10.10.2024
Какая продукция может претендовать на Государственный знак качества, рассказали в ГКНТ
В Беларуси учрежден Государственный знак качества. Для его получения продукция должна соответствовать таким показателям, как безопасность, экологичность, инновационность, технологичность и эстетичность. Государственный комитет по науке и технологиям оценивал инновационность, то есть определял уникальность и степень улучшения качества продукции, внедрение новых технологий или альтернативных решений. О том, как проходила оценка качества и насколько производителям сложно соответствовать строгим критериям, рассказал корреспонденту
БЕЛТА первый заместитель Председателя ГКНТ Денис Коржицкий.
Государственный комитет по науке и технологиям создал комиссию по оценке продукции, претендующей на присвоение Государственного знака качества, по показателю «инновационность». В ее состав вошли независимые эксперты и работники управления инновационной политики ГКНТ. Денис Коржицкий стал председателем комиссии.
По его словам, установленные критерии довольно строгие и требовали значительных усилий со стороны производителей. Продукция, представленная к рассмотрению и оценке по показателю инновационности, должна быть уникальной, то есть ее аналоги не должны выпускаться на территории Беларуси, а еще иметь принципиально новые и/или улучшенные конструктивные характеристики и потребительские свойства, направленные на повышение удобства использования или полезности для потребителя. В данной продукции должны применяться принципиально новые материалы или существенно отличающиеся от применяемых ранее.
Кроме показателей инновационности эксперты оценивали объем средств, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и внедрение инновационных видов продукции и услуг, а также объем продукции, выпущенной с использованием НИОКР, выручки от ее продаж, прибыли. Не остались без внимания и стоимость нематериальных активов организации, количество патентов, свидетельств о регистрации прав на нематериальные активы, созданных в результате НИОКР.
Первый заместитель Председателя ГКНТ отметил, что применение при производстве продукции технологий, относящихся к V и VI технологическим укладам, являлось важным фактором, но не единственным. «Оценка продукции производилась с разных сторон (наличие принципиальной уникальности, принципиально новых характеристик, наличие НИОКР, патентов и другого). Такой комплексный подход позволил нам получить более полную и объективную картину о номинируемой продукции. Несмотря на строгость критериев, многие производители успешно прошли эту оценку и добились отличных результатов – соответствия показателю инновационности», – подчеркнул Денис Коржицкий.
Спектр рассмотренной продукции широк и включил в себя как продукты питания (например, конфеты, колбасы, сыры, чипсы, напитки), так и мебель, обувь, лекарственные препараты, удобрения, а также высокотехнологичные товары (микросхемы, электродвигатели, комбайны, автоцистерны, шасси, электростанции, лифты), товары, которые используются в производстве, промышленности и строительстве, для создания других продуктов или оказания услуг (волокно, бетонные смеси, цемент, кирпичи). «Большая часть поданной на рассмотрение продукции является продовольственной. На втором месте – продукция производственно-технического назначения, на третьем – промышленные товары для населения (мыло, куртки, трикотажные изделия, БАДы)», – уточнил первый заместитель Председателя ГКНТ.
По его словам, к началу июня заявители (более 220 организаций) подали на рассмотрение и оценку 661 вид продукции. «По результатам оценки продукции, претендующей на присвоение Государственного знака качества, было принято решение о соответствии показателю «инновационность» 568 видов продукции и несоответствии – 93», – рассказал об итогах работы Денис Коржицкий.
Он также назвал основные причины, по которым принято решение о несоответствии. Так, такая продукция оказалась не уникальной, не имела принципиально новых характеристик, в ней не применялись новые материалы.
Что же дальше после того, как все виды продукции прошли оценку на соответствие различным показателям качества? Далее работает комиссия, состав которой определяется Советом Министров. Решение о присвоении знака качества принимается большинством голосов членов комиссии по результатам рассмотрения документов производителя с учетом заключений ответственных органов о соответствии продукции показателям качества и результатов онлайн-голосования. При равном количестве голосов решающим является голос председателя комиссии. Решение о присвоении продукции знака качества оформляется постановлением Совета Министров.
Производителям после этого станут доступны соответствующие льготы и преференции. Например, в течение двух лет производитель вправе использовать знак качества, соответствующий установленным требованиям, при маркировке продукции, а также в документах и рекламных материалах, создаваемых в отношении данной продукции или связанных с ней. В магазинах и павильонах, интернет-магазинах выкладка (отображение) товаров, на потребительской упаковке которых изображен знак качества, будет производиться способами, позволяющими визуально выделить указанные товары, в том числе посредством ценников, информационных надписей или иных средств. По решению руководителей юридических лиц также будут предоставляться скидки на услуги по продвижению продукции в страны Африки, Азии и Латинской Америки.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
До 25 июля включительно потребители могут оценить претендующую на Государственный знак качества продукцию по показателю эстетичности
Сделать это можно онлайн в тематическом разделе «
Государственный знак качества» на портале «КАЧЕСТВО.БЕЛ».
При оценке учитывается информационная выразительность, гармоничность, рациональность формы, совершенство исполнения и оформления продукции и др.
Каждый потребитель может принять участие в голосовании только один раз (повторное голосование учитываться не будет).
Государственный знак качества присваивается продовольственным товарам, промышленным товарам для населения, продукции производственно-технического назначения, произведенным юридическими лицами Республики Беларусь и соответствующим следующим показателям качества: безопасность, экологичность, инновационность, технологичность, эстетичность.
Оценку по первым четырем из указанных показателей осуществляют ответственные органы в соответствии со своей компетенцией: Государственный комитет по стандартизации, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственный комитет по науке и технологиям, отраслевые органы государственного управления.
Показатель эстетичности оценивают потребители.
Напомним, что в 2025 г. были внесены изменения в порядок и критерии присвоения продукции Государственного знака качества. В частности, дополнены категории, которым данный знак не может присуждаться. Ограничено количество наименований продукции, которое производитель может заявить на участие одновременно. Расширен комплект предоставляемых им документов.
С учетом этого, на присвоение продукции Государственного знака качества областными и Минским городским исполкомами в Госстандарт представлены заявки от свыше 120 предприятий страны более чем на 200 наименований продукции.
Сейчас идет этап ее оценки по показателям качества, который продлится до 1 августа 2025 г.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
ЕЭК: Изменены Правила регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медизделий
Совет Евразийской экономической комиссии на заседании 8 июля утвердил изменения Правил регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий.
В частности, уточнены процедуры регистрации при необходимости включения нового вида медизделия в Глобальную номенклатуру медицинских изделий и в номенклатуру медицинских изделий Евразийского экономического союза.
Скорректирован перечень документов для регистрации медизделий низких классов потенциального риска и для in vitro диагностики.
Принятые поправки позволят оптимизировать процедуру регистрации и экспертизы медицинских изделий, установленную правом ЕАЭС.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Елена Моргунова: госорганы проявляют заинтересованность в разрабатываемой программе «Качество 2026–2030»
На этапе разработки проекта программы «Качество 2026–2030» отмечается высокая заинтересованность государственных органов и организаций. Чем это обосновано, на полях панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030» в программе IV Евразийского экономического форума пояснила Председатель Госстандарта Елена Моргунова, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.

(фото – БЕЛТА)
Новый проект связан с программой работы Правительства и программой социально-экономического развития Беларуси.
«Проект состоит из шести разделов (техническое нормирование и стандартизация, системный менеджмент, метрология, подтверждение соответствия, аккредитация, компетентность в области инфраструктуры качества и эффективного менеджмента) и включает более 70 мероприятий, – поделилась информацией Елена Моргунова. – Уже на этапе разработки мы отмечаем высокую заинтересованность в новой программе государственных органов и организаций, что гарантирует ответственный, неформальный подход к ее выполнению».
Так, повышение стандартов качества и конкурентоспособности продукции, достижение технологической самодостаточности будет реализовано через опережающую стандартизацию в приоритетных сферах национальной экономики и создание современной системы национальных эталонов единиц величин.
«Сегодня перечисленное – национальный приоритет, – подчеркнула спикер. – Нам предстоит масштабная работа по актуализации действующих стандартов и созданию новых, обеспечению точности измерений в приоритетных отраслях развития экономики и ее высокотехнологичных сферах, а именно в микроэлектронике и приборостроении, станкостроении и робототехнике, беспилотных системах».
Эти задачи также включены в программу стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года, разработанную Госстандартом и направленную на эффективное развитие национальной инфраструктуры качества, цифровизацию технического регулирования, повышение эффективности контроля качества через внедрение принципов и практики менеджмента качества в процесс цифровой трансформации производства «Качество 6.0».
Как было замечено, качество является важнейшей задачей экономической политики страны. Неслучайно Глава государства объявил 2024-й Годом качества, а 2025–2029 годы – пятилеткой качества.
Елена Моргунова также отметила увеличивающийся в Беларуси интерес к бережливому менеджменту. Как оказалось, в условиях постоянно растущих требований потребителей пищевые предприятия ищут новые подходы к оптимизации своей работе. В данном контексте особую значимость приобретает бережливый менеджмент.
«В Беларуси действует государственный стандарт «Менеджмент качества. Системы бережливого менеджмента. Требования и руководство по применению», который объединяет международный и отечественный опыт. Документ предусматривает четыре уровня требований, что позволяет поэтапно вовлекать в работу по развитию бережливого менеджмента предприятия с разным уровнем подготовки», – добавила руководитель Госстандарта.
Спикер также подробно остановилась на инструментах бережливого менеджмента, их сути и преимуществах, которые наиболее применимы для пищевого производства. Каким же образом внедрение бережливого менеджмента влияет на повышение безопасности и качества продукции? По словам Елены Моргуновой, это достигается путем снижения рисков загрязнения, повышения стабильности процесса, оперативного выявления и устранения несоответствий, улучшения прослеживаемости и вовлечения персонала.
«Бережливый менеджмент не просто набор инструментов, а мышление и философия, которые способны трансформировать пищевое производство, повысить его эффективность, повлиять на улучшение безопасности и качества продукции, укрепить доверие потребителей на разных рынках», – подытожила руководитель Государственного комитета по стандартизации.
IV Евразийский экономический форум проходит 26-27 июня в Минском международном выставочном центре. Зарегистрировались более 2,7 тыс. участников, планирующих свое присутствие в оффлайн- и онлайн-форматах. Форум насчитывает около 290 спикеров и участников дискуссий. Ожидается, что мероприятие осветит всю текущую повестку Евразийского экономического союза и обеспечит всестороннее обсуждение перспектив развития ЕАЭС как на уровне государственных органов, так и с экспертами, академическим сообществом, представителями бизнеса.
По информации
БЕЛТА
В Госстандарте обсудили проект программы «Качество 2026–2030»
В регионах должны быть сильные отраслевые организации по стандартизации, метрологии, испытаниям. На это при рассмотрении на очередном заседании Совета старейшин при Госстандарте проекта программы «Качество 2026–2030» обратил внимание первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
Обсуждались роль и статус программы для экономического развития страны и конкурентоспособности предприятий разных отраслей, основные индикаторы и показатели ее реализации, возможности и заинтересованность в ней частного бизнеса. Так, был рассмотрен широкий круг актуальных вопросов по семи основным блокам проекта программы, которая была подготовлена с учетом принятых государственных программ, программы стратегического развития технического регулирования до 2030 года и предложений органов госуправления.
«В программе учтен посыл правительства, направленный на усиление роли регионов и, соответственно, региональной промышленности, оснащение их современной испытательной и измерительной базой, – обратил внимание первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак. – Это означает, что в регионах должны быть сильные отраслевые организации по стандартизации, метрологии, испытаниям. Подведомственные организации системы Госстандарта должны быть локомотивом этих работ».
Говоря о значимости внедряемых на предприятиях страны систем менеджмента, председатель Совета старейшин Валерий Корешков подчеркнул, что они являются эффективным инструментом повышения конкурентоспособности продукции как на внутреннем рынке, так и при экспорте. «Создание условий для решения этих вопросов должно найти отражение в программе», – отметил он. А заместитель председателя Совета старейшин Виктор Назаренко предложил включить в проект раздел «Повышение качества в отраслях».
Выносилась на обсуждение, кроме того, возможность включения в программу пункта по оценке научно-технического уровня стандартов, чтобы отрасли самостоятельно смогли оценить свои документы и принимать обоснованные решения по их обновлению или разработке новых. В связи с этим повышается значимость и необходимость вовлеченности организаций в работу технических комитетов по стандартизации. «Инициативные предложения должны идти от отраслей», – сошлись во мнении участники заседания.
За время продуктивного разговора были затронуты и вопросы сферы обеспечения единства измерений: отмечены как достижения по совершенствованию национальной эталонной базы, так и опыт взаимодействия с промышленностью, наукой, социальной сферой при подготовке концептуальных документов развития метрологической деятельности в стране до 2030 года. Актуальным аспектом является дальнейшее совершенствование законодательной базы с учетом правоприменительной практики, интеграционных процессов и международного опыта.
По результатам проведенных дискуссий будет сформирован документ с предложениями для последующего обсуждения и внесения корректировок в проект программы «Качество 2026–2030». Как подытожили в пресс-службе комитета, опыт, знания и мудрость старшего поколения представителей системы Госстандарта были чрезвычайно полезны, и в тандеме с современными подходами, отраженными в проекте, помогут усовершенствовать важный для экономики и общества документ.
По информации
БЕЛТА
Какие налоговые льготы предоставлены технопаркам, рассказали в ГКНТ
Какие налоговые льготы предоставлены технопаркам, рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по науке и технологиям.
«Технопаркам и их резидентам предоставлен ряд налоговых льгот. В частности, для них установлена ставка налога на прибыль в размере 10 % (вместо стандартных 20 %), нулевая ставка налога на недвижимость и земельного налога, применяются понижающие коэффициенты при формировании арендной платы за государственные площади (для технопарков – 0,1, для резидентов – от 0,1 до 0,9), предоставляются льготы по ввозным таможенным пошлинам и налогу на добавленную стоимость. При наличии соответствующих решений местных советов депутатов технопарки освобождаются от уплаты налогов и сборов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты (налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, налог при упрощенной системе налогообложения). Такие решения приняты для технопарков, действующих в городах Брест, Витебск, Гомель, Горки и Могилев», – рассказали в ГКНТ.
Главная цель технопарков – содействие созданию и развитию успешных инновационных предприятий и организаций. Резиденты технопарков ведут деятельность в различных направлениях, производя импортозамещающую и конкурентоспособную продукцию. К основным направлениям относятся производство оборудования для переработки различных видов сырья, химическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии, производство климатической техники, инженерных систем, электронных приборов и бытовой техники, медицинская и фармацевтическая промышленность, биотехнологии, проектирование. Более половины резидентов реализуют проекты, относящиеся к V и VI технологическим укладам.
В целях развития инновационного предпринимательства и расширения деятельности существующих технопарков открываются региональные филиалы. Так, технопарк ООО «ИнКата» создал два филиала в Бобруйске и Молодечно, а ЗАО «Брестский научно-технологический парк» – филиал «Бурштын» в Барановичах.
В настоящее время ГКНТ активизирует работу по регистрации новых технопарков в регионах страны и расширению существующих площадок. Особое внимание уделяется обеспечению администрациями технопарков полного перечня услуг инновационного сервиса для резидентов, в том числе путем направления не менее 50 % средств фондов инновационного развития технопарков на финансирование инновационных проектов резидентов. «Технопарки должны стать ключевыми элементами инновационной инфраструктуры, обеспечивающими ускоренное внедрение разработок в производство, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках и развитие международного сотрудничества», – подчеркнули в ГКНТ.
По информации
БЕЛТА