Открылось заседание ЦИК, посвященное Всебелорусскому народному собранию и образовательным проектам
Заседание Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Беларуси 14 ноября посвятили предстоящему Всебелорусскому народному собранию (ВНС) и образовательным проектам, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Повестка дня сегодняшнего заседания сформирована исходя из полномочий ЦИК относительно выборов делегатов ВНС, деятельности Молодежного совета при ЦИК, осуществления информационно-просветительской функции и международного сотрудничества.
Как пояснили в ЦИК, в соответствии с решением республиканского референдума 2022 года о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь раздел IV Основного Закона дополнен отдельной главой о ВНС. Впервые в 2024 году после единого дня голосования прошли выборы делегатов ВНС от структур гражданского общества и местных Советов депутатов, был сформирован его состав. В соответствии с Конституцией ВНС начал свою работу как высший представительный орган народовластия.
По действующему законодательству ЦИК назначает выборы делегатов ВНС, в том числе и вместо выбывших, а также устанавливает их итоги, регистрирует избранных делегатов. В связи с этим два вопроса повестки дня заседания ЦИК посвящены данной тематике.
На прошлом заседании был сформирован новый состав Молодежного совета. Он активно приступил к своей работе. Сегодня совместно с Центром по работе с населением и избирательному процессу Академии управления при Президенте Республики Беларусь пойдет речь о проекте «Информационно-аналитическая лаборатория 2+2 / просто о сложном».
В текущей деятельности особенно в межэлекторальный период ЦИК уделяет особое внимание информационно-просветительской работе, укреплению международных связей, а также вопросам обучения потенциальных организаторов выборов.
По информации
БЕЛТА
В ГТК разъяснили отдельные вопросы статистического декларирования товаров
28 октября 2025 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 584 «Об изменении постановления от 14 сентября 2020 г. № 533», касающееся статистического декларирования товаров. На Национальном правовом Портале постановление опубликовано 30 октября 2025 г.

Постановлением определяется необходимость указания в статистической декларации сведений о регистрационном номере декларации на товары либо о регистрационном номере заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в отношении отдельных товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в государствах – членах ЕАЭС, страной происхождения которых не являются государства – члены ЕАЭС либо происхождение которых неизвестно (для импортных статистических деклараций).
Речь идет о товарах, указанных в перечне согласно приложению 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2020 г. № 533 (в редакции от 28 октября 2025 г.).
Отсутствие в статистической декларации сведений о вышеуказанных документах будет являться основанием для таможенных органов отказывать в регистрации статистической декларации.
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Следует отметить, что в отношении товаров, отгрузка (поступление) которых состоялась до 31 декабря 2025 г. включительно, представление, заполнение, регистрация статистической декларации, внесение изменений в зарегистрированную статистическую декларацию, ее аннулирование осуществляются в случаях и порядке, определенных актами законодательства по вопросам статистического декларирования, действовавшими на день отгрузки (поступления) таких товаров.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
В ГТК напомнили, какие суммы наличных необходимо декларировать при пересечении границы
Какие суммы наличных нужно декларировать, отправляясь за рубеж или приезжая в Беларусь, рассказали
БЕЛТА в Государственном таможенном комитете.
Таможенному декларированию подлежат наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, если общая сумма таковых при их ввозе на территорию ЕАЭС или вывозе с такой территории превышает сумму, эквивалентную $10 тыс. При этом необходимо учитывать все перемещаемые наличные денежные средства, включая различные валюты, монеты, купюры.
«Напоминаем, что для декларирования необходимо следовать по красному коридору пункта пропуска. Также обращаем внимание, что при перемещении суммы, превышающей $100 тыс. в эквиваленте, пассажирская декларация сопровождается представлением документов для подтверждения происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», – добавили в ГТК.
По информации
БЕЛТА
ЦИК и Минобразования подписали план мероприятий по повышению правовой культуры молодежи на 2026–2028 годы
Председатель ЦИК Беларуси Игорь Карпенко и Министр образования Андрей Иванец подписали план мероприятий по повышению правовой культуры молодежи на 2026–2028 годы, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Татьяны Матусевич, БЕЛТА)
Подписание плана мероприятий прошло в Национальном детском технопарке, где состоялся открытый диалог Игоря Карпенко и Андрея Иванца с молодежью. Прошло мероприятие в рамках II Международного электорального форума.
Приветствуя представителей молодежного актива, Игорь Карпенко отметил, что Международный электоральный форум проходит во второй раз в содружестве с различными министерствами, ведомствами, в том числе с Министерством образования. «Нам очень приятно, что за несколько лет такого взаимодействия у нас сложилась своя база волонтеров, сформирована хорошая команда спикеров, появились активисты, которые работают в территориальных, участковых комиссиях в качестве агитаторов. И сейчас, когда проходит этот форум и к нам приехали гости из ряда зарубежных стран, они сопровождают делегации. Это говорит о том, что мы расширили формат участия молодежи в различных общественных структурах», – отметил Игорь Карпенко.
Он также подчеркнул, что очень важно, чтобы активисты из числа молодежи были примером в учебе, труде, в своем деле, сочетая это с общественной работой. В таких условиях рождается истинный патриотизм.
В своем приветственном слове активу из числа школьников, студентов и работающей молодежи Андрей Иванец пожелал прежде всего верить в себя, ставить амбициозные цели и помнить, что только своим трудом можно всего добиться. «А государство будет делать все возможное, чтобы эти условия были комфортными», – подчеркнул Министр.
В ходе встречи молодые люди смогли пообщаться с экспертами и задать волнующие их вопросы, касающиеся избирательной системы страны, прав избирателей, подняли актуальную для учащейся молодежи тему инноваций в сфере образования и др.
«Такой диалог с молодежью вошел в нашу повседневную практику. Это не монолог старшего, а свободное общение, когда ты отвечаешь на вопросы, слышишь возражения, комментарии, альтернативные мнения и понимаешь, что в споре рождается истина. В рамках совместной работы с Министерством образования мы привлекли молодежь к нашей электоральной тематике. И этот принцип, когда равный обучает равного, здесь играет особую роль. Сегодня они были участниками этого диалога, а завтра станут такими же спикерами в своих аудиториях, общаясь со своими сверстниками и донося ту информацию, которую получили в ходе своей общественной деятельности и будут проводниками политики нашего суверенного государства, которое старается выстроить справедливые взаимоотношения в обществе, стремится создать мощную экономику», – подвел итоги диалога Игорь Карпенко.
По информации
БЕЛТА
Вадим Ипатов: суверенитет, независимость и безопасность государства зависят от правовой культуры избирателей
Обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей. Это отметил заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Вадим Ипатов на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой, БЕЛТА)
«Практика подтверждает: обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей», – сказал Вадим Ипатов.
По его словам, абсолютно закономерно, что в Концепции национальной безопасности – важнейшем стратегическом документе Республики Беларусь, утвержденном Всебелорусским народным собранием, – закреплено, что повышение правовой культуры является одной из форм участия граждан в обеспечении национальной безопасности.
Утвержденная Главой государства концепция правовой политики относит правовую культуру к составляющим правовой системы. «Это наглядно демонстрирует не только научно-правовую сущность понятия «правовая культура», но и его сугубо практическое значение для нас», – отметил Вадим Ипатов.
Беларусь за 30-летнюю новую историю прошла несколько важных этапов становления и развития избирательного законодательства. При этом формирование электоральной культуры в стране осуществлялось параллельно с этими процессами.
«С каждым новым этапом совершенствования норм происходила трансформация электоральной культуры наших граждан, что обеспечивалось благодаря совместной работе Центральной избирательной комиссии, государственных органов, депутатского корпуса, а также средств массовой информации и иных участников информационно-просветительской работы», – сказал зампредседателя Палаты представителей.
Вадим Ипатов обратил внимание, что 1990-е годы характеризовались наличием в республике трех отдельных законов, регламентировавших проведение выборов Президента Республики Беларусь, местных советов депутатов, статус Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.
«Очередным шагом стала не разработка закона, определяющего порядок выборов в парламент, а принятие единого законодательного акта, который соответствовал бы Основному закону страны, учитывал сложившуюся электоральную практику и комплексно регулировал ключевые аспекты непосредственной реализации гражданами избирательных прав. Таким документом стал принятый в 2000 году Избирательный кодекс», – сказал он, отметив, что именно этот кодифицированный акт реализует конституционные принципы белорусского избирательного права, в том числе вытекающие из международных документов.
Зампредседателя Палаты представителей отметил, что избирательное законодательство Беларуси по мере необходимости совершенствуется, реагирует на изменяющуюся жизнь, отражает реалии времени, учитывает мировые тенденции. Внесению каждого изменения в кодекс предшествуют тщательная работа, анализ прошедших избирательных кампаний.
Вадим Ипатов указал, что принятие обновленной Конституции и реализация ее норм в законодательстве стали важнейшим этапом укрепления в Беларуси институтов демократии и народовластия, совершенствования избирательного законодательства.
Ключевое место в системе власти приобрело Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия. Принятой им Концепцией национальной безопасности в отечественную правовую систему введено понятие «электоральный суверенитет», который рассматривается как один из основных национальных интересов в политической сфере.
Практическая реализация обновленных норм Конституции и решений Всебелорусского народного собрания, в том числе и на законодательном уровне, позволила обеспечить электоральный суверенитет при проведении электоральных кампаний, подчеркнул Вадим Ипатов, отметив, что об этом ярко свидетельствуют итоги состоявшихся в 2024 и 2025 годах выборов.
По его словам, высокий интерес избирателей, активность на выборах, спокойная и соответствующая законодательству процедура их проведения, оценки национальных и международных наблюдателей свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры белорусских избирателей.
По информации
БЕЛТА