11.10.2024
Между Беларусью и Россией продолжается активная работа по упрощению обмена электронными документами
Между Беларусью и Россией продолжается активная работа по упрощению обмена электронными документами. Александр Лукашенко подписал Закон «О ратификации Соглашения между Правительством Беларуси и Правительством России о порядке признания электронной цифровой подписи в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии». Применение безбумажных технологий позволяет ускорять работу госорганов двух стран, а также в перспективе будет делать межгосударственное взаимодействие бизнесов более удобным. Подробнее об этом «Р» рассказал заместитель начальника Республиканского удостоверяющего центра НЦЭУ – национального оператора ДТС Дмитрий Москалев.
Существенный шаг вперед
Заключенный правительствами двух стран международный договор предусматривает взаимное признание сторонами электронной цифровой подписи (ЭЦП) в электронных документах, созданных в Беларуси и России. К сфере применения соглашения не будут относиться случаи, когда оба участника трансграничного электронного взаимодействия являются государственными органами и субъектами банковских и платежных правоотношений. В соглашении обозначены сферы применения, основные понятия, а также правила взаимного признания ЭЦП.
Напомним, что межправсоглашение было подписано двумя странами 15 апреля текущего года. Перед подписанием велась серьезная и продолжительная работа. Применение механизма доверенной третьей стороны (ДТС) при обмене документами между Беларусью и Россией было произведено в рамках пилотных проектов. В них участвовали Министерство по налогам и сборам, а также Федеральная налоговая служба России.
В проектах приняли участие более двух десятков субъектов хозяйствования из двух стран. За время проведения испытаний заинтересованные органы создали и апробировали технологию обмена товаросопроводительными документами, подписанными ЭЦП. Подписи были проверены с помощью механизма ДТС. Итог – обмен электронными документами существенно ускорен.
Принятое накануне соглашение позволит сделать межгосударственное взаимодействие более интенсивным. При этом, по словам Дмитрия Москалева, с точки зрения белорусского законодательства еще до принятия соглашения уже не требовалось обязательного наличия международных договоров либо соглашений для взаимного признания ЭЦП. Так, с 1 мая 2024 года в Беларуси появилась возможность электронного документооборота с Россией согласно постановлению № 248 Совета Министров. Оно устанавливает требования к порядку передачи и получения электронных транспортных (товаросопроводительных) и иных документов, подтверждающих перемещение товаров при взаимной торговле между государствами. Кроме того, оно дало признание электронным цифровым подписям посредством национального оператора ДТС.
– В Законе Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 28.12.2009 № 113-З прописано, что иностранный сертификат открытого ключа может признаваться на территории Беларуси путем установления к нему доверия через ДТС. В России на законодательном уровне ситуация немного иная, применение технологии ДТС до недавнего времени было возможно только при наличии такого договора. Поэтому соглашение появилось в первую очередь в связи с необходимостью наличия такого соглашения для наших российских коллег, – пояснил эксперт.
Дмитрий Москалев подчеркнул, что сейчас согласно принятому международному договору уже разработан проект дорожной карты по реализации соглашения. В рамках этой реализации потребуется в том числе модернизация существующей инфраструктуры ДТС. Это планируется сделать до конца 2025 года. Механизм взаимного признания позволяет расширить применение белорусской ЭЦП на территории России.
Бизнесу необходимо согласовать форматы
Говоря о взаимодействии бизнеса двух стран через электронный документооборот, заместитель начальника Республиканского удостоверяющего центра НЦЭУ отметил, что пока рано говорить о конкретных сроках, когда данный процесс станет на поток. Прежде всего партнерам из двух стран необходимо договориться о форматах обмена электронными документами. Также важно, чтобы соблюдалась цифровая совместимость систем подписей, защиты данных и шифрования. Есть и ряд других технических моментов, которые нужно будет привести к общему знаменателю.
– Также нужно перевести обмен документов между бизнесами на единую интеграционную платформу. Для ее разработки необходимо, чтобы бизнес проявлял инициативу и готов был в это инвестировать. Причем в этом вопросе речь про проверку цифровой подписи через механизм доверенной третьей стороны не идет. Сначала нужно именно настроить автоматизированный обмен электронными документами в рамках системы учета электронных документов. Эта задача может быть решена только бизнесом. После этого такое взаимодействие уже может попасть под действие заключенного соглашения, – пояснил Дмитрий Москалев.
Илья Крыжевич, «
Рэспубліка», 11 ноября 2024 г.
МАРТ: интернет-магазины с 11 июля будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей
Интернет-магазины с 11 июля будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Об этом рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре
БЕЛТА.
Судя по обращениям в МАРТ, а также запросам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые пытаются разобраться, как правильно действовать в рамках законодательства, интернет-магазины в Беларуси пользуются большой популярностью, отметила Инна Гаврильчик. «Мы видим, что это очень популярно, покупок очень много. Об этом же свидетельствует рост количества интернет-магазинов в стране. По состоянию на 1 января 2025 года в Беларуси была зарегистрирована почти 31 тыс. интернет-магазинов – это в 2,6 раза больше, чем в 2020 году», – рассказала Инна Гаврильчик.
С ростом популярности взаимоотношения интернет-площадок с потребителями также начали строиться более активно. Возникла необходимость регулирования этой сферы деятельности. В чистом виде интернет-площадка не являлась до недавнего времени стороной во взаимоотношениях с потребителем. «У нас взаимоотношения такие: потребитель – продавец интернет-торговли. Но площадка – это тоже ресурс, который оказывает потребительские услуги, предоставляет информацию о товарах, возможность оплатить, заказать и так далее», – пояснила начальник управления.
Регулирование этой сферы уже началось: в правила дистанционной торговли были внесены изменения о том, какой ресурс является интернет-площадкой, кто является владельцем интернет-площадки, а также дано определение пунктам выдачи заказов, что тоже актуально для потребителей. «С 11 июля вступают в действие нормы, которые предусматривают обязанность интернет-площадок и интернет-магазинов отвечать на электронные обращения потребителей. До этого времени такой обязанности не было», – сказала представитель МАРТ.
Зачастую на интернет-площадках присутствуют продавцы не из Беларуси, что затрудняет разрешение потребительских споров, восстановление нарушенных прав. В связи с этим в перспективе планируется возложить на интернет-площадку такие же обязанности, как и у продавца. «Если продавца нет в Республике Беларусь, но через интернет-площадку потребитель заказал товары, он пытается обратиться к продавцу – тот не реагирует, значит, он имеет право обратиться к интернет-площадке. Например, сдать некачественный товар, потребовать возврат денег за этот некачественный товар», – пояснила Инна Гаврильчик.
По информации
БЕЛТА
Максим Рыженков: БРИКС необходимо создать справедливое и равноправное управление технологиями ИИ
БРИКС необходимо создать справедливое и равноправное управление технологиями искусственного интеллекта. Об этом Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков заявил
БЕЛТА по итогам участия в саммите БРИКС в Рио-де-Жанейро.
По словам Министра, Беларусь, являясь страной с высоко развитыми информационными технологиями, заинтересована в обсуждении в рамках БРИКС тематики искусственного интеллекта и связанных с ним этических, социальных и экономических проблем. Это вопрос был поднят на саммите бразильской стороной.
«БРИКС необходимо взять на себя задачу по созданию справедливого и равноправного управления технологиями искусственного интеллекта. Эту позицию бразильского председательства мы также полностью разделяем», – заявил Максим Рыженков.
По информации
БЕЛТА
Международный союз электросвязи опубликовал Индекс развития ИКТ за 2025 год
Опубликованный Индекс развития ИКТ МСЭ (IDI) 2025 года подтверждает устойчивый прогресс на пути к универсальному и эффективному подключению, определяемому как возможность равного доступа в Интернет для каждого, по доступной цене, в любом месте и в любое время с минимальными затратами.
Республика Беларусь улучшает свои позиции третий год подряд. Так, итоговый результат за 2025 составил 90,7 баллов против 88,5 баллов в минувшем году. Укреплены позиции по семи показателям из девяти, при этом, по двум показателям – стоимости корзины фиксированного широкополосного доступа в Интернет (в % от ВНД на душу населения) и количеству лиц, имеющих мобильный телефон (%) – наша страна получила максимальное значение (100 %).
Отдельные значения показателей в области электросвязи
Доступность интернета: 91,5 % населения Беларуси пользуются интернетом и 92,5 % домохозяйств имеют дома доступ к сети.
Мобильная связь: Беларусь имеет высокое покрытие 3G (99,9 %) и 4G/LTE сетей (98,4 %), а количество мобильных широкополосных подписок на 100 жителей достигло 103,7.
Трафик интернета: Средний трафик мобильного широкополосного интернета на одну подписку в Беларуси составляет 166,0 ГБ, а фиксированного широкополосного – 2005,3 ГБ.
Стоимость услуг: Беларусь показывает низкую стоимость доступа к мобильной связи и широкополосному интернету, цены на корзину мобильной связи и голосовой связи составляют 1,2 % от ВНД на душу населения, а на фиксированный широкополосный интернет – 0,7 %.
Эти цифры в очередной раз демонстрируют, что Беларусь уверенно движется к построению общества, где информационные технологии доступны каждому, создавая условия для дальнейшего развития и процветания.
Ознакомиться с полным докладом МСЭ по Индексу развития ИКТ за 2025 год можно по
ссылке.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Подключение ИИ и автоматизация процессов. Как в Беларуси проходит цифровизация социально-трудовой сферы
На каком этапе находится цифровизация социально-трудовой сферы и о планах на будущее сообщила заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Юлия Бердникова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
Одним из приоритетов председательства Республики Беларусь в органах Евразийского экономического союза в текущем году является активизация взаимодействия государств-членов в области устранения существенных цифровых барьеров. «В контексте развития экономик стран пятерки цифровизация выходит на первый план – она позволяет значительно упростить, ускорить и оптимизировать практически любые процессы», – отметила замминистра.
Она пояснила, что стратегической целью цифровизации социально-трудовой сферы является повышение качества жизни граждан, оперативная адаптация к потребностям бизнеса и современным технологиям, включая предоставление различных своевременных, быстрых и доступных услуг.
По словам Юлии Бердниковой, цифровой фундамент был заложен еще в 1990-е годы, когда активно началась цифровизация органов государственного управления и организаций. «Далее идет интеграционный уровень: углубление цифровизации через сбор данных, автоматизацию процессов обмена информацией и внедрение электронного документооборота. Следующий этап – трансформационный период – он еще не завершен, но его ключевым этапом стала пятилетка 2019–2024 годов. За это время мы не просто цифровизировали отдельные процессы и интегрировали их, но и приступили к созданию цифровых платформ», – поделилась замминистра.
Уже сегодня в Беларуси успешно функционирует цифровая платформа социально-трудовой сферы, которая объединила все информационные ресурсы отрасли. «В эту пятилетку мы плотно подошли к отказу от бумажного документооборота, поскольку большая часть процессов уже цифровизирована. Безусловно, предстоящая пятилетка пройдет под эгидой не просто трансформации, а проактивности и внедрения ИИ в нашу деятельность. В этом году также завершаются работы по переходу на проактивное назначение пенсий по инвалидности и другим социальным выплатам. И в последующую пятилетку все возможные проактивные процессы мы переведем в этот режим», – рассказала Юлия Бердникова. Также запланировано расширение объема цифровых документов для создания «супер-сервисов», чтобы граждане не заботились о получении или предъявлении документов – все данные будут доступны проактивно – через автоматизированные системы. «Внедрение ИИ поможет повысить качество обработки данных и анализа информации, что позволит поднять уровень предоставляемых услуг», – подчеркнула замминистра.
«На сегодняшний день 100 % наших организаций интегрированы в цифровое пространство социально-трудовой сферы. С бизнесом достигнут стопроцентный электронный документооборот. 60 % отраслевых электронных услуг уже переведены в «цифру», к 2030 году планируется довести этот показатель до 90 %. Цифровая платформа социально-трудовой сферы охватывает целый спектр информационных систем, такие как занятость населения, экспертиза условий труда, государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная поддержка населения и семейная политика», – поделилась она.
По словам Юлии Бердниковой, основные ресурсы для предоставления электронных услуг – это единый портал электронных услуг, который объединяет все госорганы, а также отраслевые порталы. С 15 июля 2025 г. запускается обновленный портал социальной защиты. Также работает портал службы занятости и единая платформа по социальному страхованию.
«Ключевые элементы цифрового развития за последние пять лет включают переход на электронный учет сведений о трудовой деятельности (в 2019 году), где сегодня фактически 98 % работающих граждан имеют цифровой аналог трудовой книжки. Также в 2020 году в стране цифровизировали учет сведений о многодетных семьях. В 2021 году по инициативе Главы государства было внедрено добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. Если человек изъявляет желание копить дополнительно на свою вторую пенсию, то к нему подключается государство, которое фактически удваивает его накопления из общей пенсионной системы и перечисляет их на его индивидуальный лицевой счет для последующего накопления», – рассказала Юлия Бердникова.
В 2024 году Беларусь перейдет на централизованный расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Это значит, что пособия будут назначаться и выплачиваться Фондом социальной защиты населения, а не работодателями. Также был автоматизирован учет объектов доступности среды для инвалидов с помощью интерактивной карты доступности на новом портале соцзащиты.
Кроме того, в 2023 году был внедрен мобильный кабинет застрахованного лица, которым сегодня пользуется более 2 млн граждан. «Это цифровой аналог трудовой книжки и средство для проактивного контроля за своим работодателем: сведения о приеме на работу, поступлении в фонд соцзащиты населения отчислений, информация о страховке на рабочем месте и т.д.», – отметила замминистра.
По информации
БЕЛТА
В ЕАЭС разрабатывают единый портал государственных закупок
В Евразийском экономическом союзе разрабатывают единый портал государственных закупок. Об этом сообщил журналистам на пресс-конференции член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Максим Ермолович, передает корреспондент
БЕЛТА.
На данный момент ведется работа по внесению поправок в протокол заседаний Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и Делового совета Евразийского экономического союза исходя из блока по конкуренции и антимонопольному регулированию. По словам Максима Ермоловича, дополняется перечень допустимых исключений, которые могут применяться странами при проведении государственных закупок. «То есть право стран упрощать государственные закупки. Много внимания уделяется вопросу их цифровизации. Строим общее цифровое пространство государственных закупок. Есть попытки разработать единый портал. Эта работа продолжается. Важно понимать, что на стадии формирования национального цифрового пространства в области государственных закупок надо уже сейчас заниматься гармонизацией. И частично такую гармонизацию мы преследуем через реализацию изменений в право союза», – отметил он.
Изменения вносятся на основе правоприменительной практики и взаимодействия с субъектами рынка и Судом ЕАЭС. «На основании тех решений, которые принимают наши коллеги в суде, совершенствуется право союза. Мы решаем проблемные вопросы, связанные с работой трансграничного рынка и соблюдением общих правил конкуренции на этом рынке. Уточняются нормы договоров в части принудительного исполнения решений комиссии, определяются все необходимые термины. Например, связанные с работой электронных торговых площадок», – добавил Максим Ермолович.
Кроме того, идет работа над внесением поправок в Статут Суда ЕАЭС. Изменения связаны с возможностью представления права физическим лицам обжаловать решение ЕЭК по вопросам конкуренции, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан союза. «Речь идет о привлечении к ответственности физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Это должностные лица организаций либо физические лица, которые координируют экономическую деятельность. Есть уже несколько кейсов такого привлечения за нарушение общих правил конкуренции. Однако возможность обжаловать решение в суде у них отсутствует. В связи со Статутом Суд ЕАЭС рассматривает только обращения юридических лиц. Сейчас мы этот правовой пробел устраняем, к декабрю подготовили изменения», – подчеркнул министр ЕЭК.
По информации
БЕЛТА