Как распределяется арендное жилье и у кого преимущество при получении, пояснили в МЖКХ
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент
БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации
БЕЛТА
В НАН рассказали о работе по формированию национального законодательства в регулировании ИИ
В стране активно применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах экономики. Среди них машиностроение, сельское хозяйство, банковский сектор, медицина и многие другие. В Национальной академии наук прогнозируют, что в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в работу предприятий, бизнеса и в нашу жизнь. Вместе с тем законодательно определения использования такой стратегической технологии пока еще нет. Сегодня в стране ведется активная работа по созданию закона об искусственном интеллекте. Подробности узнали у генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова.
Широта сфер внедрения
Искусственный интеллект становится ключевой технологией, с применением которой планируется автоматизировать основные отрасли мировой экономики. В идеале их использование сулит сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономию времени. Очередное соревнование за место на рынке подразумевает существенные инвестиции в развивающуюся технологию в ближайшем будущем. Предприятия нашей страны также понимают необходимость сохранения своих конкурентных преимуществ, поэтому активно внедряют ИИ в самых разных направлениях.
Белорусские ученые констатируют, что технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение ИИ для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде предприятий агропромышленного комплекса страны используют ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Применяются беспилотники для сбора данных, которые помогают найти оптимальные решения для полива, внесения удобрений и защиты растений.
В белорусских клиниках ИИ помогает в диагностике заболеваний, в поиске новых лекарств. В свою очередь, отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций. Аналитические системы помогают обеспечивать безопасность в общественных местах.
Беларусь делает ставку на цифровизацию экономики, и искусственный интеллект становится ключевым инструментом в этом процессе. Как отметил Сергей Кругликов, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности для бизнеса и граждан.
– Стоит отметить, что определения ИИ с точки зрения законодательства пока нет. Беларусь активно развивает данную сферу, однако такой рост требует грамотного регулирования. Вместе с тем в стране необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития, чтобы обеспечить его безопасное и эффективное внедрение. Также необходим государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями, – подчеркнул собеседник.
ИИ – на законном пути
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об ИИ, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии ИИ на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
– В ходе мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий ИИ в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам. Стоит отметить, что каждая из стран СНГ имеет свои взгляды на вопрос развития искусственного интеллекта. Поэтому модельный закон будет обобщающим и не будет ущемлять права и возможности стран, – пояснил Сергей Кругликов.
При этом ученый подчеркнул, что сейчас весь мир стоит перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту для становления новой цифровой экономики. Сегодня десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
– Накануне в ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте мы обсудили создание белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства. Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – рассказал Сергей Кругликов.
– Кроме того, рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в этом году глоссарий в сфере ИИ. Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – резюмировал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Илья Крыжевич, «
Рэспубліка», 12 апреля 2025 г.
Страны СНГ выступают за госконтроль над системами ИИ
Страны СНГ выступают за значительный государственный контроль над разработкой и системами искусственного интеллекта (ИИ). Об этом заявил Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев в интервью информационно-аналитическому изданию «Союзники. ОДКБ», сообщает
БЕЛТА.
«Стремительное развитие искусственного интеллекта приводит к большему количеству обсуждений о влиянии ИИ на различные сферы жизни. В рамках СНГ развитие ИИ обсуждается на различных уровнях – Совет глав государств, Совет министров иностранных дел и в повседневной работе органов СНГ. В частности, Советом глав государств 8 октября 2024 года принято заявление о развитии сотрудничества в области искусственного интеллекта гражданского назначения», – отметил генсек СНГ.
Он уточнил, что в заявлении признается значимый потенциал ИИ для экономического развития стран СНГ и необходимость развития сотрудничества в данной сфере. При этом указывается, что сотрудничество в области искусственного интеллекта должно развиваться в рамках общепризнанных принципов и норм международного права.
По его словам, страны СНГ считают, что всеобъемлющее сотрудничество по развитию ИИ может быть достигнуто на различных международных площадках, в том числе в рамках ООН.
«Государства – участники СНГ, демонстрируя чувство ответственности за будущее человечества, признают необходимость значительного государственного контроля над разработкой и системами ИИ и обеспечения надлежащей защиты данных при создании и обучении моделей искусственного интеллекта; недопущение принятия решений искусственным интеллектом в нравственных вопросах или аспектах, связанных с благополучием и жизнью человека», – подчеркнул Сергей Лебедев.
По информации
БЕЛТА
Вадим Ипатов: эффективное и качественное нормотворчество без исполнительской дисциплины невозможно
Эффективное и качественное нормотворчество без исполнительской дисциплины невозможно, отметил в комментарии журналистам заместитель Председателя Палаты представителей Вадим Ипатов перед заседанием Совета Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«Это действительно очень важный документ, который системно и комплексно определяет, как функционировать всем государственным органам и иным организациям, – отметил Вадим Ипатов, говоря о Директиве № 11. – Депутаты, конечно же, не должны оставаться в стороне. Главнейшая задача Национального собрания – это эффективное и качественное нормотворчество. И без исполнительской дисциплины, без профессионализма, без ответственного отношения к выполнению своих обязанностей достичь этого невозможно. Поэтому мы, конечно же, это сегодня обсудим».
На заседании будут обсуждены и требования, которые были всегда, продолжил заместитель Председателя Палаты представителей. Он пояснил, что имеет в виду следующее: законы должны идти от жизни, как того требует Глава государства. «Конечно же, они должны быть просты для восприятия. В них не должно быть отсылочных, бланкетных норм, каких-то архаизмов и так далее», – сказал Вадим Ипатов.
Зампредседателя Палаты представителей подчеркнул, что вопросы дисциплины для депутатов не пустой звук. «Мы все прекрасно понимаем, в каких условиях Республике Беларусь надо строить свою экономику, обеспечивать мир, стабильность и нормальную жизнь наших людей. Без исполнительской дисциплины, без внимания к вопросам функционирования государственных органов каждый в своем секторе, конечно же, невозможно выполнить эту задачу так, как требует Год качества», – сказал он.
По информации
БЕЛТА
Государственный портал установки зарядных станций запустят 1 мая
Государственный портал установки зарядных станций будет запущен 1 мая, до этого времени запланирован ряд консультаций с исполнительной властью для испытания возможностей ресурса. Что из себя представляет портал, пояснил заместитель генерального директора по строительству и общим вопросам РУП «ПО «Белоруснефть» Андрей Котик, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Как национальный оператор мы отвечаем за развитие зарядной инфраструктуры в нашей стране, эксплуатируя на данный момент 750 зарядных станций. В этом году установим дополнительно более 200, – анонсировал представитель компании. – При этом речь идет о зарядных станциях мощностью 125–175 кВт, которые расположены в местах с фиксируемо большим оборотом электромобилей».
При этом специалисты учитывают и факт того, что, возможно, гораздо комфортнее для автомобилистов заряжать электрокары в местах длительного пребывания – на парковках, у торговых центров и отелей. Для этого необходим уже сегмент медленной зарядной инфраструктуры, который, по оценкам экспертов, по мере насыщения городов электромобилями к 2030 году займет 30 % рынка.
«Мы разработали продукт (где учли свой опыт и полученные знания), позволяющий любому владельцу кафе, гостиницы или ресторана тремя кликами организовать установку зарядной станции вблизи месторасположения своего бизнеса, – пояснил Андрей Котик. – Важно то, что эта станция будет включена в нашу сеть, то есть станет «видимой» для владельцев электромобилей».
По расчетам специалистов, к 2030 году в республике требуется установить около 8 тыс. медленных зарядных станций. Как было отмечено, на национальном уровне портал призван способствовать развитию зарядной инфраструктуры и обеспечить максимальное насыщение парковок и мест с длительным пребыванием людей зарядными станциями. На уровне бизнеса главная задача портала – предоставить предпринимателям удобный механизм установки зарядных станций, который минимизирует их участие в процессе получения разрешений, согласований, проектирования и строительства, не требует сложных технических компетенций в сфере зарядной инфраструктуры и программного обеспечения, гарантируя наличие клиентов с первого дня работы зарядной станции.
В целом, портал предоставляет крупным инвесторам, малому и среднему бизнесу инструмент быстрой и простой установки зарядных станций под ключ, избавляя бизнес от необходимости решения сложных технических и административных вопросов, связанных с установкой зарядных станций, а наличие сертифицированных и проверенных подрядчиков на портале гарантирует бизнесу применение оптимальных технических решений, сжатые сроки и высокое качество строительно-монтажных работ. Вместе с тем при желании заказчик может пройти весь путь самостоятельно, используя подробную дорожную карту установки зарядных станций и шаблоны писем и документов, необходимых для всего процесса.
В результате заказчик получает зарядную станцию, интегрированную в государственную зарядную сеть, и доступ к крупнейшей базе клиентов как для зарядной станции, так и для основного бизнеса, вблизи которого та установлена.
По информации
БЕЛТА