01.10.2024
Что меняется для ИП, самозанятых и ремесленников с 1 октября
Ключевое нововведение, вступающее в силу с 1 октября, – определение Правительством перечней видов деятельности для индивидуальных предпринимателей, физлиц, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность, и ремесленников. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 28 июня 2024 года № 457, сообщает
БЕЛТА.
Перечни видов деятельности, определенные правительством, вступают в силу с 1 октября 2024 года. С этого момента государственная регистрация ИП по видам экономической деятельности, не включенным в перечни, осуществляться не будет. Для действующих ИП, виды экономической деятельности которых не вошли в перечни, предусмотрен переходный период (до 31 декабря 2025 года) для перерегистрации в коммерческую организацию в упрощенном порядке в соответствии с законодательством.
В список разрешенных для ИП вошла деятельность в области связи, по обеспечению пожарной безопасности, проведению судебных экспертиз, связанная с воздействием на окружающую среду, с драгоценными металлами и драгоценными камнями (за исключением аффинажа драгметаллов, рекуперации драгоценных камней, оптовой торговли драгметаллами и камнями, их скупки у граждан в изделиях и ломе, сбора и переработки такого лома и отходов, поступающих от юридических и физических лиц). Также в перечне для ИП присутствует деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Беларуси, со сбором и распространением информации о физических лицах в целях их знакомства, полиграфическая деятельность, экспертиза товаров.
Кроме того, ИП разрешены определенные виды деятельности в области сельского, лесного и рыбного хозяйства (например, выращивание зерновых, бобовых и семян масличных культур, овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов, табака, разведение некоторых видов животных, лесозаготовки), в обрабатывающей промышленности (в частности, производство хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий, готовых кормов для домашних животных, мебели, ювелирных изделий, бижутерии, музыкальных инструментов, спортивных товаров, игр и игрушек), в сфере строительства (в том числе электромонтажные, санитарно-технические, изоляционные, штукатурные, столярные и плотницкие, малярные и стекольные работы), в области информации и связи (деятельность по производству кино-, видеофильмов и телевизионных программ, компьютерное программирование) и др.
Также в список разрешенных для ИП видов деятельности вошли сбор и обработка сточных вод, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями для авто, техническое обслуживание и ремонт мотоциклов, деятельность по местной доставке товаров на дом, услуги по общественному питанию, сдача в наем собственного и арендуемого недвижимого имущества, ремонт компьютеров, предметов личного пользования и бытовых изделий и др.
Что касается самозанятых, в перечень вошли более 80 видов деятельности. В том числе аренда, прокат развлекательного и спортивного оборудования (велосипеды, коньки, туристическое снаряжение и прочее), видеосъемка, видеомонтаж, восстановление компьютеров, ноутбуков, планшетных компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, выпас скота, кошение трав. Также самозанятые могут выполнять по заказам потребителей заготовку дровяной древесины, кладку (ремонт) печей и каминов, малярные, стекольные, штукатурные, столярные и плотницкие работы, очистку и покраску кровли, покраску ограждений и хозяйственных построек, установку (монтаж) потолков и т.д.
Среди других видов деятельности, разрешенных для самозанятых, – доставка потребителям товаров на дом, письменный и устный перевод, уборка от снега и льда, изготовление дубликатов ключей, настройка и ремонт музыкальных инструментов, парикмахерские и косметические услуги, маникюр и педикюр, погрузка и разгрузка грузов, распиловка и колка дров, реализация потребителям котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки), ремонт и восстановление мебели, ремонт обуви, часов, чемоданов, сумок, зонтов, швейных и трикотажных изделий, головных уборов, ковров, репетиторство и пр.
В перечень видов ремесленной деятельности вошли аутентичные, самобытные ремесла – бондарство; изготовление и ремонт гужевых повозок, саней и детских санок, изделий, выполненных в лоскутной технике, национального белорусского костюма (его деталей) с сохранением традиционного кроя и вышивки, национальных музыкальных инструментов, традиционных национальных орудий лова рыбы и др.; изготовление пряжи; кузнечное дело; художественная обработка и роспись изделий из дерева, камня, кости, кожи, рога, металла, жести, стекла, керамики, фанеры, предоставленных потребителем. Те виды деятельности, которые не попали в перечень, например, изготовление свадебных аксессуаров, свечей, мыла, физическое лицо сможет осуществлять в качестве самостоятельной профессиональной деятельности.
Также в Беларуси с 1 октября начинают действовать новые инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Как рассказала директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Ольга Русинович, в первую очередь это гранты – деньги на безвозмездной основе, которые будут выделяться исполкомами по тем критериям и в том порядке, которые они в настоящее время утверждают. Кроме того, у бизнеса появляется возможность воспользоваться поручительствами Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей. Также абсолютно новый инструмент – возмещение из республиканского бюджета части капитальных затрат на реализацию инвестпроектов, если они финансировались с использованием кредита Банка развития. Распорядителем этих средств также будет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.
По информации
БЕЛТА
Эксперты стран СНГ согласовали проект Плана мероприятий по подготовке и проведению в 2026 году в Содружестве Года охраны здоровья
Эксперты государств – участников Содружества Независимых Государств доработали и согласовали проект Плана мероприятий по подготовке и проведению в 2026 году в СНГ Года охраны здоровья. Он будет внесен в установленном порядке на рассмотрение Совета глав правительств Содружества. Такое решение было принято на заседании экспертной группы, которое состоялось 12 мая в Минске.
В заседании участвовали представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Секретариата МПА СНГ и Исполнительного комитета Содружества.
Решение об объявлении в СНГ 2026 года Годом охраны здоровья было принято на саммите в 2022 году. Тогда же Совет глав государств Содружества дал поручение правительствам, соответствующим органам отраслевого сотрудничества СНГ и Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества предусмотреть в установленном порядке мероприятия по подготовке и проведению этого тематического года, объединив их в специальный План.
С учетом сложившейся практики проведения в Содружестве тематических годов в проект Плана включаются мероприятия, носящие межгосударственный характер, и важнейшие мероприятия, проводимые на национальном уровне.
Проект документа включает в себя 10 разделов, которые объединяют более 120 мероприятий. Среди них – совершенствование нормативной правовой базы Содружества в области здравоохранения, взаимодействие со Всемирной организацией здравоохранения. Большой блок мероприятий посвящен проведению совместных конференций, съездов и форумов.
Особое внимание в проекте документа уделено теме молодых специалистов: в 2026 году планируется проведение Международного конкурса молодых лидеров – организаторов здравоохранения и реализация ряда международных научно-образовательных проектов для молодых исследователей государств СНГ.
Ожидается также, что в Год охраны здоровья в странах Содружества пройдут выставки новых технологий в сфере охраны здоровья, программы телемедицины, дистанционной диагностики и ряд других мероприятий.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
С какими инициативами выступает Беларусь в год своего председательства в органах ЕАЭС
Евразийский экономический форум в 2025 году пройдет в Минске 26–27 июня. Это предусмотрено соответствующим постановлением Совета Министров. Согласно документу, мероприятие состоится в Минском международном выставочном центре. Что обсудят участники мероприятия, и с какими инициативами выступает Беларусь в год своего председательства в органах ЕАЭС – в нашем материале.
Стратегическая цель
С 1 января Беларусь в третий раз приняла председательство в органах ЕАЭС. Программа белорусского председательства на текущий год в качестве основных направлений совместной деятельности определила развитие технологического потенциала, импортозамещение, стимулирование взаимных инвестиций, формирование бесшовного транспортного пространства, обеспечение безопасности внутреннего рынка и цифровизации экономики. Новый импульс нужен и для развития международного сотрудничества во всех его форматах, создания дополнительных условий для продвижения товаров ЕАЭС на зарубежные рынки.
– Кооперационное взаимодействие, защита прав инвесторов, цифровая трансформация, санитарно-эпидемиологический контроль – эти направления затрагивают инициативные предложения Беларуси для совместной работы с партнерами в ЕАЭС, – отметила заместитель Министра экономики Алеся Абраменко.
По ее словам, в первом квартале года в ЕЭК были внесены предложения нашей страны по ряду ключевых направлений:
– Для усиления кооперационного взаимодействия экономик необходимо активизировать реализацию совместных проектов и программ, особенно в сферах IT, искусственного интеллекта, электротранспорта, микроэлектроники, робототехники. Чтобы эти бизнес-идеи было проще воплотить в жизнь, продолжаем работу по созданию благоприятных условий для взаимных инвестиций, упрощению административных процедур и повышению гарантий защиты прав инвесторов.
Цифровая трансформация включает вопросы гармонизации национальных электронных систем учета и контроля за перемещением товаров, предоставления национального режима поставщикам из других стран союза при оцифровке обязательств и не только.
– Задача работы по этому вектору – исключить появление новых барьеров для бизнеса и торговли. Эти вопросы должны быть на постоянном мониторинге ЕЭК. Считаем важным усилить взаимодействие в области санитарно-эпидемиологического контроля, выработать общую стратегию действий в ответ на возможные эпидемиологические угрозы. В условиях информационного противодействия предлагаем активнее продвигать и тему евразийской интеграции через государственные телевизионные каналы стран ЕАЭС, – добавила замминистра экономики.
Синергетический эффект
Евразийский экономический союз сегодня – это динамично развивающееся интеграционное объединение. Совокупный рост ВВП евразийской «пятерки» в прошлом году составил 4,2 процента. У ЕС, например, аналогичный показатель составил всего 0,8 процента. Устранение нетарифных барьеров в ЕАЭС за счет перехода на единые обязательные требования к товарам ЕАЭС, а также устранение таможенного контроля ежегодно за период 2015–2023 годов обеспечили устойчивую надбавку к темпам роста ВВП ЕАЭС в 14,5 млрд долларов. Взаимная торговля ЕАЭС за счет этих мер была в среднем на 24 процента выше. Также растет потребительская активность, увеличивается загрузка производственных мощностей, развивается новая транспортно-логистическая инфраструктура. Стабильно растет доля взаимной торговли. За 10 лет она удвоилась и по итогам прошлого года составила почти 100 млрд долларов. Эксперты отмечают, все эти цифры свидетельствуют о наличии больших резервов роста экономик государств и ЕАЭС в целом.
– На наднациональном уровне решаются задачи по встраиванию ЕАЭС в мировую архитектуру экономических отношений, увеличению экспорта, привлечению инвестиций и технологий. За время функционирования Евразийской экономической комиссии подписано около ста меморандумов о сотрудничестве с третьими странами и международными организациями, что позволяет обмениваться опытом, в том числе в части передовых инновационных разработок, – отметил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Бакытжан Сагинтаев.
С учетом высоких темпов цифровой трансформации во всех сферах экономики ЕЭК сегодня активно работает над созданием единого цифрового пространства, ориентированного на упрощение взаимодействия между госорганами, бизнесом и гражданами.
– Наша задача – сделать все процессы быстрее, удобнее и безопаснее. В основе реализации технологических решений лежит концепция Digital Union. В настоящее время цифровизация динамично развивается в ряде сфер экономики ЕАЭС. Принимаемые меры в транспортной отрасли позволят обеспечить бесшовность перевозок, создав в рамках союза устойчивый транспортно-логистический каркас. В энергетике одна из важнейших задач – диверсификация структуры выработки электроэнергии. В сфере АПК перспективным является дальнейшее налаживание сотрудничества по производству наукоемких товаров, – сообщил Бакытжан Сагинтаев.
Логистика нового дня
Напомним, что в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС в рамках председательства нашей страны в органах союза Президент Беларуси Александр Лукашенко определил одним из важнейших вопросов формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции, особенно при выполнении воздушных перевозок между странами ЕАЭС. Предстоит продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них. По его словам, важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать безопасные международные транспортные коридоры, связывающие государства – члены ЕАЭС.
В последние годы транспортно-логистическая система в нашем регионе заметно трансформировалась. Геополитические процессы и санкционные ограничения привели к разрыву традиционных цепочек поставок и переформатированию логистики. Из-за дискриминационной политики Запада порты Украины и стран Балтии, через которые раньше доставлялись белорусские грузы, сегодня для нас недоступны. Поэтому активно осваиваются альтернативные маршруты. Один из них – Северный морской путь. Эксперты отмечают, что с учетом выгоды и скорости транзита грузов в страны Азии, в первую очередь в Китай, перспективы на данном маршруте выглядят достаточно серьезными. В частности, аналитики Евразийского банка развития прогнозируют, что к 2030 году грузопоток по международному транспортному коридору «Север – Юг» увеличится почти на 60 процентов к уровню 2023 года и достигнет 30 млн тонн.
В целом, по прогнозам аналитиков ЕАБР, к 2030 году объем железнодорожных перевозок грузов по восточному маршруту МТК «Север – Юг» может вырасти в 4,5 раза и составить 5 млн тонн. Развитию коридора будут способствовать модернизация и электрификация железнодорожных линий, развитие погранпереходов, скоординированная тарифная политика, создание сквозного логистического оператора, цифровизация транспортных документов и процедур.
Ставка на развитие
Еще одним из важнейших вопросов в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил создание новых импортозамещающих производств. Наша страна инициирует в 2025 году подготовку проекта программы импортозамещения в ЕАЭС. Напомним, Высшим Евразийским экономическим советом в конце 2023 года утверждено положение об отборе совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности и оказании финансового содействия при их реализации государствами – членами ЕАЭС. Уже в 2024 году появились заинтересованные бизнес-структуры. В ходе заседания Совета ЕЭК 22 января 2025 года одобрено финансирование первых двух кооперационных проектов. Первый из них – создание производственных мощностей на АО «Муромский стрелочный завод» по выпуску стрелочной продукции для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Второй – организация производства сельскохозяйственной техники на базе частной компании Kazrost Engineering Ltd. В обоих проектах участвуют белорусские производители.
Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 14 мая 2025 г.
Какие изменения ждут белорусских школьников, педагогов и родителей в новом учебном году
Кодекс об образовании скорректировали еще в январе, однако его нормы начнут действовать с нового учебного года. Нововведения носят точечный характер – их нужно воспринимать как дошлифовку предыдущего документа. Заместитель Министра образования Александр Кадлубай специально для «СБ. Беларусь сегодня» остановился на ключевых моментах.

ЧТО ВАЖНОГО ПОЯВИТСЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Бесплатный подвоз
Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но в Минобразования поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Новая норма решит этот вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Освобождение от ЦЭ
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов.
Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната. Шанс получить аттестат появится также у учащихся, не явившихся на итоговые испытания по уважительным причинам.
Школьникам, проживающим или получающим образование в зоне радиоактивного загрязнения, которые выехали на санаторно-курортное оздоровление в период итоговой аттестации, а также учащимся, которые не смогут присутствовать на экзамене по причине болезни или иной уважительной причине, предоставят возможность сдать ЦЭ в резервные дни или в иные сроки, определяемые Министерством образования.
Следование дресс-коду
Школьники обязаны будут придерживаться делового стиля одежды на учебных занятиях. Ранее требование было закреплено только в Государственном школьном стандарте.
Обучение вождению
У старшеклассников сельских школ, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Они смогут трудоустраиваться в организации и сельскохозяйственные предприятия после окончания учреждения общего среднего образования. Кроме того, обучение водителей механических транспортных средств, самоходных машин – это одна из задач подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Беларуси.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Без дистанционного обучения
Если ребенок живет в Беларуси, то родители должны создать все условия для его обучения в белорусских учреждениях общего среднего образования – таким образом исключается дистанционное обучение детей в иностранных организациях. Для юных белорусов крайне важно знать свою историю, историю своих корней. Только в наших школах они могут изучать «Историю Беларуси», «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Белорусский язык», «Белорусскую литературу», раздел «География Беларуси». В наших учреждениях образования значительное внимание уделяют воспитательной работе: развитию патриотизма, любви к традициям и культуре белорусского государства.
Приемные родители в новом статусе
Предусмотрено включение приемных родителей и родителей-воспитателей в число педработников.
НОВШЕСТВА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Учреждение образования сможет размещать на своей официальной странице в интернете только следующие сведения о педработниках: Ф.И.О., должность, уровень образования, квалификации, сведения о наличии ученой степени, ученого звания. Иные сведения будут публиковаться исключительно с согласия педагогов.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Нюансы распределения
В течение срока обязательной работы решение о перераспределении или перенаправлении выпускников, молодых специалистов, получивших высшее или среднее специальное образование, будет приниматься учреждением образования по согласованию с областным (Минским городским) исполкомом по месту нахождения организации, в которую распределен (направлен) выпускник, не только в отношении выпускников по направлению «Сельское хозяйство», но и в отношении выпускников всех специальностей, распределенных в сельскую местность.
Новый кодекс упорядочивает основания для перераспределения (перенаправления) и освобождения от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку. В частности, решение о распределении по месту жительства или работы супруги (супруга) будет приниматься по согласованию с организацией – заказчиком кадров.
Вузы и колледжи будут вправе на безвозмездной основе получать из информационных ресурсов госорганов и иных организаций сведения о трудовой деятельности выпускников. Данная норма внесена в целях контроля за трудоустройством выпускников в течение всего срока обязательной работы.
С гарантией вернуться
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
ЕЩЕ ВАЖНЫЕ НОВАЦИИ
Стипендия
Президентскую стипендию смогут получать не только бюджетники, но также обучающиеся на платной основе как в государственных, так и в частных учреждениях образования.
Социальная стипендия не назначается обучающимся в учреждениях профессионально-технического образования со сроком обучения более года, если им обеспечено питание, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении.
Образовательные программы и ИП
Индивидуальные предприниматели не смогут реализовывать программы дошкольного и специального образования, это смогут делать только юридические лица. Практика применения законодательства о лицензировании показала: ни один индивидуальный предприниматель не смог выполнить долицензионные требования в части материально-технического обеспечения и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а это значит, не смог организовать полную безопасность детей.
Бизнес-школа
Учреждения высшего и дополнительного образования взрослых и их структурные подразделения смогут получить статус «бизнес-школа». В том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. По ранее действовавшему законодательству такой статус могли получить только коммерческие организации.
В ТЕМУ
Министерство образования утвердило список международных олимпиад, победители которых в этом году могут поступить в вузы Беларуси без вступительных испытаний, а в ссузы – вне конкурса.
Так, при желании этой льготой могут воспользоваться победители (дипломы I, II, III степени) 12 олимпиад, а именно:
-
Международная математическая олимпиада – 2025 год, Австралия;
-
Международная Жаутыковская олимпиада по физике, математике и информатике – 2025 год, Казахстан;
-
Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии – 2025 год, Бразилия;
-
Международная химическая олимпиада – 2025 год, ОАЭ;
-
Международная биологическая олимпиада – 2025 год, Филиппины;
-
Международная олимпиада по химии имени Абу Райхана Бируни – 2025 год, Узбекистан;
-
Международная научная физическая олимпиада – 2025 год, Россия;
-
Международная физическая олимпиада – 2025 год, Франция;
-
Международная географическая олимпиада – 2024 год, Индонезия;
-
Международная олимпиада по наукам о Земле – 2024 год, Италия;
-
Международная олимпиада по информатике – 2024 год, Венгрия;
-
Олимпиада школьников Союзного государства по русскому языку и русской литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» – 2024 год, Россия.
Таисия Азанович, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 мая 2025 г.
Здравоохранение, пособия, льготы. Министр труда и социальной защиты рассказала, чем Беларусь может гордиться в семейной политике
О том, что в семейной политике Беларуси действительно является поводом для гордости, рассказала Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко на полях международного форума «Семья – основа демографического потенциала государства», передает корреспондент
БЕЛТА.
Наталия Павлюченко подчеркнула, что поводом для гордости является наше здравоохранение и забота о здоровье матери и ребенка. Беларусь входит в топ-10 стран с низкой младенческой смертностью и в топ-40 стран по условиям для рождения детей. «Вместе с тем у нас есть еще над чем работать. Мы видим перспективы на ближайшие несколько лет: внедрение новых подходов к консультированию женщин в состоянии репродуктивного выбора, развитие программ психологической поддержки женщин после родов, создание консультативных центров планирования семьи», – сказала она.
В Беларуси выстроена система пособий, которая охватывает различные жизненные ситуации семьи. «Каждый четвертый ребенок в стране охвачен семейными пособиями, на финансирование которых направляется Br3,7 млрд. Это значительный ресурс», – отметила Министр.
Белорусские семьи могут рассчитывать на пособия по беременности и родам и за постановку на учет по беременности на ранних сроках, семейные пособия, среди которых единовременные выплаты при рождении, ежемесячные выплаты по уходу за малышом до 3 лет, пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей и многие другие. «Важно, что эта система не застыла, она постоянно развивается, но развитие идет не через увеличение масштабного размера, а через увеличение адресности», – сказала Наталия Павлюченко. Она добавила, что таким развитием стали новации законодательства, в которых государство поддержало молодых мам с небольшим трудовым стажем или тех, кто еще учится и вообще не приступил к трудовой деятельности.
Уже десять лет существует механизм семейного капитала при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка. С 1 января 2025 года размер семейного капитала – Br33 275, и эти средства можно направить на улучшение жилищных условий, образование или решение вопросов со здоровьем, а также на приобретение средств социальной реабилитации для членов семьи с инвалидностью. «146 тыс. многодетных семей воспользовались этой поддержкой», – добавила Министр.
Среди плюсов также льготные кредиты для многодетных и списание долга при рождении 4 и более детей, а также бесплатное питание в школах, льготы на учебники и транспорт.
По информации
БЕЛТА
Меняется ли что-то в соцстандартах в области транспорта? Поинтересовались в Минтрансе
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент
БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации
БЕЛТА