Алексей Дронов: назрела необходимость внести поправку в договор о ЕАЭС
Назрела необходимость внесения поправки в договор о ЕАЭС, заявил журналистам председатель Суда ЕАЭС Алексей Дронов перед Международной конференцией Суда Евразийского экономического союза «Десять лет Договору о Евразийском экономическом союзе: обеспечение единообразного применения права ЕАЭС», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
От отметил важность постоянного процесса оценки, осмысления договора. «Здесь очень важно, с одной стороны, с уважением относиться к этому договору. Нельзя по всякому капризу вскрывать его текст. Но иногда бывают ситуации, когда это необходимо», – сказал Алексей Дронов.
Одна из таких назревших ситуаций, по его словам, – это внесение поправки, которая, по сути, предусматривает и устанавливает право физических лиц на обжалование решений Евразийской экономической комиссии в отношении штрафных мер, которые комиссия применяет за нарушение правил конкуренции в отношении физических лиц.
«В настоящее время это право в договоре не закреплено. Возникает очень нехорошая ситуация, когда люди, входящие в состав управляющих органов компании (в том случае, если. – Прим. БЕЛТА) в отношении них выносятся штрафные санкции, не имеют возможности обжаловать их в судебном порядке», – пояснил он.
Председатель Суда напомнил о таком принципе, как право на справедливое судебное разбирательство, на доступ к правосудию. Согласно договору о ЕАЭС должны предоставляться правовые гарантии не ниже тех, которые установлены Конституциями.
«При том что договор (о Евразийском экономическом союзе. – Прим. БЕЛТА) экономической направленности и суд экономический по своей сути, мы прекрасно понимаем, что любое дело, которое касается осуществления экономической деятельности, всегда имеет проекцию в конечном счете на права человека», – сказал Алексей Дронов.
По информации БЕЛТА
Модельное законотворчество – перспективное направление в Союзном государстве, заявил журналистам председатель комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Беларуси Виктор Николайкин во время пресс-конференции, приуроченной ко Дню единения народов Беларуси и России на тему «Беларусь и Россия. Развитие общего социально-экономического пространства», передает корреспондент БЕЛТА.
По его словам, депутаты видят перспективным такое направление, как создание модельных законов Союзного государства. «У нас уже есть практика применения. Так, в 2023 году союзными парламентариями был принят модельный закон о гражданской автоответственности владельцев транспортных средств. В развитие этого модельного закона принят федеральный закон Российской Федерации и совсем недавно принят указ главы белорусского государства. И уже буквально в апреле в Союзном государстве заработает единая система автострахования», – рассказал Виктор Николайкин.
Еще один пример – комфортный тариф роуминга заработал на территории Союзного государства. Он предусматривает 150 минут на входящие звонки, 150 минут на исходящие и 5 ГБ интернета при условии, что тарифный план их включает. «Мы шли к этому не один год. И были поручения глав наших государств. У нас уже есть определенные подвижки», – отметил парламентарий.
Виктор Николайкин обратил внимание, что работа в данном направлении будет продолжена.
По информации БЕЛТА
Главная задача Союзного государства – создание комфортных условий для жизни наших народов, сообщил на пресс-конференции, приуроченной ко Дню единения народов Беларуси и России, на тему «Беларусь и Россия. Развитие общего социально-экономического пространства» председатель комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Беларуси Виктор Николайкин, передает корреспондент БЕЛТА.
«25 лет Союзному государству. Это, казалось бы, небольшой срок, но в то же время я не встречал в мировой практике таких объединений, которые бы за 25 лет своего существования смогли добиться таких результатов», – сказал Виктор Николайкин.
Главная задача Союзного государства – создание комфортных условий для жизни наших народов, – отметил депутат. «Президент нашей страны Александр Григорьевич Лукашенко недавно в Совете Федерации назвал такие цифры, что за 25 лет существования Союзного государства ВВП в Беларуси увеличился в 6 раз, в Российской Федерации – в 10 раз. Если брать ВВП на душу населения, то у нас эта цифра увеличилась в 7 раз, в Российской федерации – в 11 раз. Это очень весомые достижения», – подчеркнул он.
«Я вам сегодня хочу привести цифры и посмотреть динамику, как сегодня развивается товарооборот Беларуси с Российской Федерацией. Наш товарооборот в 2019 году – $35 млрд, 2021-м – $40 млрд, 2022-м – $45 млрд, 2023-м – $48,5 млрд и уже в 2024 году мы приблизились к $60 млрд. Вот вам результат нашего совместного труда», – дополнил Виктор Николайкин.
По информации БЕЛТА
Сегодня Конституционный Суд рассмотрел в судебном заседании дело о конституционности частей 9-12 пункта 19 статьи 208 «Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц» Налогового кодекса Республики Беларусь по жалобе гражданина, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Гражданин обратился с конституционной жалобой о проверке конституционности этих частей статьи Налогового кодекса, примененных при рассмотрении гражданского дела с его участием. Заявитель указал, что действовавшее с 2012 по 2017 год налоговое законодательство предусматривало освобождение доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, от подоходного налога с физических лиц без ограничения суммы дохода. Вместе с тем по итогам проведения инспекцией Министерства по налогам и сборам в отношении него камеральной проверки соответствия расходов доходам за период с 1 января 2012 г. по 30 апреля 2022 г. налоговый орган исчислил подоходный налог в отношении его доходов в размере 10 % от суммы заявленных доходов, превышающей 200 базовых величин, распространив введенные в действие с 1 января 2022 г. изменения в п. 19 ст. 208 Налогового кодекса на предшествующий период.
По мнению заявителя, внесенные законом от 31 декабря 2021 г. № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» дополнения в п. 19 ст. 208 Налогового кодекса нарушают его конституционные права, поскольку установили для него как плательщика, правомерно применявшего льготу по подоходному налогу с физических лиц, дополнительную обязанность по уплате подоходного налога с доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, в случае указания таковых в качестве источника дохода при проведении налоговым органом камеральной проверки в порядке ст. 73-1 Налогового кодекса. Гражданин считает, что обжалуемые положения этого закона, связанные с изменением порядка налогообложения, не должны иметь обратную силу.
По результатам исследования всех материалов дела Конституционный Суд в принятом решении признал взаимосвязанные положения частей 9-12 пункта 19 статьи 208 и статьи 73-1 Налогового кодекса не соответствующими статьям 7, 13, 44, 56, 58, 104 Конституции Республики Беларусь в той мере, в какой они в нарушение принципов верховенства права и справедливости допускают в случае проведения камеральной проверки соответствия расходов доходам возложение на физическое лицо обязанности по уплате подоходного налога с доходов, полученных от реализации продукции растениеводства до 1 января 2022 г. в течение налоговых периодов, в которых указанные доходы были в установленном законом порядке освобождены от подоходного налога.
В соответствии с решением Конституционного Суда Совету Министров Республики Беларусь надлежит не позднее трех месяцев после вынесения этого решения внести в Палату представителей Национального собрания проект закона о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс, руководствуясь положениями Конституции Республики Беларусь и с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в решении.
Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс при применении взаимосвязанных положений частей 9-12 пункта 19 ст. 208 и ст. 73-1 Налогового кодекса следует обеспечить соблюдение принципов верховенства права и справедливости.
Судебные постановления, вынесенные в отношении заявителя на основании частей 9-12 пункта 19 статьи 208 и статьи 73-1 Налогового кодекса в той мере, в какой содержащиеся в них положения признаны решением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Республики Беларусь, подлежат пересмотру в установленном порядке.
По информации БЕЛТА
Новации в уголовном законодательстве, вступившие в силу с 3 марта 2025 года, уже исполняются судами. Об этом сообщил Председатель Верховного Суда Валентин Сукало на заседании Пленума ВС, посвященном рассмотрению судами уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также по делам о преступлениях, совершенных в составе организованных групп, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«Концепция правовой политики Республики Беларусь утверждена Указом Президента Республики Беларусь 28 июня 2023 г. Она предусматривает очень серьезные изменения действующего уголовного законодательства. Такие изменения уже приняты, они вступили в законную силу 3 марта этого года и, по существу, уже реально исполняются нами», – сказал Валентин Сукало.
Речь идет о Законе от 17 февраля 2025 г. № 61-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», который вступил в силу с 3 марта нынешнего года.
При работе над этими изменениями Верховному Суду было предложено актуализировать и некоторые постановления Пленума ВС, адаптировать их к существующим реалиям, отметил Валентин Сукало. По его словам, было предложено совместно с Генеральной прокуратурой провести обобщения судебной практики по нескольким категориям уголовных дел и при необходимости внести их на рассмотрение пленума. Результаты двух обобщений сегодня рассматривают на заседании пленума.
Председатель ВС отметил, что представленные проекты постановлений обсуждались на Научно-консультативном совете при Верховном Суде. Кроме этого, был проведен ряд рабочих совещаний и консультаций с представителями Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Министерства внутренних дел. В целом же эти проекты стали результатом согласований и консультаций.
В ходе подготовки обсуждался и вопрос о возможности принятия новых постановлений Пленума по соответствующим категориям дел, заметил Валентин Сукало. Однако с точки зрения законодательной техники количество вносимых изменений не предполагает новых постановлений. Необходима новая редакция двух соответствующих постановлений.
«Необходимо учитывать (и об этом нам говорили ученые), что базовые положения Общей части Уголовного кодекса за эти 20 лет не претерпели изменения», – отметил Председатель ВС, добавив, что это касается многих фундаментальных позиций. Пленум Верховного Суда достаточно ограничен в этой части, не может выходить за пределы базовых положений Общей части УК, обратил он внимание.
Реализация государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики их потребления и социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, позволила стабилизировать ситуацию в этой сфере. Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом запрещенных веществ, сократилось. Вместе с тем общественная опасность таких деяний не исчезла. Статистикой отмечается увеличение объемов изымаемых в стране наркотических средств, возросло на 3,6 % количество установленных лиц, совершающих их сбыт, в том числе несовершеннолетних, вовлекаемых в их незаконный оборот. Это свидетельствует о сохраняющейся наркоугрозе и требует принятия действенных комплексных мер по ее искоренению.
Пленум обратит особое внимание судов на значимость правильного применения законодательства и постановления законных, обоснованных и справедливых приговоров, которые должны быть направлены на защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение общественной безопасности и предупреждение преступных посягательств. Суды будут ориентированы при назначении наказаний за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе в составе организованных групп, на неукоснительное соблюдение требований закона об индивидуализации ответственности, поскольку законность и справедливость – это два тех ключевых признака, которые неразрывно должны следовать как при рассмотрении дела, так и при назначении наказания.
По информации БЕЛТА
25 марта 2005 года Президент подписал Указ № 150 «О Государственной программе возрождения и развития села на 2005–2010 годы». Разработанная по инициативе Президента комплексная Программа возрождения и социально-экономического развития белорусской деревни требовала огромных, ранее невиданных вложений. Речь шла о десятках триллионов рублей – на то время огромные средства...
За 20 лет по инициативе Главы государства в Беларуси реализована серия госпрограмм по развитию сельских территорий, агропромышленного комплекса. Основу же для эффективных комплексных преобразований заложила реализованная в 2005–2010 годах госпрограмма возрождения и развития села.
Программу называли важнейшим долгосрочным инвестиционным проектом государства. Обращали внимание, что это не ведомственный, как это было раньше, не отраслевой документ, а комплексный, более того, масштабный общегосударственный. Президент на выездном республиканском семинаре в Дрогичине акцентировал, что село – это не только продовольственный цех страны, но и родник национальных традиций, фольклора, народного творчества. Сохранить и развить этот источник – важнейшая государственная задача.
Уникальный по масштабам проект
Идея создания всеобъемлющего документа была предложена Президентом еще в 2003 году. В 2004-м Правительство, Администрация Президента и заинтересованные ведомства начали «обкатку» на практике направлений и методов возрождения белорусской деревни. Параллельно велась работа по подготовке проекта документа. По требованию Главы государства во главу угла был поставлен человек и его интересы. Определили два направления: социально‑экономическое развитие сельских территорий и совершенствование системы хозяйствования в новых рыночных условиях.
В 2005 году популярность нового слова «агрогородок» в газетных заголовках прирастала день ото дня, о грядущем масштабном обновлении говорила вся страна. «Белорусская нива» (так в то время называлась «Сельская газета») принимала в этом диалоге важную роль. Интерес был высок, ведь никто не знал точно, каким должен быть тот самый агрогородок, сколько денег на его создание следует потратить и что будет дальше по окончании программы…
28 января газета опубликовала спецвыпуск: проект предлагаемой госпрограммы и приглашение всем желающим высказать предложения. В республике развернулось широкое обсуждение. Спустя два месяца в статье «Уверенный старт в новое тысячелетие» газета писала о том, что за это время поступило немало откликов: «Авторы поступивших пожеланий были самых разных возрастов – от учащихся до пенсионеров. Анализ писем показал, что общество конструктивно восприняло предложенную концепцию возрождения села: отзывы носят положительный характер». Проект получил отклики и за пределами страны, в особенности в Российской Федерации.
В разработке госпрограммы приняли участие все министерства и ведомства, многие научные организации, специалисты-аграрии. На этом акцентировал внимание в своем комментарии («Белорусская нива» за 28 января) Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Русак: «Без преувеличения можно сказать: документ уникальный по своей масштабности, ориентирован на глубинные преобразования почти в одной трети нашего общества и национальной экономики».
Благодаря госпрограмме возрождения и развития села, вложенным инвестициям в развитие АПК удалось не только преодолеть серьезное падение отрасли в постперестроечные годы, но и добиться ее динамичного роста, обеспечить продовольственную безопасность страны. Перед сельским хозяйством стояла задача за пятилетку увеличить совокупный объем валовой продукции на 45 процентов. Реконструировали, построили десятки молочно-товарных ферм, значительно обновили машинно-тракторный парк. Масштабная работа касалась также повышения плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель, развития растениеводства и животноводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, перерабатывающей промышленности, расширения внешнеторговой деятельности АПК, совершенствования господдержки АПК, техпереоснащения производства. Четко, конкретно были прописаны задачи и сроки их выполнения.
В одной из февральских статей «Белорусской нивы» за 2005-й размещена интересная статистика от начальника главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Ивана Карсеко: в 1963 году в среднем от коровы в общественном секторе Беларуси надоено 1040 килограммов молока, а валовой надой – 1,4 миллиона тонн. В 1990-м в сельхозорганизациях насчитывалось почти 1,7 миллиона коров со средней продуктивностью 3220 килограммов, что позволило увеличить валовое производство молока до 5,7 миллиона тонн. А дальше произошел спад: в 2003 году поголовье дойного стада в хозяйствах сократилось почти до 1,2 миллиона коров, а надои – до 2611 килограммов. Это падение, по словам специалиста, в значительной степени обусловлено и убыточностью производства молочной отрасли для подавляющего большинства хозяйств.
Одна из главных причин – низкая материально‑техническая база отрасли, которая устарела и морально, и физически. «Из 14,7 тысячи эксплуатируемых теперь в республике доильных установок около 70 процентов выработали свой ресурс, а более 4 тысяч подлежат срочной замене. Поэтому в программе предусмотрены конкретные меры по техническому перевооружению молочно‑товарных ферм. Уже в нынешнем 2005-м новое, современное оборудование будет установлено на 192 из них. По итогам года надои от коровы в 236 хозяйствах, включенных в программу, должны составить 5250, а в 464 – 4293 килограмма молока», – дополнил начальник главка.
Программа возрождения и развития села, учитывая ее масштабность, сумела дать мощный толчок, и спустя 20 лет мы можем с восхищением говорить о достижениях молочной отрасли. Ныне в Беларуси на душу населения производится более 900 килограммов молока – один из самых высоких показателей в мире. На внутреннем рынке потребляется менее трети. Остальное поставляется за рубеж, что позволяет стране быть одним из крупнейших мировых экспортеров по многим видам молочки. В 2024‑м рост в отрасли продолжился. Валовое производство молока составило 105,2 процента к показателю предыдущего года. Средний надой от коровы впервые превысил 6 тысяч килограммов. На 1 января 2025 года общее количество современных МТК возросло до 1683.
Качественно новые социальные стандарты
Но вернемся к программе. В ней производственный блок, хоть на него было направлено значительное финансирование, уходил на второй план. Приоритетное внимание – социальной сфере. За основу для создания около 1,5 тысячи агрогородков взяли центральные усадьбы агропредприятий, центры сельсоветов, в которых на тот момент проживало около 60 процентов сельчан. Это были качественно новые типы сельских поселков. Только к концу 2005 года их должно было насчитываться 164.
Речь шла о создании социальной инфраструктуры. Особый контроль уделялся вопросам здравоохранения, образования, культуры, торговли, благоустройству сел. В программе прописывалось строительство нескольких десятков тысяч жилых домов, реконструкция, ремонт 4,3 тысячи километров местных автомобильных дорог и многое другое.
В феврале «Белорусская нива» организовала выездную редколлегию в Каменецкий район. Вместе со специалистами говорили о будущем агрогородков, перспективах, кадровом вопросе и в целом о развитии аграрной отрасли. Подобные встречи позже прошли и в других регионах. Но ОАО «Беловежский» первым в этом списке был не случайно. В тот момент это уже многопрофильный агропромышленный гигант, в ходе реформирования объединивший производственные мощности и сельхозугодия нескольких колхозов. Прирастали показатели, создавались новые рабочие места, строилось для молодых семей благоустроенное жилье, обеспечивались необходимые условия для труда и отдыха. Это был один из примеров для создания в дальнейшем успешных агрогородков.
Участники редколлегии пришли к единому мнению: в любом деле нужны люди грамотные, влюбленные в свое дело. А для них нужно создавать оптимальные условия.
1 декабря 2005-го «Белорусская нива» опубликовала материал «Добро пожаловать в агрогородок Можейково». И, что примечательно, незадолго до 500-летия Можейково. Директор одноименного сельхозпредприятия, член Совета Республики Казимир Рахатко тогда подчеркнул, что база для агрогородка создана основательная, построен современный молочно-товарный комплекс, обеспечены отличные условия для труда и отдыха сельчан.
– Сохранили и приумножили все это. Можейково остается привлекательным сегодня. В 2023-м у нас прошли районные «Дажынкi». Агрогородок стал еще краше, например обновили асфальтное покрытие на сельских улицах. В этом году завершается реконструкция здания врачебной амбулатории, – отмечает председатель Можейковского сельсовета Алексей Гайко. – Особую атмосферу придают музыкальные башенные часы, установленные на административном здании. Ежедневно играет гимн страны. Сельчане любят малую родину, гордятся ею – это и формирует будущее как агрогородка, так и всей нашей республики.
В марте 2011-го подвели итоги реализованной госпрограммы по возрождению и развитию села. В частности, сообщили, что существенно удалось улучшить жизнь в белорусской деревне. Созданная сеть из равномерно распределенных по стране агрогородков позволила обеспечить социальные стандарты не только проживающему в них населению, но и жителям прилегающих территорий. Беларусь обеспечила свою продовольственную безопасность, стала заметным экспортером продуктов питания, созданы новые конкурентные преимущества республики в международной торговле.
Госпрограмма заложила основу дальнейших эффективных преобразований. В частности, на республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли в апреле 2018 года Александр Лукашенко поручил Правительству совместно с регионами выработать действенный механизм реализации концепции «Деревня будущего» с учетом региональных особенностей.
Во время рабочей поездки в сентябре 2023 года в Белыничский район Александр Лукашенко акцентировал, что в будущем сельское население процентов на 80–85 будет жить именно в агрогородках, остальные – в крупных деревнях. А значит, их развитие должно продолжаться день ото дня. К слову, в агрогородке Вишов Белыничского района реализован пилотный проект по ремонту улично-дорожной сети, а агрогородок Великий Бор Хойникского района первым в стране в конце 2023-го перевел на электроотопление все жилые дома...
СПРАВКА «СГ»
Сегодня в стране насчитывается 1426 агрогородков, в которых проживают около 900 тысяч человек. В разрезе регионов складывается следующая картина: на Брестчине – 214 агрогородков, на Витебщине – 245, Гомельщине – 230, Гродненщине – 226, Минщине – 307, Могилевщине – 204.
В списке наиболее известных агрогородков страны – Остромечево, Парахонск, Федоры Брестской области; Лясковичи, Тихиничи Гомельской, Вертелишки, Жировичи Гродненской; Александрия, Вишов Могилевской, Снов, Сорочи Минской, Ахремовцы и Добромысли Витебской.
Диана Берникович, « Сельская газета», 25 марта 2025 г.