09.10.2024
«Повысить качество услуг». Депутат о новациях законопроекта о налоговом консультировании
В Палату представителей поступил проект Закона «О деятельности по налоговому консультированию». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. О новациях законопроекта корреспонденту
БЕЛТА рассказала заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Светлана Соколовская.
«На уровне закона совершенствуется деятельность Палаты налоговых консультантов, а также лиц, осуществляющих деятельность по налоговому консультированию, действующих на сегодняшний день на основании Указа № 338 «О налоговом консультировании», – рассказала Светлана Соколовская.
Законопроектом расширяются компетенция, права и обязанности палаты. «К примеру, ей предоставляется право рассматривать обращения граждан и юридических лиц, осуществлять проведение внешней оценки качества услуг налоговых консультантов, применять к ним в случае выявления нарушений законодательства меры воздействия в виде предупреждения, приостановления членства, исключения из членов Палаты налоговых консультантов», – пояснила парламентарий.
Также за палатой закреплена обязанность по участию в мероприятиях, направленных на повышение профессиональной компетентности налоговых консультантов, их финансовой грамотности, налоговой культуры. «При этом документом четко регламентируется порядок взаимодействия палаты и Министерства по налогам и сборам, в том числе в части обязанности представления профильному министерству информации о фактах несоблюдения законодательства о налоговом консультировании и о результатах оценки качества оказания соответствующих услуг», – отметила депутат.
«В целях дополнительного гарантирования качества оказания услуг по налоговому консультированию, защиты интересов их потребителей проектом предлагается ввести лицензирование деятельности в данной сфере. Выдавать такие лицензии субъектам хозяйствования будет Министерство по налогам и сборам, – добавила Светлана Соколовская. – Законопроектом определяются конкретные виды услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, требования к лицензиатам, а также конкретизируются грубые нарушения законодательства, влекущие приостановление, прекращение лицензии. Так, для получения лицензии необходимо иметь в штате минимум одного работника с квалификационным аттестатом налогового консультанта, являющегося членом Палаты налоговых консультантов».
Одновременно законопроектом уточняются требования к претендентам на получение квалификационного аттестата налогового консультанта и расширяются основания для прекращения его действия.
«Ожидается, что принятие данного законопроекта позволит существенно расширить круг аттестованных профессионалов – налоговых консультантов, минимизировать риски нарушений налогового законодательства, повысить контроль за качеством оказания услуг по налоговому консультированию», – подчеркнула Светлана Соколовская.
По информации
БЕЛТА
Индивидуальным предпринимателям – плательщикам подоходного налога с физлиц об изменении формы налоговой декларации на 2025 год
МНС информирует индивидуальных предпринимателей-плательщиков подоходного налога с физических лиц, что постановлением Министерства по налогам и сборам от 31.01.2025 № 4 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2» (далее – постановление)
в форму налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро) (приложение 6 к постановлению) внесены изменения.
Так, на титульном листе форма дополнена признаком представления налоговой декларации (расчета) – «В связи с созданием индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом».
В связи с корректировкой условий применения ставки подоходного налога с физических лиц в размере 30 процентов, форма дополнена признаком применения в текущем налоговом периоде повышенной ставки – «В текущем налоговом периоде применяется ставка 30 % (пометить Х)».
Указанный признак в налоговой декларации проставляется индивидуальными предпринимателями, получающими доходы в 2025 году от осуществления предпринимательской деятельности в 2024 году (при условии, что в 2024 году доходы превысили 500 000 белорусских рублей).
Также раздел II налоговой декларации изложен в новой редакции.
Соответствующие изменения внесены в порядок заполнения этой налоговой декларации.
По новой форме налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро) представляется начиная с первого квартала 2025 года.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Совершенствование законодательства в области гидрометеорологической деятельности обсудили эксперты
26 марта 2025 г. состоялось расширенное выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по экологии и природопользованию на тему «Осуществление гидрометеорологической деятельности в Республике Беларусь. Практика применения Закона Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности» на базе государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды».
В мероприятии приняли участие заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Приходько И.Ф., представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» и др.
Парламентарии посетили метеорологическую станцию «Минск», где приняли участие в запуске метеорологического радиозонда, ознакомились с работой температурно-ветрового профилемера. Их также проинформировали об оснащении метеорологической станции и проводимых наблюдениях. Здесь внедрен интегрированный подход функционирования различных сетей наблюдений: приземных метеорологических, гидрологических, аэрологических и актинометрических.
Заседание продолжилось в Республиканском центре по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды, где депутаты ознакомились с основными направлениями гидрометеорологической деятельности.
Председатель Постоянной комиссии Чернявская Ж.Н. отметила, что гидрометеорологическая безопасность государства, снижение угрозы жизнедеятельности населения и нанесения ущерба экономике страны от опасных природных явлений, напрямую зависят от точности и оперативности обеспечения гидрометеорологической информацией.
Были обсуждены вопросы предоставления информации о погодных условиях и предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях, обеспечения оперативного реагирования при возникновении аварий или инцидентов, связанных с загрязнением окружающей среды, а также обеспечения отраслей экономики и населения всеми видами гидрометеорологической и радиационно-экологической информации.
В результате состоявшейся дискуссии и обмена мнениями определены пути совершенствования законодательства в области гидрометеорологической деятельности. Полученная информация и предложения будут использованы при подготовке проекта Экологического кодекса Республики Беларусь, отдельным разделом которого будут регулироваться вопросы гидрометеорологической деятельности.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Владимир Гусаков: мы стоим перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту
Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту. Это отметил Председатель Президиума Национальной академии наук, академик, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь Владимир Гусаков на заседании рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте (ИИ), передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«На вручении дипломов докторов наук и аттестатов профессоров Глава государства заметил, что сейчас все говорят об искусственном интеллекте, но мало кто понимает, что это такое. Мы в этой связи подготовили обстоятельную записку о сути, структуре, целях, задачах, результативности искусственного интеллекта и направили ее в Администрацию Президента. И в самом деле, сегодня мало кто понимает, что такое ИИ, поэтому сегодняшнее заседание можно назвать семинаром и мы таких семинаров должны провести много по разным направлениям и отраслям», – отметил Владимир Гусаков.
Он рассказал, что представителям всех отраслей – от образования и медицины до сельского хозяйства нужно понять ключевые моменты – что собой представляет ИИ и он чем отличается от биологического.
«Важно понять, что нужно сделать, чтобы искусственный интеллект эффективно работал, заменял человеческий мозг, какое требуется для этого программное обеспечение, технические комплексы, оборудование. Словом, что нужно сделать, чтобы наша страна была по-прежнему среди лидирующих стран (а она входит в 30) по использованию искусственного интеллекта», – отметил Владимир Гусаков, подчеркнув, что мы стоим перед огромной проблематикой и необходимостью развития данной технологии, которая будет заменять человека во всем – в бытовой сфере, во взаимодействии предприятий и организаций, в торговле, в производстве, транспорте и т.д.
«Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к ИИ, поэтому должны не только разобраться в его сути, но и разработать биологические и технические системы, чтобы в комплексе по аналогии с человеческим использовать ИИ», – отметил Владимир Гусаков.
Безусловно, искусственный интеллект – это изобретение человека и какую программу он в него заложит, так ИИ и будет работать. Например, создавать музыкальные произведения, стихи. И это только начало, по словам ученых, в перспективе у ИИ – безграничные возможности.
Отмечая актуальность разработки законопроекта об искусственном интеллекте, Владимир Гусаков подчеркнул, что в настоящее время нужно обсудить концепцию документа, который будет регулировать все отношения в сфере применения искусственного интеллекта.
По информации
БЕЛТА
Подготовку законопроекта о независимой оценке и сертификации квалификаций к первому чтению обсудили эксперты
24 марта 2025 г. состоялось выездное заседание рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О независимой оценке и сертификации квалификаций» к первому чтению.
Заседание организовано на площадке Министерства труда и социальной защиты с приглашением предприятий и организаций сферы производства и услуг.
В заседании приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, ОАО «МАЗ», ЗАО «Атлант», ОАО «МАПИД», ГПО «Минскстрой», РУП «Белстройцентр», УО «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Жилком», РУП почтовой связи «Белпочта», отеля «Минск».
На рассмотрение участников представлен доработанный проект Закона, предусматривающий:
-
введение процедуры аккредитации юридических лиц на предмет проведения ими оценки квалификаций;
-
полномочия и деятельность аккредитованных организаций;
-
порядок прохождения оценки квалификаций соискателями с получением сертификата о подтверждении квалификации или заключения о прохождении экзамена по признанию квалификаций;
-
права соискателей;
-
создание реестра аккредитованных организаций и реестра наименований квалификаций.
Подходы, заложенные в проекте Закона, позитивно восприняты представителями реального сектора. Отмечено, что внедрение института признания квалификаций по профессиям рабочих, полученных в том числе вне системы образования или самостоятельно, позволит создать еще один механизм по решению для нанимателей проблемы дефицита кадров, а для человека — расширит возможности для трудоустройства.
В процессе обсуждения поддержано предложение об изменении названия законопроекта «О признании квалификаций».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
МНС разъяснило нюансы налогообложения доходов физических лиц по ставке 25 %
Министерство по налогам и сборам разъяснило нюансы налогообложения доходов физических лиц по ставке 25 %. Об этом сообщили
БЕЛТА в МНС.
При рассмотрении вопроса об определении размера совокупного дохода за 2024 год в виде доходов по трудовым договорам, дивидендам, доходам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности, для целей налогообложения таких доходов по ставке 25 % используются начисленные за 2024 год доходы, а не фактически выплаченные в течение года. «Такой подход следует из порядка определения налоговой базы подоходного налога, который основан на принципе ведения учета, в котором первичным является действие, связанное с начислением дохода, а вторичным – исчисление подоходного налога и фактическая выплата его получателю», – отметили в ведомстве.
В соответствии с положениями статьи 199
Налогового кодекса налоговая база подоходного налога представляет собой денежное выражение начисленных физическому лицу доходов как в денежной, так и натуральной форме в совокупности за каждый месяц календарного года.
Таким образом, при определении налоговой базы подоходного налога за месяц используются начисленные физическому лицу за конкретный месяц доходы (а не фактически выплаченные), включая доходы прошлого и будущего периодов (например, доходы прошлых периодов в виде оплаченных больничных листов или доходы будущих периодов в виде оплаченных отпусков).
Аналогичный принцип применяется при определении доходов, подлежащих налогообложению по ставке 25 %, в отношении доходов физических лиц, начисленных за 2024 год в сумме, превышающей Br200 тыс. Согласно данному принципу в совокупность доходов, облагаемых по ставке 25 %, включаются начисленные за 2024 год доходы в виде доходов по трудовым договорам, дивидендам, гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности. Дата фактической выплаты таких доходов не влияет на принятие решения о включении (не включении) в совокупность доходов, облагаемых по ставке 25 %.
Например, начисленные в 2023 году дивиденды, которые фактически были выплачены только в течение 2024 года, не включаются в совокупность начисленных за 2024 год доходов, облагаемых по ставке 25 %. При этом начисленные в 2024 году дивиденды, которые фактически будут выплачены только в течение 2025 года, включаются в совокупность начисленных за 2024 год доходов, облагаемых по ставке 25 %.
Аналогичные подходы применяются к доходам в рамках трудовых отношений, где начисленная заработная плата и иные выплаты за декабрь 2024 года включаются в совокупность доходов, начисленных за 2024 год, несмотря на то, что фактическая выплата таких доходов была произведена только в январе 2025 года.
Следуя этому принципу, при определении суммы подоходного налога по ставке 25 %, подлежащего доплате физическим лицом в бюджет, налоговым органом производится зачет суммы исчисленного налоговым агентом подоходного налога с дохода, начисленного за 2024 год, а не суммы подоходного налога, перечисленной в бюджет в результате фактической выплаты такого дохода физическому лицу.
По информации
БЕЛТА