Как определяют размер доплаты и какие условия совмещения? Минтруда пояснило нюансы дополнительной работы
Условия дополнительной работы, размер доплаты и другие нюансы разъяснило Министерство труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
В Беларуси выделяют три вида дополнительной работы: совмещение должностей служащих (профессий рабочих) – речь о работах по другой вакантной профессии или должности; расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) – работы по такой же вакантной профессии или должности; исполнение обязанностей работника, который временно отсутствует, – работы как по другой, так и по такой же профессии или должности.
За дополнительную работу обязательно устанавливается доплата. Ее размер определяется нанимателем по соглашению с работником. Для работников бюджетных организаций размер доплаты определен постановлением Правительства.
Дополнительная работа должна производиться в течение установленной продолжительности рабочего дня работника. Она выполняется наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной/рабочей инструкцией).
Для оформления всех видов дополнительной работы необходимо письменное согласие работника и издание приказа (распоряжения) нанимателя. В этом документе должен быть указан срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, а также размер доплаты. При этом дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не заключается.
Отказаться от дополнительной работы можно в любой момент: работник имеет право сделать это досрочно, а наниматель – досрочно отменить поручение о выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.
По информации
БЕЛТА
Новации в госсоцстраховании и пенсионном обеспечении: Минтруда разъяснило на конкретных примерах
Министерство труда и социальной защиты на конкретных примерах пояснило основные нововведения закона по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Согласно закону для плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) предусмотрено право (при изъявлении желания) доплатить взносы в бюджет Фонда социальной защиты населения для формирования пенсионных гарантий.
Например, доход плательщика с 1 января 2025 года составляет Br20 тыс. В ФСЗН уплачено Br1,2 тыс., то есть 60 % от налога. При этом минимальный взнос для стажа должен составлять Br2 526,48 (29 % от 12 МЗП = 726 х 12 х 29 %). В итоге будет предложено доплатить Br1 326,48 (2 526,48 – 1200).
Для индивидуальных предпринимателей (ИП) – плательщиков подоходного налога законом вводится дифференцированный порядок уплаты взносов в ФСЗН (35 %) в зависимости от размера годового чистого дохода ИП (доход минус расходы).
Так, для ИП с доходом до 12 МЗП (Br8712) взносы рассчитываются с фактического чистого дохода. Например, годовой доход – Br6 тыс. Взносы составят Br2,1 тыс. (Br6 тыс. х 35 %).
Для ИП с доходом от 12 МЗП и выше взносы рассчитываются с суммы 12 МЗП (Br8712). Допустим, чистый доход – Br25 тыс. Взносы равны Br3049,2 (Br8 712 х 35 %).
В Минтруда уточнили, что для ИП – плательщиков единого налога сохраняется действующий порядок: взносы уплачиваются в размере 35 % от МЗП за каждый месяц, в котором уплачивался единый налог. Например, за 12 месяцев это будет Br3049,2 (Br726 х 12 х 35 %).
Кроме того, по новому законодательству упрощается взаимодействие ИП с ФСЗН. Фонд самостоятельно рассчитывает взносы на основе данных МНС. ИП получают готовый платеж, а фонд вносит данные в персонифицированный учет. Заполнение формы ПУ-3 фонд берет на себя.
При установлении серых схем выплаты заработной платы для работодателей устанавливается особый порядок уплаты взносов в ФСЗН. Для работодателя уплата взносов будет производиться из фактических сумм выплат заработной платы в конвертах, но не ниже 1/30 пятикратной величины средней заработной платы за каждый день выплаты заработной платы в конвертах. Для работника в страховой стаж засчитывается доход в размере минимальной заработной платы (Br726), а не фактический.
Закон вступает в силу через месяц после официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
С 15 июля запущен в эксплуатацию обновленный портал социальной защиты Беларуси
Министерство труда и соцзащиты сегодня запускает в эксплуатацию обновленный портал социальной защиты Республики Беларусь – psz.gov.by. Теперь это единый интернет-ресурс со всей информацией об услугах и процедурах соцсферы.
Любой запрос под ваши нужды
Портал социальной защиты работает уже более 10 лет. За это время потребности и запросы граждан расширились, а технологии и уровень сервисов усовершенствовались. Настало время предоставить пользователям информацию в более качественном виде, адаптировав ее под жизненные ситуации или статус гражданина, рассказывает заместитель Министра труда и социальной защиты Юлия Бердникова.
Обновленный портал адаптирован для всех возрастных категорий населения. Здесь содержится актуальная и исчерпывающая информация об административных процедурах, выплатах, пособиях, пенсиях, государственной адресной социальной помощи, порядке рассмотрения вопросов и т.д., координаты и контакты профильных учреждений и организаций. Важно: на главной странице есть интерактивный помощник, с помощью которого можно выбрать свою социальную категорию (юрлицо, госслужащий, человек с инвалидностью, иждивенец, безработный, семья с детьми, человек пенсионного возраста и т.п.) либо жизненную ситуацию (утрата кормильца, рождение и воспитание ребенка, достижение пенсионного возраста, беременность и роды, установление группы инвалидности и др.). Портал автоматически подберет спектр услуг, которыми можно воспользоваться на данном жизненном этапе, в том числе в привязке к месту проживания.
В считаные секунды
Одно из главных изменений, произошедших на портале, – появление новых онлайн-сервисов. О некоторых из них подробнее.
Онлайн-заявки на оказание социальных услуг
Сегодня в республике функционирует 146 территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), и все они оказывают широкий спектр услуг: например, сиделки, социального работника, няни. Все это можно на договорной основе заказать в ТЦСОН при личном визите, а с середины июля – и в онлайн-режиме, отмечает Юлия Бердникова:
– Нужно войти в личный кабинет, выбрать ТЦСОН в соответствии с местом своего проживания, перечень услуг, оставить контактные данные и отправить заявку. Она будет обработана в течение двух рабочих дней, после чего с гражданином свяжется специалист и приступит к оформлению договора. Еще одно ноу-хау – человек сможет заказать услугу как в отношении себя, так и в отношении третьих лиц – родителей или соседей: мы понимаем, что не каждый владеет современными технологиями и может воспользоваться личным кабинетом.
Запись на прием
В онлайн-режиме можно записаться на прием к профильным специалистам в любом ТЦСОН, управлении либо отделе по труду, занятости и социальной защите, органах Фонда социальной защиты населения, Департамента государственной инспекции труда – словом, во всех учреждениях системы соцзащиты.
Можно выбрать удобные дату и время, а также необходимого специалиста. В министерстве убеждены, что сервис будет очень востребован и расширит зону комфорта по организации коммуникаций с гражданами.
Чат-бот для экстренных сообщений о невыплатах пособий и зарплаты
В Министерстве расширяют каналы информационного взаимодействия для оперативного решения острых проблем. В новой версии портала предусмотрен чат-бот для информирования органов Департамента госинспекции труда либо органов ФСЗН по вопросам несвоевременной выплаты зарплаты и пособий.
– Если работодатель не выполняет свои обязательства по выплате зарплаты или не вовремя выплачивает, допустим, пособие по уходу за ребенком до 3 лет, не оплачивает больничный лист, в чат-боте нужно указать наименование организации, что именно не выплачено, за какой период, а также оставить свои контактные данные. Специалисты, получив сообщение, оперативно свяжутся с гражданином, выяснят необходимые детали и приступят к взаимодействию с субъектом хозяйствования.
ВАЖНО
Вход в личный кабинет на портале социальной защиты осуществляется через межбанковскую систему идентификации (МСИ). Это привычный инструмент для большинства белорусов – тех, кто дистанционно взаимодействует с банковской системой.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 15 июля 2025 г.
Подписан Указ, упрощающий регистрацию земельных участков
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 июля подписал Указ № 273, направленный на упрощение процедур регистрации земельных участков.
Указом до 1 января 2028 г. устанавливается упрощенный порядок оформления гражданами правоудостоверяющих документов на земельные участки (без разработки проектов их отвода), предоставленные для строительства и обслуживания одноквартирных жилых домов, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, народных художественных ремесел, а также в случаях их самовольного занятия.
Также до этой даты продлеваются сроки упрощенного порядка оформления правоудостоверяющих документов на земельные участки (без разработки проектов их отвода), предоставленные организациям для строительства и обслуживания эксплуатируемых многоквартирных жилых домов и объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Соответствующие изменения внесены в указы № 463 от 26 декабря 2017 г. «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» и № 76 от 2 марта 2021 г. «Об оформлении правоудостоверяющих документов».
Главой государства подписан Закон об изменениях в вопросах соцстрахования и пенсионного обеспечения
В целях совершенствования законов по вопросам государственного социального страхования с учетом практики их применения Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения».
Законом предусматривается предоставление плательщикам налога на профессиональный доход права самостоятельно доплачивать в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения взносы на пенсионное страхование для формирования своих будущих пенсионных гарантий.
Для индивидуальных предпринимателей устанавливается дифференцированный порядок уплаты взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в зависимости от полученных ими доходов. Также предусматривается продление сроков уплаты таких взносов и полная автоматизация процессов взаимодействия с ФСЗН.
Законом ужесточаются меры ответственности для работодателей, выплачивающих заработную плату в конвертах, с одновременным снижением социальных гарантий для получателей данной заработной платы. Органам Фонда социальной защиты населения предоставляется право выносить самостоятельные решения о взыскании задолженности с субъектов хозяйствования в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.