Нацагентство по туризму разъяснило новые правила осуществления экскурсионной деятельности
В Национальном агентстве по туризму разъяснили правила осуществления экскурсионной деятельности с 1 октября, сообщает БЕЛТА.
По итогам встречи в Министерстве экономики с участием представителей Министерства спорта и туризма и иных заинтересованных разъясняется, что п. 1 ст. 34 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2021 года № 129-З «О туризме» предусмотрен перечень лиц, которые вправе проводить экскурсии на территории Республики Беларусь. В число таких лиц входят экскурсоводы, гиды-переводчики, прошедшие профессиональную аттестацию, подтверждающую квалификацию экскурсоводов, гидов-переводчиков.
С 1 октября 2024 года за физическими лицами, прошедшими аттестацию, сохраняется возможность оказания экскурсионного обслуживания на основании гражданско-правовых договоров при условии соответствия данных договоров требованиям законодательства. В частности, Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 года № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».
Помимо этого, физические лица также вправе оказывать экскурсионное обслуживание в качестве служащих в организациях, занятых в туризме, на основании трудового договора (контракта), а также в качестве ИП после прохождения процедуры госрегистрации в установленном порядке.
Одновременно Минспорт обращает внимание на то, что независимо от выбора форм работы экскурсоводы, гиды-переводчики обязаны пройти аттестацию в соответствии с положением о порядке и условиях прохождения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков, утвержденным постановлением Совмина от 2 сентября 2022 года № 582.
Нарушение законодательства о предпринимательстве, как и запрета о проведении экскурсий без прохождения аттестации, является административным правонарушением и влечет ответственность на основании ч. 3 ст. 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
По информации БЕЛТА
Туризм в Беларуси – одно из приоритетных направлений для инвестирования. Такие проекты получат поддержку наравне с производственными. Об этом заявил журналистам директор Национального агентства инвестиций и приватизации Дмитрий Красовский на пресс-конференции, приуроченной к проведению III Белорусско-российского туристического конгресса, передает корреспондент БЕЛТА.
Дмитрий Красовский рассказал, что Национальное агентство инвестиций и приватизации можно назвать «одним окном для инвестора». Здесь в том числе работают с потенциальными финансовыми партнерами на стадии бизнес-идеи. «Сегодня на сопровождении находятся 74 инвестора из 21 страны с потенциалом инвестирования в полмиллиарда долларов и созданием 2 тыс. рабочих мест. Туризм для нас является одним из приоритетных направлений деятельности», – подчеркнул он.
Вместе с тем пока количество проектов, которые касаются индустрии гостеприимства, незначительное. В их числе руководитель НАИП назвал строительство многофункционального отеля и установку смотровых биноклей в Минске, создание спа-комплекса и площадки для размещения палаточного городка.
Дмитрий Красовский подчеркнул, что в республике готовы поддержать региональные инициативы в рамках программы Банка развития. «Туризм, по сути, по важности приравнен к промышленному производству в регионах, – отметил он. – Уже несколько проектов отобраны. Это небольшие гостиницы, комплексы, парк-отели».
По информации БЕЛТА
Прошедший год показал, что путешествия по нашей стране востребованы как у белорусов, так и у иностранцев. Не за горами новый сезон. В феврале стартовал прием заявок на XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь». А в конце марта в Минске пройдет традиционная Международная выставка-ярмарка туристических услуг «Отдых», где регионы презентуют свои возможности. О продвижении туристического потенциала республики за рубежом и на внутреннем рынке в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов.
– Данные статистики свидетельствуют, что Беларусь – востребованное туристическое направление. Какая работа проводится по популяризации отдыха в нашей стране?
– Национальное агентство по туризму в первую очередь занимается продвижением туристического потенциала Республики Беларусь на внешнем и внутреннем туристических рынках, старается помогать профессионалам туристической индустрии. Проводим разного рода семинары, знакомим с теми элементами, из которых формируется туристический продукт. Открываем новые регионы с точки зрения как внутреннего, так и въездного туризма. Для локаций, которые не испытывают недостатка в туристах, но где в пиковые даты сложно развести потоки, предлагаем альтернативные объекты туристической инфраструктуры.
Также Национальное агентство по туризму организует информационные туры для турбизнеса зарубежных государств. В прошлом году работали с регионами Российской Федерации, Республикой Узбекистан, Китайской Народной Республикой. Кроме того, консолидируем представителей Беларуси для участия в международных туристических выставках в России, других странах СНГ, Китае – на наших целевых рынках. С учетом открытия прямого авиасообщения с Нью-Дели организовали национальный стенд на выставке Satte-2024 в Индии. Через дизайн стендов знакомим посетителей выставок с наиболее яркими туристическими достопримечательностями страны, а также элементами традиционной культуры. Так, в 2025 году стараемся использовать в оформлении тематику белорусской вытинанки, включенной в прошлом году в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Проводим маркетинговые исследования. В 2024 году опубликованы материалы по состоянию экологических троп. Таких маршрутов в республике очень много, но сложно понять, в каком формате, где на их базе можно предлагать экскурсии, стоит ли включать в состав туров. Готовится к публикации издание по потенциалу промышленного туризма.
На популяризацию внутреннего и въездного туризма направлена ежегодная акция «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». Проводятся Дни открытых дверей на туристических объектах разного формата, конкурс социальной рекламы «#ПознайБеларусь» (лучшие работы мы впоследствии используем в информационной продукции), республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь», международная научно-практическая конференция, приуроченная к Международному дню туризма. Заблаговременно по теме публикуется сборник материалов конференции.
Взаимодействуем с формирующейся в республике сетью туристических информационных центров. Оказываем помощь их руководителям, сотрудникам в плане совершенствования профессиональных навыков, работы в социальных сетях, в разработке экскурсий. Еще одно направление – организация курсов для экскурсоводов и гидов-переводчиков, аттестация данных специалистов. Проводим также и курсы руководителей туристических групп.
– Эти инициативы планируете реализовывать и в 2025 году? Будут ли новшества в работе?
– Все проекты получат развитие. Также хотим сделать больший акцент на проведении воркшопов либо бирж контактов. Успешно этот формат себя зарекомендовал в прошлом году на презентации туристического потенциала Беларуси в Деловом и культурном комплексе посольства Республики Беларусь в Москве. В феврале прошел китайско-белорусский воркшоп в Минске в рамках информационного тура для туроператоров КНР.
Рассчитываем в 2025 году продолжить такую практику в российской столице и регионах РФ. Попробуем провести подобные мероприятия в Китае для того, чтобы эффективно выстроить деловые связи между туркомпаниями. Расширим план участия в выставках для продвижения туристического продукта Беларуси. Речь идет уже не только о Пекине, но и о Шанхае, Гонконге, Урумчи. Это либо регионы, которые являются наиболее серьезными отправляющими туристскими дестинациями, либо те, с которыми налажено прямое авиасообщение. Так, например, ведутся переговоры с провинцией Шэньси для интенсификации взаимоотношений с учетом открытия рейса Сиань – Минск и проведения мероприятий для взаимного продвижения.
– В Беларуси дан старт презентации титульных туристических маршрутов, которые можно назвать визитными карточками регионов. Расскажите о проекте подробнее.
– Это очень важная работа, которая сейчас шаг за шагом ведется. Задача – по каждому району сформировать рекомендации, что посмотреть в первую очередь за пять-шесть часов путешествия. Путешественники смогут открыть портал belarus.travel либо зайти на информационные ресурсы управлений спорта и туризма рай- и горисполкомов, туристических информационных центров и увидеть готовые маршруты, где собраны самые знаковые, интересные объекты для посещения – ради чего стоит приехать в тот или иной регион. Всего будет 118 таких маршрутов. На сайте проводим перекомпоновку материалов, чтобы пользователям – туристам и профессионалам туриндустрии – было удобнее ориентироваться.
– Национальное агентство по туризму стало публиковать календарь событийных мероприятий в Беларуси не на год, как ранее, а для каждой поры года. Как зарекомендовала себя такая практика?
– Мера с большего вынужденная. Нам бы хотелось представлять перечень событий на все месяцы и быть уверенными, что они состоятся в заявленный срок. Но по многим причинам зачастую даты меняются. Уже опубликованный календарь сложно отредактировать у всех, кто им стал пользоваться. Чтобы минимизировать такие ситуации, стараемся публиковать выверенную информацию по сезонам. Практика себя зарекомендовала с хорошей стороны. Акцентируем внимание на тех предложениях, которые доступны в конкретный период времени.
– В начале года состоялся ознакомительный тур по Беларуси для туроператоров Китая. Какие визиты еще прорабатываются?
– География широкая. Это и регионы Российской Федерации, и страны Персидского залива (открытие прямого авиасообщения с Оманом способствует такому сотрудничеству). Также будем продолжать взаимодействие со странами СНГ.
Еще один важный аспект – создание интересных информационных материалов для туристов. В планах на этот год – издать обновленную туристическую карту Беларуси, которую будем распространять на международных выставках, в зарубежных дипломатических представительствах. Также готовим печатную продукцию по различным видам туризма, новые видеоматериалы.
– Слышала хорошие отзывы о таком проекте, как «Паспорт туриста». Получит он дальнейшее развитие?
– Это действительно интересная инициатива. «Паспорт туриста» – по сути, мини-путеводитель, который предлагает точки для посещения, иногда дает некоторые преференции для его обладателя. Такой проект, в частности, реализован в Гродно. Видим хорошие перспективы и в публикации квестбуков. Детская линейка – карты Беларуси, совмещенные с элементами настольной игры. Все это способствует продвижению туристического потенциала страны.
– С 1 февраля стартовал XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь – 2025», организаторами которого выступают Министерство спорта и туризма совместно с Национальным агентством по туризму. Как стать участником и какие новшества введены в этом году?
– Самая народная номинация – «Я познаю Беларусь». Приглашаем подавать заявки всех, кто активно путешествует по стране! Собирайте как можно больше своих фотографий с разных туристических локаций и становитесь победителями. Для этого нужно публиковать снимки в соцсетях с соответствующим хештегом. Востребованы также номинации «Фотография года», «Материал года». Перечень достопримечательностей, номинаций, формы заявок размещены на сайте belarustourism.by.
Если говорить о новшествах, то в критериях к заявкам уделено особое внимание проведению мероприятий к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и участию в них, вопросам благоустройства прилегающих территорий к памятникам архитектуры и музеям.
Впервые введена номинация (14-я по счету) «Объект делового туризма года». Важно наличие удобных площадок для проведения деловых мероприятий разного формата не только в Минске, но и в регионах страны.
– Совсем немного осталось времени до открытия XXVII Международной выставки-ярмарки туристических услуг «Отдых-2025». Как к ней готовится Национальное агентство по туризму?
– Акцент сделан на внутренний и въездной туризм. На выставке будут представлены все регионы страны. Национальное агентство по туризму также выставит стенд, где в качестве соэкспонентов смогут присутствовать различные субъекты туриндустрии. Будем знакомить с новинками, проведем для туристов серию презентаций объектов и маршрутов, включая новые обзорные по разным районам. Покажем новые видеоролики от всех областей. Хотим реализовать идею такого мини-кинотеатра.
Ожидаем зарубежных участников, планируется большая деловая программа для профессионалов турбизнеса. Актуальные вопросы будут рассматриваться на III Международном туристическом форуме, в том числе по формированию трансграничного турпродукта в рамках взаимного признания виз с РФ. Привлекательными могут быть многодневные туристические программы, например, по маршруту Москва – Минск – Витебск – Псков – Санкт-Петербург.
– Вы затронули тему подготовки специалистов для отрасли. Национальное агентство по туризму в том числе занимается аттестацией гидов-переводчиков и экскурсоводов. Какие тенденции наблюдаются?
– Учитывая, что показатели растут, людей, вовлеченных в индустрию, становится больше. Повышаются требования к подготовке кадров, поскольку при любом масштабировании зачастую сложно удержать качество. Иногда отмечаем сложности именно с сочетанием теоретической подготовки и практической работы. Мы свою задачу как раз видим в том, чтобы эту разницу минимизировать. Приглашаем преподавателей профильных кафедр на семинары, которые проводит Национальное агентство по туризму. На выставке «Отдых» организуем встречу работодателей с теми, кто готовит кадры, чтобы выработать дальнейшие шаги. Во время осенней научно-практической конференции продолжим этот диалог, чтобы дать возможность туркомпаниям посмотреть, как студенты на практике решают задачи. В дальнейшем может идти речь об организации практик, стажировок, последующем трудоустройстве молодых людей. Регулярно напоминаем, что после окончания трех курсов, у студентов ВУЗов появляется возможность подавать документы на прохождение аттестации, и к окончанию обучения в университете у них может появиться хорошая дополнительная профессия экскурсовода или гида-переводчика. Надеемся увидеть тенденцию роста молодых и талантливых кадров.
– В конце 2024 года утверждено положение о системе туристической ориентирующей информации, которым определяется ее правовой статус и порядок применения с использованием туристических символов (пиктограмм). Какая работа проводится в связи с изменениями?
– Важно, чтобы визуальные стандарты оперативно внедрялись в жизнь. Мы со своей стороны стараемся эту информацию доносить до представителей индустрии гостеприимства. Обновляем туристические карты. Значительный объем работы предполагает замену имеющихся обозначений как в печатной продукции, так и в части установки знаков туристической навигации.
Надежда Матвеева, БЕЛТА
В Беларуси будут совершенствовать систему квалификаций в туристической отрасли. Этот вопрос обсуждался в Белорусском государственном университете физической культуры (БГУФК) на заседании Секторального совета квалификаций в сфере туризма при Министерстве спорта и туризма, сообщили БЕЛТА в Национальном агентстве по туризму.
Особое внимание уделено разработке секторальной рамки квалификаций (СРК), которая является ключевым элементом национальной системы квалификаций (НРК). Подчеркнута важность их соответствия международным тенденциям и потребностям рынка труда. «Принято решение использовать уровни квалификации НРК при разработке профессиональных стандартов в сфере туризма. Это позволит обеспечить унификацию требований и упростить взаимодействие между системой образования и рынком труда», – рассказали в Национальном агентстве.
Профессиональный стандарт – это характеристика трудовых функций и требований к квалификации, которая важна для нанимателей, работников и системы образования. В настоящий момент он утвержден для должности «Специалист по туризму». Есть необходимость разработки новых профстандартов, охватывающих более широкий круг профессий.
«По итогам обсуждения принято решение разработать профессиональный стандарт на вид трудовой деятельности, который объединит должности «агент по туризму», «специалист по туризму», «менеджер по туризму», а также профессиональный стандарт на должность «инструктор-методист по туризму». Эти стандарты позволят установить четкие требования к компетенциям работников, что в свою очередь будет способствовать повышению качества подготовки кадров и улучшению туристического сервиса в стране», – рассказали в Национальном агентстве.
Заседание прошло в формате дискуссии. Были высказаны различные точки зрения и предложения. Работа продолжится и будет учитывать как национальные особенности, так и международный опыт.
Как отметил заместитель Министра спорта и туризма Олег Андрейчик, туризм – динамично развивающаяся отрасль, требующая постоянного совершенствования профессиональных компетенций специалистов. «От качества подготовки кадров напрямую зависит конкурентоспособность нашей туристической индустрии. Именно поэтому работа Секторального совета квалификаций имеет огромное значение для обеспечения высокого уровня сервиса, инноваций и устойчивого развития туризма в нашей стране», – сказал Олег Андрейчик.
Заместитель Министра подчеркнул значимость утверждения в 2024 году первого профессионального стандарта «Специалист по туризму». Он был разработан БГУФК (Институтом менеджмента спорта и туризма) совместно с Научно-исследовательским институтом труда Министерства труда и социальной защиты при координации Секторального совета квалификаций и является важным шагом в развитии профессиональных компетенций в отрасли.
По информации БЕЛТА
В Беларуси в 2024 году аттестовано 195 экскурсоводов и 11 гидов-переводчиков, рассказали в Национальном агентстве по туризму, сообщает БЕЛТА.
«Можете сами судить о том, насколько активно в сферу приходят новые люди, – обратил внимание директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов. – Несколько раз в месяц проводятся заседания аттестационной комиссии, которая проверяет теоретическую и практическую подготовку кандидатов. Они подтверждают свои знания, расширяют географию маршрутов и тем. Так, в 2024 году мы аттестовали 195 новых экскурсоводов и 11 гидов-переводчиков. Подтвердили владение новыми темами 153 специалиста».
Национальное агентство по туризму уполномочено на организацию и проведение профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию. Сведения включаются в Национальный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь. Он регулярно обновляется.
Также предусмотрена аттестации аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий), используемых при экскурсионном обслуживании.
Всего в стране официально аттестовано 1226 экскурсоводов и 154 гида-переводчика. Больше всего – в Минске (340 и 101 соответственно). В Витебской области – 217 экскурсоводов, в Брестской – 165, Гродненской – 161, Минской – 136, Могилевской – 117, Гомельской – 90 экскурсоводов. Утвержден график аттестаций на 2025 год.
Стать экскурсоводом могут претенденты с высшим образованием, а также студенты начиная с 4-го курса.
«Действующим законодательством не определено, что экскурсоводы должны иметь специальную подготовку, но мы рекомендуем проходить курсы, – отметили в Национальном агентстве по туризму. – Аттестация состоит из двух частей: компьютерного тестирования и устного собеседования. Первая включает вопросы по истории Беларуси, географии, всемирной истории, законодательству, культуре речи, методике ведения экскурсии. Пробное тестирование доступно на сайте Национального агентства по туризму. Нужно ответить положительно на 60 % из них, чтобы получить допуск к собеседованию. Во время него соискателю необходимо показать владение материалом и умение работать с группой. Аттестационная комиссия, состоящая из профессионалов в сфере турбизнеса, методистов, историков, оценивает знание темы, уровень подготовки и подачи материала. При успешной сдаче претендент получает свидетельство, перечень защищенных тем, бейдж и может работать. Но только по тем маршрутам, которые защитил».
Перечень необходимых документов для прохождения аттестации, а также методические рекомендации по подготовке технологической карты и контрольного текста экскурсии размещены на официальном сайте www.belarustourism.by в разделе профессионалам.
По информации БЕЛТА
Госстандарт утвердил программу разработки стандартов в сфере туризма на 2025–2027 годы, которая предусматривает разработку 10 новых государственных стандартов и два изменения в действующие. Они коснутся услуг гостиниц, туристических символов, различных видов туризма и компетенций персонала, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
Так, в 2025 году будут разработаны изменение к стандарту, касающемуся услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, новая редакция государственного стандарта на туристические символы (пиктограммы) и государственный стандарт на экскурсионное обслуживание.
В 2026 году нормативную базу расширят разработки в области систем управления устойчивым развитием гостиничных учреждений, услуг речных круизов, гастрономического туризма, а также информации для участников активного туризма.
На 2027 год запланирована работа над стандартами, которые установят требования к пешеходному туризму, посещению промышленных, природных, культурных и исторических объектов. Иные из них будут регулировать оказание услуг горнолыжными комплексами и компетенции персонала в сфере активного туризма.
Как уточнили в пресс-службе комитета, предусмотренные программой стандарты будут гармонизированы с международными и российскими документами по стандартизации. Исполнителями разработок выступят Госстандарт, Министерство спорта и туризма и их организации.
«Программа направлена на содействие развитию внутреннего и въездного туризма, создание условий для эффективного функционирования сферы, формирование конкурентоспособного национального туристического продукта, повышение качества белорусского туризма и сопутствующих услуг», – прокомментировали в Государственном комитете по стандартизации.
По информации БЕЛТА