Госстандарт актуализирует пять стандартов в области обеспечения доступной среды
В Беларуси в 2025 году проводятся работы по актуализации пяти стандартов в области обеспечения доступной среды. Об этом рассказала Председатель Государственного комитета по стандартизации Беларуси Елена Моргунова на конференции «Социально ответственный бизнес и общество. Современное построение инклюзивной среды» в ходе проекта «Ресурсы&Возможности», которая проходит сегодня в Витебске, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Госстандарта.
«Госстандарт более 15 лет является одним из заказчиков Государственной программы «Социальная защита», нацеленной на обеспечение комфорта, безопасности и доступной среды для всех граждан нашей страны. В настоящее время в стране для создания инклюзивной среды действует комплекс государственных стандартов, состоящий из более 160 документов. Они устанавливают требования, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, социальной сферы, доступности туризма. Есть стандарты на требования к оборудованию рабочих мест, общественному пассажирскому транспорту, обуви, ассистивным устройствам, тактильным знакам и символам, реабилитационным средствам и оборудованию, местам отдыха, например, пляжам», – сказала Елена Моргунова.
Нормативная база в данной сфере пополняется новыми стандартами, совершенствуются также и действующие. В этой работе учитываются требования международных документов, современные направления в обеспечении доступности. В 2025 году проводятся работы по актуализации пяти стандартов, устанавливающих требования к тактильным указателям на пешеходных поверхностях, устройствам, в том числе подъемным, устанавливаемым в общественных зданиях, сооружениях и средствах общественного пассажирского транспорта.
«Сейчас идет формирование отраслевых программ на следующую пятилетку, и, соответственно, мы бы хотели также участвовать в их реализации с предложениями по решению проблем для различных категорий людей с помощью стандартов. Мы готовы сделать все необходимое, чтобы каждый человек в нашем обществе был социально защищен и получил равные возможности», – подчеркнула Елена Моргунова. В формируемый сейчас Министерством труда и социальной защиты проект Государственной программы «Общество равных возможностей» на 2026–2030 годы Госстандартом предложено включить разработку 43 государственных стандартов.
Цель сегодняшней конференции – создание инклюзивной среды, поддержание ментального здоровья общества, освещение факторов, влияющих на создание в бизнес-среде лояльного отношения, максимальное вовлечение людей с инвалидностью в экономическую и политическую жизнь страны, а также установление равных возможностей для всех групп населения. Данная конференция является эффективной площадкой, которая помогает государственным органам и бизнесу выявить актуальные аспекты в развитии доступной среды для всех.
В числе организаторов форума – Белорусский союз женщин, Министерство экономики, Белорусский союз инвалидов и другие при поддержке Министерства труда и социальной защиты.
По информации
БЕЛТА
Как раскрыть потенциал евразийской интеграции, решали в Минске
В Минске недавно состоялись два знаковых события: IV Евразийский экономический форум и заседание Высшего Евразийского экономического совета. В них участвовали главы всех пяти государств, входящих в союз (Армении – в онлайн-режиме), около трех тысяч высших должностных лиц, руководителей бизнеса, ученых-экономистов из трех десятков стран. Подвели итоги исполнения Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, наметили новые рубежи взаимодействия.
Показатели единого рынка
Как отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко, за время существования ЕАЭС более чем в два раза увеличился товарооборот стран-участниц и на 37 % объем внешней торговли. Совокупный ВВП вырос почти на 18 %, промышленное производство – на 30 %, объем продукции сельского хозяйства – на 25 %, грузооборот – на 10 %, объем инвестиций – более чем на 40 %. Во многом это следствие беспошлинной трансграничной торговли, применения единых норм права, беспрепятственных взаиморасчетов в национальных валютах, свободного трудоустройства граждан, признания документов об образовании и других интеграционных инициатив.
ЕАЭС сегодня вместе с государствами-партнерами – это пятая часть населения мира и самое большое объединение по территории, где сосредоточена четверть разведанных полезных ископаемых. А по добыче нефти союз занимает первое место в мире, природного газа – второе.
Владимир Путин добавил, что утверждена концепция формирования общего финансового рынка союза. Созданы Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Заметные успехи достигнуты в сопряжении национальных систем платежей и банковских карт.
Однако вклад ЕАЭС в мировой ВВП еще невелик, что требует существенно интенсифицировать сотрудничество.
Поезда и спутники
План дальнейшего развития под девизом ЕАЭС 2.0 предложила Беларусь. В нем обозначены основные направления развития интеграционного объединения. Их диапазон – от космических и информационных технологий до повышения уровня жизни граждан. Эта программа является продолжением инициативы, изложенной в начале года в обращении Александра Лукашенко к главам государств ЕАЭС в качестве председателя экономического союза. Беларусь заявила о необходимости кооперации по базовым направлениям, таким как электротранспорт, микроэлектроника, робототехника, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы, чтобы создать уникальный евразийский продукт, от самолетов и поездов до цифровых решений и искусственного интеллекта. Важнейшим преимуществом является единый рынок, доставшийся странам «пятерки» в наследство от СССР, и этот рынок ни в коем случае нельзя потерять.
Каждому – свою нишу
Что же нового предполагается в развитие достигнутого? Вместо конкуренции в производстве одних и тех же товаров логичнее сосредоточиться на взаимодополнении национальных экономик, встраивании в производственные цепочки, формируя общие товарные предложения для рынка ЕАЭС и экспорта.
Типичный пример – производство широкой гаммы колесных тракторов, карьерной техники в Беларуси. Это создавалось в расчете на рынок всего СССР и вполне способно удовлетворить запросы стран «пятерки». Так надо ли создавать где-то дублирующие мощности?
В числе реальных катализаторов роста национальных экономик и союзного потенциала – сфера услуг, на которую приходится половина совокупного валового внутреннего продукта ЕАЭС. Это и развитие интегрированных евразийских транспортно-логистических коридоров, и формирование общего финансового рынка. В версии ЕАЭС 2.0 неизбежно создание единой цифровой платформы для бизнеса, развитие электронной торговли, использование больших данных – эти направления помогут повысить эффективность экономик. Предполагается создание новых рабочих мест, условий для управляемой трудовой миграции, получения образования и медпомощи, развития взаимного туризма.
По примеру Союзного государства
В ряде случаев потребуется объединить научный, инженерный, финансовый потенциалы, как это делается в Союзном государстве, где в течение 25 лет реализуются совместные программы научно-технического развития, отметил на форуме в Минске Госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев. Благодаря программам созданы новые сферы деятельности и отрасли экономики. Возможности экономического роста в ЕАЭС также огромные, заявил Госсекретарь. Наличие общего рынка, отсутствие торговых и таможенных барьеров позволяют сконцентрироваться на вопросах развития. У государств ЕАЭС близкие экономические приоритеты, общее понимание конкурентных преимуществ. Сергей Глазьев высказал убеждение, что стратегия опережающего развития, которую год назад было предложено положить в основу ключевых направлений экономического развития ЕАЭС до 2035 года, вполне реалистична. Она предполагает выход единого евразийского экономического пространства на темпы роста не ниже, чем в Китае и Индии.
Торговля и услуги по единым правилам
Многое из того, что обсуждали участники форума, нашло отражение в принятых документах. Так, отмечено, что позиции Евразийского экономического союза на международной арене значительно укрепились. Об этом говорит и подписание в Минске соглашений об экономическом сотрудничестве с Объединенными Арабскими Эмиратами и Монголией.
Также лидеры стран ЕАЭС проинформированы о развитии маркировки товаров, принят доклад о реализации планов либерализации по отдельным секторам услуг в ЕАЭС, определены основные направления экономического сотрудничества в сфере спорта, подведены итоги соблюдения Правил регулирования торговли услугами за 2023–2024 годы, одобрены меры по совершенствованию правового регулирования в различных отраслях.
Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета пройдет в декабре в Санкт-Петербурге. Предполагается, что там представят план мероприятий дальнейшего развития интеграции в рамках ЕАЭС.
ДОСЛОВНО
Александр Лукашенко:
– Наступает время ЕАЭС 2.0. Нам нужно ставить перед собой новые, более серьезные задачи и их реализовывать, создавать условия для спокойной жизни наших народов.
Владимир Путин:
– Евразийскому союзу исполнилось десять лет. За это время он по праву утвердился в числе одного из ключевых центров глобального развития.
Владимир Яковлев, «
Союз. Беларусь-Россия», 11 июля 2025 г.
Комфортные тарифы на роуминг в ЕАЭС планируют установить с 1 января 2028 г.
Комфортные тарифы на роуминг в Евразийском экономическом союзе планируют установить с 1 января 2028 г., сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Евразийской экономической комиссии.
«8 июля 2025 года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии утвержден новый срок реализации плана по внедрению справедливых тарифов в роуминге – IV квартал 2027 года. До этого в комиссии рассчитывают принять все необходимые решения и отменить роуминг с 1 января 2028 года», – сказали в пресс-службе.
«Инициатива по отмене роуминга (внедрению справедливых тарифов на услуги связи в роуминге) поддерживается всеми странами Евразийского экономического союза», – заявили в ЕЭК.
Ранее планировалось внедрить комфортные тарифы на роуминг в ЕАЭС в 2025 году. «Но в связи с необходимостью дополнительной проработки вопроса нивелирования финансовых потерь операторов сотовой связи, а также для предотвращения мошеннического (фродового) трафика и настройки биллинговых систем стороны перенесли срок отмены. Это позволит Евразийской экономической комиссии совместно с государствами-членами дополнительно проанализировать уровни ставок международного интерконнекта, межоператорские роуминговые тарифы и выработать оптимальный вариант тарифа, учитывающий интересы как абонентов, так и операторов связи», – разъяснили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Совет ЕЭК расширил возможности доступа промтоваров производителей стран ЕАЭС к госзакупкам
Совет Евразийской экономической комиссии внес изменения в правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе ЕЭК.
«В частности, правила дополнены условиями производства для труб, лазеров, микродисплеев, новыми товарными наименованиями медицинских изделий, оптических инструментов, компонентов железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры, товарами химической промышленности», – пояснили в пресс-службе.
В ЕЭК отметили, что это уже второй пакет изменений в 2025 году: в мае правила были дополнены 51 товарным наименованием для обеспечения доступа к участию в госзакупках.
«Принятые акты позволят производителям государств ЕАЭС включать сведения о себе и своих товарах в Евразийский реестр промышленных товаров и беспрепятственно участвовать в госзакупках. Правилами введен единый подход к определению и подтверждению страны происхождения товаров для целей госзакупок. Они помогут обеспечить национальный режим в госзакупках в случаях, когда государством установлены преференции для отечественных поставщиков или введены ограничения для иностранных товаров», – добавили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Каким быть техническому комитету по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства?
Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев и помощник первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дениса Мантурова Алексей Медников провели 8 июля рабочую встречу с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Тема – обсуждение подходов к созданию технического комитета по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства, а также обмен практическим опытом в сфере технического регулирования.
Встреча прошла на площадке БелГИСС.
Перед ее началом Алексей Медников подробно ознакомился с направлениями деятельности института. Круг интересующих его вопросов был чрезвычайно широк – разработка стандартов, ведение фонда технических условий, повышение квалификации, учреждение Государственного знака качества и критерии оценки, наращивание испытательного и измерительного потенциалов.
Большое внимание Алексей Медников уделил вопросам сертификации и испытаний по параметрам энергоэффективности как инструменту защиты рынка от не соответствующей заявленным свойствам продукции.
Сергей Глазьев и Алексей Медников также посетили выставочную экспозицию «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», функционирующую в БелГИСС.
Напомним, что итог по вопросу создания технического комитета по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства должен быть к декабрю 2025 года. Соответственно, проект положения о комитете предполагается подготовить к сентябрю.
Елена Моргунова выразила гостям благодарность за интерес к работе системы Госстандарта и отметила значительное ускорение работ в сфере технического регулирования на площадке Союзного государства в последнее время. При этом важнейшей задачей создаваемого комитета она обозначила урегулирование спорных вопросов на экспертном уровне.
Госстандарт Беларуси и Росстандарт концептуально согласовали подходы.
Предполагается, что на первом этапе технический комитет будет коллегиальным органом. После наработки определенного механизма и опыта возможно создание постоянно действующего центра в структуре Союзного государства.
Алексей Медников высказал мнение, что данный комитет будет важнейшим инструментом, который поможет показать преимущества стандартизации, более эффективно использовать все элементы инфраструктуры качества (стандартизацию, метрологию, аккредитацию, надзор) для обеспечения конкурентоспособности продукции. При этом крайне важно привлекать к этой работе промышленность для создания отраслевых практических кейсов, в которых показать, каким образом стандартизация может помочь обеспечить преференции для национального производителя, что, разрабатывая стандарты в своих интересах, он обеспечивает себе дополнительные рынки. Это предложение может быть реализовано на уровне двух стран либо в рамках технического комитета, либо взаимодействия профильных структур.
Вовлечение интересов отраслей также важно в решении вопросов недобросовестной конкуренции.
Алексей Медников отметил, что в Беларуси действует мощные надзор и испытательная база, ограничены возможности фальсифицировать результаты оценки соответствия. Это может быть примером действенной системы, которая обеспечивает работу собственной промышленности и с помощью лабораторий отсекает недобросовестных конкурентов.
Подытоживая дискуссию, Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев поддержал то, что комитет должен работать сквозь призму практических проблем, привлекать отрасли, учитывать их интересы. Особое внимание – приоритетным направлениям стандартизации, представляющим общий интерес, включая цифровую трансформацию в области технического регулирования, требования к маркировке продукции как критерию прослеживаемости и идентификации, стандарты для технологической кооперации.
Ведь кто владеет стандартами, тот владеет рынком!
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь