30.10.2024
В Минске прошло очередное заседание Совета постпредов стран СНГ
Очередное заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества состоялось 30 октября в Минске.
В заседании принял участие Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
Постпреды подвели итоги заседаний Совета министров иностранных дел и Совета глав государств Содружества Независимых Государств, которые прошли 7–8 октября в Москве, наметили задачи по реализации принятых на встречах документов и достигнутых договоренностей.
В частности, на заседании СМИД СНГ было подписано 22 документа. Среди них заявления министров иностранных дел государств – участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области физической культуры и спорта, о недопустимости использования в международных отношениях односторонних ограничительных мер, о принципах сотрудничества в обеспечении безопасности в Евразии, План многоуровневых межмидовских консультаций в рамках СНГ на 2025 год, План мероприятий на 2025–2026 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества на 2021–2030 годы и План мероприятий на 2024–2025 годы, посвященных объявлению города Ашхабада Городом новых спортивных возможностей Содружества. Также были приняты решения об учреждении новых базовых организаций СНГ в сфере адвокатской деятельности, по обучению кадров в сфере противодействия терроризму и экстремизму, по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере медиаиндустрии и массовых коммуникаций, по развитию добровольческого (волонтерского) движения и по вопросам научно-методического обеспечения молодежного добровольческого (волонтерского) движения.
В ходе СГГ СНГ принято 14 документов. В их числе решения об Обращении глав государств – участников СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, об объявлении Культурной столицей Содружества в 2025 году города Лачин (Азербайджанская Республика), в 2026 году – города Мегри (Республика Армения), в 2027 году – города Молодечно (Республика Беларусь), Конвенция о правовом статусе делегаций, направляемых в страны СНГ, поправки в Договор о межгосударственном розыске лиц от 10 декабря 2010 года, Программа сотрудничества в области дерадикализации на 2025–2027 годы.
На саммите подписаны Решение об объявлении в Содружестве Независимых Государств 2027 года Годом правового просвещения, Заявление о развитии сотрудничества в области искусственного интеллекта гражданского назначения, Решение о почетном звании «Город трудовой славы. 1941–1945 гг.».
По всем принятым документам Исполнительный комитет СНГ разработает Рабочий план по реализации решений, принятых на заседаниях Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ, а также актуализирует Дорожную карту по реализации инициатив, высказанных главами делегаций в ходе заседаний высших органов Содружества.
Постпреды также заслушали информацию директора департамента по сотрудничеству в политической, гуманитарной и социальной сферах Исполнительного комитета СНГ Алексея Сазонова о выполнении Дорожной карты в части сотрудничества в политической, гуманитарной и социальной сферах.
По его словам, в полной мере реализован целый ряд инициатив, касающихся политического и гуманитарного взаимодействия. «Среди внешнеполитических инициатив можно выделить принятие Заявления глав государств о защите права человека и гражданина на свободу вероисповедания. В части гуманитарных инициатив отмечу такие знаковые, как создание Международной организации по поддержке и продвижению русского языка и принятие Договора об учреждении Международной организации по русскому языку, запуск на системной основе Спортивных игр Содружества, разработка Концепции создания виртуального музея культур народов стран Содружества», – напомнил Алексей Сазонов.
Он также отметил, что многие инициативы глав делегаций находятся в завершающей стадии реализации. Так, расширяется и укрепляется взаимодействие по реализации Повестки дня в области устойчивого развития, обсуждаются вопросы активизации деятельности рабочей группы по укреплению Конвенции по биологическому и токсинному оружию, продолжается изучение целесообразности заключения новой среднесрочной Программы действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств – участников СНГ.
В части гуманитарных инициатив Алексей Сазонов выделил проработку предложений по учреждению кинофестиваля СНГ, проведению ежегодного Форума волонтеров Содружества, выпуску изданий о великих личностях народов стран СНГ и туристических альманахов об исторических достопримечательностях, запуску совместных проектов по лечебно-оздоровительному и экотуризму, учреждению ряда новых спортивных мероприятий.
«Показательно, что в центре внимания глав делегаций, кроме актуальных задач данного момента, традиционно находятся также и вопросы, связанные с реализацией ключевых стратегических и программных документов. Выполнение таких инициатив требует порой более длительных сроков, а иногда может стать постоянной задачей», – пояснил Алексей Сазонов.
Директор департамента подчеркнул, что благодаря инициативам руководителей делегаций, высказанным на заседаниях высших органов СНГ, повестка дня взаимодействия в рамках Содружества регулярно пополняется новыми направлениями. Дорожная карта стала действенным документом практического сотрудничества.
Члены СППП обсудили выполнение Плана мероприятий на 2023–2025 годы по реализации Меморандума об углублении взаимодействия между Исполнительным комитетом СНГ и Евразийской экономической комиссией от 27 ноября 2018 года. С информацией по данному вопросу выступил директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Михаил Мыскин.
Он подчеркнул, что анализ предварительных итогов реализации Плана подтвердил актуальность углубления сотрудничества между СНГ и ЕАЭС, а также их постоянно действующих органов.
«В современных условиях развитие взаимодействия между различными интеграционными проектами на пространстве Содружества становится объективной реальностью, требующей приложения серьезных усилий как действующих органов международных организаций, в том числе Исполнительного комитета СНГ и ЕЭК, так и государств, входящих в состав этих организаций», – считает Михаил Мыскин.
По его словам, добиться согласованности и взаимодополняемости интеграционных инициатив без активного участия и заинтересованности в этой работе профильных ведомств государств, входящих в состав данных международных организаций, невозможно. Важна координация проработки проектов документов СНГ и ЕАЭС профильными ведомствами государств, входящих в состав двух международных объединений.
Имеющиеся проблемные вопросы, касающиеся возможных коллизий правовых норм СНГ и ЕАЭС, создания дублирующих механизмов на площадках двух организаций, могут быть связаны с неполнотой проработки информации заинтересованными подразделениями этих ведомств о существующих и доказавших свою эффективность элементах взаимодействия.
Михаил Мыскин отметил, что при формировании правовой базы ЕАЭС целесообразно учитывать уже действующие в рамках СНГ документы в регулируемой сфере, отдавая, по возможности, приоритет их актуализации, тем самым вовлекая в интеграционный процесс большее количество государств. Кроме того, целесообразно при наличии коллизий нормативно-правовой базы СНГ и права ЕАЭС исходить из возможности корректировки нормативных правовых актов обеих организаций.
С информацией об итогах председательства Республики Казахстан в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии в 2020–2024 годах выступил Постоянный представитель Республики Казахстан при уставных органах СНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Беларусь Тимур Жаксылыков.
Постоянный представитель Российской Федерации при уставных и других органах СНГ Андрей Грозов проинформировал коллег о Министерской конференции по гуманитарному измерению «формулы мира» Украины (Оттава, 30–31 октября 2024 года) и о сохранении общей исторической памяти о вкладе народов Советского Союза в Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Планируется, что следующее заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества состоится 28 ноября.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Главы парламентов Содружества приняли ряд документов на 58-м пленарном заседании МПА СНГ
На 58-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят ряд законов в сферах экологии, образования и деятельности органов самоуправления.
В заседании приняли участие парламентские делегации стран Содружества во главе с Председателем Совета МПА СНГ, Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентиной Матвиенко, Председателем Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Сагибой Гафаровой, Председателем Национального Собрания Республики Армения Аленом Симоняном, Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальей Кочановой, Председателем Сената Парламента Республики Казахстан Мауленом Ашимбаевым, Председателем Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Нурланбеком Тургунбек уулу, Председателем Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан Рустами Эмомали и Председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзилой Нарбаевой.
В мероприятии также участвовали председатель Комитета Мажилиса Парламента Республики Казахстан по международным делам, обороне и безопасности, председатель Постоянной комиссии МПА СНГ по политическим вопросам и международному сотрудничеству Айгуль Куспан, Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий и Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
Среди принятых Ассамблеей документов:
-
модельный закон «Об обращении с радиоактивными отходами»;
-
модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта»;
-
модельный закон «О договорах на передачу имущества в собственность»;
-
модельный закон «О государственной кадастровой оценке»;
-
модельный закон «Об обязательствах из публичного обещания награды, публичного конкурса, игр и пари»;
-
изменения в модельный Образовательный кодекс для государств – участников СНГ (Общая часть). Аспект цифровизации.
Кроме того, принята глава «Транспортный налог» Специальной части модельного Налогового кодекса для государств – участников СНГ и в новой редакции приняты главы «Налог на имущество» и «Земельный налог» Специальной части модельного Налогового кодекса для государств – участников СНГ.
Модельные законы и рекомендации будут направлены в парламенты государств – участников МПА СНГ для имплементации в национальном законодательстве.
Таким образом, всего Ассамблеей разработано и принято 714 модельных законов и других нормативных правовых актов.
«По доброй традиции на пленарных заседаниях Ассамблеи вручаются награды наиболее активным участникам ее работы», – сказала Валентина Матвиенко и перешла к церемонии награждения.
Решением Совета МПА СНГ медалью Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств «За укрепление парламентского сотрудничества» награждены Айгуль Куспан, начальник отдела аналитики и мониторинга выборов Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ) Роман Амбурцев, начальник экспертно-аналитического управления Секретариата Совета МПА СНГ Денис Жук.
Серебряной медалью Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ и Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» «Древо дружбы» награждены главный редактор автономной некоммерческой организации «Редакция Телеканала Совета Федерации» Геннадий Крылов, председатель Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по обороне, безопасности и борьбе с коррупцией, заместитель председателя Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности Арзу Нагиев.
Почетную грамоту Совета МПА СНГ вручили члену Комитета Сената Парламента Республики Казахстан по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий, председателю Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Ольге Булавкиной, начальнику отдела по работе с филиалами МИМРД МПА СНГ Александру Ксендзову, члену Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам Екатерине Серафинович.
По сообщению
официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
(фото – официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств)
Роль органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти обсудили представители стран СНГ
16 апреля 2025 г. в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялся Международный семинар на тему «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в работе которого приняли участие представители министерств юстиции и других заинтересованных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Семинар стал очередным международным мероприятием, организованным в соответствии с Планом работы Совета министров юстиции государств – участников СНГ на 2025 год.
Открывая семинар, ответственный секретарь Совета министров юстиции государств – участников СНГ Ирина Целиковец отметила, что под эгидой Совета на постоянной основе проходит экспертный обмен опытом, что позволяет проводить системный анализ проблемных вопросов, вносить предложения по развитию конкретных направлений сотрудничества в сфере юстиции и разрабатывать необходимые проекты документов.
С инициативой обсуждения вопросов взаимодействия органов юстиции и юридической службы органов государственной власти выступило Министерство юстиции Кыргызской Республики.
В своем приветствии первый заместитель Министра юстиции Кыргызской Республики Зарема Аскарова справедливо обозначила, что тема семинара актуальна для всего юридического сообщества государств – участников СНГ. В современных условиях эффективная юридическая служба – это неотъемлемая часть сильной государственной власти.
Представитель председательствующей стороны в Совете министров юстиции – заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Валентина Якимович подчеркнула значимость обмена наработанным опытом, теоретическими и практическими подходами министерств юстиции государств – участников СНГ к организации взаимодействия юридических служб.
В рамках состоявшейся дискуссии была представлена модель нормотворчества Кыргызской Республики, в том числе освещено направление методического руководства и правовой координации деятельности юридических служб. Особое внимание было уделено работе Института нормотворчества и верховенства права при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, деятельность которого направлена на институционализацию правового анализа, формирование единых подходов в нормотворческой практике, а также развитие экспертной поддержки органов государственной власти.
В ходе семинара обсужден порядок осуществления юридической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь, проводимой Министерством юстиции, а также территориальными органами юстиции. В частности, участие представителей главных управлений юстиции Минского облисполкома и Минского горисполкома позволило затронуть вопрос повышения качества юридической службы как на республиканском, так и на местном уровнях.
Вниманию участников международного семинара был представлен опыт обеспечения Минюстом России и его территориальными органами единства правового пространства Российской Федерации. В выступлениях спикеров были затронуты особенности ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также представлены разработанные Минюстом России в рамках оказания помощи правовым службам регионов и органам местного самоуправления муниципальных образований Методические рекомендации по подготовке проектов нормативных правовых актов, которые в свободном доступе размещены на официальном сайте Минюста России.
В рамках обсуждения Министерством юстиции Республики Узбекистан были продемонстрированы основные направления деятельности органов юстиции в налаживании и координации системы оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам посредством электронного взаимодействия. Представлена работа правовых консультативных бюро, где наряду с бесплатными консультациями для граждан осуществляется подготовка необходимых процессуальных документов. Детально раскрыт и продемонстрирован цифровой путь юридических служб Республики Узбекистан по электронному согласованию проектов нормативных правовых актов.
Опыт взаимодействия органов юстиции с общественными объединениями Республики Беларусь осветили представители Белорусского республиканского союза юристов. Отмечен ряд мероприятий, проводимых с участием юридического сообщества, в том числе обозначено ежегодное проведение Белорусского юридического форума «Право в современном мире», ключевая цель которого – в условиях открытого диалога между представителями государственных органов, гражданского общества и бизнеса обсудить текущее состояние правовой системы, проблемные вопросы применения правовых норм для учета при последующем совершенствовании законодательства.
Представители Белорусской нотариальной палаты, которая является базовой организацией государств – участников СНГ в сфере нотариальной деятельности, обозначили опыт сотрудничества нотариата с уполномоченными должностными лицами по организации нотариального обслуживания жителей агрогородков и оказанию методической помощи в вопросах совершения нотариальных действий, а также совместного участия в мероприятиях по повышению правовой культуры граждан. Отдельно подчеркнули, что данное сотрудничество – пример практической реализации роли органов юстиции во взаимодействии с местными исполнительными органами власти.
В целом стороны обменялись национальным опытом взаимодействия органов юстиции с юридическими службами государственных органов различных уровней, включая вопросы проведения правовых реформ, инвентаризации законодательства, осуществления различного рода экспертиз, методического обеспечения подготовки проектов ведомственных нормативных правовых актов, обучения специалистов. Материалы семинара будут размещены на специальной странице Совета министров юстиции на интернет-ресурсах Исполнительного комитета СНГ.
Итоги проведения Международного семинара «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в том числе предложения по дальнейшему укреплению сотрудничества в правовой сфере, будут представлены на девятнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников СНГ, которое состоится 25 июня 2025 г. в городе Минске под председательством Министра юстиции Республики Беларусь Коваленко Е.И.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
ГТК о вступлении в силу соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами и Ираном
15 мая 2025 года вступает в силу полноформатное Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, подписанное 25 декабря 2023 года.
Исламская Республика Иран официально уведомила Евразийскую экономическую комиссию о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу полноформатного Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, подписанного 25 декабря 2023 года.
Евразийская экономическая комиссия в январе текущего года уведомила иранскую сторону о завершении всех процедур в Евразийском экономическом союзе.
Справочно: в Республике Беларусь Соглашение ратифицировано Законом Республики Беларусь от 01.07.2024 № 18-З.
В соответствии с положениями Соглашения Соглашение вступает в силу через 60 дней с даты получения последнего письменного уведомления о том, что государства - члены ЕАЭС и Иран завершили свои соответствующие внутренние юридические процедуры, предусмотренные национальным законодательством.
Таким образом, соглашение вступает в силу 15 мая 2025 года.
С 27 октября 2019 года действует Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, по ограниченному количеству товаров. Полноформатное Соглашение предусматривает беспошлинный режим почти 90% всей товарной номенклатуры. Таким образом, запуск Полноформатного Соглашения позволит создать необходимые условия для существенного наращивания взаимных поставок между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран.
Справочно: перечень отдельных товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.01.2025 № 1.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
В Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам государств – участников СНГ
15 апреля в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
В рамках заседания рассмотрена информация об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год, подготовленная Статкомитетом СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 года (с изменениями от 30 октября 2015 года и 8 июня 2023 года). По итогам проведенного анализа отмечено, что в 2024 году государства – участники СНГ, подписавшие указанное Решение, в целом придерживались рекомендованных значений показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность.
Совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) государств – участников СНГ в 2024 году, по предварительной оценке, возрос в реальном исчислении на 4,5 % (в 2023 году – увеличился на 4,3 %). Общая численность безработных в государствах – участниках СНГ в 2024 году снизилась по сравнению с 2023 годом на 14 % и составила 3,1 млн человек, или 3,1 % численности рабочей силы (уровень безработицы). Сальдо торгового баланса государств – участников СНГ в 2024 году сложилось положительным в размере 134,5 млрд долларов США, что на 0,1 % выше уровня 2023 года.
Результаты анализа предполагается использовать при подготовке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение положительных темпов экономического роста, устойчивости государственных финансов и финансовых рынков в рамках Содружества, а также укрепление внешнеторговых связей.
Члены Комиссии были проинформированы о деятельности Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств в 2018–2024 годах. Отмечена эффективная деятельность Совета, направленная на координацию и развитие сотрудничества государств – участников СНГ в области селекции, сортоиспытания, сертификации, семеноводства, питомниководства, производства, межгосударственных поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда.
Рассмотрен проект Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года, разработанный Исполнительным комитетом СНГ на основе предложений государств – участников СНГ. Документ содержит информацию о состоянии и перспективах развития лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах – участниках СНГ, цели, принципы и основные задачи сотрудничества в этой области, важнейшие механизмы их решения.
Кроме того, были рассмотрены проекты Концепции ценообразования в строительной деятельности государств – участников СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Целью Концепции является повышение экономического потенциала и конкурентоспособности государств – участников СНГ посредством гармонизации ценообразования на реализацию инвестиционных проектов в строительстве. Планом основных мероприятий по реализации Концепции предусмотрен комплекс мер, направленных на выполнение конкретных задач, определены их исполнители и сроки выполнения.
Членами Комиссии рассмотрены проекты документов по проведению Международного конкурса «Лучший молодой метролог СНГ».
Проведение Конкурса направлено на поддержку и поощрение молодых метрологов к участию в деятельности по развитию метрологии, обмену данными о результатах исследований, будет способствовать более тесным профессиональным контактам и активному сотрудничеству между государствами – участниками СНГ, а также в масштабах глобального метрологического сообщества.
Членам Комиссии также была предложена для рассмотрения информация об итогах реализации Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года. Задачи, определенные Комплексом совместных действий, успешно реализовываются. В государствах – участниках СНГ разрабатываются программы по профилактике и борьбе с бешенством, проводятся диагностические исследования диких и домашних животных, оценка эпизоотической ситуации, осуществляются профилактическая иммунизация животных и мониторинг иммунного статуса, проводится оценка эффективности действующих мероприятий.
Рассмотрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2030 года. Комплекс разработан с учетом предложений ветеринарных служб государств – участников СНГ, рекомендаций международных организаций и опыта реализации программ по борьбе с бешенством животных в странах Европейского союза, США и Канаде и направлен на ликвидацию бешенства, передаваемого собаками, и распространения на территориях государств – участников СНГ вспышек бешенства, сведение к минимуму экономического ущерба от заболевания и угрозы здоровью человека. Документ сохраняет преемственность в целях, задачах, направлениях и формах международного сотрудничества, определенных в Комплексе совместных действий на период до 2025 года.
В рамках заседания представлена информация об итогах реализации Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2025 года. В Информации отмечено, что в государствах проводится оценка состояния ветеринарных служб, имеются национальные нормативные базы, регламентирующие перечень мероприятий, направленных на борьбу с ящуром, национальные планы по проведению мониторинговых исследований касательно распространения ящура, а также система профилактических мероприятий, которые успешно реализуются.
Члены Комиссии одобрили проект Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2030 года. Реализация Комплекса направлена на обеспечение благополучия по ящуру каждого государства и Содружества в целом, минимизацию экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура, осуществление координации, гармонизации и оптимизации совместных действий ветеринарных служб государств – участников СНГ в этих направлениях. Выполнение запланированных мероприятий позволит снизить ущерб от эпизоотий ящура, поражающего животных разных видов и вызывающего чрезвычайные ситуации в животноводстве, повысить продуктивность животноводства и рентабельность агропромышленного комплекса.
Членами Комиссии одобрены проекты решений Экономического совета СНГ, касающиеся придания статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств:
-
по вопросам развития национальных ядерных инфраструктур частному учреждению «Росатом – Международная сеть» (Российская Федерация). Эта компания имеет зарубежные офисы в пяти государствах – участниках СНГ, что позволит обеспечить оперативное содействие решению консультативных и практических задач в данной сфере, и обладает необходимыми компетенциями для поддержки институциональной, правовой, организационной, научно-технической и информационной поддержки для эффективной реализации программ по развитию мирных ядерных технологий;
-
по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров хлебопекарной отрасли федеральному государственному автономному научному учреждению «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности» (Российская Федерация). Институт является ведущим научным отраслевым центром, проводит научные исследования, создает и совершенствует методическую и нормативно-техническую базу, распространяет знания в области биотехнологии, микробиологии, биохимии, техники, экономики, экологии и реологии хлебопекарного производства.
В рамках заседания рассмотрена информация о выполнении в 2024 году Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. План охватывает 28 направлений сотрудничества и насчитывает 286 мероприятий, которые направлены на развитие и углубление экономического сотрудничества стран Содружества.
Согласно представленным материалам от государств – участников СНГ все мероприятия Плана находятся в стадии выполнения или уже выполнены. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о повышении активности государств – участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества в таких сферах, как торговля и инвестиции, промышленность, транспорт, энергетика, информационно-коммуникационные услуги и связь, цифровизация экономики.
Вниманию членов Комиссии представлен Обзор торговой политики Республики Армения. Обзор содержит информацию о режиме торговой политики и мерах регулирования экспорта и импорта, развитии важнейших секторов экономики, товарно-денежной политике, финансово-кредитной сфере, а также статистическую информацию об основных социально-экономических показателях экономики Республики Армения в 2024 году.
Членами Комиссии одобрен проект повестки дня 106-го заседания Экономического совета СНГ.
Очередного заседание Комиссии состоится 20 мая 2025 г.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Обеспечение доказательств нотариусами стран СНГ
11 апреля в рамках работы Базовой организации Содружества Независимых Государств в сфере нотариальной деятельности состоялся вебинар, посвященный вопросам обеспечения доказательств нотариусами, особенностям регулирования в национальных законодательствах. В мероприятии приняли участие представители нотариальных сообществ Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана и Беларуси.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась председатель Белорусской нотариальной палаты Наталья Борисенко, подчеркнув практический интерес нотариусов к предложенной нотариатом Республики Узбекистан теме.
Пользуясь случаем, Наталья Борисенко поблагодарила всех участников Седьмых цивилистических чтений памяти профессора М.Г. Прониной, прошедших 3 апреля 2025 г. в г. Минске на площадке Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обратив внимание на значимость обмена опытом между коллегами по актуальным вопросам внесудебной защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений в странах СНГ.
Белорусский нотариат представила председатель комиссии Белорусской нотариальной палаты по информатизации нотариата, нотариус Минского городского нотариального округа Юлия Божко. Отметив общие вопросы обеспечения доказательств нотариусами Беларуси, спикер ознакомила участников вебинара со вступлением в силу с 1 января 2026 г. Кодекса гражданского судопроизводства, которым расширена компетенция нотариуса по обеспечению доказательств, а именно предусмотрена возможность обеспечения как письменных, так и электронных доказательств как до, так и после возбуждения производства по делу в суде.
Председатель Дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты, нотариус г. Астана Олег Полумордвинов в рамках своего выступления указал, что нотариусы Казахстана в порядке обеспечения доказательств опрашивают граждан, назначают экспертизу, производят осмотр вещественных, письменных и электронных доказательств. Олег Полумордвинов привел участникам вебинара для ознакомления статистические данные, отметив, что более чем 80 % случаев обращений приходятся именно на обеспечение электронных доказательств.
Российский нотариат в рамках мероприятия представили:
Наталья Ситникова, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по международному сотрудничеству, нотариус г. Челябинска;
Анна Кленикова, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по международному сотрудничеству, нотариус г. Тулы;
Елена Глушкова, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по международному сотрудничеству, нотариус г. Екатеринбурга, кандидат юридических наук, доцент.
Наталья Ситникова посвятила свое выступление общим вопросам обеспечения доказательств в нотариальной практике нотариусов Российской Федерации, подробнее остановившись на осмотре вещественных доказательств. Наталья Ситникова обратила внимание участников вебинара, что с января 2015 года у нотариусов России появилась возможность обеспечивать доказательства как до возбуждения дела в суде, так и вне зависимости от того, на какой стадии находится дело в суде. За 2024 год установлено свыше 45 тыс. обращений за обеспечением доказательств к нотариусам России.
Анна Кленикова ознакомила участников вебинара с темой «Обеспечение доказательств нотариусами – протокол допроса свидетеля и назначение экспертизы». В частности, она рассказала об особенностях допроса нотариусом свидетеля в случаях наличия оснований полагать, что впоследствии вызов свидетеля в суд будет невозможен или затруднителен, а также о назначении нотариусом экспертизы по запросу заявителя.
Елена Глушкова в своем докладе осветила теоретические и практические аспекты обеспечения нотариусами России доказательств в сети Интернет. Она отметила ежегодный рост количества нотариальных действий по всем видам обеспечения доказательств, указав что 2/3 из них – фиксация информации, размещенной в сети Интернет, что составляет почти 31 тыс. нотариальных действий.
Элизат Сопиева, частный нотариус нотариального округа города Бишкек Кыргызской Республики, рассказала коллегам о роли нотариуса Киргизии в обеспечении доказательств в сети Интернет: правовом регулировании и правоприменительной практике. Она указала, что на сегодняшний день у нотариусов Кыргызстана есть возможность обеспечивать доказательства только до возбуждения производства по делу в суде, что приводит к повторным обращениям граждан к нотариусам после вынесения нотариусами постановления об отказе в совершении нотариального действия, а в последствии судами – судебных требований.
Член постоянной комиссии по обеспечению единой нотариальной практики и по учебно-методическим вопросам Нотариальной палаты Республики Армения Гаяне Азарян в своем докладе отметила, что в целях обеспечения доказательств нотариус допрашивает свидетелей, производит осмотр письменных или вещественных доказательств, назначает экспертизу, а также выполняет иные действия, направленные на обеспечение доказательств. Гаяне Азарян обратила внимание участников вебинара, что в 2016 году были внесены изменения в Закон «О нотариате», согласно которым нотариусы Армении удостоверяют факты, от которых зависят возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или юридических лиц.
Опытом решения актуальных вопросов обеспечения доказательств нотариусами Узбекистана поделилась главный специалист по нотариату Ташкентского городского управления Нотариальной палаты Республики Узбекистан Зульфие Османова. Она отметила как схожесть правового регулирования совершения такого нотариального действия, как обеспечение доказательств в законодательствах государств – участников СНГ, так и имеющиеся отличия, например, необходимость присутствия двух понятых при составлении протокола обеспечения доказательств нотариусом Узбекистана.
Мероприятие завершилось оживленной дискуссией.
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты