28.10.2024
МНС об уплате транспортного налога и применении инвестиционного вычета
Министерство по налогам и сборам по вопросу уплаты транспортного налога, применения инвестиционного вычета в отношении автомобилей, оснащенных как электродвигателем, так и двигателем внутреннего сгорания (далее – ДВС), в котором ДВС используется исключительно для подзарядки аккумуляторной батареи, разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 307-2 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за организациями в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, если иное не установлено пунктом 2 статьи 307-9 НК.
Пунктом 2 статьи 307-9 НК установлено, что не признаются объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, транспортные средства категории M1 или M1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 года.
В отношении транспортных средств, не признаваемых объектом налогообложения транспортным налогом, транспортный налог не исчисляется и не уплачивается.
Классификация транспортных средств по категориям приведена в пункте 1 приложения 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
Согласно разъяснению Государственного таможенного комитета транспортное средство, предназначенное главным образом для перевозки людей, оснащенное как электродвигателем, так и ДВС, в котором ДВС используется исключительно для подзарядки аккумуляторной батареи с возможностью подзарядки батареи подключением к внешнему источнику электроэнергии (Plug-in hybrid) приводимое в движение только электрическим двигателем классифицируется в субпозиции 8703 80 000 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Субпозиция 8703 80 000 «Транспортные средства, приводимые в движение только электрическим двигателем» включает код 8703 80 000 2 «Легковые автомобили категории М1 или М1G».
С учетом изложенного, транспортные средства категорий M1, M1G, оснащенные как электродвигателем, так и ДВС, в которых ДВС используется исключительно для подзарядки аккумуляторной батареи с возможностью подзарядки батареи подключением к внешнему источнику электроэнергии, приводимые в движение только электрическим двигателем, не являются объектом обложения транспортным налогом.
Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей» (далее – Указ № 92) установлено, что по 31 декабря 2025 года юридические лица вправе применять инвестиционный вычет от первоначальной стоимости электромобилей, включая легковые (в том числе приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта) и стоимости вложений в их реконструкцию - в пределах 100 процентов их первоначальной стоимости (стоимости вложений в реконструкцию).
В соответствии с пунктом 4 Указа № 92 электромобили – транспортные средства категорий M, MG, N, NG, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем.
Следовательно, организации вправе применить инвестиционный вычет по Указу № 92 в отношении транспортных средств категорий M, MG, N, NG, оснащенных как электродвигателем, так и двигателем внутреннего сгорания, в которых ДВС используется исключительно для подзарядки аккумуляторной батареи с возможностью подзарядки батареи подключением к внешнему источнику электроэнергии, приводимых в движение только электрическим двигателем.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Депутат о регулировании услуг каршеринга: вопрос требует комплексного подхода
В Беларуси будут урегулированы услуги каршеринга, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей Владимир Боровенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
15 июля прошло расширенное заседание Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей по вопросу правового регулирования предоставления услуг краткосрочной аренды транспортных средств (каршеринга). В ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Республики Беларусь, проведенного 25 июня 2025 г. в Палате представителей, были выявлены пробелы правового регулирования при предоставлении услуг краткосрочной аренды транспортных средств. Это касается и шеринга средств персональной мобильности – велосипедов и электросамокатов.
В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия каршеринговых организаций и пользователей, в связи с чем их отношения регулируются положениями Гражданского кодекса, которые не в полной мере отражают специфику поминутной аренды автомобилей. В этой связи каждая шеринговая компания придерживается своей политики при взаимодействии с гражданами. Обычному пользователю сложно разобраться во всех тонкостях и различиях систем работы таких организаций, вариативности предусматриваемых штрафов и прочих взысканий за ненадлежащее пользование автомобилем.
«Этот вопрос был поднят в ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, – отметил депутат. – Были вскрыты моменты обеспечения безопасности при краткосрочной аренде автомобилей, самокатов, велосипедов. Вопросы касались законодательного регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Потому что зачастую каршерингом пользуются люди в состоянии алкогольного опьянения (это показывает статистика ДТП), а также лишенные прав, не имеющие опыта вождения. А за рулем машины, на которой никогда не ездил, вдвойне вырастает нагрузка на водителя, даже если он имеет права. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения стоит во главе угла».
По словам депутата, не мало вопросов и с кикшерингом (прокатом самокатов). «Указ № 145 в какой-то мере урегулировал использование самокатов, был установлен возрастной ценз. Но между тем ими пользуются и дети в возрасте до 14 лет, и двое людей одновременно, что тоже запрещено ПДД. Возникают также вопросы обеспечения мест парковки самокатов. И другие, вплоть до обеспечения скорости на различных участках дорог, – подчеркнул Владимир Боровенко. – Поэтому мы подойдем здесь комплексно. На заседание приглашены представители различных министерств и ведомств, чтобы обсудить и принять согласованное решение по обеспечению безопасности при использовании автотранспорта и средств персональной мобильности».
По информации
БЕЛТА
Изменения коснутся исключительно физических лиц. Какие корректировки планируются в Налоговый кодекс
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации
БЕЛТА
Эксперты одобрили проект Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров в СНГ
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве состоялось заседание экспертной группы по согласованию проекта Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров государств – участников СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ.
Проект стратегии разработан Министерством транспорта Таджикистана при сотрудничестве с Экономической и социальной комиссией ООН для стран Азии и Тихого океана и Европейской экономической комиссией ООН в рамках реализации концепции председательства Таджикистана в Содружестве Независимых Государств в 2025 году и определяет цели и тенденции развития транспортной системы на пространстве СНГ.
В мероприятии приняли участие представители профильных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, полномочные представители Казахстана и Кыргызстана в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также представители Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств СНГ, Дирекции Совета по железнодорожному транспорту стран Содружества и Исполнительного комитета СНГ.
По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания полностью одобрили проект стратегии, доработанный с учетом поступивших замечаний стран СНГ, и приняли решение внести проект документа на рассмотрение высших органов СНГ в установленном порядке.
По информации
БЕЛТА
О расширении с 1 октября 2025 г. перечня товаров, подлежащих маркировке
МНС информирует о том, что Советом Министров Республики Беларусь 25.07.2024 принято постановление № 537 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» (далее – постановление № 537) и 25.11.2024 постановление № 877 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 877).

Постановлениями № 537 и № 877 с 01.10.2025:
расширяется перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250;
Справочно: В указанный перечень включены 36 товарных позиций, в том числе молоко и молочные продукты, крупы, чай, кофе, макаронные изделия, отдельные виды бакалеи, обувь, пылесосы, утюги, телевизоры, электрический чайники, фены и другие.
из перечня товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, исключаются безалкогольные напитки, соки, мобильные телефоны и ноутбуки с одновременным их включением в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА