Наталья Петкевич: целевики – это гарантия для регионов и подготовки высококвалифицированных кадров
Целевики – это гарантия для регионов и подготовки высококвалифицированных кадров. Таким мнением с журналистами поделилась вице-премьер Наталья Петкевич во время посещения Витебского государственного медицинского университета, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
Отвечая на вопрос о повышенной доле целевой подготовки в медицинских вузах, Наталья Петкевич подчеркнула важность этого механизма как инструмента связи практики и образования.
«Целевая подготовка – достаточно интересный и очень важный инструмент с точки зрения подготовки кадров, потому что это реализация той непосредственной задачи, когда есть связь уже сразу, на этапе подготовки будущего специалиста, между практикой и образованием, – отметила вице-премьер. – Организация, заинтересованная в том или ином специалисте, направляет своего представителя, понимая, что параллельно это будет и практико-ориентированное образование, и человек получит гарантированное рабочее место».
По ее словам, в медицинской сфере целевая подготовка особенно востребована по двум причинам: практикоориентированность и постоянная потребность в кадрах.
«Во-первых, это один из тех видов специальностей, где практикоориентированность нужна более чем. Люди, приходящие сюда, должны четко понимать, что они к этому готовы и смогут реализоваться как специалисты, которые на практике применяют полученные знания. Во-вторых, в этой сфере практически всегда существуют вопросы нехватки кадров из-за старения населения, углубления каких-то видов заболеваний и так далее», – пояснила Наталья Петкевич.
Она также опровергла распространенное мнение о том, что целевики – это абитуриенты с низкими баллами.
«Есть определенное предубеждение, что целевики – это те, кто по общему конкурсу не проходит. На самом деле требования высоки: для участия в конкурсе нужен средний балл не ниже 7. Мы проанализировали состав абитуриентов, и это ребята с баллами 9,1–9,2. Есть и с баллами 8. Это очень высокоподготовленные абитуриенты, которые осознанно идут в специальность», – подчеркнула она.
Вице-премьер добавила, что конкурс на целевые места высок: по стране их в этом году более 6,6 тыс., а соотношение количества мест к количеству поданных заявлений составляет 1 к 10. При этом государственная комиссия строго следит за соблюдением всех процедур и недопущением нарушений. «Сегодня законодательные основания, которые созданы для целевиков, дают уверенность, что это будут хорошо подготовленные специалисты. Обязательно введен конкурс. Если нет конкурсной основы, место передается для распределения на общих основаниях. Целевая подготовка – это подготовка высококвалифицированных специалистов, даже, наверное, более определенных в своем выборе», – заявила Наталья Петкевич.
По информации
БЕЛТА
Какие учреждения в Беларуси могут получить статус бизнес-школы
Заместитель председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Вячеслав Данилович в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» рассказал о том, какие учреждения в Беларуси могут получить статус бизнес-школы после вступления в силу изменений в Кодекс об образовании.
В Кодекс об образовании включены нормы, направленные на совершенствование системы бизнес-образования. Вячеслав Данилович отметил, что до этого изменения в кодекс подобный статус могли получить только специализированные частные структуры. «Те же самые государственные вузы, которые ведут подготовку, допустим, по менеджменту, аналогичного статуса не получали. Хотя менеджментом занимались и те частные организации, которые имели статус бизнес-школ. Министерство экономики давало им определенную аккредитацию. С моей точки зрения это несправедливо. Возьмем нашу Академию управления - мы готовим фактически управленца, он проходит менеджмент, но статус, аналогичный бизнес-школе, мы не имели. Почему государственные вузы не должны иметь подобного статуса, если у них есть все необходимое для того, чтобы давать подобное образование?» – задался вопросом он.
Это важно также и для привлечения иностранных студентов. «Иностранный студент – это определенный доход для учреждений высшего образования, – пояснил парламентарий. – Были отдельные граждане иностранные, которые обучались в государственных вузах на такие специальности, но для них более привлекательный статус – бизнес-школа. Это новшество рассчитано на таких людей. Пожалуйста, вы можете прийти в государственный вуз, получить соответствующее образование либо прийти в частную структуру, которая имеет соответствующий статус, но уже равные возможности. До этого они в основном все шли в эти частные структуры, но это несправедливо с моей точки зрения, потому что в государственных вузах образование дается не хуже, а порой даже и лучше».
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов добавил, что именно поэтому было внесено и поддержано соответствующее изменение в Кодекс об образовании. «Сегодня все учреждения образования, которые осуществляют образовательную деятельность по вопросам подготовки управленцев (это и высшее образование, и дополнительное образование взрослых), тоже имеют возможность в установленном порядке получить статус бизнес-школы, который позволяет более уверенно чувствовать себя на международных рынках образовательных услуг. Выбор образовательной программы, в том числе и нашими зарубежными абитуриентами и управленцами, он тоже как раз таки нацелен на то, чтобы получить это образование в бизнес-школе», – пояснил он.
В учреждениях образования при этом ничего не поменяется, подчеркнул начальник главного управления. «Мы как давали качественное образование в области управления, так и будем продолжать давать. Но в данной ситуации предоставили равные возможности получить такой статус у частных и государственных учреждений», – заключил он.
По информации
БЕЛТА
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА
Постановлением Правительства в Беларуси внесены важные изменения в законодательство в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Совета Министров.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр.
Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.
При этом изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
«Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств – членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011».
При этом для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства, начиная с 1 января 2026 г.
По информации
БЕЛТА
Деловой стиль, бесплатный подвоз, освобождение от ЦЭ. Что меняется для школьников с 1 сентября
Представители Министерства образования и Минского облисполкома рассказали в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, что меняется для школьников с 1 сентября после принятия новых норм в Кодекс об образовании.
Бесплатный подвоз
Консультант управления общего среднего образования Министерства образования Анжела Кудоярова отметила, что статью Кодекса об образовании дополнили нормой о том, что теперь местные советы депутатов имеют право принимать решения по бесплатной перевозке учащихся в пределах населенного пункта, в которых они проживают, до учреждения образования и обратно школьными автобусами по маршруту движения. «Раньше мы не могли использовать эту возможность. Мы могли организовать подвоз к учреждению образования только детей из сельских населенных пунктов, где нет школ. Сейчас мы можем организовать в пределах населенного пункта, – пояснила она. – Также сейчас предоставлено право осуществлять подвоз учащихся к местам проведения всевозможных образовательных мероприятий, экскурсий, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Теперь мы законодательно это закрепили».
Как региональный представитель главный специалист отдела дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования главного управления по образованию Минского облисполкома Наталья Дудкина добавила, что эта норма очень важна для регионов, потому что зачастую по этим моментам возникают некоторые сложности. «Вот шестой школьный день недели, когда идет мероприятие районного, городского уровня, а ребята из села не могут туда добраться. И тот же руководитель стоит перед выбором: он знает, что надо детей завести, но как это решить, он не знает. Теперь все просто – есть законодательная база», – подчеркнула она.
Обязательный деловой стиль одежды
Помимо этого, с 1 сентября закреплена обязанность для школьников придерживаться делового стиля одежды. Анжела Кудоярова пояснила, что дети, учащиеся в учреждении общего среднего образования должны придерживаться делового стиля одежды всегда за исключением уроков физкультуры и трудового обучения. В стране проводился эксперимент со школьной формой, и капсульную форму мы уже знаем. «Сейчас мы просто это утвердили на законодательном уровне», – подчеркнула она.
Одиннадцатиклассники могут быть освобождены от ЦЭ по медпоказаниям
По обращениям родителей также введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Сейчас эта норма действует только для учащихся девятых классов. «То есть, если заключение врачебно-консультационная комиссия (ВКК) выдала, то учащиеся девятых классов могут получить освобождение. В одиннадцатых классах раньше только обучающиеся на дому имели такое право. С 1 сентября будет введена норма о том, что учащиеся выпускных 11 классов по заключению ВКК смогут быть освобождены от ЦЭ по медицинским показаниям. Минздрав установит перечень заболеваний, на основании которого дети будут освобождаться от выпускных экзаменов», – пояснила Анжела Кудоярова.
Если выпускник не попал на ЦЭ, то ему будет выставлен годовой балл
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов добавил, что при поступлении все равно остается необходимость подачи результатов централизованного тестирования, централизованного экзамена. «Опять же, если будет заключение от медицинской комиссии о том, что молодые люди не могут сдавать ЦЭ и ЦТ, то поступить в университет, конечно, будет можно, но, если есть ограничения у молодых людей, то они останутся и при поступлении в университет на ряд специальностей, – пояснил он. – Есть определенный перечень специальностей, на которые ребята могут поступить и без сертификатов – это или наиболее востребованные специальности в случае отличной успеваемости, либо специальности, где необходимо сдать внутренние вступительные испытания. То есть возможности, конечно, будут, но их количество будет ограничено в связи с состоянием здоровья».
По информации
БЕЛТА