«Авторитет создается конкретными делами в округе». Игорь Сергеенко встретился с депутатами от Гродненской области
Председатель Палаты представителей Национального собрания Игорь Сергеенко провел встречу с депутатами Палаты представителей от Гродненской области и членами Гродненского облисполкома, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Леонида Щеглова, БЕЛТА)
Подводя итоги встречи в Гродненском облисполкоме, Игорь Сергеенко отметил: «Сегодня прошла интересная встреча. Тема встречи – роль депутата Палаты представителей в социально-экономическом и общественно-политическом развитии Гродненской области. Принимали участие руководство области, члены облисполкома и депутаты Гродненской области. В Палате представителей у нас 13 человек представляют Гродненскую область. Это люди из разных сфер жизнедеятельности: и педагоги, и управленцы, и люди, которые пришли с производства, и журналисты, и общественные организации представлены».
«Мы обсудили, как, над чем работают депутаты. Кстати, в течение этой недели все депутаты Палаты представителей работают в своих округах, в том числе гродненские: проводят приемы граждан, принимают участие в общественно-политических мероприятиях. Начиная со школьных линеек, с участия в мероприятиях, связанных с Днем знаний, главная задача, которая поставлена на эту неделю для всех, – мониторинг ситуации по вопросам, которые были поставлены главой государства на Республиканском педагогическом совете, изучение мнения педагогов, общественности по возможным новациям, изменениям, дополнениям в существующий Кодекс об образовании», – сказал Председатель Палаты представителей.
Игорь Сергеенко добавил: «Речь сегодня также шла и о том, как организовано взаимодействие депутатов, которые были избраны от конкретных районов, конкретных регионов с местной исполнительной властью. Понятно, что рабочий день депутата, работа в округе начинается именно с планирования этой работы в районном исполнительном комитете и потом в течение недели уже непосредственно конкретно живая работа с избирателями, с населением. По результатам этой работы все депутаты готовят свой срез, свое мнение по тем или иным вопросам развития. Это касается темы жилищно-коммунального хозяйства, темы транспортного сообщения, темы возможных инициатив изменений в законодательстве по тем или иным вопросам. Депутаты представляют свой регион. Они работают здесь, владеют вопросами».
Председатель Палаты представителей обратил внимание на тот факт, что во время разговора речь шла и о том, что делать, чтобы депутат был узнаваемым. «Все депутаты в Гродненской области активно работают, все они активны в своей жизненной позиции, со своим опытом, багажом. Шла речь о том, как эту работу сделать еще интереснее. Чтобы люди видели работу депутата, потому что авторитет депутата создается в том числе путем конкретных добрых дел в округе и путем освещения в СМИ», – отметил Игорь Сергеенко.
Игорь Сергеенко также подчеркнул, что сейчас идет подготовка к открытию второй сессии, которая состоится 17 сентября. «Ведется работа над 16 законопроектами. Это и вопросы социальной защиты, и вопросы образования, и вопросы правовой сферы, экономики – самые различные направления. (Представители Гродненской области. – Прим. БЕЛТА) принимают активное участие, работая в комиссиях, которые представляют фактически все направления», – сказал Игорь Сергеенко.
Далее Председатель Палаты представителей проведет встречу с коллективом ОАО «Гродножилстрой» и ректоратом Гродненского государственного аграрного университета.
По информации БЕЛТА
С 2022 года инвестиционный портфель инициативы «Один район – один проект» вырос в 1,7 раза, его сформировал 221 проект на более чем Br9 млрд, при этом более половины регионов уже выполнили обозначенные задачи. Такое заявление в интервью программе «Контуры» телеканала ОНТ сделал заместитель начальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Виктор Войтехович, сообщает БЕЛТА.
«В целом за неполные 3,5 года имеем уже 80 «историй успеха» в 68 районах, создано около 4 тыс. новых рабочих мест, то есть более половины регионов уже справились с поставленной задачей, при этом в 12 реализовано по две и более перспективных бизнес-идеи. В ряде районов появились новые компетенции – выпускается продукция, которая ранее там не производилась, – прокомментировал Виктор Войтехович. – К концу пятилетки ожидаем завершение еще порядка 90 проектов инициативы. По оставшимся срок реализации уходит за пределы 2025-го, и это наш задел уже на будущую пятилетку».
Заместитель начальника главного управления ведомства также рассказал о стимулировании инвестиционной деятельности в «услужных» секторах экономики регионов. Речь, в частности, шла о логистике, сферах туризма, отдыха и медицины. Было отмечено, что изначально основной направленностью инициативы являлись производственные проекты, но с учетом практики применения с этого года были донастроены подходы к поддержке проектов в сфере услуг.
Так, на данный момент, следуя этому механизму, строятся медицинский комплекс в Гродно, логистические центры в Верхнедвинском, Витебском, Берестовицком и Вороновском районах, создаются места проживания и оказания услуг в Дятловском районе, в Бресте и Мяделе. Запланирован к включению в перечень и проект по строительству гостиничного комплекса в Миорском районе. «В перспективе – это новые высокопроизводительные рабочие места для наших регионов», – резюмировал замначальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности.
В Беларуси с 2022 года реализуется программа «Один район – один проект», инициированная Главой государства. Ее цель – поддержка и развитие инициатив с акцентом на создание новых рабочих мест. Проекты выполняются на основе имеющихся ресурсов, многие из них являются одновременно импортозамещающими и экспортно ориентированными. При отборе проектов учитывается ряд критериев, а именно их производственная направленность, создание новых рабочих мест, использование местного сырья и компетенций, перспективы импортозамещения и увеличения экспорта.
По информации БЕЛТА
Законы не должны отставать от жизни, заявил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко на закрытии второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«На что хотел бы обратить внимание при подготовке к третьей сессии Палаты представителей: первое – правительством проводится работа по прогнозированию и формированию плана социально-экономического развития, а также параметров важнейших денежно-кредитных показателей и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2026 год. Создана соответствующая межведомственная группа, в которой принимают участие председатели наших постоянных комиссий по экономической политике, по бюджету и финансам. Прошу всех депутатов конструктивно взаимодействовать с ними и вносить свои предложения, – сказал Игорь Сергеенко. – Второе – нам необходимо принять активное участие в формировании новых государственных программ и подпрограмм. Еще раз обращаю на это внимание. Предлагаемые мероприятия следует рассматривать в тесной увязке с задачами развития страны на предстоящую пятилетку. При этом важно учитывать и особенности каждой области. В этих документах красной нитью должен пройти тезис Главы государства «сильные регионы – сильная страна».
Третье – Президентом поставлена задача совершенствования условий ведения бизнеса в стране. «Нами проведена соответствующая работа с представителями делового сообщества. По ее итогам в Министерство экономики подготовлены предложения по корректировке как отдельных актов по вопросам предпринимательства, так и Директивы Президента Республики Беларусь № 4. Профильной Постоянной комиссии необходимо держать данный вопрос на контроле и продолжить участие в разработке правовых актов. Ведь частный сектор формирует половину ВВП, и необходимо анализировать, как принимаемые решения сказываются на бизнес-климате в стране, – отметил спикер. – Четвертое – комиссиям необходимо завершить работу над проектами законов, которые приняты нами сегодня, а также подготовить к первому чтению законопроект по вопросам деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям с проведением соответствующего семинара в третьей декаде августа. Кроме того, ожидается внесение в Палату представителей целого ряда иных плановых законопроектов. Это, в частности, законопроекты об изменении кодексов о земле, о недрах, Водного кодекса, законов по вопросам промышленной безопасности, деятельности товарных бирж и другие».
«Пятое – следует продолжить практику реализации депутатами права законодательной инициативы. На днях мы приняли первый подготовленный в порядке законодательной инициативы законопроект по вопросам административной ответственности. Сегодня в основном это право используем только путем внесения поправок в проекты, которые рассматриваем. На выходе многие из них значительно отличаются от первоначальных версий. И вам об этом известно. Ряд законопроектов проходили достаточно длительную проработку, длительное обсуждение и существенно отличаются от того, что было принято в первом чтении. Много идей прозвучало на мероприятиях по изучению правоприменительной практики, а таких проведено более 20, – дополнил Игорь Сергеенко. – Поступают предложения по совершенствованию законодательства и из избирательных округов. Постоянные комиссии должны их обобщать и воплощать в законодательные инициативы. При этом следует руководствоваться такими принципами, как сбалансированность правового регулирования и практикоориентированность».
«Мы с вами не принимаем законы ради законов или в угоду каких-либо частных интересов. Необходимо, чтобы они не отставали от самой жизни и реальной действительности, отвечали настроениям избирателей. Такой подход вполне созвучен духу проводимой по поручению Главы государства масштабной работы по ревизии законодательства», – констатировал спикер.
Что касается работы в избирательных округах, то задачи остаются неизменными, сказал председатель Палаты представителей. «Важно продолжить идеологическую работу в трудовых коллективах, с населением, делая акцент на патриотическом воспитании молодежи. Весомую роль в этом должен сыграть Молодежный совет, недавно созданный при Палате представителей. Активное использование ресурса молодых парламентариев – серьезный резерв для нас и хорошая школа жизни для них», – сказал он.
«Как отметил Глава государства на совещании с руководством Администрации Президента, нужно говорить не только то, что люди хотят услышать, но и вещи не очень приятные. И говорить так, чтобы люди это восприняли. Следует обращать внимание и на формат проводимых встреч. В огромной аудитории трудно достучаться до каждого. А мы должны не только донести до граждан свою точку зрения, но и выслушать, получить обратную связь, почувствовать нерв общественных настроений. Это принципиально важно для оценки депутатами состояния общественно-политической ситуации в стране. Именно на основе предложений, поступивших в ходе работы в округах, мы провели семинары по вопросам развития электроэнергетики и газификации населенных пунктов, охраны и использования земель, работы служб «одно окно», обеспечения безопасности дорожного движения. Все эти темы сегодня в поле зрения правительства, парламента, профильных министерств и ведомств», – подчеркнул Игорь Сергеенко.
По его словам, часть проблем, поднятых избирателями, находит свое разрешение в актах законодательства. «Люди на практике убеждаются, что механизмы обратной связи работают, что власть не на словах, а на деле нацелена на серьезное повышение качества жизни граждан, – отметил спикер. – В настоящее время депутатам необходимо уделить внимание вопросам, связанным с реализацией мероприятий по наведению порядка на земле в рамках Года благоустройства, организацией летнего оздоровления детей, подготовкой к началу нового учебного года и уборочной кампанией на селе. Это темы, которые затрагивают практически каждую семью, и отнестись к ним следует самым внимательным образом».
По информации БЕЛТА
На второй сессии Палаты представителей принято 67 законопроектов, сообщил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко на закрытии второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Завершается вторая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва. Она прошла в период важнейших для нашей страны, ее будущего политических событий. Результаты президентской избирательной кампании наглядно показали всему миру зрелость белорусского общества. Наш народ всецело поддержал курс Главы государства на мир, экономический рост и социальную справедливость, народное единство и сохранение традиционных духовных ценностей. Этот общественный запрос и определил в конечном итоге законодательные и международные приоритеты второй сессии, работу депутатов в избирательных округах. Принято 67 законопроектов», – сказал Игорь Сергеенко.
Ключом к устойчивому развитию страны на долгосрочную перспективу является здоровая, конкурентная и адаптивная экономика, отметил спикер. «Контуры будущей экономической стратегии были обсуждены депутатским корпусом при рассмотрении вопроса об одобрении Программы деятельности правительства на 2025–2029 годы. Ее положения базируются на анализе текущей ситуации в национальной экономике, которая второй год подряд демонстрирует рост темпами выше среднемировых, чему в определенной степени способствовали и оперативные законодательные решения, – подчеркнул он. – Значимым шагом стало принятие бюджетно-налогового пакета законов на 2025 год, создавших надежные финансовые условия для решения задач завершающего года пятилетки. Важно, что бюджет сохраняет социальную направленность. Рассмотрен ряд законопроектов, касающихся конкретных отраслей экономики. Они направлены на защиту отечественных производителей, совершенствование предпринимательской деятельности, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, стабильности финансового рынка, обеспечение максимальной занятости населения. Приняты новые законы «О потребительском кредите и потребительском микрозайме», «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь», о риелтерской деятельности».
«Стремительная цифровизация всех сфер жизни потребовала определения перспектив развития цифрового права. И часть рекомендаций по итогам парламентских слушаний, касающихся регулирования цифровой экономики и формирования цифрового государства, уже в процессе реализации. По запросам избирателей решены назревшие вопросы регистрации недвижимого имущества, продлена земельная амнистия. Созданы дополнительные правовые механизмы для формирования пенсионных прав граждан и борьбы с зарплатами в конвертах. Только за прошлый год по итогам соответствующих контрольных мероприятий в бюджет доначислено Br44,5 млн», – отметил спикер.
Законодательно усилены социальные гарантии отдельным категориям ветеранов войны, бывшим узникам фашизма, супругам погибших военнослужащих. «Урегулированы вопросы обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, расширен комплекс профилактических мероприятий для предотвращения преступлений против несовершеннолетних. Позитивный отклик в обществе вызвала последовательная работа по гуманизации уголовного законодательства, равно как и принятие закона об амнистии, приуроченного к 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне», – дополнил Игорь Сергеенко.
По информации БЕЛТА
30 июня 2025 г. состоялось заключительное заседание второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва.
В ходе заседания депутатский корпус рассмотрел два законопроекта в первом чтении.
С докладами по проекту Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» выступили Министр юстиции Республики Беларусь Коваленко Е.И. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Николайкин В.П.
Законопроект подготовлен в целях обеспечения комплексного правового регулирования процедур государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).
При разработке законопроекта учтены Рекомендации по гармонизации законодательства государств – членов ЕврАзЭС в сфере государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, одобренные постановлением Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 11 апреля 2013 г. № 15-9, которыми Республике Беларусь предложено принять Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» как основополагающий акт, регулирующий отношения в данной сфере.
В основу законопроекта положены нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», Указа Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004 г. № 175 «О вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Также в законопроекте предусмотрен ряд новаций.
Так, устанавливается порядок государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. Расширяются основания включения и актуализации сведений в ЕГР, в том числе, в рамках информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами. Предусматриваются снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
Расширяются способы возмездного предоставления информации из ЕГР, что удовлетворит потребности бизнеса в оперативном получении необходимой информации. Устанавливается единый срок предоставления информации из ЕГР для граждан и юридических лиц (5 календарных дней вместо установленных в настоящее время 7 дней), закрепляется создание электронного архива.
Повышаются требования к верификации и актуализации информации о субъектах хозяйствования, в том числе информации о бенефициарной собственности.
Сокращается количество регистрирующих органов за счет исключения из их числа администраций свободных экономических зон. Основным принципом, по которому будет определяться регистрирующий орган, будет являться его место нахождения.
Законопроектом закрепляется норма, предусматривающая включение адреса электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя в ЕГР, а также обязанность информирования регистрирующего органа в случае его изменения. Официальному адресу электронной почты придается юридическое значение.
В целях исключения рисков, связанных с деструктивной и финансируемой из-за рубежа деятельностью, законопроект предусматривает направление запросов в государственный орган, уполномоченный на осуществление мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, о наличии (отсутствии) информации о том, что деятельность собственника имущества частного учреждения, учредителей ассоциации (союза), представивших документы для государственной регистрации данных субъектов хозяйствования, создает угрозу национальной безопасности. В случае положительного ответа на запрос регистрирующий орган будет отказывать в государственной регистрации субъекта хозяйствования.
Предлагается новый механизм актуализации содержащихся в ЕГР сведений об участниках хозяйственного общества в случае выхода участника. В частности, в Законе Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» предлагается установить, что заявление участника о выходе из хозяйственного общества подается не обществу, а нотариусу (устанавливается обязательное нотариальное удостоверение такого заявления), который будет информировать о данном факте общество и регистрирующий орган. Такой подход позволит участнику общества в полной мере реализовать свое право на выход, исключит возникающие на практике проблемы, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением обществом изменений в устав.
Законопроектом предусматриваются изменения порядка постановки субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрации в РУП «Белгосстрах». Срок постановки субъектов хозяйствования на учет предлагается сократить с 5-ти до 3-х рабочих дней, также исключается необходимость получения субъектом хозяйствования извещения о постановке на учет. Сведения, подтверждающие постановку субъекта на учет, по истечении 3-х рабочих дней со дня государственной регистрации будут размещаться на веб-портале ЕГР в открытом доступе.
Законопроектом предлагается установить возможность вынесения запрета судом, судебным исполнителем на принятие решения о ликвидации юридического лица, что будет содействовать решению проблемы принудительного взыскания долгов. Устанавливается запрет на внесение в ЕГР более одного раза записи о прекращении процедуры ликвидации юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также предусматривается увеличение с двух до трех месяцев срока приостановления кредитором процедуры ликвидации.
Предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества (учредителей, участников) и председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов в случае нарушения ими законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, повлекшего неудовлетворение требований кредиторов в установленном порядке при наличии возможности их удовлетворения.
В целях защиты прав кредиторов определяется право регистрирующего органа отказать в государственной регистрации реорганизации юридического лица при наличии письменной информации кредитора об имеющемся у данного юридического лица неисполненном требовании, обусловленном его реорганизацией (с учетом устанавливаемых условий).
Законопроектом также закрепляется ряд иных механизмов по совершенствованию сферы государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, а также предусматривается корректировка ряда законов Республики Беларусь в целях обеспечения регулирования вопросов государственной регистрации субъектов хозяйствования в рамках отраслевых аспектов.
В целом законопроект предусматривает значительный ряд мер, обеспечивающих системное и комплексное регулирование сферы государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, актуализацию и оптимизацию регламентируемых процедур, сокращение временных издержек государственных органов и бизнеса, а также стимулирование добросовестного поведения субъектов хозяйствования при их совершении.
Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ляхнович А.А. доложил о проекте Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной и административной ответственности», с содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Марецкий Ю.Б.
Проектом Закона предусмотрено внесение изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2023 г. № 297 «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов» установлен ряд запретов и ограничений в отношении действий с гражданскими БЛА.
За нарушение требований Указа № 297 проектом Закона вводится административная ответственность. При этом предусмотрено, что нарушение запрета на ввоз, хранение, оборот, эксплуатацию и изготовление гражданских БЛА, установленного Указом № 297 для граждан, может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность в случае совершения этих действий в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Поскольку КоАП дополняется новыми статьями, предусмотрено внесение изменений также в ПИКоАП – определяются органы, должностные лица которых наделяются правом составлять протоколы об административных правонарушениях, а также органы, которые будут вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Глубокоуважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Искренне рада приветствовать вас на пленарном заседании XII Форума регионов России и Беларуси, который в этом году принимает Нижний Новгород.
Город с многовековой историей и славными традициями, не раз сыгравший решающую роль в сохранении мира.
Символично, что именно здесь, в городе трудовой доблести, проходит наш очередной Форум регионов, посвященный молодежи – наследникам Великой Победы и будущему Союзного государства.
Прежде всего от имени белорусской делегации позвольте выразить слова искренней признательности и благодарности Президенту Республики Беларусь, глубокоуважаемому Александру Григорьевичу Лукашенко, и Президенту Российской Федерации, глубокоуважаемому Владимиру Владимировичу Путину, за всестороннюю поддержку форума и личный вклад в укрепление межрегионального сотрудничества, которое, несомненно, является основой нашего интеграционного объединения – Союзного государства.
От всего сердца благодарю Валентину Ивановну Матвиенко за неизменно теплое отношение к Беларуси, развитие добрых традиций белорусско-российского сотрудничества и бесценный вклад в укрепление межпарламентского диалога.
Беспрецедентный масштаб и высокая результативность нашего партнерства были бы невозможны без Вашего личного участия.
Слова особой благодарности – Глебу Сергеевичу Никитину за радушный, теплый прием и комфортные условия для продуктивной работы форума.
Отдельная признательность российскому и белорусскому организационным комитетам за проведение форума на высочайшем уровне.
Уважаемые друзья!
За небольшой по историческим меркам период наше Союзное государство прошло исключительно значимый и достойный путь. Вместе мы преодолеваем сложности, реагируем на глобальные вызовы, в унисон выступаем на международных площадках. И возникает закономерный вопрос: а кто продолжит движение вперед?
Молодежь. Им, юным, амбициозным и смелым, посвящен наш нынешний форум.
Они – наш стратегический ресурс и драйвер развития. С ними мы связываем наши надежды на мирное и счастливое будущее, в котором Союзное государство будет играть яркую роль на геополитической карте мира.
В этом году мы отметили важную для нашей многонациональной семьи дату – 80-летие Великой Победы, ставшей триумфальной не только для советского народа, но и для мирового сообщества.
Именно она положила начало новому справедливому миропорядку, запрос на сохранение которого сегодня так велик.
Для отдельных стран мир перестал быть приоритетом. Его вновь пытаются перекроить, давно перейдя все красные линии.
Режут ножом по ранам, не затянувшимся после конфликтов и войн. А некоторые политики, страдающие комплексом собственного превосходства, цинично торгуют чужим миром.
На этом фоне независимые Беларусь и Россия, которые дружат НЕ ПРОТИВ, а ЗА – как кость в горле так называемого коллективного Запада. Не смирившись с проигрышем во Второй мировой войне, наши оппоненты мечтают о реванше.
В угоду собственным интересам переписывают мировую историю, заставляя поверить общество в то, чего никогда не было. Но для нас память – священна и она – одна на всех.
Это точка отсчета, сквозь призму которой мы оцениваем прошлое, проживаем настоящее и прогнозируем будущее.
И прежде всего наш долг – передать великое духовное наследие тем, кто идет за нами. Чтобы они воспринимали героический путь народа-победителя как часть своей личной судьбы, а задачу быть достойными продолжателями их славных дел – как внутреннюю потребность.
Совместно пережитые трагедии и войны, общая правда – это стержень, вокруг которого формируется и кристаллизуется нация.
Сегодня в наших странах многое делается для сохранения исторической памяти: восстанавливаются памятники, возводятся новые мемориалы, проводится масштабная поисковая и научно-исследовательская работы, набирают популярность военно-патриотические клубы, созданные на базе силовых структур. Реализуются совместные патриотические проекты и акции.
Личное участие, общение с единомышленниками и авторитетными взрослыми – наилучший способ погрузить молодежь в историю, пробудить к ней неподдельный интерес.
«Поезд Памяти» – один из таких масштабных проектов, который объединил прошлое, настоящее и будущее.
Совместная инициатива Совета Республики и Совета Федерации успешно реализуется и поистине стала маршрутом дружбы юношей и девушек из разных стран.
Еще один патриотический проект, который заслуживает внимания, – «Дорогами памяти и славы». Идея, предложенная могилевскими ребятами, была не только поддержана губернатором региона, но и получила специальную премию Президента Республики Беларусь.
К «Дорогам памяти» присоединились молодые люди из российских регионов: Смоленской, Тульской, Омской, Калининградской, Брянской, Курской, Ленинградской, Московской, Астраханской, Мордовской областей и Хабаровского края.
И что очень важно, во все эти проекты молодежь не только вовлечена, но и выступает их инициаторами.
Убеждена, что эта магистральная межпоколенческая линия сохранения исторической памяти и правды и в дальнейшем останется ключевой основой наших братских союзнических отношений.
Сейчас наши страны противостоят объединенному Западу, который по факту переписывает историю, ведет против нас гибридную войну в экономике, политике, информационной сфере.
Попытки внешних сил втянуть молодежь в деструктивную деятельность, навязать им псевдоценности подтолкнули нас к выработке новых совместных подходов к молодежной политике, основанных на патриотизме, едином понимании исторических процессов и видении будущего Союзного государства.
Сегодня идет борьба не за будущее, а за прошлое. Ведь подрубив корни, легко можно разрушить фундамент любого государства и общества.
В конце прошлого года мы подписали союзную дорожную карту реализации молодежной политики, синхронизировав основополагающие направления взаимодействия госорганов и общественных объединений.
Суть документа – развитие человеческого потенциала и всесторонняя поддержка молодежных инициатив, защита от деструктивного влияния, наркомании, экстремизма и буллинга, противодействие терроризму и насилию, сохранение исторической памяти.
В Беларуси историческая память – под защитой государства.
Это прописано в обновленной Конституции, заложено в законах о недопущении реабилитации нацизма и геноциде белорусского народа.
Правовым барьером фальсификации итогов войны стало уголовное дело о геноциде белорусского народа, которое расследует Генеральная прокуратура.
Потребуется еще время, чтобы переосмыслить новые данные о количестве сожженных деревень, повторивших судьбу Хатыни, местах массовых захоронений и жертвах.
Ведь только в лагере смерти Тростенец под Минском вместо 200 тысяч (так считалось ранее) обнаружены останки более полумиллиона военнопленных и мирных граждан.
И судя по тому, как продвигается расследование, Президент Республики Беларусь не исключил, что вскоре мы сможем говорить о каждом втором, погибшем на нашей земле.
Чем больше мы отдаляемся от событий Великой Отечественной войны, тем агрессивнее выпады тех, кого освобождали от фашистского ига. Все меньше стран разделяют наше желание устранить в истории «белые пятна».
Но чем больше оппоненты хотят скрыть от мира правду, тем больше мы должны ее показывать без купюр и прикрас.
Как сказал наш Президент Александр Григорьевич Лукашенко, выступая на международном патриотическом форуме в Волгограде, «молодое поколение должно знать, почему война была не просто борьбой за территорию, а борьбой за само существование».
Им, молодым, строить новую архитектуру безопасности, защищать свободу и отстаивать право на политический, культурный и экономический суверенитет.
Задача государства – дать молодежи жизненный трамплин и базовые гарантии уверенности в завтрашнем дне. Заложить верные ориентиры, основанные на фактах, а не на срежиссированных фейках.
Дорогие друзья!
Все вы знаете, как через массмедиа, социальные сети и мессенджеры, применяя информационно-психологическое воздействие, оппоненты пытаются завладеть умами и душами наших людей.
Ироль средств массовой информации и журналистов в этом информационном противоборстве возрастает.
Мы вынуждены реагировать. Для этого создали союзный медиахолдинг с самыми современными технологиями и лучшими специалистами. И уже сегодня готовим будущую смену бойцов информационного фронта, вернув в школы юнкоровское движение.
Правду и только правду сегодня нужно доносить людям, прививать им привычку информационной гигиены, чтобы каждый мог отличить истину от вымысла и не стать мишенью, попав под прицельный информационный огонь.
Юнкоровское движение нужно масштабировать по всему Союзному государству.
Поддерживать инициативных ребят, популярных в молодежной среде блогеров. Выделять средства на создание молодыми творческими авторами полезного информационного контента.
Чтобы они больше говорили о событиях и достижениях в наших странах. Оттачивали не только слово, но и мастерство ведения информационного боя.
Видится перспективным создание единой Интернет-площадки, где будут аккумулироваться данные обо всех региональных проектах, конкурсах, вакансиях и грантах.
Чтобы любой учащийся: от Калининграда, Бреста и до Владивостока смог присоединиться или найти финансовую поддержку для реализации своих инновационных или научных проектов.
В этой связи предлагаем создать Союзный фонд спецгрантов для молодых ученых, чьи проекты будут востребованы в наукоемких и высокотехнологичных производствах.
Поверьте, таких разработок немало. И нам важно вовремя разглядеть интеллектуальный потенциал, не упустить из виду способную, талантливую и одаренную молодежь.
В Беларуси проживает более одного миллиона семисот тысяч молодых граждан – это каждый пятый белорус.
И большинство из них связывают свою жизнь с Беларусью. 90 % состоят или имели опыт членства в молодежных общественных объединениях. Участие в них рассматривают как возможность профессионального роста. Таких социальных лифтов необходимо создавать как можно больше, в том числе на уровне Союзного государства.
Продвигать молодежные инициативы, готовить достойную смену, обеспечивать институциональную преемственность.
Ведь лишь 20 % молодежи рассматривают политику как основной род занятий.
Вместе с тем молодежь нужно мотивировать для участия в общественно-политических кампаниях не только в качестве избирателей, но и кандидатов в органы законодательной и представительной власти.
В этом заинтересованы мы, парламентарии. Поэтому и привлекаем молодежь к разработке законов, которые им потом и реализовывать.
Молодежный совет, созданный при Совете Республики, участвует в совершенствовании законодательства, развивает народную дипломатию на площадках Союзного государства и других интеграционных объединений, а также стран Азии, Латинской и Южной Америки.
Юные парламентарии выступают на конференциях, семинарах, обмениваются опытом, поддерживают инициативы и проекты, направленные на развитие диалога братских народов и сохранение исторической правды.
Осенью в Минске пройдет заседание Молодежной межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ, посвященное 80-летию Великой Победы. Для нас большая честь принимать молодых парламентариев на белорусской земле, пережившей трагедию и ставшей символом стойкости, мужества и живым памятником той войне.
Уважаемые коллеги!
Молодежь – это не только общественные акции, волонтерское движение и благотворительность. Это и вклад в экономику наших стран.
Студотрядовское движение участвует в масштабных стройках по всему периметру Союзного государства: атомная электростанция в Беларуси, космодром Восточный в России, жилые кварталы
и образовательные учреждения. Одна из самых крупных новых школ в Воронеже строилась при участии белорусских студентов.
Благодаря инициативе молодежи, поддержанной Президентом Республики Беларусь, сейчас на территории Брестской крепости возводится уникальный Центр патриотического воспитания, к строительству которого присоединились российские юноши и девушки.
Ежегодно сюда смогут приезжать около 8000 человек. Первая очередь комплекса открылась в начале июня, и в этом году сюда уже приедут ребята из Иркутской области, Пензы, Орла и других городов.
И такие проекты – пример не только успешного сотрудничества молодежи двух государств, но и первая школа взрослой жизни, возможность найти друзей и создать крепкую счастливую семью, не откладывая рождение детей на потом.
Для Беларуси и России демографическая безопасность – основа суверенитета, гарантия будущего процветания и развития наших стран и народов.
Поэтому сохранение традиционных ценностей, поддержка материнства и детства – приоритеты государственной политики.
И мы не позволим в наш традиционный храм семьи, где единственно возможный союз – это союз между мужчиной и женщиной, вмешиваться антиморальной идеологии.
Пропаганда свободы и равенства зашла так далеко, что уже с начальных классов дети на Западе готовы менять пол без родительского на то согласия. Вся эта псевдокультура и лжеидеалы у нас под тотальным государственным запретом.
Мы, парламентарии, выступаем за ужесточение охранных мер от деструктивного влияния.
Уважаемые коллеги! Да, мир сегодня стремительно меняется. Цифровые технологии заменяют привычные способы коммуникации, охватывают все сферы деятельности – от медицины до космоса.
Технологический прогресс привел к появлению людей новой генерации. Наши дети растут параллельно сразу в двух измерениях – реальном и виртуальном.
Их представление о мире строится через систему кодов, компьютерных игр, аватаров и метавселенной.
Их интересуют цифровые услуги, цифровые активы, виртуальная, не имеющая национальной принадлежности валюта.
Работа в сетевом пространстве, решение виртуальных задач – вот, что станет элитарным видом деятельности. И это не угроза, а данность, с которой мы должны работать уже сегодня и, исходя из этого, корректировать законодательную базу. Технический прогресс уже нельзя остановить, нам остается идти в ногу со временем.
В этой связи предлагаем разработать союзную программу по использованию искусственного интеллекта в образовательных целях.
Министерство образования Республики Беларусь уже активно включилось в данный процесс, учредив с этого года конкурс среди преподавателей на лучший проект урока, внешкольного мероприятия и методических рекомендаций по использованию искусственного интеллекта.
В то же самое время надо защитить молодежь от потенциальных рисков, связанных с возрастающим влиянием цифровой монополии. Ведь от того, насколько эффективно среагируем на эти глобальные процессы, встроимся в новую парадигму мышления, будет зависеть наше будущее, будущее Союзного проекта.
Уважаемые участники Форума!
Наше Союзное государство является уникальным примером того, как на основе общей истории, традиций, культурных и духовных ценностей, преемственности поколений две самодостаточные суверенные страны на протяжении трех десятилетий поступательно развиваются, без притеснения и ущемления интересов выстраивают свою модель поведения на международном треке.
И куда бы ни качнуло мир, в какие цифровые измерения ни потянуло бы нашу молодежь, важно сохранить наш культурный и исторический код, наполненный богатой и славной историей, героическими свершениями, выдающимися достижениями и открытиями.
И передав это богатое наследие последующим поколениям, вместе мы сможем обеспечить безопасное и устойчивое развитие наших стран на долгие годы вперед.
Благодарю за внимание.
По сообщению
официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики)