В ГТК рассказали, можно ли получить по почте копию пассажирской таможенной декларации?
В Государственном таможенном комитете рассказали, разрешено ли копию пассажирской таможенной декларации получить по почте, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В соответствии с постановлением Совета Министров от 30 декабря 2012 года № 1256 «О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов, касающихся прав и (или) законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц», выдача копий документов осуществляется при личном присутствии. Выдается такой документ обратившемуся человеку либо его законному представителю.
Для получения копии необходимо прибыть в таможенный орган, расположенный по месту проживания лица, и предоставить документ, удостоверяющий личность. Дата прибытия гражданина может быть согласована по телефону.
По информации БЕЛТА
В 2025 году Беларусь в третий раз председательствует в органах Евразийского экономического союза. Цель создания ЕАЭС – обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также координация действий в отраслях экономики. Значительный вклад в интеграцию вносят таможенные службы. О том, какие проекты реализованы, как налажено взаимодействие с коллегами, о приоритетах белорусского председательства в интервью БЕЛТА рассказал Председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский.
– Владимир Николаевич, как санкции в отношении Беларуси и России повлияли в целом на деятельность Евразийского экономического союза? Какова роль в этом деле отводится таможенным службам стран пятерки?
– Санкции, направленные на разрушение экономики Союзного государства, интеграции внутри Евразийского экономического союза, стали мощным толчком для обратных последствий. Они, наоборот, объединили страны союза, особенно в части объемов торговли. На днях в Евразийской экономической комиссии подчеркнули, что объем взаимной торговли товарами в ЕАЭС с 2015 года удвоился и достиг в 2024 году почти $100 млрд. Расширяются и внешнеторговые интересы ЕАЭС с учетом новой стратегии и логики международного взаимодействия. Сотрудничество таможенных служб в таких условиях играет ведущую роль, особенно для переориентации грузопотоков.
Белорусский бизнес сегодня держит основной вектор на восток. Через Россию, Казахстан на экспорт следуют отечественные товары, на импорт – сырье и комплектующие для наших предприятий. И от слаженности наших действий, унификации совершения таможенных операций зависит скорость движения.
– В текущем году председательство в органах Евразийского экономического союза приняла Беларусь. Какие приоритеты в организации единой таможенной деятельности вам видятся первоочередными?
– Приоритеты для каждой отрасли определил Глава государства в качестве председателя Высшего евразийского совета. В частности, необходимо завершить формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции. Следует продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них.
Особенно важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать «бесшовные» и безопасные международные транспортные коридоры. В части защиты внутреннего рынка отмечена нацеленность на совершенствование таможенно-тарифного регулирования для выравнивания условий ведения экономической деятельности в ЕАЭС, создание контролируемых условий доступа импортных товаров, эффективное применение системы управления рисками при определении таможенной стоимости товаров.
– Один из последних подписанных документов, направленных на совершенствование логистики, – соглашение о единой системе таможенного транзита ЕАЭС и третьей стороны. О чем речь?
– Да, подписанное в конце прошлого года соглашение позволит обеспечить максимально удобную для всех участников рынка логистику перевозок, так называемую «бесшовность», посредством снятия барьеров внутри союза и сокращения расходов бизнеса на доставку грузов. Простым языком, ускорение и удешевление перевозок, а также снижение рисков ошибок в доставке. Для этих целей будет использоваться единая транзитная декларация в виде электронного документа. Реализация соглашения позволит повысить уровень безопасности трансграничных поставок и увеличить товарооборот стран евразийской пятерки.
– Какие еще важные шаги предприняты в части развития евразийской интеграции?
– Новый импульс в работе по выстраиванию единого механизма взимания вывозных таможенных пошлин в ЕАЭС придаст реализация подписанного между странами пятерки соглашения о гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории союза. Соглашение позволит создать общие нормы для определения страны происхождения товара.
Единая система предусматривает постепенный переход на электронные сертификаты, а также внедрение онлайн взаимодействия бизнеса и компетентных органов, подтверждающих страну происхождения товара. В перспективе это серьезно упростит экспорт для бизнеса из стран ЕАЭС. Решатся одновременно две задачи: упростится доступ евразийских товаров на внешние рынки, минимизируются барьеры на внутреннем рынке союза.
– Расскажите про новшества в использовании навигационных пломб, о применении которых белорусская таможня заявляла неоднократно. Ряд решений уже принят.
– В первую очередь навигационные пломбы – это еще один из основных потенциальных механизмов повышения безопасности транзита. Практическое применение навигационных пломб для отслеживания грузоперевозок подтвердило успешность данного проекта с начала его внедрения. Область использования таких устройств мы постоянно расширяем.
С 27 января текущего года заработал единый механизм применения навигационных пломб для отслеживания отдельных видов автомобильных перевозок по территории Союзного государства. Устройства используются при ввозе в Беларусь и Россию из третьих стран алкогольной продукции, табачных изделий, меховых изделий, обуви, электроники, опасных грузов.
Пломба применяется при непосредственном импорте, а также при «сквозном» транзите.
Пломба, наложенная в Беларуси, действует и в России. И в обратном порядке. В таком режиме уже осуществлено около 2,7 тыс. грузоперевозок. Также по инициативе Беларуси успешно реализуется эксперимент по применению навигационных пломб в отношении экспортируемых через территорию России белорусских лесоматериалов. С начала его проведения пломбы применены к 2,4 тыс. подобным грузоперевозкам.
В целом ежедневно белорусской таможней налагается более 1 тыс. навигационных пломб. А если брать с начала реализации механизма, то осуществлено более 2 млн перевозок под пломбами. Устройства помогают нам отследить перевозчиков Европейского союза и исключить недоставки товаров и транспортных средств.
– А что в части взаимодействия в области таможенной цифровой повестки, информационного взаимодействия, в том числе и для усиления позиций союза в борьбе с санкциями?
– Завершена значительная работа по определению подходов совершенствования информационного обмена электронными документами и сведениями в процессе контроля транзитных перевозок товаров. Это будет отдельный общий процесс обмена информацией в таможенной сфере. Такое решение позволит унифицировать многие технологические, программные и технические процессы, обеспечивающие взаимодействие таможенных органов ЕАЭС. Переход на использование общей для всех государств – членов ЕАЭС инфраструктуры существенно сократит расходы таможенных органов на поддержку действующих сейчас нескольких интеграционных решений.
Для внедрения общего процесса информационная система таможенных органов Беларуси уже доработана. Сегодня мы активно тестируем ее с таможенными службами России и Армении. С повышением степени насыщения таможенной сферы цифровыми технологиями она становится более прозрачной. Это положительно влияет на скорость осуществления таможенных процедур, а также на эффективность деятельности таможенных органов.
– Цифровые технологии все более значимы во всех сферах нашей жизни. Электронная торговля – это уже обыденное явление. Какое развитие этой системы в Евразийском экономическом союзе?
– Электронная торговля сказывается на формировании единого экономического пространства ЕАЭС и повышении благосостояния граждан. Да, это влечет большие инвестиции в логистику и обеспечение цепочек поставок. Вместе с тем такая система оказывает существенное влияние на экономическое развитие отдельных субъектов и государств – членов союза в целом.
Сегодня наша задача – согласовать механизм регулирования электронной торговли на всем пространстве единого рынка Евразийского экономического союза. Серьезное начало положено в декабре 2023 года – принят протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Ключевые моменты: выделение товаров электронной торговли в отдельную категорию и установление специального таможенного администрирования в отношении таких товаров, введение в ЕАЭС института оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с товарами электронной торговли, а также осуществлять взаимодействие с таможенными органами. Также речь идет об обеспечении возможности реализации физическим лицам товаров электронной торговли с использованием таможенных складов.
В июне 2024 года протокол ратифицирован Республикой Беларусь. В настоящее время в развитие отсылочных норм протокола ведется работа по подготовке проектов актов ЕЭК.
– Как в целом охарактеризуете результаты взаимодействия таможенных служб стран ЕАЭС?
– Благодаря тесному взаимодействию ЕЭК и таможенных служб стран ЕАЭС за более чем 10 лет функционирования объединения удалось существенно продвинуться в реализации норм Договора о ЕАЭС и унификации таможенного администрирования.
Эффективная площадка для решения таможенных вопросов стран пятерки – Объединенная коллегия таможенных служб ЕАЭС. Заседания проводятся ежеквартально. На них рассматриваются вопросы, которые касаются практического применения таможенного законодательства, особенностей совершения таможенных операций, выработки единой правоприменительной практики, а также согласованного порядка совместных действий в таможенной сфере в отношении третьих стран. И это положительно сказывается на свободе движения товаров, которое невозможно без единого таможенного регулирования.
По информации БЕЛТА
Как изменился утильсбор на электромобили, рассказали БЕЛТА в пресс-службе ГТК.
С 10 февраля в отношении транспортных средств категории М1, в том числе повышенной проходимости – категории M1G, с даты выпуска которых прошло более трех лет, ввозимых физлицами для личного пользования, размер ставки составляет Br1089.
Это предусмотрено внесенными изменениями в постановление Совета Министров от 1 июля 2019 года № 437.
«Ставка утильсбора в отношении таких транспортных средств, с даты выпуска которых прошло до трех лет включительно, осталась прежней и составляет Br544,5», – пояснили в ГТК.
Порядок и сроки уплаты утилизационного сбора, его плательщики и объекты обложения регламентированы главой 28 Налогового кодекса Республики Беларусь.
По информации БЕЛТА
С 10 февраля 2025 г. вступают в силу изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств» (далее – постановление № 437).
В связи с чем, в Инструкцию о порядке заполнения, представления, регистрации, внесения изменений, а также аннулирования документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, утвержденную постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13 февраля 2014 г. № 4 «О документе, отражающем исчисление и уплату утилизационного сбора» (далее – постановление № 4) внесены соответствующие изменения.
С 10 февраля 2025 г. применяются «пониженные ставки» в отношении ввозимых седельных тягачей экологических классов не только 6, но и 5 (подпункты 2.8 и 2.13 пункта 2 приложения 2 к постановлению №437). Особенности применения таких «пониженных ставок» утилизационного сбора определяются пунктом 33 постановление № 437 (с учетом вносимых изменений), а именно «пониженные ставки» применяются в отношении ввозимых седельных тягачей экологических классов 5 и 6:
- в пределах количества, определяемого в 2025 и 2026 годах Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством промышленности, при условии согласования приобретения ввозимых транспортных средств Министерством транспорта и коммуникаций в порядке, им установленном;
- свыше пределов количества, определяемого в 2025 и 2026 годах Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством промышленности, при условии согласования приобретения ввозимых транспортных средств Комиссией по вопросам промышленной политики.
Также изменениями в постановление № 437 предусмотрена особенность применения ставок в отношении автобусов (транспортных средств категорий M2 и M3). «Пониженные ставки» утилизационного сбора, указанные в подпунктах 4.5 и 4.7 пункта 4 приложения 2 к постановлению № 437, применяются при условии согласования приобретения ввозимых транспортных средств Комиссией по вопросам промышленной политики (пункт 34 постановления № 437).
С учетом указанных изменений предусмотрены особенности заполнения документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора (далее – РС) и предоставления документов при применении «пониженных ставок» с учетом изменений, вносимых в постановление № 437.
В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 4.5 и 4.7 пункта 4 приложения 2 к постановлению № 437, определено, что во втором подразделе графы 32 «Товар» РС указывается «А6».
При представлении РС в отношении седельных тягачей, указанных в абзаце втором пункта 33 постановления № 437, в графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» указывается цифровой код «09009», дата и номер документа, подтверждающего соблюдение условия, указанного в абзаце втором пункта 33 постановления № 437.
При представлении РС в отношении седельных тягачей, указанных в абзаце третьем пункта 33 постановления № 437, в графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» указывается цифровой код «09000», дата и номер документа, подтверждающего соблюдение условия, указанного в абзаце третьем пункта 33 постановления № 437.
Также установлено, что при представлении РС в отношении транспортных средств, если во втором подразделе графы 32 «Товар» РС указано «А6», дополнительно к иным документам представляется документ, подтверждающий соблюдение условия, указанного в пункте 34 постановления № 437.
По сообщению единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
С 10 февраля 2025 года прием прилагаемых документов ко всем таможенным документам (за исключением транзитной декларации, электронной предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза всеми видами транспорта, пассажирской таможенной декларации и декларации на транспортное средство) будет осуществляться исключительно через общегосударственную автоматизированную информационную систему посредством электронной услуги 3.00.11 «Предоставление таможенным органам документов, сведения о которых указываются в таможенных документах или предоставляются по требованию должностного лица таможенных органов».
Использовать электронную услугу можно через личный кабинет на едином портале электронных услуг, а также используя декларантское программное обеспечение. Дополнительная информация по использованию электронной услуги размещена в подразделе «Таможенное декларирование, выпуск и таможенный контроль» раздела «Участникам ВЭД».
По сообщению единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
Коллегия Евразийской экономической комиссии 27 января внесла изменения в пассажирскую таможенную декларацию для экспресс-грузов, расширяющие возможности ее применения.
«Исключено ранее существовавшее ограничение в применении декларации в отношении неделимых товаров ввиду отсутствия в настоящее время такого понятия в праве Евразийского экономического союза», – отметил министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслан Давыдов.
Утвержденные изменения также направлены на дальнейшую унификацию порядка заявления сведений в декларации. В частности, сведения о размещении товаров на временное хранение необходимо будет указывать во всех государствах ЕАЭС, тогда как сейчас – пока только в трех странах Союза.
Решением Коллегии ЕЭК от 16 октября 2018 г. № 158 утверждены форма и порядок заполнения пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов, которая применяется при таможенном декларировании товаров для личного пользования, перемещаемых экспресс-перевозчиками.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии