Маркировка товаров в ЕАЭС: что нужно знать белорусам и каких новаций ждать
Механизм маркировки товаров средствами идентификации применяется в Евразийском экономическом союзе с 2016 года. В Беларуси создана и своя национальная система маркировки, определен перечень подлежащих ей товаров. Зачем это нужно? В первую очередь для обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей, чтобы их не вводили в заблуждение, предлагая фальсифицированную продукцию. Как отработан этот процесс в ЕАЭС и что нового ждать белорусам, рассказал корреспонденту
БЕЛТА заместитель начальника главного управления контроля реализации товаров и услуг – начальник управления электронных систем контроля Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский.
Как в ЕАЭС создавали систему маркировки
С 2016 года в ЕАЭС была введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками изделий из меха. В ходе реализации пилотного проекта на уровне Евразийской экономической комиссии была создана информационная система маркировки, отработан механизм обмена информацией и взаимодействия стран союза при трансграничной торговле. Также были выработаны универсальные требования к контрольному (идентификационному) знаку. Определено, что вся необходимая информация накапливается в национальных сегментах информационной системы маркировки, а при трансграничной торговле другим государствам ЕАЭС передаются данные, достаточные для подтверждения легальности перевозимой продукции. Установлено, что каждая страна союза сама определяет состав информации, подлежащей включению в национальную систему, а вместе с тем и нагрузку на бизнес. Стороны пришли к выводу, что информационная система, созданная в результате пилотного проекта, может быть адаптирована при введении маркировки на другие товары.
Положительный опыт нашел отражение в соглашении о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, подписанном в 2018 году в Алматы. «Документом определены основные цели создания механизма маркировки. Это обеспечение законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, защита прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение», – отметил Вячеслав Майковский.
Нормы соглашения регулируют введение на территории стран ЕАЭС маркировки товаров унифицированными средствами идентификации, а также устанавливают общие требования к участникам оборота. Документ носит рамочный характер и может распространяться на широкую группу товаров, перечень которых постоянно увеличивается. В настоящее время соглашение о маркировке является базовым международным договором в этой сфере, в развитие которого принимаются решения Совета ЕЭК и Коллегии ЕЭК, регламентирующие порядок функционирования системы маркировки, ее распространение на различные категории товаров, порядок информационного взаимодействия при трансграничной торговле, а также определяющие средства идентификации, их характеристики, порядок их генерации.
«Созданный механизм маркировки позволяет обеспечивать легальность оборота товаров на территории стран ЕАЭС. Для беспрепятственного перемещения товаров внутри союза для всех государств необходимы единые правила, требования, нормы, условия работы», – обратил внимание Вячеслав Майковский.
Процесс идет активно. Какие товары маркируются в странах союза
Механизм маркировки средствами идентификации внедряется во всех государствах ЕАЭС. «Безусловный лидер в этом направлении – Россия, на территории которой уже сейчас маркируется 31 товарная группа. И в ближайшее время там ожидается завершение ряда экспериментов по маркировке товаров средствами идентификации», – добавил представитель МНС.
Есть три модели применения механизма. Маркировку определенного товара могут ввести на территории всех пяти государств – членов ЕАЭС. Так произошло с меховыми изделиями. Вторая опция – ввести маркировку на территории лишь нескольких стран по мере технической готовности и заинтересованности с обязательным признанием всеми участниками союза средств идентификации и получением кодов маркировки через своих национальных операторов (администраторов). Это касается обуви и ряда других товаров легкой промышленности, духов и туалетной воды, новых резиновых пневматических шин и покрышек, фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, молочной продукции, упакованной воды, электронных сигарет, безалкогольных напитков и соков, мобильных телефонов, ноутбуков (планшетов), пивной продукции, биологически активных добавок к пище, ветеринарных препаратов, растительных масел, консервированной продукции, кормов для животных. Третий вариант – маркировка товарной группы в соответствии с национальным законодательством каждого государства ЕАЭС в отдельности (алкогольная, табачная продукция, лекарственные препараты).
По мнению Вячеслава Майковского, правовая база для развития механизма маркировки в ЕАЭС сформирована, страны в достаточной мере погружены в эту сферу, для всех участников союза понятны и ясны правила ее введения на своей территории. «Маркировка средствами идентификации динамично развивается в ЕАЭС. Актуален вопрос обеспечения информационного межоператорского взаимодействия для получения кодов маркировки иностранного образца через национальных операторов при экспорте товаров с территории государства, где маркировка не введена, на территорию государства, где введена. А также для взаимного признания средств идентификации при трансграничной торговле между государствами, где введена маркировка. Кроме того, видится целесообразным и необходимым развивать механизм агрегации кодов маркировки, перехода всех государств – членов ЕАЭС на информационный обмен не в рамках межоператорских соглашений, а посредством интегрированной информационной системы союза. Работы в данном направлении ведутся на площадке ЕЭК с активным участием белорусской стороны», – проинформировал Вячеслав Майковский.
Как обстоят дела с маркировкой в Беларуси
Во всех странах союза созданы национальные системы маркировки и определены национальные операторы (администраторы), которые обеспечивают информационное взаимодействие, в том числе при трансграничном перемещении товаров. В Беларуси это РУП «Издательство «Белбланкавыд», подчиненное Министерству финансов. А органом-регулятором в нашей стране является Министерство по налогам и сборам.
В Беларуси в настоящее время введена маркировка изделий из натурального меха, а также молочной продукции, обуви, отдельных товаров легкой промышленности (пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, постельное и столовое белье, новые резиновые пневматические шины и покрышки). Все эти товарные группы не подлежат перемаркировке в России при трансграничной торговле. Средства идентификации белорусского образца признаются в РФ, равно как и средства идентификации российского образца – в Беларуси. В отношении товаров, по которым маркировка на национальном уровне не введена (духи и туалетная вода, минеральная и питьевая вода, биологически активные добавки к пище, ветеринарные препараты и др., за исключением пивной продукции, в том числе безалкогольного пива), национальный оператор выдает белорусским экспортерам коды маркировки российского образца.
Представитель МНС подчеркнул важность унификации подходов к маркировке товаров, недопущения снижения экспортных поставок. С этой целью проводится работа по поэтапному расширению перечня товаров, подлежащих маркировке в Беларуси, что позволяет обеспечивать взаимное признание средств идентификации и снижение операционных издержек, связанных с администрированием процессов. С 1 октября 2025 года в Беларуси вводится маркировка безалкогольных напитков, мобильных телефонов, ноутбуков. В планах на 2026 год – маркировка кормов для животных, смазочных материалов, масложировой продукции, велосипедов, косметики и бытовой химии.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
МНС напоминает об уплате налога физлицами на основании декларации о доходах не позднее 2 июня
Министерство по налогам и сборам напоминает, что 2 июня истекает срок уплаты подоходного налога, подлежащего уплате физическими лицами, представившими налоговые декларации о доходах за 2024 год. Об этом сообщили
БЕЛТА в МНС.
Подоходный налог уплачивается на основании извещения на уплату налога, направляемого налоговым органом по почте, лично или в электронном виде в личном кабинете плательщика.
В МНС отметили, что уплату можно произвести в безналичном порядке (через интернет-банкинг, мобильный банкинг, в инфокиосках через систему ЕРИП), а также наличными в отделениях банка или почтовой связи на основании извещения на уплату подоходного налога.
По информации
БЕЛТА
Налоговые консультанты бесплатно разъяснят законодательство 30 мая
Акция по бесплатному разъяснению налогового законодательства Палатой налоговых консультантов состоится 30 мая. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства по налогам и сборам.
Акция пройдет с 10.00 до 16.00 в онлайн- и офлайн-форматах. Адрес проведения консультаций в офлайн-формате (по вопросам налогообложения физических лиц и индивидуальных предпринимателей) – Минск, ул. Пугачевская, д.6, этаж 3, ком. 302.
Консультации в онлайн-формате можно получить по следующим темам: вопросы налогообложения физических лиц, индивидуальных предпринимателей, ИП, оказывающих услуги такси и организаций.
Контактные телефоны для получения онлайн-консультаций размещены на официальном сайте и в официальных аккаунтах Палаты налоговых консультантов.
По информации
БЕЛТА
МНС о планируемых новациях правового регулирования сферы игорного бизнеса
В Беларуси будут приняты меры, направленные на дальнейшее цивилизованное развитие сферы игорного бизнеса. Об этом сообщил журналистам Министр по налогам и сборам Дмитрий Кийко, передает корреспондент
БЕЛТА.
Дмитрий Кийко отметил, что сфера игорного бизнеса регулируется в Беларуси с 2010 года и созданная в стране система позволяет своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы. На совещании у Главы государства 29 мая был рассмотрен вопрос, какие меры еще необходимо принять, чтобы отрегулировать все правила. Новации предложили закрепить в проекте президентского указа.
«С учетом практики применения, контрольных мероприятий, я даже не могу сказать, что вносятся какие-то совершенно новые требования. Мы, скорее, больше прописываем регламент и обращаем внимание на действующие ограничения. То есть один блок предложений – регламентировать ограничительные меры, которые у нас во многом уже были», – рассказал Министр.
Второй блок вопросов в большей степени касается виртуальных казино, особенно тех, которые ведут деятельность из-за границы. «В настоящее время принимаются меры по блокировке соответствующих сайтов и ссылок. Новация в предложенном проекте указа в том, чтобы на уровне банковских и финансовых учреждений был реализован запрет на вывод денежных средств на счета иностранных организаций, которые связаны с азартным бизнесом», – пояснил Дмитрий Кийко.
По его словам, вынесенный на рассмотрение главы государства документ направлен на дальнейшее цивилизованное развитие сферы игорного бизнеса. Отсюда вытекает третий блок новаций. За последние годы появились новые платежные сервисы: развиваются криптобиржи, граждане все чаще пользуются криптовалютой.
«Разрешается использовать криптовалюту участникам азартных игр, но цивилизованно – через резидентов Парка высоких технологий. И, соответственно, через резидентов Парка высоких технологий иностранные граждане также могут выводить соответствующие выигрыши в криптовалюте», – отметил глава ведомства.
Дмитрий Кийко добавил, что на рынке увеличивается доля виртуальных игорных заведений. Сегодня на них приходится около 70 % всего оборота. Также растет количество иностранных граждан, которые приходят в белорусские игорные заведения. С 2018 по 2024 год фиксируется пятикратный рост и, по последним данным, их около 16 % от всех игроков.
«Это связано с тем, что с 2019 года на нашей территории начали развиваться виртуальные игорные заведения. Все уходит в онлайн», – констатировал Министр.
Что касается введения моратория на игру в долг, в проекте указа прописана норма, в соответствии с которой игорным заведениям запрещено предоставлять денежные средства игрокам. Кроме того, игроков будут проверять на факт принадлежности им предоставленных банковских карт и других средств расчета.
«Плюс, если есть самоограничение, то гражданину запрещен доступ и в обычное игорное заведение, и в виртуальное. Также вносится норма об ограничении в отношении лиц, которые по определениям судов являются должниками по гражданским процессам (либо должны бюджету, либо неплательщики элементов и тому подобное)», – добавил Дмитрий Кийко.
По его словам, по итогам обсуждений Глава государства поддержал предложенные подходы.
По информации
БЕЛТА
Какие вопросы развития электронного документооборота разъясняют бизнесу налоговые органы
Заместитель Министра по налогам и сборам Владимир Муквич на форуме PRO.EDO на тему «Развитие электронного документооборота в Беларуси» рассказал журналистам, какие вопросы развития электронного документооборота сегодня разъясняют бизнесу налоговые органы, передает корреспондент
БЕЛТА.
Владимир Муквич рассказал, что на форуме главная тема – развитие электронного документооборота в Республике Беларусь. «Тем не менее спектр тем охватывает практически все процессы деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов. Сегодня хотелось бы больше акцентировать внимание именно на хозяйственной кооперации между субъектами. Это сложная и чувствительная тема, потому что от этого зависит корректное оформление документов. Это требует межведомственного взаимодействия, взаимодействия между информационными системами. В этом вопросе важна юридическая значимость документов и технологическая организация этого процесса», – заметил он.
С 1 октября 2025 г. расширяется количество товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь. 36 новых товарных групп будут прослеживаться с использованием электронных накладных. «Для бизнеса важно предоставить актуальную информацию о том, каким образом производится этот процесс. Осталось мало времени для того, чтобы принять управленческие решения», – обратил внимание он.
По словам замминистра, важно в рамках мероприятия проговорить вопросы, которые есть у бизнеса, выявить проблемы и принять меры. «Уже сегодня прослеживаемость товаров в Республике Беларусь применяется по ряду товарных групп, планируется в следующем году их расширить в рамках функционирования Союзного государства», – сказал Владимир Муквич.
Важность форума также отмечается в Директиве № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины». «Необходимо максимально уходить от бумажных документов, дебюрократизировать процессы. По итогам мероприятия мы обязательно наметим те вопросы, которые необходимо еще регулировать», – подчеркнул замминистра.
Что касается международного опыта, то, по словам Владимира Муквича, Беларусь использует подходы, сформированные ООН. «Учитываем также практику нашего основного торгового партнера – Российской Федерации, – рассказал он. – Для внедрения электронных документов очень важно использовать уже наработанный подход, чтобы электронный документ можно было использовать в последующем с минимальными доработками в трансграничном сообщении. С Россией мы договорились о взаимодействии на основе национальных документов. Зная, какая информация там содержится, мы ее обрабатываем для использования в своих целях. При этом не обязываем наших экспортеров и импортеров переходить на документы других стран. Считаю, что это очень удобная модель. Сейчас стоит задача о том, чтобы наращивать ее использование».
Форум PRO.EDO проводится с участием широкого круга представителей регуляторов Республики Беларусь, представителей ФНС Российской Федерации, членов бизнес-ассоциаций. Практикой перехода на электронный документооборот поделится крупный бизнес. Ключевыми вопросами для обсуждения в ходе мероприятия являются вопросы состояния и перспективы развития электронного документооборота в Беларуси, кибербезопасности и защиты информации при электронном документообороте, трансграничного обмена электронными документами, цифровых технологий в госзакупках в Беларуси и закупках на площадках стран ЕАЭС, опыта Российской Федерации в сфере развития электронного документооборота.
По информации
БЕЛТА