Парламентарии стран СНГ одобрили модельный закон, регулирующий работу цифровых медиаресурсов
В Душанбе прошло выездное заседание Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по культуре, информации, туризму и спорту. Парламентарии стран СНГ рассмотрели и одобрили проект модельного закона «Об электронных коммуникациях в среде цифровых медиаресурсов» – документ посвящен работе площадок, которые являются и мессенджерами, и источниками общедоступной информации одновременно. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Секретариата Совета МПА СНГ.
В заседании комиссии, которое прошло в Академии государственного управления при Президенте Республики Таджикистан, приняли участие парламентарии Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана и Таджикистана.
Парламентарии рассмотрели и одобрили проект модельного закона «Об электронных коммуникациях в среде цифровых медиаресурсов». Документ регулирует способы обмена информацией через электронные средства, рассматривает использование технологий, которые могут создавать дипфейки и фейковые новости. Кроме того, разработчики указывают способы защиты информации, которая доступна только определенным пользователям, например, подписчикам. Основная идея заключается в том, чтобы определить, какая информация считается общедоступной, а какая защищена как личная переписка.
В качестве примеров рассматриваются групповые чаты, закрытые каналы и другие способы обмена информацией между членами семьи, друзьями, работниками одной организации.
Участники встречи решили просить Совет МПА СНГ включить законопроект в повестку дня очередного пленарного заседания МПА СНГ. После принятия ассамблеей модельный закон будет направлен в национальные парламенты стран Содружества.
По информации БЕЛТА
Национальный банк Беларуси работает над внедрением мгновенных платежей по QR-коду в Беларуси, рассказал первый заместитель Председателя Правления Национального банка Александр Егоров на конференции «Цифровой банкинг – 2025». Об этом сообщает корреспондент БЕЛТА со ссылкой на управление информации и общественных связей Нацбанка.
Внедрение искусственного интеллекта позволяет повысить эффективность внутренних банковских процессов и перераспределять трудовые ресурсы на решение вопросов, носящих сложный и стратегический характер, отметил Александр Егоров.
Значимым направлением для всей страны и банковского сектора в частности остается проект по внедрению цифрового белорусского рубля. «С учетом сжатых сроков на его реализацию Национальным банком проводится комплексная работа по следующим направлениям: разработка функциональных требований, создание необходимого программного обеспечения, разработка проектов нормативно-правовых актов и взаимодействие с центральными банками других стран по вопросам организации трансграничных платежей, – сказал он. – Мы убеждены, что со временем цифровой белорусский рубль станет востребованным средством платежа».
Не менее важным, по словам первого зампредседателя, в сегменте розничных платежей является проект по внедрению возможностей осуществления внутристранового, а в дальнейшем и трансграничного, мгновенного платежа физических лиц в пользу организаций торговли и сервиса с использованием QR-кода и иных способов инициирования платежа. «В настоящее время Национальным банком совместно с заинтересованным реализуется соответствующий пилот. Он позволит физическим лицам учитывать платежи с использованием QR-кода в платежных программных приложениях любого банка и приложениях иных поставщиков платежных услуг без использования банковской платежной карточки и платежных сервисов других стран», – заявил он. Ввод проекта в промышленную эксплуатацию планируется до конца 2025 года.
Кроме этого, в сложившейся геополитической обстановке особую значимость приобретает реализация мер по обеспечению технологического суверенитета, что позволит минимизировать зависимость от поставщиков из недружественных стран и программно-технических решений, которые не требуют жесткой лицензионной политики. «Для решения задач технологической независимости необходимо консолидировать усилия всех игроков рынка, профильных государственных органов и выработать решения по развитию отрасли информационных технологий и повышению уровня технологической независимости, – уверен Александр Егоров. – В принципе, банковскому сообществу необходимо уделять повышенное внимание инициативам, задачам по минимизации зависимости от иностранных поставщиков программных и программно-технических решений».
В Минске проходит крупнейшее ежегодное мероприятие, посвященное вопросам развития цифровых финансовых технологий, - конференция «Цифровой банкинг – 2025». В этом году в конференции, которая проводится уже в 11-й раз, принимают участие около 300 топ-менеджеров и специалистов банковской и финансовой сферы, представителей IT-компаний. Главные темы разговора – перспективные направления развития платежного рынка Республики Беларусь, использование технологий больших данных (Big Data) и искусственного интеллекта в банковской и финансовой сферах.
По информации БЕЛТА
21, 23 и 24 апреля 2025 года в Отделении Исполнительного комитета СНГ состоялось заключительное заседание экспертной группы по разработке проекта Плана мероприятий второго этапа (2026–2030 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года.
В заседании принимали участие представители министерств и ведомств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также органов отраслевого сотрудничества СНГ, научного сообщества, члены Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, представители Исполнительного комитета СНГ.
Документ нацелен на развитие экономики и межгосударственного торгово-экономического сотрудничества, разработку новых кооперационных и инфраструктурных проектов, развитие цифровизации, реализацию научно-технического и образовательного потенциала, а также создание высокотехнологичных транспортных систем, развитие сотрудничества в области конкурентной политики, агропромышленного комплекса, в валютно-финансовой и социально-экономической сферах и др.
Проект Плана мероприятий отражает согласованные подходы государств – участников СНГ в отношении целей, основных задач, направлений сотрудничества и механизмов межгосударственного взаимодействия в экономической сфере с учетом основных положений Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года.
Работа над ним проводилась с июня 2024 года в рамках заседаний экспертной группы на основе предложений, поступивших от министерств и ведомств государств – участников СНГ, органов отраслевого сотрудничества СНГ и базовых организаций. Всего проведено пять таких заседаний.
В ходе заключительного заседания эксперты из государств – участников СНГ завершили работу по уточнению формулировок конкретных мероприятий Плана.
Исполнительный комитет СНГ направит материалы заседания экспертной группы в государства – участники СНГ в целях дальнейшего внесения проекта Плана мероприятий второго этапа (2026–2030 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года на рассмотрение высших органов СНГ.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
В Беларуси сформирована нормативная база для обеспечения радиационной безопасности. Об этом заявил заместитель начальника Госатомнадзора Григорий Асташко в пресс-центре БЕЛТА.
«В Беларуси сформирована нормативная база, которая комплексно регулирует все вопросы обеспечения безопасности в ядерной отрасли. В 2008 году был принят закон об использовании атомной энергии. В нашей стране пройден путь от самого начала сооружения атомной станции до ее успешной эксплуатации. Сегодня она функционирует на полную мощность, а два блока выдают нужную стране электроэнергию. Этот закон отработал до 2022 года. В этом же году был принят новый закон о регулировании безопасности при использовании атомной энергии, который вступил полноценно в силу в 2023 году», – рассказал Григорий Асташко.
С 1991 года действовали два важных закона: о социальной защите граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о правовом движении территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Эти законодательные акты были направлены на решение вопросов преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
В 1998 году в стране был принят первый закон о радиационной безопасности населения, который установил необходимые требования и принципы, критерии обеспечения радиационной безопасности. Основой для данного закона послужил модельный закон об обеспечении радиационной безопасности населения СНГ. В 2019 году он был комплексно пересмотрен и принят в новой редакции с учетом последних современных тенденций в развитии области знаний по обеспечению радиационной безопасности на основе рекомендаций признанных международных организаций.
В 2021 году Указом Президента № 137 были внесены изменения в правовой классификатор страны и законодательно закреплена отрасль ядерного права. «Сейчас мы продолжаем работу по развитию законодательства в этой сфере, в том числе двигаемся в направлении регулирования вопросов обращения с радиоактивными отходами. Одновременно идет подготовка к разработке концепции закона о внесении изменений в закон о правовом режиме территорий, загрязненных в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. После реализации этих шагов будет создана база для формирования цельной системы законодательства, которая будет обеспечивать реализацию необходимых требований в области ядерного права», – сделал акцент представитель Госатомнадзора.
На данный момент в стране разработано и введено в действие свыше четырех десятков норм и правил, которые регулируют самые различные вопросы обеспечения радиационной безопасности. Среди них общие положения обеспечения безопасности атомных электростанций, общие положения по обеспечению безопасности в сфере обращения с радиоактивными отходами. Эта работа продолжается на плановой основе. В планах Госатомнадзора на 2025 год разработка порядка полутора десятков норм и правил в развитие этого направления.
«Мы также разрабатываем и внедряем в действие так называемые руководства по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Такие документы не являются обязательными для исполнения, но вместе с тем там закладываются положения, которые регламентируют, каким образом, подходами, путями и методологией необходимо реализовывать требования, содержащиеся в нормах и правилах. Принято уже порядка 15 руководств по безопасности, и эта работа продолжается», – подытожил Григорий Асташко.
По информации БЕЛТА
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения», передает корреспондент БЕЛТА.
Законопроект разработан в целях обеспечения однозначности понимания положений статьи Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения», а также приведения их в соответствие с требованиями Закона «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности».
Законопроект предусматривает конкретизацию периода, в течение которого гражданин не вправе продолжать деятельность в статусе индивидуального предпринимателя, если размер его доходов и (или) выручки в течение календарного года превысил Br500 тыс. Этот период устанавливается на три календарных года.
Действие законопроекта распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2025 г.
По информации БЕЛТА
Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов Беларуси и России перенесено на 1 января 2027 года, заявила заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва, передает корреспондент БЕЛТА.
«С нашим стратегическим партнером – Российской Федерацией – мы ведем постоянный диалог в части движения по треку формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов. Работа эта поэтапная, в каждом государстве сложилась своя система работы на рынке нефти и нефтепродуктов, она требует взвешенного и тщательного подхода, осмысления. Обсуждая все эти вопросы в рамках ранее разработанных союзных программ, стороны пришли к пониманию, что процесс по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов требует тщательной проработки, и срок его формирования перенесен на 1 января 2027 года», – рассказала Светлана Гурина.
Сегодня депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г.». Законопроект представила зампредседателя концерна «Белнефтехим».
Протокол о внесении изменений в соглашение между Правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 года подписан в г. Минске 6 декабря 2024 года. Протоколом предусматривается продление срока действия соглашения до 31 декабря 2026 года и при этом его автоматическое продление после 31 декабря 2026 года на последующие годичные периоды, если ни одна из сторон не уведомит за три месяца до истечения очередного годичного периода другую сторону о своем намерении прекратить действие соглашения. Предусматривается отмена конкретного срока действия нормы о ежегодном включении в индикативные балансы нефти сырой, предназначенной для Республики Беларусь в объеме 24 млн тонн, поставляемой трубопроводным и иными видами транспорта (т.е. теперь эта норма действует на период действия соглашения).
Как пояснила Светлана Гурина, планами формирования общего нефтяного рынка с 2027 года и объясняются те даты, которые были зафиксированы в протоколе как изменение в соглашение.
«Но в то же время тот механизм, который мы в протоколе предусматриваем, гибкий и предполагает, что если стороны в 2027 году примут решение какие-то еще моменты отработать и чуть сместить этот срок, то уже нам не потребуются какие-то изменения. Мы будем работать в рамках соглашения и далее спокойно, последовательно двигаться, отстаивая интересы Республики Беларусь в этом вопросе», – пояснила она.
По информации БЕЛТА