Минэкономики: обновленное законодательство об урегулировании неплатежеспособности повысило эффективность финансового оздоровления предприятий
Об этом заявила 17 октября начальник управления анализа в сфере урегулирования неплатежеспособности Департамента по санации и банкротству Зоя Гайдученко в ходе лекции на тему «Актуальные вопросы анализа хозяйственной и финансовой деятельности предприятия» перед представителями резерва руководящих кадров республиканских органов госуправления в Академии Управления при Президенте Республики Беларусь.
Представитель Минэкономики в своем выступлении рассказала об особенностях вступившего с 1 октября 2023 г. в силу законодательства об урегулировании неплатежеспособности в части организации проведения государственными органами финансового оздоровления.
Начальник управления подробно остановилась на полномочиях госорганов в отношении государственных организаций, сроках и порядке их реализации (принятие мер по предупреждению несостоятельности и банкротства, решение о нецелесообразности дальнейшей реализации таких мер и др.).
Особое внимание было уделено прикладным аспектам проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
С 2022 года инвестиционный портфель инициативы «Один район – один проект» вырос в 1,7 раза, его сформировал 221 проект на более чем Br9 млрд, при этом более половины регионов уже выполнили обозначенные задачи. Такое заявление в интервью программе «Контуры» телеканала ОНТ сделал заместитель начальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Виктор Войтехович, сообщает БЕЛТА.
«В целом за неполные 3,5 года имеем уже 80 «историй успеха» в 68 районах, создано около 4 тыс. новых рабочих мест, то есть более половины регионов уже справились с поставленной задачей, при этом в 12 реализовано по две и более перспективных бизнес-идеи. В ряде районов появились новые компетенции – выпускается продукция, которая ранее там не производилась, – прокомментировал Виктор Войтехович. – К концу пятилетки ожидаем завершение еще порядка 90 проектов инициативы. По оставшимся срок реализации уходит за пределы 2025-го, и это наш задел уже на будущую пятилетку».
Заместитель начальника главного управления ведомства также рассказал о стимулировании инвестиционной деятельности в «услужных» секторах экономики регионов. Речь, в частности, шла о логистике, сферах туризма, отдыха и медицины. Было отмечено, что изначально основной направленностью инициативы являлись производственные проекты, но с учетом практики применения с этого года были донастроены подходы к поддержке проектов в сфере услуг.
Так, на данный момент, следуя этому механизму, строятся медицинский комплекс в Гродно, логистические центры в Верхнедвинском, Витебском, Берестовицком и Вороновском районах, создаются места проживания и оказания услуг в Дятловском районе, в Бресте и Мяделе. Запланирован к включению в перечень и проект по строительству гостиничного комплекса в Миорском районе. «В перспективе – это новые высокопроизводительные рабочие места для наших регионов», – резюмировал замначальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности.
В Беларуси с 2022 года реализуется программа «Один район – один проект», инициированная Главой государства. Ее цель – поддержка и развитие инициатив с акцентом на создание новых рабочих мест. Проекты выполняются на основе имеющихся ресурсов, многие из них являются одновременно импортозамещающими и экспортно ориентированными. При отборе проектов учитывается ряд критериев, а именно их производственная направленность, создание новых рабочих мест, использование местного сырья и компетенций, перспективы импортозамещения и увеличения экспорта.
По информации БЕЛТА
Конституционный Суд после рассмотрения конституционной жалобы поручил устранить пробел в законодательстве о праве пользования жилым помещением. Соответствующее решение Конституционного Суда от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В конституционной жалобе гражданка указала, что нарушены ее конституционные права. Она просила проверить конституционность п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса, примененного при рассмотрении гражданского дела с ее участием. В соответствии с указанной нормой переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Заявительнице на праве собственности принадлежит жилое помещение, полученное в наследство по закону. Она обратилась с иском в суд о выселении из этого жилого помещения зарегистрированной в нем сестры прежнего собственника (наследодателя). Решением суда Хотимского района заявительнице отказано в удовлетворении исковых требований.
Гражданка исчерпала все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод при разрешении гражданского дела. Она указала в жалобе, что п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса нарушает нормы Конституции, предусмотренные ч. 2 ст. 21 (о праве на достойный уровень жизни), ч. 2 и ч. 3 ст. 44 (о праве собственности), ч. 1 ст. 45 (о праве на охрану здоровья), ст. 47 (о праве на социальное обеспечение), ст. 58 (о запрете на понуждение к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав).
Проанализировав законодательство, Конституционный Суд пришел к выводу, что исходя из ч .2 ст. 21 ,ч. 6 ст. 44, ч. 1 и ч. 3 ст. 48 во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 23 Конституции, в соответствии с конституционными принципами социального государства, верховенства права, равенства всех перед законом, сохранение права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в рассматриваемом случае отвечает конституционно значимым целям защиты их конституционного права на жилище, принципу соразмерности ограничения прав, учитывая интересы и защиту прав других лиц. Конституционный Суд полагает, что п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса соответствует Конституции.
При этом в Конституционном суде обратили внимание на то, что основания выселения по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением, определены ст. 89 Жилищного кодекса. Так, в соответствии с п. 2 этой статьи бывшие члены семьи собственника жилого помещения, другие граждане, имеющие право владения и пользования жилым помещением и не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, подлежат выселению из него по требованию собственника жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением, а также законодательными актами.
Жилищный кодекс предусматривает также возможность выселения членов семьи бывшего собственника в случае перехода права собственности на жилое помещение к новому собственнику по иным, не связанным с наследованием, основаниям. При этом нормами Жилищного кодекса не установлено право нового собственника жилого помещения, приобретшего право собственности на основании наследования, требовать выселения из этого жилого помещения членов семьи прежнего собственника.
Проанализировав нормы действующего законодательства, Конституционный Суд пришел к выводу о наличии конституционно значимого пробела в правовом регулировании, повлекшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса и ст. 89 Жилищного кодекса, поскольку в системе действующего законодательства не обеспечивается правовая определенность при установлении оснований прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу. Национальному собранию Республики Беларусь надлежит устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом изложенных в решении правовых позиций Конституционного Суда. Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при решении вопросов о сохранении права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в случае перехода права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по наследству необходимо обеспечить соблюдение принципов верховенства права и социальной справедливости.
Решение является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит. Оно вступает в законную силу со дня его принятия.
По информации БЕЛТА
Сегодня, 27 июня 2025 г., в Доме Правительства в г. Минске подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о торговле услугами и осуществлении инвестиций.
Подписи под международным договором поставили Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь – Наталья Петкевич и государственный министр ОАЭ по вопросам внешней торговли г-н Аль Зейуди.
Переговоры по услужно-инвестиционному Соглашению длились чуть более двух лет в формате «fast-track».
Документ предусматривает создание правового поля для регулирования двусторонней торговли услугами, а также содержит дополнительные механизмы развития инвестиционного сотрудничества. Беларусь и ОАЭ фиксируют условия, на которых компании могут осуществлять деятельность в сфере услуг. Также закрепляются условия пребывания отдельных категорий физических лиц, вовлеченных в торговлю услугами.
Основные преференции, которые белорусская и эмиратская стороны предоставляют друг другу, – предсказуемость и прозрачность условий ведения деятельности.
Стороны принимают обязательства допускать субъектов хозяйствования на рынки услуг в более, чем ста секторах, охватывающих такие сферы, как финансы, строительство, деловые услуги, транспорт и др.
Соглашение учитывает тренды международной договорной практики и основывается на предоставлении гарантий на высоком уровне.
Объединенные Арабские Эмираты дополнили преференциальный пул партнеров, которым предоставляются гарантии недискриминации на белорусском рынке. В настоящее время для Беларуси схожие услужно-инвестиционные договоренности действуют только с ближайшими торговыми партнерами по ЕАЭС и СНГ. В прошлом году также подписано Соглашение по услугам и инвестициям с Китаем.
Соглашение по услугам и инвестициям станет дополнением товарной сделки, заключаемой между Евразийским экономическим союзом и ОАЭ: соответствующее Соглашение о б экономическом партнерстве ЕАЭС и ОАЭ планируется к подписанию сегодня в ходе заседания Высшего Совета.
Таким образом, ОАЭ станет первым государством дальнего зарубежья, с которым Беларусь одновременно создает как зону свободной торговли товарами, так и зону свободной торговли услугами.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Беларусь предложила разработать единую программу развития кооперации и импортозамещения в ЕАЭС. Об этом заявил Министр экономики Юрий Чеботарь во время круглого стола «10 лет ЕАЭС: о вызовах и достижениях» на полях Евразийского экономического форума, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«На мероприятиях Евразийского экономического форума мы выработаем новые предложения, как формировать дальше наиболее эффективно наш союз. Те положения, которые были заложены главами государств при подписании Договора о ЕАЭС, создали прочную основу для нашего сотрудничества. Раз в пять лет мы утверждаем соответствующие направления реализации наших приоритетов в союзе. Получен действительно положительный эффект. Это и рост ВВП по паритету покупательной способности практически в два раза, и рост взаимных инвестиций в 1,3 раза, почти в два раза рост товарооборота», – сказал Юрий Чеботарь.
Он также обозначил, что в числе приоритетов для ЕАЭС – развитие технологического потенциала. «Беларусь имеет сильную современную промышленность, и сегодня на выставке вы можете убедиться, насколько мы преуспеваем в машиностроении. Сопрягать интересы промышленных комплексов наших стран очень важно. Для этого мы наработали ряд направлений. Это карта индустриализации нашего союза. В ней более 150 инвестиционных проектов в 25 отраслях на сумму $200 млрд, сотни технологических направлений по 30 отраслям промышленности, по которым целесообразно импортозамещение. Реализация этих проектов позволит сохранить конкурентоспособность, но самое главное – создать новые предприятия. Беларусь уже готова наполнять эту карту очень интенсивно», – подчеркнул Министр.
Беларусь внесла в ЕЭК предложение по разработке единой программы развития кооперации и импортозамещения. «Мы предлагаем нашим партнерам по союзу подключиться к этой работе и координировать наши действия. Начало уже есть – карта индустриализации. Если мы эти мероприятия реализуем, то надо ставить перед собой амбициозные цели по увеличению доли государств ЕАЭС в мировой экономике в 1,5–2 раза к 2045 году», – считает глава Минэкономики.
Еще одна инициатива белорусской стороны касается инвестиционного взаимодействия. «Для нас очень важно создание совместных предприятий. Общие инвестиционные условия в ЕАЭС для нас также важны. Мы предлагаем проработку комплекса мер по созданию благоприятных условий для взаимных капиталовложений. Такую инициативу мы тоже направили в комиссию», – проинформировал Юрий Чеботарь.
Среди других важных направлений – продовольственная безопасность. Для взаимных поставок требуются единые правила и подходы в том числе в фитосанитарных вопросах. Также в особом приоритете транспортное сообщение, логистика. Здесь Министр сделал акцент на необходимость снятия барьеров в области перевозок. Большой потенциал Беларусь видит и в развитии сферы услуг в ЕАЭС.
«Обеспечение конкурентоспособности союза и повышение эффекта от реализации интеграционного потенциала возможно на основе постоянного анализа наших слабых сторон и устранения узких мест», – заключил глава Минэкономики.
По информации БЕЛТА
25 июня во флагманской клинике Группы компаний «МЕДСКАН» (Российская Федерация) на территории Инновационного центра «Сколково» в г. Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
Решением 34-го заседания Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах от 7 ноября 2024 г. Группе компаний «МЕДСКАН» придан статус Координатора инициатив Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года, а также Центра передового опыта (превосходства) в области медицины в рамках указанной программы.
В рамках заседания рассмотрен вопрос о препятствиях во взаимной торговле государств – участников СНГ и рекомендациях по их устранению. Членам Комиссии представлена Информация, сформированная на основе полученных от государств – участников СНГ данных об используемых специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах, о временных запретах, лицензируемых и квотируемых товарах, о применении другими сторонами ограничений, нарушающих или тормозящих развитие взаимной торговли, а также итогов проведенных заседаний Рабочей группы высокого уровня.
Основной целью подготовки Информации является обеспечение функционирования внутреннего рынка без барьеров с минимальным количеством ограничений и изъятий.
Рассмотрен отчет о деятельности Межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр в 2021–2024 годах. В указанный период Межправсоветом проведено 4 заседания, на которых рассмотрены около 50 вопросов. В Отчете отмечено, что проводимые совместные работы в рамках Межправсовета нацелены на совместное решение сложных геологических задач путем изучения строения крупных блоков земной коры, геологического картографирования и создания геолого-картографического веб-ресурса, мониторинга опасных геологических процессов и явлений, изучения режима, баланса, состояния и рационального использования подземных вод, проведения лабораторно-аналитических и геохимических исследований, внедрения и развития современных информационных технологий и программно-технологического обеспечения в области геологического изучения недр, формирования общего информационно-правового пространства в области недропользования.
В рамках заседания представлена информация о выполнении Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года и Комплексного плана мероприятий на 2021–2025 годы по ее реализации. В Информации показано, что в государствах – участниках продолжается работа по формированию инновационной инфраструктуры, появляются ее новые элементы. Так, расширяется сеть центров коммерциализации инноваций. В настоящее время такой статус имеют 10 организаций из государств – участников СНГ. Также создаются такие объекты инновационной инфраструктуры, как центры трансфера знаний в сфере разработки программного обеспечения в рамках Программы, центры поддержки технологий и инноваций, развиваются технологические платформы, сеть бизнес-инкубаторов, направленных на развитие креативной экономики, поддержку инновационного предпринимательства и создание стартапов. В государствах – участниках СНГ в целях развития наукоемких и высокотехнологичных производств, ускорения внедрения научно-технических и инновационных разработок в серийное производство в научных организациях создаются отраслевые лаборатории, развивается сеть центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием.
В части подготовки кадров реализуются программы академической мобильности студентов и преподавателей с вузами государств – участников СНГ, разрабатываются и внедряются совместные образовательные программы.
Рассмотрен проект Положения о центрах компетенций в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года. Проект Положения определяет цели, задачи и процедуры создания центров компетенций в рамках Программы, требования к ним, порядок оказания ими услуг и их финансирование.
Принятие Положения позволит создать в рамках СНГ условия для обеспечения ускоренного развития научно-технологического потенциала государств – участников Программы по приоритетным направлениям сотрудничества, сохранения и развития их научно-исследовательского и инновационного потенциала, в том числе путем поддержки поисковых исследований с помощью специальных грантовых программ, консультационного сопровождения, организации технологической и финансово-экономической экспертизы, инвентаризации завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям научно-технического, технологического и инновационного сотрудничества и др.
Членами Комиссии также рассмотрен проект Положения о центрах передового опыта (превосходства) в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года. Проект Положения определяет цели, задачи центров передового опыта (превосходства) в рамках Программы, требования к ним, порядок оказания ими услуг и их финансирование.
Документ направлен на создание условий для развития межгосударственного инновационного сотрудничества, в том числе путем использования результатов научных исследований и разработок в прорывных областях знаний с использованием уникальных материально-технических, интеллектуальных и кадровых ресурсов, создания и вывода на рынок глобально превосходящих продуктов и технологий, применения наилучших практик в определенной области.
Были рассмотрены вопросы о придании статуса:
базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области взрослой травматологии и ортопедии федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н.Приорова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области детской травматологии и ортопедии федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург.
Членам Комиссии также был предложен для рассмотрения отчет о деятельности базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров для горно-металлургической отрасли, современного материаловедения и рециклинга промышленных отходов Национального исследовательского технологического университета МИСИС. За отчетный период базовая организация подготовила и принимала активное участие в процессе согласования проекта Комплекса мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в горно-металлургической отрасли от 28 октября 2016 г. Указанный документ утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 26 октября 2023 г. НИТУ МИСИС были подготовлены проекты Концепции цифровой трансформации отраслей горно-металлургического комплекса государств – участников СНГ и Плана мероприятий по ее реализации. Проекты документов представлены на рассмотрение членов Совета по промышленной политике государств – участников СНГ 4 июня 2025 г.
Кроме того, базовой организацией большое внимание уделялось практической подготовке будущих специалистов.
В рамках заседания рассмотрен отчет о деятельности базовой организации по переподготовке и повышению квалификации кадров по архивоведению, документоведению и документационному обеспечению управления государств – участников Содружества Независимых Государств – федерального бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела» (ВНИИДАД). В Отчете указано, что в рамках реализации функций базовой организации ВНИИДАД осуществляет научно-образовательную и просветительскую деятельность, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, направленную на совершенствование системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в архивной сфере, вовлекает в научную деятельность специалистов из государств – участников СНГ, развивает международное сотрудничество.
Базовая организация регулярно принимает участие в деятельности Консультативного совета руководителей государственных архивных служб государств – участников СНГ и организует международные конференции, семинары, форумы.
Членами Комиссии представлен доклад о состоянии рынка ценных бумаг в государствах – участниках СНГ. В Докладе представлены результаты текущей деятельности государств – участников СНГ по развитию законодательной базы и рыночных механизмов в сфере ценных бумаг. Приведены данные по составу профессиональных участников фондового рынка, объемам торгов финансовыми инструментами, рыночной капитализации и мерам предотвращения нарушений в указанной сфере.
Приведена информация о разработке и применении мер регулирования и надзора финансовых рынков, направленных на совершенствование деятельности финансовых организаций, повышение их ответственности за результаты деятельности, защиту интересов потребителей финансовых услуг, внедрение современных технологий на финансовом рынке.
В рамках заседания был одобрен проект повестки дня 107-го заседания Экономического совета Содружества Независимых Государств.
Очередное заседание Комиссии состоится 23 июля 2025 г.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ