Андрей Мательский рассказал о проекте по цифровизации нормотворчества
Проект по цифровизации нормотворчества начнет внедряться с 2025 года, сообщил корреспонденту БЕЛТА директор Национального центра законодательства и правовой информации Андрей Мательский во время Республиканской научно-практической конференции «Правовая политика, наука, практика – 2024».
(фото – БЕЛТА)
«Сегодня у нас проходит центральное мероприятие VI Осенней научной сессии. Такое мероприятие мы проводим ежегодно. Оно собирает достаточно большое количество участников, обсуждаются вопросы совершенствования государственной политики в сфере права, развития правовой науки и практики правотворчества и правоприменения, – рассказал Андрей Мательский. – Ключевыми направлениями сегодняшнего обсуждения, безусловно, будут являться вопросы развития и модернизации законодательства в условиях проведенной конституционной реформы в нашей стране, дальнейшее совершенствование законодательства. Важное значение имеют вопросы развития практики, как отраслевого законодательства, так и нормотворчества в целом».
Также состоится круглый стол «Искусственный интеллект в нормотворческом процессе». «Это мероприятие привлекло большое внимание как со стороны ученых, государственных служащих, так и со стороны практиков, как юристов, так и программистов. Поэтому мероприятие будет интересным, и в ходе его проведения мы получим новые знания, обменяемся опытом, что позволит нам развивать цифровизацию в нормотворчестве», – отметил директор НЦЗПИ.
«На сегодняшний день процессы цифровизации правовой сферы и нормотворчества в частности достаточно активно проходят и в нашей стране, и за рубежом. Мы разрабатываем автоматизированную систему, которая оцифрует процессы нормотворчества в нашей стране. Внедрение этой системы планируется поэтапно уже с начала следующего года. Мы знаем, что наши коллеги в Российской Федерации реализуют аналогичные проекты. И нам будет интересно сегодня обменяться этим опытом, подходами», – дополнил Андрей Мательский.
В Минске сегодня проходит Республиканская научно-практическая конференция «Правовая политика, наука, практика – 2024». Это значимое мероприятие для правовой сферы республики, организатором которого выступает Национальный центр законодательства и правовой информации. Участие в конференции принимают более 200 представителей государственных органов и организаций, юридического научного сообщества из Беларуси и России.
По информации БЕЛТА
В Беларуси началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минздрава.

Испытания будут проходить в течение ноября. Результаты должны подтвердить проектные показатели информационной системы, ее надежность и выполнение заявленных функциональных характеристик. Во время опытной эксплуатации будут проведены мероприятия по проверке работоспособности системы в аварийном режиме.
Опытная эксплуатация распространяется на 60 объектов по всей стране, включая всю вертикаль госсистемы от Минздрава до РНПЦ, больниц и поликлиник.
В Минздраве напомнили, что Централизованная информационная система здравоохранения создается по распоряжению Главы государства. В стране будет единое информационное пространство, автоматизированы процессы, связанные с процедурами регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации о состоянии здоровья граждан.
По информации БЕЛТА
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности», внесенный в Палату представителей Президентом Республики Беларусь, принят в первом чтении, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Законопроект представил депутатам директор Национального центра законодательства и правовой информации Андрей Мательский.
По его словам, принятие закона позволит реализовать поручение Президента по вопросам нормотворческой деятельности, повысить качество подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечить оперативность нормотворческого процесса, обеспечить компактность законодательства, на регулярной основе актуализируя подзаконный массив и не допуская его необоснованного разрастания, систематизировать нормативные правовые акты по нормотворческой деятельности.
(фото – БЕЛТА)
Как пояснила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Марина Ленчевская, законопроект разработан для систематизации законодательства по результатам ревизии нормативных правовых актов, проведенной в соответствии с поручением Главы государства.
«Это следствие масштабной ревизии, которая была проведена в 2024 году по поручению главы государства. На то были веские причины. Национальное законодательство насчитывало более 170 тыс. нормативных правовых актов. Это значительный массив. Многие из них были трудночитаемы, дублировали друг друга, – пояснила Марина Ленчевская. – Данный законопроект направлен на обеспечение эффективности, системности, стабильности и доступности и главное – качества законодательства. Главный посыл законопроекта – законы должны быть простыми и понятными не только для правоприменителей, но и для простых граждан».
Депутат обозначила основные новеллы. Так, исключается частая корректировка нормативных правовых актов, что обеспечит стабильность законодательства. Усиливается значение пакетного принципа. «Важно, чтобы законопроекты вносились в парламент вместе с проектами нормативных правовых актов. Я сейчас говорю о подзаконных актах, которые будут приниматься в развитие основных положений закона. Объективно сегодня затягивается принятие таких подзаконных нормативных правовых актов», – пояснила она.
Исключается необоснованное применение отсылочных и бланкетных норм. Эта новелла направлена на простоту и доступность законодательства.
Кроме того, предусматривается проведение инвентаризации нормативных правовых актов на системной основе. Предполагается, что законы будут инвентаризироваться раз в пять лет, подзаконные акты, в том числе постановления правительства, – раз в три года, акты министерств и ведомств – ежегодно. Это новелла направлена на недопущение увеличения массива законодательства.
Еще одна новелла – передача функции Национального центра законодательства и правовой информации по контролю за реализацией заключительных положений Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. «С инициативой по корректировке в этой части закона выступила Палата представителей, – заметила Марина Ленчевская. – Мы понимаем, что это серьезная дополнительная нагрузка, но это очень важная работа, мы к ней готовы. Главное, что усиление парламентского контроля в этой части позволит обеспечить более эффективную реализацию нашей основной функции по законотворчеству и обеспечить более успешную обратную связь между законодательной и исполнительной властью».
В целом все новеллы законопроекта очень позитивные, они коррелируют с Концепцией правовой политики государства и, безусловно, будут направлены на обеспечение качества законодательства, резюмировала председатель Постоянной комиссии.
По информации БЕЛТА
Законопроект «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности» подготовлен к первому чтению, сообщила журналистам председатель Постоянной комиссии по законодательству Марина Ленчевская перед заседанием Совета Палаты представителей, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Постоянная комиссия по законодательству сегодня работает над данным законопроектом. Мы уже подготовили его к первому чтению. Будем предлагать своим коллегам принять его в авторской редакции, безусловно, поддержать концепцию. В последующем работа над данным законопроектом будет продолжена в плановом порядке», – сказала Марина Ленчевская, добавив, что в случае поступления замечаний и предложений они будут тщательным образом проработаны.
Законопроект планируется рассмотреть в первом чтении 5 ноября. Он внесен в Парламент Президентом Беларуси Александром Лукашенко.
По словам депутата, законопроект стал результатом масштабной работы по ревизии законодательства. Основным законом, который корректируется, является Закон «О нормативных правовых актах».
«Действительно, это своеобразная конституция нормотворца, – сказала Марина Ленчевская. – Для депутатского корпуса данный закон является настольным, поэтому мои коллеги приступили к работе над данным законопроектом еще задолго до внесения его в Палату представителей, на этапе его разработки». Так, представители депутатского корпуса участвовали в работе рабочих групп по подготовке данного законопроекта. Кроме того, Палатой представителей подготовлено многочисленное количество предложений – их рассмотрели в ходе работы над законопроектом и большинство учли.
Одно из таких предложений касалось передачи функций Национального центра законодательства и правовой информации по контролю за реализацией заключительных положений законов Палате представителей Национального собрания. «Это серьезная дополнительная работа для депутатского корпуса. Но мы понимаем, насколько она важна, и к этой работе готовы», – сказала Марина Ленчевская. Парламентский контроль в этой части, по ее словам, позволит действительно качественнее выполнять основную функцию по законотворчеству и наладить более эффективную обратную связь между законодательной и исполнительной властью.
Важной новеллой для депутатского корпуса, отметила она, является усиление значения пакетного принципа. «Очень важно, чтобы не допускалось затягивание принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений закона. Речь идет о подзаконных нормативных правовых актах», – сказала депутат.
Очень позитивной и своевременной Марина Ленчевская назвала новеллу, которая касается проведения инвентаризации законодательства на системной основе: законов – раз в 5 лет, подзаконных актов, в том числе постановлений Правительства, – раз в 3 года, актов министерств и ведомств – ежегодно.
Депутат обратила внимание на то, как важно не допустить необоснованного роста законодательного массива. «Наведена генеральная уборка. Нужно поддерживать порядок», – подчеркнула она, добавив, что новелла, которая исключает частую корректировку нормативных правовых актов, направлена на стабильность законодательства.
В целом, резюмировала депутат, работа над данным законопроектом призвана обеспечить системность, стабильность и качество законодательства.
По информации БЕЛТА
Беларусь в числе первых в мире на государственном уровне приняла решение о создании условий для развития цифровых технологий по гражданскому обороту цифровых знаков. Или, как их еще называют, токенов, криптовалюты. О том, как расставлены государственные приоритеты по обеспечению технологий и безопасности в сфере цифровых знаков, насколько прозрачны правила игры и как действуют механизмы контроля данной сферы, рассказали в программе «На контроле Президента», вышедшей вчера вечером в эфире телеканала «Беларусь 1».
Зашифроваться не вышло
Нелегальные обменники – одно из самых распространенных преступлений в сфере криптовалют. Это своего рода расчетные центры для серого бизнеса. Крупнейший в истории Беларуси нелегальный криптообменный сервис-оборот за неполные три года составил около 60 млн долларов. Дневной оборот только наличных денежных средств достигал 300 тысяч долларов, задокументированная разовая сделка превысила 200 тысяч. Размер неуплаченных налогов от незаконной предпринимательской деятельности составил более 9 млн рублей, рассказывает начальник управления Департамента финансовых расследований КГК Владислав Ларионов. Сервис по отмыванию денег отметился и инвестициями в экстремизм. Преступная группа, состоявшая из трех уровней, была уверена в своей безнаказанности: если легальные криптоплощадки запрашивают персональные данные, то здесь анонимность. Но оперативники к этому слову добавляют приставку «псевдо-».
В мире цифры тоже есть следы. Итог – трое находятся за решеткой, организатор объявлен в международный розыск. Кстати, за рубежом отмечают высокий уровень наших правоохранителей. Опыту активного противодействия незаконному обороту криптовалют более семи лет.
Обеспечить прозрачные правила игры
Беларусь стала одной из первых стран, где легализовали майнинг, торговлю и криптообмен, а также ввели льготы и гарантии для инвесторов, предоставили условия для развития криптобирж IT-компаниями. Возможным это стало благодаря поддержке Главой государства прорывных инициатив в сфере цифровых знаков и подписания Декрета № 8. Законодательство, принятое в нашей стране, эффективное. Многие страны пытаются его копировать, чтобы имплементировать в своих юрисдикциях, подчеркнул советник официального белорусского сервиса по обмену криптовалют Иван Жизневский.
Вместе с рынком сегодня развивается и инфраструктура с приставкой «крипто-»: биржи, брокеры, консультанты, обменники. В прошлом году такие компании ПВТ обслужили 260 тысяч клиентов по всему миру. В 2025-м цифры будут значительно выше, как и объем внешнеторговых операций по криптовалютам. Прогноз к концу года – 3 млрд долларов. Цель – удержать технологическое лидерство, развивая экономику, но без ущерба для безопасности государства, бизнеса и белорусов.
Правда, как показывает практика, крипторынок – это не всегда про честность и открытость. В этой связи год назад Главой государства был подписан указ, усиливающий контроль над криптовалютными операциями. Одно из главных требований Президента – создать условия для защиты своих людей.
– Задача государства в таких условиях определить понятные и прозрачные правила игры и механизмы контроля данной сферы. Именно поэтому даны поручения комплексного регулирования в сфере цифровых знаков, – отмечал Александр Лукашенко на совещании по вопросам развития сферы цифровых знаков 5 сентября во Дворце Независимости.
Фактов, когда зарубежные инвесторы наживались на доверчивых белорусах, потерявших крупные суммы, предостаточно. Нет в мире единых правил игры, как и понятного, выстроенного законодательства.
– В целом мир пошел либо по пути полного запрета и ограничения, либо по пути более широкого и избирательного разрешения. У нас хорошо соблюдается баланс и, пожалуй, где-то вот эта защита интересов в крипте работает даже лучше, чем в банковской системе в каких-то странах, – подчеркивает преподаватель юридического факультета БГУ Филипп Петкевич.
Одно из предложений – создание в Беларуси криптобанка. И опять наша страна намерена стать первопроходцем. Пока же для контроля за криптовалютными операциями создана многоступенчатая система.
И на первичном уровне контролер тот, кто обеспечивает финансовую операцию. То есть криптооператоры и банки. Директор Департамента финансового мониторинга КГК Дмитрий Захаров обращает внимание, что основная задача криптооператоров и банков – идентифицировать клиентов, выявить подозрительные операции и информировать об этом ДФР КГК:
– Департамент, с одной стороны, обеспечивает вторичный контроль за выявленными подозрительными криптооперациями, с другой – в инициативном порядке либо при наличии информации от правоохранительных органов проводит комплексный анализ возможных рисков. За 1,5 года в департамент поступило свыше 4,5 тысячи спецформуляров на сумму около 24,7 млн долларов. За двумя из них стоял человек, причастный к терроризму.
ДФР совместно со Следственным комитетом была пресечена работа двух взаимосвязанных нелегальных криптообменников, каждый имел свою специализацию. При этом общие черты – отсутствие регистрации резидентом ПВТ, проведение тех самых анонимных сделок. Один из них входил в международную сеть. Офисы напоминали банковские отделения с камерами наблюдения, единым сервером, сейфами, счетными машинками, распознающими фальшивки.
– Установлен оборот свыше 9 млн рублей, сумма неуплаченных налогов – более одного миллиона рублей. Фигуранты полностью признали свою вину, уплатив в бюджет неуплаченные налоги, пени и штраф, а также уголовно-правовую компенсацию.
Что касается финансирования экстремистской и террористической деятельности, то здесь криптовалюта используется как инструмент для финансовой поддержки деструктивных элементов, чьи действия направлены на подрыв политической, экономической и социальной стабильности государства. В основном же, используя крипту, бизнес пытается обмануть государство, не показывая выручку.
Противостоять угрозам
Зарплата теперь бывает не только в конверте, но и в цифре. Как и взятки. И это тоже в поле зрения ДФР. Взяточники нового поколения полагаются на криптовалюту и полную анонимность, что не является препятствием для правоохранителей. Департаментом финансовых расследований КГК вскрыты факты получения взяток на протяжении четырех лет начальником испытательной лаборатории Минского общества с ограниченной ответственностью, говорит заместитель начальника отдела ДФР КГК Юрий Кардымон.
Быстрый доход на инвестициях и форекс-рынке, инвестиции в криптовалюте – в основе таких предложений зачастую незаконные схемы. Преступники используют созданные специально для этих целей интернет-ресурсы и программное обеспечение. Дмитрий Захаров обращает внимание, что криптовалюта псевдоанонимна:
– Все транзакции оставляют цифровой след в публичном блокчейне, что позволяет с помощью специальных программных продуктов и анализаторов отследить все транзакции и их участников. За последние два года департаментом выявлено свыше 700 участников, которые совершили подозрительные транзакции с криптовалютой, изучены около 500 криптокошельков. Пресечено более 110 преступлений.
Раскрытие даже таких дел, где преступники тщательно заметают цифровые следы, сегодня уже не фантастика. Установление персональных данных всех, кто отправляет друг другу криптовалюту, – дело техники, опыта оперативников и спецвозможностей. Для тех, кто соблюдает законы, в этом нет ничего предосудительного.
Специализированные органы готовы не только эффективно противостоять существующим и появляющимся новым вызовам и угрозам в сфере оборота криптовалюты, но и качественно давать им отпор.
Анастасия Целюк, « СБ. Беларусь сегодня», 31 октября 2025 г.
VI Международная конференция, посвященная вопросам цифрового развития, информационной безопасности и противодействия киберпреступности, состоялась на федеральной территории «Сириус» в России. Мероприятие прошло при поддержке аппарата Совета безопасности Российской Федерации, сообщили БЕЛТА в Следственном комитете.
Конференция собрала более 400 экспертов из 20 стран – представителей государственных и правоохранительных органов, ведущих вузов, банковских структур, IT-компаний и частного сектора. В ней приняла участие и делегация Следственного комитета Беларуси во главе с начальником УСК по городу Минску Евгением Архиреевым.
Начальник УСК отметил, что эффективно противостоять киберпреступности невозможно без скоординированного межгосударственного взаимодействия, которое должно сочетать потенциал всех компетентных государственных органов и частного сектора. «Обмен новейшими знаниями и накопленным практическим опытом между представителями правоохранительных органов и специализированных гражданских структур России и Беларуси будет способствовать совершенствованию теоретической базы противодействия преступности. Это позволит по-новому взглянуть на стоящие перед нами вызовы, выработать действенные механизмы их решения и укрепить как межведомственное, так и межгосударственное сотрудничество», – сказал он.
Исполняющий обязанности заместителя главы Краснодарского края Александр Руппель подчеркнул, что стремительное развитие цифровых технологий в регионе сопровождается ростом числа кибератак, направленных на организации и предприятия. «Для оперативного выявления и предотвращения компьютерных атак на государственные информационные ресурсы был создан Центр мониторинга информационной безопасности. За девять месяцев этого года им зафиксировано более 5 млрд инцидентов, связанных с информационной безопасностью, – это почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2023 года», – добавил он.
Работу первого дня конференции продолжило главное пленарное заседание «Кибербезопасность – текущие тенденции, угрозы, взгляд в будущее. Международное сотрудничество». От белорусской делегации в нем принял участие начальник главного управления цифрового развития предварительного следствия центрального аппарата Следственного комитета Андрей Мотолько. Он отметил, что современный уровень вовлеченности общества в процессы цифрового развития создал условия для использования информационных технологий в преступной деятельности.
«В Беларуси в 2024 году удельный вес преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, от общего количества зарегистрированных преступлений составил третью часть, при этом абсолютное большинство киберпреступлений (более 90 %) составили преступления против собственности в виде хищений путем модификации компьютерной информации и мошенничеств с использованием информационно-коммуникационных технологий», – подчеркнул Андрей Мотолько.
Кроме того, белорусская делегация приняла участие в закрытой сессии для представителей силового блока Best Practice – 2025. Модерировал закрытую сессию заместитель начальника главного управления цифрового развития предварительного следствия центрального аппарата Следственного комитета Беларуси Иван Судникович, который также осветил практические кейсы успешного пресечения в стране деятельности транснациональных организованных киберпреступных групп.
На площадке конференции состоялась рабочая встреча делегации Следственного комитета Беларуси с организаторами проводимого мероприятия – руководством администрации Краснодарского края. В ходе диалога обсуждались актуальные вопросы обеспечения кибербезопасности и противодействия киберугрозам в информационном пространстве. Стороны подчеркнули важность проведения мероприятий, направленных на повышение цифровой грамотности населения, а также реализации профилактических мер, способствующих предотвращению киберинцидентов и недопущению совершения киберпреступлений.
Особое внимание было уделено вопросам защиты информационной инфраструктуры белорусских и российских организаций и предприятий. Обсуждалась практика применения pintest по выявлению уязвимостей компьютерных систем и сетей путем имитации действий потенциальных злоумышленников.
Во время встречи Евгений Архиреев и Александр Руппель также затронули вопросы угроз в информационной сфере, связанных с распространением в социальных сетях материалов деструктивного и преступного характера. Отмечена необходимость идеологического воспитания молодежи Союзного государства в духе патриотизма и неприятия любых проявлений экстремизма и неонацизма, а также важность реализации военно-патриотических проектов, сохранения исторической памяти и создания позитивного контента в цифровой среде.
По информации БЕЛТА
