Роль органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти обсудили представители стран СНГ
16 апреля 2025 г. в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялся Международный семинар на тему «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в работе которого приняли участие представители министерств юстиции и других заинтересованных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Семинар стал очередным международным мероприятием, организованным в соответствии с Планом работы Совета министров юстиции государств – участников СНГ на 2025 год.
Открывая семинар, ответственный секретарь Совета министров юстиции государств – участников СНГ Ирина Целиковец отметила, что под эгидой Совета на постоянной основе проходит экспертный обмен опытом, что позволяет проводить системный анализ проблемных вопросов, вносить предложения по развитию конкретных направлений сотрудничества в сфере юстиции и разрабатывать необходимые проекты документов.
С инициативой обсуждения вопросов взаимодействия органов юстиции и юридической службы органов государственной власти выступило Министерство юстиции Кыргызской Республики.
В своем приветствии первый заместитель Министра юстиции Кыргызской Республики Зарема Аскарова справедливо обозначила, что тема семинара актуальна для всего юридического сообщества государств – участников СНГ. В современных условиях эффективная юридическая служба – это неотъемлемая часть сильной государственной власти.
Представитель председательствующей стороны в Совете министров юстиции – заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Валентина Якимович подчеркнула значимость обмена наработанным опытом, теоретическими и практическими подходами министерств юстиции государств – участников СНГ к организации взаимодействия юридических служб.
В рамках состоявшейся дискуссии была представлена модель нормотворчества Кыргызской Республики, в том числе освещено направление методического руководства и правовой координации деятельности юридических служб. Особое внимание было уделено работе Института нормотворчества и верховенства права при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, деятельность которого направлена на институционализацию правового анализа, формирование единых подходов в нормотворческой практике, а также развитие экспертной поддержки органов государственной власти.
В ходе семинара обсужден порядок осуществления юридической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь, проводимой Министерством юстиции, а также территориальными органами юстиции. В частности, участие представителей главных управлений юстиции Минского облисполкома и Минского горисполкома позволило затронуть вопрос повышения качества юридической службы как на республиканском, так и на местном уровнях.
Вниманию участников международного семинара был представлен опыт обеспечения Минюстом России и его территориальными органами единства правового пространства Российской Федерации. В выступлениях спикеров были затронуты особенности ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также представлены разработанные Минюстом России в рамках оказания помощи правовым службам регионов и органам местного самоуправления муниципальных образований Методические рекомендации по подготовке проектов нормативных правовых актов, которые в свободном доступе размещены на официальном сайте Минюста России.
В рамках обсуждения Министерством юстиции Республики Узбекистан были продемонстрированы основные направления деятельности органов юстиции в налаживании и координации системы оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам посредством электронного взаимодействия. Представлена работа правовых консультативных бюро, где наряду с бесплатными консультациями для граждан осуществляется подготовка необходимых процессуальных документов. Детально раскрыт и продемонстрирован цифровой путь юридических служб Республики Узбекистан по электронному согласованию проектов нормативных правовых актов.
Опыт взаимодействия органов юстиции с общественными объединениями Республики Беларусь осветили представители Белорусского республиканского союза юристов. Отмечен ряд мероприятий, проводимых с участием юридического сообщества, в том числе обозначено ежегодное проведение Белорусского юридического форума «Право в современном мире», ключевая цель которого – в условиях открытого диалога между представителями государственных органов, гражданского общества и бизнеса обсудить текущее состояние правовой системы, проблемные вопросы применения правовых норм для учета при последующем совершенствовании законодательства.
Представители Белорусской нотариальной палаты, которая является базовой организацией государств – участников СНГ в сфере нотариальной деятельности, обозначили опыт сотрудничества нотариата с уполномоченными должностными лицами по организации нотариального обслуживания жителей агрогородков и оказанию методической помощи в вопросах совершения нотариальных действий, а также совместного участия в мероприятиях по повышению правовой культуры граждан. Отдельно подчеркнули, что данное сотрудничество – пример практической реализации роли органов юстиции во взаимодействии с местными исполнительными органами власти.
В целом стороны обменялись национальным опытом взаимодействия органов юстиции с юридическими службами государственных органов различных уровней, включая вопросы проведения правовых реформ, инвентаризации законодательства, осуществления различного рода экспертиз, методического обеспечения подготовки проектов ведомственных нормативных правовых актов, обучения специалистов. Материалы семинара будут размещены на специальной странице Совета министров юстиции на интернет-ресурсах Исполнительного комитета СНГ.
Итоги проведения Международного семинара «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в том числе предложения по дальнейшему укреплению сотрудничества в правовой сфере, будут представлены на девятнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников СНГ, которое состоится 25 июня 2025 г. в городе Минске под председательством Министра юстиции Республики Беларусь Коваленко Е.И.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Апелляционный экономический суд. Когда начнет действовать и какие вопросы будет разрешать?
Образование Апелляционного экономического суда обеспечит более оперативное и качественное отправление экономического правосудия. Таким мнением с журналистами поделился заместитель Председателя Верховного Суда Юрий Кобец, передает корреспондент
БЕЛТА.
С 1 января 2026 г. вступают в силу основные положения Кодекса гражданского судопроизводства. «Со вступлением в силу настоящего кодекса мы подходим к одному из завершающих этапов судебно-правовой реформы в Республике Беларусь. А самое главное – эта реформа влечет за собой создание Апелляционного экономического суда», – сказал Юрий Кобец.
По сути, экономические суды впервые в своей истории будут работать в трехзвенной системе. При этом областные экономические суды и Экономический суд города Минска будут выступать в качестве судов первой инстанции. Апелляционный экономический суд – в качестве второй, апелляционной, инстанции.
«Создание Апелляционного суда продиктовано прежде всего необходимостью обеспечить более оперативное и качественное отправление экономического правосудия. Мы сразу решаем несколько задач, – отметил Юрий Кобец. – Первая задача – это выделение апелляционной инстанции из экономических судов областей и города Минска. В настоящее время две инстанции находятся в одном суде, что является не совсем правильным и вызывает достаточно обоснованные нарекания со стороны участников процесса».
Зампредседателя Верховного Суда отметил, что Апелляционный экономический суд будет работать в составе 27 судей, включая председателя и двух его заместителей.
«Что касается комплектования Апелляционного экономического суда, оно будет производиться исключительно за счет кадров системы судов общей юрисдикции. То есть ни одной дополнительной единицы – ни судей, ни государственных служащих, ни сотрудников аппарата суда – мы не берем в этот суд», – пояснил Юрий Кобец.
В Апелляционном суде будут образованы Президиум, апелляционная судебная коллегия, судебная коллегия по рассмотрению гражданских дел в качестве суда первой инстанции и по делам об административных правонарушениях.
К компетенции Апелляционного суда будут относиться рассмотрение гражданских дел по экономическим спорам, вытекающим из хозяйственных правоотношений, а также надзор за деятельностью нижестоящих областных экономических и Экономического суда города Минска.
Апелляционный экономический суд начнет действовать с 1 января 2026 г. Сейчас в исторической части Минска, по адресу ул. Мясникова, 5 возводится здание. Ввод в эксплуатацию запланирован на ноябрь текущего года. В современном здании будут обустроены восемь залов судебных заседаний, зал Президиума. Все залы оснастят современными аудиовизуальными системами для фиксации хода судебных процессов.
По информации Верховного Суда, к настоящему времени возведен каркас четырехэтажного здания с подземным этажом и чердачным помещением технического назначения. Проложены наружные инженерные сети, ведутся работы по остеклению оконных проемов, устройству крыши, прокладке внутренних коммуникаций, иные работы. Готовность здания составляет 40 %.
По информации
БЕЛТА
Валентин Сукало: новации в уголовном законодательстве уже исполняются судами
Новации в уголовном законодательстве, вступившие в силу с 3 марта 2025 года, уже исполняются судами. Об этом сообщил Председатель Верховного Суда Валентин Сукало на заседании Пленума ВС, посвященном рассмотрению судами уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также по делам о преступлениях, совершенных в составе организованных групп, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«Концепция правовой политики Республики Беларусь утверждена Указом Президента Республики Беларусь 28 июня 2023 г. Она предусматривает очень серьезные изменения действующего уголовного законодательства. Такие изменения уже приняты, они вступили в законную силу 3 марта этого года и, по существу, уже реально исполняются нами», – сказал Валентин Сукало.
Речь идет о Законе от 17 февраля 2025 г. № 61-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», который вступил в силу с 3 марта нынешнего года.
При работе над этими изменениями Верховному Суду было предложено актуализировать и некоторые постановления Пленума ВС, адаптировать их к существующим реалиям, отметил Валентин Сукало. По его словам, было предложено совместно с Генеральной прокуратурой провести обобщения судебной практики по нескольким категориям уголовных дел и при необходимости внести их на рассмотрение пленума. Результаты двух обобщений сегодня рассматривают на заседании пленума.
Председатель ВС отметил, что представленные проекты постановлений обсуждались на Научно-консультативном совете при Верховном Суде. Кроме этого, был проведен ряд рабочих совещаний и консультаций с представителями Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Министерства внутренних дел. В целом же эти проекты стали результатом согласований и консультаций.
В ходе подготовки обсуждался и вопрос о возможности принятия новых постановлений Пленума по соответствующим категориям дел, заметил Валентин Сукало. Однако с точки зрения законодательной техники количество вносимых изменений не предполагает новых постановлений. Необходима новая редакция двух соответствующих постановлений.
«Необходимо учитывать (и об этом нам говорили ученые), что базовые положения Общей части Уголовного кодекса за эти 20 лет не претерпели изменения», – отметил Председатель ВС, добавив, что это касается многих фундаментальных позиций. Пленум Верховного Суда достаточно ограничен в этой части, не может выходить за пределы базовых положений Общей части УК, обратил он внимание.
Реализация государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики их потребления и социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, позволила стабилизировать ситуацию в этой сфере. Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом запрещенных веществ, сократилось. Вместе с тем общественная опасность таких деяний не исчезла. Статистикой отмечается увеличение объемов изымаемых в стране наркотических средств, возросло на 3,6 % количество установленных лиц, совершающих их сбыт, в том числе несовершеннолетних, вовлекаемых в их незаконный оборот. Это свидетельствует о сохраняющейся наркоугрозе и требует принятия действенных комплексных мер по ее искоренению.
Пленум обратит особое внимание судов на значимость правильного применения законодательства и постановления законных, обоснованных и справедливых приговоров, которые должны быть направлены на защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение общественной безопасности и предупреждение преступных посягательств. Суды будут ориентированы при назначении наказаний за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе в составе организованных групп, на неукоснительное соблюдение требований закона об индивидуализации ответственности, поскольку законность и справедливость – это два тех ключевых признака, которые неразрывно должны следовать как при рассмотрении дела, так и при назначении наказания.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики: наблюдается устойчивый тренд на снижение числа дел о несостоятельности и банкротстве
В Беларуси наблюдается устойчивый тренд на снижение числа дел о несостоятельности и банкротстве. Об этом заявил директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Юрий Тараканов, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Минэкономики.
(фото – БЕЛТА)
Департаментом по санации и банкротству подведены итоги 2024 года и проанализирована динамика применения процедур несостоятельности и банкротства за последние 10 лет.
Выявлены следующие тенденции: более чем в два раза снизилось количество дел о несостоятельности и банкротстве, стал чаще применяться механизм реструктуризации задолженности в рамках мировых соглашений санируемых предприятий с кредиторами. Кроме того, вырос процент удовлетворенных требований кредиторов по завершенным делам за счет имущества должника, сократился средний срок ликвидационного производства (с 14 месяцев в 2018 году до 8,5 месяцев в 2024-м).
«Законодательство об регулировании неплатежеспособности в первую очередь ориентировано на реализацию механизмов по предупреждению несостоятельности и банкротства. Основная задача – ликвидация неэффективности», – отметил директор департамента.
По информации
БЕЛТА
Мониторинг законодательства и доступность правосудия. О чем говорили во время круглого стола ко Дню Конституции
Как повлияли изменения и дополнения в Основной Закон на жизнь страны и общества, а также их важность для законодательства обсудили сегодня во время круглого стола «Обновленная Конституция как основа совершенствования законодательства, правоприменения и развития правовой науки», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс отметила, что при проведении конституционной реформы гражданам была предоставлена уникальная историческая возможность – принять участие в создании Основного закона.
«Совмещенная устная и письменная форма активности позволили получить более 16 тыс. мнений по конституционных нормах. В числе Конституционной комиссии были не только юристы, но и не осведомленные о юридических тонкостях граждане, имеющие богатый жизненный опыт, позволяющий оценить гражданские инициативы, – рассказала Ольга Чуприс. – Как показали итоги работы, наибольший интерес представляют конституционные положения, затрагивающие избирательные и гражданские права, системы органов госвласти, партийное строительство гражданского общества, а также нормы, касающиеся социальной защиты населения. Были выявлены ожидаемые народом направления развития белорусского государства или видения разрешения конкретных жизненные ситуаций. Идеи и пожелания граждан, не нашедшие отражение в скорректированном законе, были направлены в госорганы и организации для последующего учета в отраслевом законодательстве. Ряд из них уже нашел реализацию».
«В продолжении конституционной реформы был проведен масштабный мониторинг законодательства, рассматривалось его соответствие Конституции. Сложность данного вопроса не предполагала получение значительного числа мнений от населения, но даже единичные оценочные суждения имели значение. Расчет был в первую очередь на мнение профессиональных юристов, – подчеркнула Замглавы Администрации Президента. – Мониторинг показал заинтересованность в совершенствовании отраслевого законодательства, а также сферы, наиболее интересующие людей. Наибольшее внимание отдавалось социальному законодательству, а именно пенсионному обеспечению, соцзащите, здравоохранению, жилищным правоотношениям. Общество также интересовало законодательство предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Участие граждан в мониторинге подтвердило запрос на наличие актуального законодательства, соответствующего результатам конституционной реформы».
Министр юстиции Евгений Коваленко акцентировал внимание, что Основной закон не должен существовать отдельно от других. «Последовательное развитие ценностей, принципов и норм Конституции в положениях законов и подзаконных правовых актов, выступает основой к построению суверенного, демократического, социального, правового государства. Данные положения служат не только правовым, но и политическим, нравственным ориентиром. Конституция является достижением и достоянием всех государственных органов, должностных лиц и граждан», – уверен он.
Евгений Коваленко подчеркнул, что правильно интерпретировать конституционное ориентиры, инкриминировать идеи Основного закона в правовой массив, актуализировать его согласно меняющимся общественным отношениям – это одна из задач правовой экспертизы. «С ее помощью мы реализуем важнейший конституционный принцип – принцип верховенства права. Кроме того, правовая экспертиза выступает проводником основных начал Конституции в законодательстве, является инструментом реализации гарантированных прав и законных интересов граждан, общества и государства», – добавил Министр.
Первый заместитель Председателя Верховного Суда Валерий Калинкович в своем выступлении сказал, что на конституционном уровне установлены оптимальные и эффективные основы правовой, политической, социальной и экономической систем государства. «Получили свое дальнейшее развитие нормы, регулирующие организацию и деятельность судебной власти, сформирована прочная правовая основа для ее последовательного совершенствования, – добавил Валерий Калинкович. – Одновременно с проведением конституционной реформы наша система получила импульс для дальнейшего совершенствования судебной деятельности, чтобы возможности и инструменты судебной защиты прав и законных интересов, становились более простыми, понятными и удобоприменяемыми для граждан. Это позволит обеспечить доступность правосудия для населения».
По информации
БЕЛТА