок действия тарифного плана на услуги сотовой связи – два года со дня его установления.
По информации БЕЛТА
С 1 апреля в Беларуси появился базовый тариф на мобильную связь – он будет доступен у всех операторов страны, сообщает БЕЛТА.
Подключить базовый социальный тариф можно у любого мобильного оператора Беларуси, так как его введение обязательно для всех. Воспользоваться тарифом белорусы могут уже сейчас, а стоимость необходимо уточнять у операторов. В месяц по базовому социальному тарифу абонент получит 200 минут голосового трафика во все сети электросвязи на территории Беларуси, 2 Гб трафика передачи данных и 50 СМС-сообщений.
Что касается формирования цены, то государство определило порядок и рентабельность на уровне 25 %. В августе прошлого года был принят Указ Президента № 335 «Об оказании услуг сотовой подвижной электросвязи», который определил требования к качеству связи, к покрытию и в том числе к финансовой стороне вопроса (каждый оператор будет тратить не менее 20 % прибыли на развитие сети).
По информации БЕЛТА