В Палате представителей рассмотрели изменения в Закон о государственном и мобилизационном материальных резервах
3 октября 2024 года под руководством Приходько О.И. состоялось заседание рабочей группы Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию по обсуждению проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном и мобилизационном материальных резервах».
В заседании приняли участие представители Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства обороны, Министерства экономики, члены Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию, работники Секретариата Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
В ходе дискуссии были рассмотрены поступившие по законопроекту замечания и предложения.
По результатам заседания выработаны согласованные решения по уточнению определений отдельных терминов, а также мер гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств по поставке материальных ценностей в государственный и (или) мобилизационный материальные резервы и операциям с ними.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
На базе Могилевского института МВД сегодня прошло выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству. Основная тема обсуждения – «Административная ответственность несовершеннолетних: профилактические меры воздействия и практика их применения», передает корреспондент БЕЛТА.
Как отметила председатель Постоянной комиссии по законодательству Марина Ленчевская, сейчас ко второму чтению готовится проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности».
«Этим проектом предусмотрено внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Действующие редакции вступили в силу с 1 марта 2021 года. Они были подготовлены во исполнение поручения Главы государства о реформировании законодательства об административной ответственности. Одна из установок – профилактическая направленность законодательства в этой сфере», – сказала она.
Сейчас стоит задача внести в кодексы комплексные изменения, которые позволят сохранить их общую концепцию, актуализировать нормы и привести их в соответствие современным реалиям. «Эти изменения направлены в том числе на совершенствование такого профилактического института, как меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, – добавила Марина Ленчевская. – Проектом предлагается дополнить ПИКоАП новым специальным разделом – применение мер воспитательного воздействия, закрепляющим общие и особенные аспекты применения таких мер».
Во время заседания провели анализ таких мер, практику их применения в отношении несовершеннолетних.
По словам заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Александра Омельянюка, в течение нескольких лет проводились только отдельные корректировки кодексов. «За это время накопился определенный опыт, изменились иные законы и наше административное законодательство нужно привести в соответствие, – заявил он. – Один из новых разделов касается применения мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Это относительно новый институт в нашем законодательстве, он появился в 2021 году. И это продолжение того курса, который мы выбрали, – это курс на профилактику совершения правонарушений. И особенно это касается несовершеннолетних. Они еще дети, их поведение еще не сформировалось. Мы это прекрасно понимаем».
За эти годы в данном направлении была проведена большая работа, в том числе практическая. Жизнь показала, что направление было выбрано верно. «Сейчас нужно определить, как такие меры профилактики будут применяться: кто их должен применять, в каких случаях, какой порядок взаимодействия между органами, которые работают с подростками, – подчеркнул Александр Омельянюк. – Сегодня мы хотим услышать тех, кто применяет это законодательство на практике, кто непосредственно работает с детьми. Закон будет хорошо работать только в случае, если он основан на достижениях, которые у нас есть. А те проблемы, которые возникли, нужно разрешить в законодательстве, что позволит эффективно применять эти меры».
Среди участников выездного заседания – начальник кафедры административной деятельности факультета милиции Могилевского института МВД Александр Лубенков. «Белорусов всегда волнуют вопросы наших детей, то, как они растут. В 2021 году вносились изменения в Кодекс об административных правонарушениях и были введены определенные институты, регламентирующие применение в отношении несовершеннолетних профилактических мер воздействия. Прошло определенное время, мы посмотрели, что из этого работает, а что нужно подправить, – сказал он. – Такие встречи, как сегодня проходит на базе нашего вуза, очень важны. Здесь собрались не только парламентарии, но и практические работники из УВД, прокуратуры, КДН, представители научного сообщества. Мы с различных сторон можем обсудить этот проект, прислушаться к мнению каждого».
По информации БЕЛТА
Расходы бюджета на образование и здравоохранение вырастут в 2026 году. Об этом рассказал журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Василий Панасюк перед началом расширенного заседания постоянной комиссии, передает корреспондент БЕЛТА.

Он отметил, что доходы республиканского бюджета прогнозируются в сумме Br54,4 млрд (по сравнению с оценкой поступлений 2025 года увеличатся на 12,4 %). В общих доходах налоговые доходы составят Br38,3 млрд, неналоговые – Br6,6 млрд, безвозмездные поступления – Br9,5 млрд.
«Более 70 % доходов приходится на налоговые поступления. Неналоговые поступления составят около 12 %, безвозмездные – около 17 %. В доходной части бюджета также предусмотрены средства из целевых фондов и межбюджетных трансфертов. Два местных региональных бюджета Минской области смогут поделиться ресурсами с другими регионами, чтобы обеспечить равномерное распределение доходов для граждан Республики Беларусь», – пояснил он.
Что касается расходной части бюджета, существенных изменений не планируется. «Бюджет формируется с учетом нового формата взаимодействия страны с внешним миром и особенностей национальной экономики, фокусируясь на инвестиционной привлекательности и мерах, стимулирующих экономический рост. Главный принцип – рациональное и целевое использование ресурсов с соблюдением основных направлений развития государства, в приоритете которой – социальная ориентированность, закрепленная в Конституции», – подчеркнул Василий Панасюк. Расходы определены в объеме Br58,7 млрд (110,4 % к ожидаемому исполнению 2025 года).
По его словам, расходы бюджета в социальном направлении увеличиваются более чем на 10 %. «Так, финансирование здравоохранения вырастет на более чем 18 %, образования – более чем на 16 %, а затраты на физкультуру и спорт увеличатся почти на треть. Кроме того, предусмотрены необходимые средства для обслуживания государственного долга и значительного роста инвестиционной привлекательности. В числе важных социальных направлений – поддержка семейного капитала, строительство жилья с государственной поддержкой, а также значительное финансирование науки, научно-технической и инновационной деятельности. Все эти меры направлены на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и предприятий», – обратил внимание депутат.
По информации БЕЛТА
Льготу по транспортному налогу на электромобили продлят в Беларуси. Об этом сообщила журналистам член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова перед началом расширенного заседания постоянной комиссии, передает корреспондент БЕЛТА.

По словам Натальи Кулешовой, льготу планируется продлить на следующий год. «Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать», – подчеркнула депутат.
Она добавила, что в этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
В Палате представителей проходит расширенное заседание Постоянной комиссии по бюджету и финансам. В заседании принимают участие заместитель Председателя Палаты представителей Вадим Ипатов, руководители Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты.
По информации БЕЛТА
На текущей неделе Правительством внесен в Палату представителей проект Закона «О республиканском бюджете на 2026 год». Как будет формироваться доходная часть и как спланирована расходная часть бюджета, рассказала БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Александра Михеенко.
Депутат указала, что при формировании проекта бюджета на следующий год за основу принят прогноз условий экономического развития, который предполагает рост ВВП на уровне 102,8 %, уровень инфляции в среднегодовом выражении – 107 %.
Доходы республиканского бюджета на 2026 год определены в размере 18,3 % к ВВП и по сравнению с оценкой поступлений 2025 года увеличатся на 12,4 %.
Доходы республиканского бюджета будут включать налоговые доходы (70,4 % общей суммы доходов), неналоговые доходы (12,2 %), безвозмездные поступления (17,4 %).
Налоговые доходы в республиканском бюджете будут сформированы главным образом за счет налога на добавленную стоимость, доходов от внешнеэкономической деятельности, акцизов, налога на прибыль, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, экологического налога, транспортного налога.
Что касается расходов республиканского бюджета, планируется, что их рост к ожидаемому исполнению 2025 года составит не менее 10,4 %, отметила заместитель председателя Постоянной комиссии.
Приоритетными в бюджете сохранятся расходы на финансирование социальной сферы, а также повышение уровня оплаты труда и благосостояние работников бюджетной сферы.
Дополнительно к базовому фонду оплаты труда в республиканском бюджете предусмотрены расходы на заработную плату работников по вновь вводимым объектам здравоохранения и образования, а также на оплату труда преподавателей, дополнительно вводимых в связи с увеличением контрольных цифр приема и ростом контингента обучающихся на бюджетной основе в учреждениях среднего специального образования на 1039 человек.
В числе основных направлений расходов республиканского бюджета на 2026 год будут выплата семейного капитала и финансирование строительства жилья с государственной поддержкой.
В бюджете предусмотрено финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также оказание государственной поддержки по системным решениям (поддержка экспорта и обеспечение внутреннего рынка современной техникой и оборудованием).
Предусмотрены средства и на финансирование централизованной закупки электротранспорта, автотранспорта для учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с последующей их передачей регионам. В приоритете остаются расходы на ремонты и содержание дорог.
В 2026 году дефицит (превышение расходов над доходами) республиканского бюджета составит Br4,3 млрд, который планируется профинансировать за счет внешних государственных займов, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов и остатков средств республиканского бюджета.
Александра Михеенко обратила внимание, что предлагаемые для формирования проекта бюджета на 2026 год подходы полностью позволяют сбалансировать его параметры в пределах имеющихся финансовых ресурсов и, что самое важное, – обеспечивают финансирование приоритетов социально-экономического развития страны.
По информации БЕЛТА
Мера для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент БЕЛТА.
«Немаловажное новшество – обеспечение бесперебойного водоснабжения. Для оперативного решения вопросов водоснабжения, особенно сельских населенных пунктов, в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды законопроектом закреплено право на установление возможности бурения водоканалами или организациями ЖКХ временных скважин (в более короткие сроки. В настоящее время шесть месяцев – будет два месяца. – Прим. БЕЛТА), чтобы не прекращать подачу питьевой воды, если что-то случилось», – сказал Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило, представляя законопроект депутатам.
По словам Министра, принятие данной нормы позволит, в первую очередь, сократить срок разработки документации, проведения работ по бурению, а также оперативно организовать водоснабжение в населенном пункте в случае его прекращения.
Предусматривается создание государственного реестра, который будет представлять собой информационный ресурс, содержащий достоверные подробные сведения о всех системах водоснабжения и водоотведения (канализации) в населенных пунктах страны.
О некоторых новациях рассказал в комментарии журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Сергей Казачок. Он подчеркнул, что вопросам питьевого водоснабжения всегда уделяется особое внимание. Действует Закон «О питьевом водоснабжении». Вместе с тем такая смежная сфера, как водоотведение, не урегулирована законодательством. Новый законопроект предполагает регулирование как питьевого водоснабжения, так и водоотведения (канализации).
«В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы организации питьевого водоснабжения, водоотведения относятся к компетенции местных органов власти. Они решают вопросы поставки воды, водоотведения, а также занимаются вопросами чрезвычайной ситуации в случае отключения воды и другими, – обратил внимание депутат. – Предполагается, что, помимо этого, местным органам власти необходимо определять организации, которые будут в конкретном регионе заниматься поставкой питьевой воды, а также вопросами водоотведения».
Депутат обратил внимание на то, что сегодня в стране, помимо организаций Министерства жилищно-коммунального хозяйства, соответствующими вопросами занимаются также организации в сфере сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта. Их также коснутся новации.
В целом принятый сегодня в первом чтении комплексный законопроект регулирует все наиболее важные направления в сфере водоснабжения и водоотведения – от оказания самих услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), услуг по транспортировке сточных вод ассенизационным транспортом, охраны и использования источников питьевого водоснабжения, обеспечения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях, приема сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации) до безопасности питьевой воды централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
Как пояснили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, с принятием нового закона действующий Закон «О питьевом водоснабжении» (в редакции 2019 года) будет признан утратившим силу.
За период реализации действующего закона в республике построено порядка 2 тыс. объектов ВКХ, проложено 590 км новых сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), заменено 3,9 тыс. км сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации, реконструировано 49 очистных сооружений. Это позволило повысить обеспеченность населения централизованным водоснабжением до 93,9 %, централизованным водоотведением – до 81 %. Обеспеченность населения водоснабжением питьевого качества увеличена с 90,5 % до 99,7 %.
Ежедневно потребителям республики подается более миллиона кубических метров воды.
Организациями ЖКХ эксплуатируется около 10 тыс. водозаборных скважин, 41,8 тыс. км сетей водоснабжения, 323 очистные сооружения, более 20 тыс. сетей канализации. За их эффективной работой следят 15 тыс. работников, благодаря которым население может беспрерывно получать питьевую воду и отводить сточные воды.
Принятые более семи лет назад на уровне Главы государства решения о финансировании строительства станций обезжелезивания воды за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках госинвестпрограмм принесли ощутимые результаты, отметили в министерстве.
На 2026–2030 годы запланирована реконструкция 43 групповых водозаборов, требующих полной модернизации, 36 очистных сооружений, замена изношенных сетей водоснабжения и водоотведения, бурение и перебуривание порядка 300 скважин, строительство более 200 км новых сетей водоснабжения и водоотведения.
По информации БЕЛТА
