02.10.2024
Состоялось заседание Палаты представителей
2 октября 2024 года состоялось очередное заседание Палаты представителей.
Парламентарии рассмотрели в первом чтении три законопроекта.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам образования» представили первый заместитель Министра образования Республики Беларусь Баханович А.Г. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Марзалюк И.А.
Проект Закона подготовлен с учетом правоприменительной практики в целях уточнения отдельных норм Кодекса Республики Беларусь об образовании. Ряд новшеств направлен на оперативное урегулирование важнейших вопросов практического характера:
-
наделение местных органов власти полномочиями на организацию бесплатной перевозки обучающихся, проживающих в пределах крупных населенных пунктов на удалении от расположенных в них учреждений образования (а также населенных пунктах, расположенных на значительном удалении от обустроенных автомобильных дорог), к учреждениям образования и местам проведения образовательных, спортивных, культурных и иных мероприятий (в настоящее время предусмотрен подвоз только в сельских населенных пунктах к учреждениям дошкольного и общего среднего образования);
-
предоставление возможности получения среднего специального образования лицами, осужденными к лишению свободы, на базе филиалов колледжей, расположенных на территории исправительных учреждений (в настоящее время возможно получение только профессионально-технического образования);
-
предоставление возможности освоения учащимися X–XI классов школ, специализированных лицеев, суворовских военных училищ, кадетских училищ, образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин, что создаст стимул для трудоустройства в сельской местности и формирования готовности к служению в рядах Вооруженных сил;
-
предоставление гарантии молодым специалистам, уволенным в связи с призывом на военную службу, но не направленным для ее прохождения, на занятие прежней должности в течение пяти календарных дней со дня получения нанимателем соответствующего уведомления комиссариата (болезнь, укомплектованность военной части);
-
предоставление Правительству полномочий на определение случаев перераспределения и перенаправления на работу молодых специалистов, не установленных Кодексом (например, их перенаправление на службу в МВД, Следственный комитет, ГТК);
-
в целях усиления ответственности заказчиков целевой подготовки предусматривается обязанность организации – заказчика кадров возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста, в случае необоснованного расторжения или невыполнения условий договора о целевой подготовке (в настоящее время такая обязанность предусмотрена только соответствующим договором);
-
дополнение перечня направлений образования, получение образования по которым требует согласования решения учреждения образования о перенаправлении направленных на работу выпускников, молодых специалистов вышестоящим органом или местным исполнительным и распорядительным органом (например, по группе специальностей «Физическая культура и спорт» принимается учреждением образования по согласованию с Министерством спорта и туризма);
-
освобождение выпускников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от возмещения затраченных государством средств при невозможности предоставления им нового места работы при перераспределении в населенных пунктах по месту закрепления за ними жилых помещений, либо по месту включения их в списки учета нуждающихся в улучшении жилищных условий;
-
исключение права реализации индивидуальными предпринимателями образовательных программ дошкольного и специального образования с учетом практики применения законодательства о лицензировании;
-
предоставление права на получение стипендии Президента Республики Беларусь лицам, получающим образование на платной основе в частных и государственных учреждениях образования;
-
выделение грантов на обучение иностранцам по образовательной программе подготовки лиц к поступлению в белорусские учреждения образования (для целевой аудитории, перспективной для развития внешнеэкономических связей, из стран Африки, Латинской Америки и Азии);
-
дополнение перечня детей, имеющих преимущественное право при приеме в санаторные школы-интернаты, категорией «дети-инвалиды» до 18 лет в целях их социальной поддержки (в настоящее время таким правом наделены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, признанные находящимися в социально опасном положении, дети из многодетных семей);
-
предоставление логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра;
-
возможность освобождения учащихся от итоговых испытаний по завершении обучения на III ступени общего среднего образования по медицинским основаниям;
-
закрепление требования о ношении учащимися школ одежды делового стиля;
-
предусмотрен новый вид социально-педагогического учреждения – «детский дом при монастыре».
О проекте Закона «О потребительском кредите (микрозайме)» депутатов проинформировали заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Ледницкая И.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Райко А.И.
Основными новациями законопроекта являются обязанности банков (микрофинансовых организаций):
-
информировать заявителя до заключения договора потребительского кредита (микрозайма) о превышении размера установленных показателей долговой нагрузки (обеспеченности кредита) для принятия заявителем взвешенного решения;
-
предоставлять гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, отсрочку платежа по договору на срок не менее трех месяцев;
-
определять возможности осуществления от их имени другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных действий (информирование об условиях кредитования, оформление документов, подписание договора). При этом устанавливается запрет на взимание этими лицами вознаграждения с граждан, воспользовавшихся их услугами.
В проекте Закона существующие подходы к порядку предоставления микрозаймов унифицированы с подходами к предоставлению потребительских кредитов.
Принятие норм, установленных проектом Закона, будет способствовать развитию потребительского кредитования (микрофинансирования), расширению его доступности, оказанию более качественных услуг банками и микрофинансовыми организациями, а также сократит количество обращений граждан, содержащих жалобы на некачественное оказание услуг организациями-партнерами.
Кроме того, принятие законопроекта позволит осуществить поэтапную гармонизацию и сближение подходов к нормативному регулированию кредитных и некредитных финансовых организаций в Республике Беларусь и Российской Федерации.
С докладом по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном и мобилизационном материальных резервах» выступил Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Синявский В.И., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Приходько О.И.
Проектом Закона предусматривается:
-
уточнение и дополнение целей назначения и использования государственного и мобилизационного материальных резервов;
-
корректировка порядка выпуска и возврата материальных ценностей государственного и мобилизационного материальных резервов;
-
предоставление Правительству полномочий на определение порядка выбора поставщиков материальных ценностей в государственный и мобилизационный материальные резервы, порядка вынесения решения о взыскании штрафов, пеней, начисленных за нарушение обязательств по поставке материальных ценностей в государственный и мобилизационный материальные резервы и операциям с ними, а также платы за заимствование таких материальных ценностей;
-
урегулирование вопроса оперативного оказания гуманитарной помощи посредством закрепления возможности выпуска материальных ценностей из государственного материального резерва по поручению Президента Республики Беларусь либо Премьер-министра Республики Беларусь с последующим принятием соответствующего решения Советом Министров Республики Беларусь.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Гордейчик И.А. доложил о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам ветеранов».
Законопроект предполагает комплексную корректировку законодательства по вопросам ветеранов с учетом практики применения, необходимости актуализации и упорядочивания категорий ветеранов и предоставляемым им и лицам, пострадавшим от последствий войн, льгот, привилегий и гарантий, в том числе в рамках гармонизации законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Законопроект о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования обсудили в Палате представителей
16 июля 2025 г. состоялось заседание рабочей группы по доработке проекта Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (второе чтение).
Заседание с участием членов Постоянной комиссии по экономической политике, представителей Министерства юстиции и Министерства труда и социальной защиты, Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь провел председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Николайкин В.П.
В ходе заседания были обсуждены варианты корректировки ряда норм законопроекта, касающихся в том числе урегулирования трудовых отношений при отмене реорганизации юридического лица, прекращения трудовых отношений с руководителем организации при создании ликвидационной комиссии, оснований для обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Депутат о регулировании услуг каршеринга: вопрос требует комплексного подхода
В Беларуси будут урегулированы услуги каршеринга, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей Владимир Боровенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
15 июля прошло расширенное заседание Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей по вопросу правового регулирования предоставления услуг краткосрочной аренды транспортных средств (каршеринга). В ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Республики Беларусь, проведенного 25 июня 2025 г. в Палате представителей, были выявлены пробелы правового регулирования при предоставлении услуг краткосрочной аренды транспортных средств. Это касается и шеринга средств персональной мобильности – велосипедов и электросамокатов.
В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия каршеринговых организаций и пользователей, в связи с чем их отношения регулируются положениями Гражданского кодекса, которые не в полной мере отражают специфику поминутной аренды автомобилей. В этой связи каждая шеринговая компания придерживается своей политики при взаимодействии с гражданами. Обычному пользователю сложно разобраться во всех тонкостях и различиях систем работы таких организаций, вариативности предусматриваемых штрафов и прочих взысканий за ненадлежащее пользование автомобилем.
«Этот вопрос был поднят в ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, – отметил депутат. – Были вскрыты моменты обеспечения безопасности при краткосрочной аренде автомобилей, самокатов, велосипедов. Вопросы касались законодательного регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Потому что зачастую каршерингом пользуются люди в состоянии алкогольного опьянения (это показывает статистика ДТП), а также лишенные прав, не имеющие опыта вождения. А за рулем машины, на которой никогда не ездил, вдвойне вырастает нагрузка на водителя, даже если он имеет права. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения стоит во главе угла».
По словам депутата, не мало вопросов и с кикшерингом (прокатом самокатов). «Указ № 145 в какой-то мере урегулировал использование самокатов, был установлен возрастной ценз. Но между тем ими пользуются и дети в возрасте до 14 лет, и двое людей одновременно, что тоже запрещено ПДД. Возникают также вопросы обеспечения мест парковки самокатов. И другие, вплоть до обеспечения скорости на различных участках дорог, – подчеркнул Владимир Боровенко. – Поэтому мы подойдем здесь комплексно. На заседание приглашены представители различных министерств и ведомств, чтобы обсудить и принять согласованное решение по обеспечению безопасности при использовании автотранспорта и средств персональной мобильности».
По информации
БЕЛТА
Изменения коснутся исключительно физических лиц. Какие корректировки планируются в Налоговый кодекс
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации
БЕЛТА
Корректируются 48 статей. Какие изменения затронут Водный кодекс Республики Беларусь
В Палате представителей идет работа над законопроектом об изменении Водного кодекса Республики Беларусь. Он внесен 8 июля Советом Министров и готовится к рассмотрению в первом чтении. Законопроект нацелен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса и его приведения в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров в феврале 2022 года. О новациях проекта закона корреспонденту
БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей Владимир Бабичев.
По его словам, корректировка Водного кодекса основана на результатах научных исследований и правоприменительной практики. «С учетом десятилетней практики применения Водного кодекса концептуальные изменения затрагивают 48 статей, в том числе 22 статьи предлагается изложить в новой редакции, – рассказал Владимир Бабичев. – В целях обеспечения единства терминологии понятийный аппарат дополнен 19 новыми терминами и их определениями, что позволяет усовершенствовать терминологический словарь, который представлен новой редакцией Водного кодекса».
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
«Вносятся изменения по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройства. На сегодняшний день на практике их обеспечить в полной мере не предоставляется возможным, так как отсутствуют правовые основания для принятия местными исполнительными и распорядительными органами таких решений. Также будет уточнен порядок установления запретов и ограничений на осуществление общего водопользования. Пересмотрен перечень поверхностных водных объектов, на которые распространяется обособленное водопользование, – уточнил депутат. – Принятие закона позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, внесет комплексность в правовое регулирование соответствующей сферы общественных отношений».
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей. 12 июля состоится ее заседание. «Как ожидается в этот день разработчик – Министерство природных ресурсов и окружающей среды – представит депутатам ключевые положения документа, мы определим дальнейшие шаги по работе с ними и по взаимодействию с заинтересованными структурами», – отметил Владимир Бабичев.
Новации коснутся достаточно большого круга лиц. «Если мы говорим о нормативно-правовой базе, то, например, при переработке Водного кодекса затрагивается Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», но понятное дело, основной закон – «Об охране окружающей среды». По этим подзаконным документам работают многие отраслевые организации, предприятия, сферы и т.д. Например, это будет очень интересно для предпринимателей, для тех, кто ведет и развивает сегодня туристический бизнес, где есть лодочные станции, пирсы для купания и так далее. Сегодня люди обращаются с этими вопросами к нам в ходе проведения личных приемов, – пояснил парламентарий. – Конечно, также законопроект затрагивает Закон «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» – будут нормы статей, которые позволяют самостоятельно принимать решения на местах. Будет пересмотрен состав бассейновых советов, которые возглавляют руководители областных исполкомов».
Комплексная переработка Водного кодекса Республики Беларусь продиктована временем, основана на результатах научных исследований и обоснована десятилетней правоприменительной практикой.
«Предлагается более четкое разграничение существующих сфер регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. По результатам инвентаризации поверхностных водных объектов будут изменены подходы к присвоению водным объектам соответствующей классификации. Также уточняется перечень поверхностных водных объектов, в отношении которых не требуется проведение оценки экологического состояния», – пояснил депутат
Владимир Бабичев дополнил, что изменения также обусловлены изменениями климата и природной среды, строительством новых объектов и совершенствованием поверхностных и глубоководных водных ресурсов. Прогресс требует обновления законодательства, и именно поэтому Водный кодекс будет совершенствоваться, что будет способствовать упорядочению законодательных актов в данной области и позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, в том числе комплексность правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По информации
БЕЛТА
«Найти оптимальные решения». Корректировку земельного законодательства обсудили в Парламенте
Корректировку земельного законодательства в рамках работы над проектом Закона «Об изменении законов по вопросам регулирования земельных отношений» обсудили на расширенном заседании Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей, передает корреспондент
БЕЛТА.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер и представители Министерства юстиции.
Особую значимость мероприятию придал тот факт, что депутаты принесли с собой актуальные вопросы и конкретные предложения своих избирателей, собранные во время работы в округах.
«Работа над законопроектом по совершенствованию земельного законодательства и Земельным кодексом является в настоящее время актуальной. И, конечно же, проведение таких совещаний с депутатами для нас существенно повышает эффективность в этой работе, – отметил заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер. – Предложения поступают с мест от избирателей, которые непосредственно пользуются землей. Как следствие, они хотят, чтобы совершенствование законодательства было направлено на улучшение условий использования земельных участков. Поэтому и эффективность данной встречи в том, что мы смогли на сегодняшний день конструктивно обсудить достаточно широкий круг вопросов, касающихся различных направлений совершенствования земельного законодательства, и принять соответствующие решения, которые будут положены в корректировку кодекса».
Как добавил заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Андрей Балыш, в скором времени законопроект поступит в парламент. «Но уже сегодня комиссия со всеми заинтересованными депутатами прорабатывает данные вопросы. И все вопросы, которые обозначаются депутатами, идут от земли, от наших избирателей. И это немаловажно, потому что на сегодняшний день каждый депутат Палаты представителей, работая в округе, слышит и слушает своего избирателя», – подчеркнул парламентарий.
Дискуссия прошла активно и содержательно. Были обсуждены такие вопросы, как процедура изъятия земель при ликвидации юридических лиц, виды прав на землю, предоставляемую в рамках государственно-частного партнерства, установление минимального порога платежа при приобретении земельного участка в рассрочку.
«Подобные расширенные заседания, где депутаты представляют реальные вопросы и предложения от избирателей, являются жизненно важными для создания по-настоящему эффективного и справедливого законодательства. Именно здесь, в открытой дискуссии с профильными экспертами, мы можем найти оптимальные решения, отвечающие потребностям людей и развитию страны», – констатировал председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Иван Маркевич.
По информации
БЕЛТА