22.11.2024
Андрей Мательский: цифровое право пронизывает все элементы системы законодательства
Цифровое право пронизывает все элементы системы законодательства, заявил директор Национального центра законодательства и правовой информации Андрей Мательский во время парламентских слушаний на тему «Развитие цифрового права в Республике Беларусь», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
«Цифровизация, пронизывающая все сферы и все процессы жизнедеятельности, изменяет человеческую жизнь, создает как новые возможности, так и новые опасности. Обусловленная цифровизацией смена технологического уклада приводит не только к существенному преобразованию экономики и к угрозам национальной безопасности, но и трансформации самого права», – отметил Андрей Мательский.
По его словам, чрезвычайно важно осмыслить цифровое право в его динамичном развитии, оценить сделанные практические шаги по правовому регулированию цифровых отношений и его дальнейшие перспективы.
«Изучение отечественного и зарубежного опыта правового регулирования показывает, что нормы цифрового права в своем развитии не обнаруживают тенденции к обособлению в отдельную отрасль, а демонстрируют сквозное пронизование всех элементов системы законодательства, –подчеркнул Андрей Мательский. – Цифровизация стремительно проникает в частное и публичное, материальное и процессуальное, регулятивное и охранительное право, в сферу банковской деятельности, госзакупок, налогооблажения и так далее. Основываясь на классических представлениях о праве и системе права, цифровым правом мы полагаем возможным называть особый нормативный массив, включающий те нормативные правовые акты, которые регулируют общественные отношения, связанные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий».
Данный нормативный массив не имеет четких границ и постоянно увеличивается, уточнил директор НЦЗПИ. «Это обусловлено необходимостью государства оперативно регулировать и реагировать на потребности упорядочения быстро развивающихся цифровых отношений. На сегодняшний день в республике принято около 500 различных правовых актов в этой сфере, в том числе утверждена Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы, – дополнил он. – Законодательство в сфере цифровизации необходимо систематизировать, не дожидаясь становления цифрового права как самостоятельного элемента системы права, отрасли, подотрасли или института».
Парламентские слушания объединили представителей государственных органов и организаций, научного сообщества. В числе докладчиков – представители НЦЗПИ, БГУ, Минсвязи, Национального центра защиты персональных данных, РУП «Национальный центр электронных услуг», НАН Беларуси.
По результатам парламентских слушаний будут выработаны рекомендации, способствующие развитию цифрового права в Республике Беларусь.
По информации
БЕЛТА
Андрей Швед: важно, чтобы законодательство в стране отвечало потребностям людей и защищало каждого гражданина
Конституция Республики Беларусь – правовой фундамент единства и процветания белорусского народа, сохранения исторической памяти. С такой темой выступил перед трудовым коллективом ОАО «АСБ Беларусбанк» Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед, сообщили
БЕЛТА в Генеральной прокуратуре.
Андрей Швед рассказал об основных направлениях деятельности органов прокуратуры, в том числе о координации работы по борьбе с коррупцией. Генеральный прокурор проинформировал о мерах по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также по защите прав несовершеннолетних. В преддверии Дня памяти сожженных деревень Андрей Швед подробно остановился на расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, отметил важность сохранения исторической правды и памяти.
Генеральный прокурор подчеркнул, что Конституция Республики Беларусь закладывает правовую основу деятельности прокуратуры, возлагая на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов, указал на важность того, чтобы законодательство в стране отвечало реальным потребностям людей и защищало каждого гражданина.
Андрей Швед отметил, что в последние годы в западных странах наблюдается целенаправленное разрушение традиционных ценностей, институтов брака и семьи, культивируются деструктивные идеи. «Для нас подобное является неприемлемым. Неслучайно в новой редакции изложена статья 32 Конституции, в соответствии с которой брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Кроме того, завершается работа над предложенным прокуратурой законопроектом об установлении административной ответственности за пропаганду, в том числе в сети Интернет, гомосексуальных отношений либо смены пола, педофилии, добровольного отказа от рождения детей», – сказал руководитель надзорного ведомства.
Андрей Швед отметил, что в республике значительное внимание уделяется предупреждению семейного неблагополучия, защите прав детей-сирот, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности. Глава надзорного ведомства проинформировал о направленных Генеральной прокуратурой в адрес Правительства предложениях обеспечить комплексный подход в части информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет как источнике угроз совершения суицидов и сексуальных преступлений, а также как среде насаждения нетрадиционных ценностей и вовлечения в незаконный оборот наркотиков и экстремистскую деятельность.
По информации
БЕЛТА
В ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации техрегулирования
В ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Об этом сообщила Председатель Государственного комитета по стандартизации Беларуси Елена Моргунова во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре
БЕЛТА.
Важнейшей задачей проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза» является создание цифровой среды разработки технических регламентов и всех взаимосвязанных с ними документов (перечней взаимосвязанных стандартов, программ их разработки, перечней продукции с кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). «Решение этой задачи позволит существенно повысить эффективность работы регуляторов, сократить сроки разработки документов и систематизировать массивы данных. Кроме того, формируемые в проекте сведения об обязательных требованиях к продукции и формах оценки соответствия могут стать источником информации для заинтересованных субъектов в сфере технического регулирования», – подчеркнула Елена Моргунова.
Перспективным направлением развития в ЕАЭС она также назвала электронную торговлю. «Будут приняты единые правила ее регулирования в целях защиты потребителей продукции от небезопасной продукции. Сейчас в этом направлении страны рассматривают различные подходы. Электронная торговля товарами для граждан стран союза набирает популярность за счет своей гибкой ценовой политики и доступности разносторонних товаров. Договор о ЕАЭС четко устанавливает, что выпускаемая в обращение продукция должна быть безопасной. Требования к продукции устанавливаются техническими регламентами союза и применяются независимо от видов или особенностей гражданско-правовых сделок», – отметила Председатель Госстандарта.
Регулирование безопасности продукции в рамках электронной торговли прорабатывается одновременно по двум направлениям. Первое – когда приобретаемые в процессе электронной торговли товары в дальнейшем предназначены для реализации коммерческой (предпринимательской) деятельности, для продажи обычным гражданам. Второе – если в рамках электронной торговли товар приобретается физическим лицом у иностранного продавца исключительно для личного пользования (доставка из-за рубежа).
По информации
БЕЛТА
Электронную визу можно будет получить на портале «Е-Паслуга» с 20 марта
Электронную визу можно будет получить на портале «Е-Паслуга» с 20 марта. Об этом на пресс-конференции рассказала начальник отдела электронной коммерции Национального центра электронных услуг (НЦЭУ) Светлана Караневич, передает корреспондент
БЕЛТА.
НЦЭУ завершил работу по проекту электронной визы и с 20 марта новая электронная услуга стартует на портале. Проект реализован совместно с МИД и предоставит возможность заказа и получения на электронном портале въездной визы в Республику Беларусь в электронном виде. Потребителями услуги являются физические лица – нерезиденты Республики Беларусь.
Доступ потребителей к услуге выдачи электронных виз осуществляется посредством нестрогой аутентификации (с использованием логина и пароля или с использованием внешних сервисов аутентификации (Google, Apple). В результате оказания услуги выдачи электронных виз потребитель получает уведомление о выдаче электронной визы и pdf-файл электронной визы по форме, утвержденной визовыми правилами.
Для верификации электронной визы необходимо отсканировать QR-код электронной визы в мобильном приложении «Е-Паслуга».
С 20 марта вступают в силу изменения в визовые правила Беларуси в соответствии с постановлением Совета Министров от 16 декабря 2024 г. № 953 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2010 года № 1065», в том числе в части выдачи въездных электронных виз в Республику Беларусь посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.
С запуском услуги выдачи электронных виз НЦЭУ надеется на существенное расширение географии потребителей Единого портала электронных услуг.
По информации
БЕЛТА
На едином портале электронных услуг в прошлом году появилось более 150 новых сервисов
На едином портале электронных услуг в прошлом году появилось более 150 новых сервисов – админпроцедур и электронных услуг. Об этом на пресс-конференции рассказал директор Национального центра электронных услуг (НЦЭУ) Роман Градусов, сообщает
БЕЛТА.
По словам Романа Градусова, центр постоянно работает над увеличением количества новых, интересных, востребованных услуг в электронном виде. «Мы хотим, чтобы их число росло и чтобы любая жизненная или деловая ситуация легко и удобно могла быть разрешена в несколько кликов, будь то получение пропуска на право въезда в пограничную полосу, контрольной марки для дезинфекции автомобиля или справки об уплате подоходного налога с физических лиц. Все эти и многие другие сервисы уже реализованы на едином портале электронных услуг, который является единой законодательно определенной площадкой для заказа и получения государственных услуг», – рассказал он.
Если в 2022 году на едином портале электронных услуг появилось более 40 новых услуг, в 2023-м – уже 277. В прошлом году на портал был внедрен 151 новый сервис. «Не сбавляем темп и в текущем году: с января 2025 года на портале уже размещено 34 новых сервиса – в сфере страхования, налогообложения, гражданства и миграции, жилищного права, охраны природы. Сегодня на портале доступны для заказа порядка 700 электронных сервисов», – отметил директор НЦЭУ.
По информации
БЕЛТА
Получить жилье станет проще, долгостроев будет меньше. Минстройархитектуры о новациях законодательства
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА