19.11.2024
Финансы, строительство, кадры. Дмитрий Крутой представил проект указа о новых полномочиях руководителей районов
Проект указа, направленный на повышение статуса председателей районных исполнительных комитетов в целях усиления их роли в развитии регионов, представил Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой 19 ноября на заседании Президиума Всебелорусского народного собрания, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Говоря об основных новшествах, предусмотренных документом, Дмитрий Крутой пояснил, что новые полномочия председателей райисполкомов предлагаются, в частности, в таких сферах деятельности, как бюджет и финансы, строительство и благоустройство, кадровое обеспечение.
Глава Администрации Президента, представляя документ, подчеркнул, что сильные регионы определены приоритетом следующей пятилетки. И Глава государства по итогам региональных поездок по стране поставил перед председателями райисполкомов ряд актуальных задач. Одна из них касается кадрового обеспечения регионов. «Основная цель – остановить отток экономически активного населения», – сказал Дмитрий Крутой. Он подчеркнул, что одним из приоритетов в работе председателей райисполкомов должно стать активное вовлечение в работу экономически незанятых граждан.
Президент также неоднократно обращал внимание районных руководителей на необходимость срочного восстановления работы райагросервисов, строительных передвижных механизированных колонн, ДРСУ, сельхозхимии, организаций, отвечающих за обслуживание доильных установок, бурение скважин воды, обеспечение топливом.
От руководителей регионов ожидают также преобразований в АПК. В частности, таких как точечное, экономически обоснованное и финансово выверенное объединение хозяйств в привязке к лидерам-маякам района, возобновление или расширение практики использования мехотрядов для внесения удобрений, вспашки почвы, уборки урожая в установленные сроки, перемещение скота на новые молочно-товарные комплексы, ускоренная мелиорация, работа с ветхими домами, благоустройством земель и вовлечение их в сельскохозяйственный оборот. Плюс более активная продажа пустующих домов, находящихся в реестре, внесение удобрений по себестоимости внутреннего рынка и получение дополнительных доходов с увеличенной экспортной выручки от продажи готовых продуктов питания.
Кроме АПК как основы экономики во многих наших районах необходимо, по словам Дмитрия Крутого, искать новые точки роста, в том числе через продолжение наработанных страновых программ «Один район – один проект», по развитию юго-востока Могилевщины, возрождению Полесья, формированию интеграционных агроструктур Витебщины и ряда других.
В настоящее время полномочия и права председателей райисполкомов в основном расписаны в базовом законе о местном управлении и самоуправлении от 2010 года. В разработанном проекте указа об усилении роли председателей районов основное внимание сосредоточено на решении тех актуальных задач, которые обозначены выше.
Для подготовки проекта указа была создана рабочая группа при Администрации Президента из 18 человек. По поручению Главы государства половина из состава рабочей группы – это действующие или бывшие председатели райисполкомов (ныне они работают депутатами Палаты представителей и являются членами Совета Республики).
При разработке документа руководителям всех районов предлагалось высказать свои предложения, они были проанализированы, обсуждены со всеми заинтересованными.
Как рассказал Глава Администрации Президента, поступившие предложения касались в основном нескольких сфер: бюджета и финансов, строительства и благоустройства, работы с кадрами.
По информации
БЕЛТА
Ольга Чуприс: сегодня мы наблюдаем высокий уровень правосознания белорусского народа
Сегодня мы наблюдаем высокий уровень правосознания белорусского народа и это должно способствовать улучшению общего правового климата Беларуси, заявила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс во время круглого стола, посвященного Дню Конституции, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс отметила, что Конституция является фундаментом законодательства. «Наш Основной закон 1994 года, а также его изменения в 1996 и 2022 годах существенно повлияли на страну. Ведь это основа, а потом на ней выстраивается все законодательство. За последние 25 лет было принято 250 тыс. нормативно-правовых актов, из них около 175 тыс. – действующие. И это все акты, сотворенные своими руками, – акцентировала внимание Ольга Чуприс. – Мы, конечно, ориентируемся на международный опыт, но пишем для себя. И в этом наш конституционно-правовой опыт уникален, как и наше законодательство. Ведь многие нормативные акты, которые делались на основе Конституции, мы не найдем нигде в мире. Например, это особые указы Президента, касающиеся контрольно-надзорной деятельности, табачной и алкогольной отраслей, развития предпринимательства и цифровой экономики. Тот же закон о геноциде белорусского народа».
Ольга Чуприс подчеркнула, что последние изменения в целом повлияли на состояние общества. «Сегодня мы можем говорить о развитии демократических основ. Так, Всебелорусское народное собрание – это орган исключительно демократический. Он принимает важнейшие решения, и это тоже образец демократии», – уверена она.
«Мы приобщили людей к обсуждению изменений и дополнений в Конституции, и это существенным образом повлияло на их правосознание и правовую культуру. Так, например, в около 5 % обращений, которые поступают в Администрацию Президента, люди опираются на Конституцию. А уже дальше обращаются к своему жизненному опыту и тем ситуациям, которые возникли. Это говорит об очень высоком уровне правосознания белорусского народа. Исходя из этого, можем предполагать, что в дальнейшем такое отношение людей к своему праву, законности, Конституции, должно способствовать улучшению общего правового климата Беларуси», – заключила Ольга Чуприс.
По информации
БЕЛТА
Молодежь должна впитать дух поколения победителей. Наталья Петкевич о значении исторической памяти
Молодежь должна впитать дух поколения победителей, осознать вклад Беларуси в Великую Победу и ее значимость на международной арене. Таким мнением с журналистами поделилась Первый заместитель Главы Администрации Президента Наталья Петкевич во время торжественной церемонии вручения паспортов гражданина Республики Беларусь в Музее истории Великой Отечественной войны в рамках Всебелорусской акции «Мы – граждане Беларуси!», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
По словам Натальи Петкевич, сама идея проведения такой церемонии абсолютно правильная, ведь получение паспорта – это значимое событие, которое не должно проходить обыденно. «Особенно в этом году эта церемония приобретает особый смысл. Во-первых, она проходит накануне Дня Конституции, а это особенно важно, потому что наша Конституция принимается на референдуме – это всенародно одобряемый документ. А во-вторых, ребята получают паспорта в юбилейный год 80-летия Великой Победы», – подчеркнула спикер.
Первый заместитель Главы Администрации Президента обратила внимание на значение Музея Великой Отечественной войны как места проведения церемонии. «14 лет – это уже взрослый возраст, но очень важно с самого начала закладывать устои, чтобы ребята осознавали: они становятся полноценными гражданами, получают права, но самое главное – начинают нести ответственность за судьбу своей страны», – подчеркнула Наталья Петкевич.
Она также отметила, что важно сохранить преемственность поколений, чтобы молодежь осознала вклад Беларуси в Великую Победу и ее значимость в мировом сообществе. «К сожалению, с каждым поколением воспоминания уходят. И слава богу, что новое поколение знает об этом только по фильмам. Но нам важно сохранить дух великого вклада нашей страны, чтобы ребята понимали: Беларусь, может, и небольшая по размеру, но великая в силу того вклада, который она вносила и продолжает вносить», – заключила Наталья Петкевич.
По информации
БЕЛТА
Что изменится в списке работ, на которых запрещен труд несовершеннолетних, рассказали в Минтруда
Что изменится в списке работ, на которых запрещен труд несовершеннолетних, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
В ведомстве отметили, что подготовлен новый документ, в котором будут указаны конкретные профессии, на которых запрещен труд несовершеннолетних. Он увидит свет в ближайшее время. «Это сделано по многочисленным просьбам специалистов по кадрам: порой нелегко соотнести вакансию, на которую откликнулся несовершеннолетний, с конкретными видами работ и определить, нет ли среди них запрещенных», – отметили в пресс-службе. В нынешнем списке перечислены виды работ, например, несовершеннолетним запрещается участвовать в буровых работах, подземных работах и работах под водой.
В общей сложности для трудоустройства станут доступны более 160 рабочих профессий. Список позволит несовершеннолетним трудиться на полиграфическом производстве (корректором, оператором электронного набора и верстки, оператором электронного цветовыделения, печатником), на производстве продуктов питания (кулинаром, кондитером, поваром).
Также планируется работа над перечнем легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет. В перспективе он тоже будет существенно расширен.
По информации
БЕЛТА
Что изменится в Беларуси после вступления в силу Указа № 38
В январе Президент подписал Указ № 38, которым внесены изменения в условия предоставления и использования арендного жилья. Документ существенно расширит возможности получения такого жилья наиболее востребованными специалистами, а организациям позволит удержать ценные кадры за счет решения жилищного вопроса. Разбираемся, кто сможет претендовать на квадратные метры и какие еще новации предусмотрены документом.
Право на квадратные метры
Квалифицированные специалисты нужны в любом регионе, не только в Минске. Именно поэтому новый указ направлен на то, чтобы поддержать кадровую составляющую путем решения жилищного вопроса, объясняет начальник отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ольга Герман:
– Указом расширяются компетенции местных органов власти на принятие решений о предоставлении арендного жилья работникам наиболее востребованных профессий. Фактически документ расширяет категории лиц, которые будут иметь право на получение арендного жилья при возведении многоквартирных жилых домов типовых потребительских качеств. Допустим, где-то требуется врач-нейрохирург – такому специалисту смогут предоставить арендное жилье, если он войдет в перечень востребованных профессий. Данные перечни будут утверждаться местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Мингорисполкома, других структурных подразделений.
Важный нюанс – долю строящегося арендного фонда будут определять облисполкомы и Минский горисполком, на спецсчетах которых аккумулируются средства, поступающие от населения за найм арендного жилья, замечает Ольга Герман:
– Что касается заселения освобождающегося жилья, то в данной ситуации действуют нормы статьи 111 Жилищного кодекса: 40 процентов фонда распределяется среди лиц, которые имеют первоочередное право на заселение в связи с характером трудовых или служебных отношений, оставшиеся 60 процентов распределяются местными исполнительными и распорядительными органами в общеустановленном порядке, то есть среди граждан, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.
Одно из условий предоставления арендного жилья – отсутствие у работников в собственности, а также во владении и пользовании иного жилья по месту работы.
Ремонт на свой вкус
Второй блок указа предусматривает возможность предоставления арендного жилья гражданам в общеустановленном порядке (не на период трудовых отношений) с возможностью выполнения ремонта за счет собственных средств. Соответственно, в таком случае исполком принимает решение об освобождении нанимателя от платы за пользование соразмерно внесенным средствам, поясняет Ольга Герман:
– Данные положения перешли в 38-й из 112-го Указа, который, как показала практика, стал довольно популярен. Граждане готовы на такие меры. Тем более что преимуществ масса: человек делает ремонт так, как ему нравится. Конечно, есть смета. Она утверждается государственной организацией, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилое помещение. По согласованию с этой организацией наниматель вправе сделать ремонт с учетом своих вкусовых предпочтений: например, положить ламинат, заменить двери и окна, а не просто их покрасить.
СПЛОШНАЯ ВЫГОДА
На наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с получением и использованием арендного жилья, попросили ответить заместителя директора по правовым и жилищным вопросам КУП «Минские городские общежития» Алексея Котенёва.
– Где можно получить информацию о наличии арендного жилья?
– Информация о наличии арендного жилья (адрес, характеристика жилого помещения, ориентировочный размер платы за пользование, общая стоимость ремонта согласно смете) размещается на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения квартир.
– Куда обращаться за предоставлением такого жилья?
– В службу «Одно окно» местного исполкома. При себе необходимо иметь паспорт.
– На какой срок заключается договор об арендном жилье?
– В зависимости от способа предоставления арендного жилья договор заключается на период работы (службы) или на срок до пяти лет. Во втором случае, если наниматель должным образом исполняет свои обязанности (исправно оплачивает аренду жилья, не имеет задолженности за жилищно-коммунальные услуги, не нарушает правила проживания), то договор может продлеваться на новый, в основном пятилетний, срок неограниченное количество раз. Более того, член семьи нанимателя, проживающий совместно с ним, вправе написать заявление о признании его нанимателем жилого помещения. Получается, населению выгодно не строить собственное жилье, а пользоваться арендным, которое находится в государственной собственности.
– За что могут выселить из арендного жилья?
– Например, за задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и (или) платы за пользование арендным жильем либо за нарушение правил проживания. Они такие же, как и для других жителей многоквартирных домов: не шуметь после 23:00, содержать квартиру в надлежащем санитарном состоянии, не мусорить в подъезде. Если жилье предоставлено в связи с характером трудовых (служебных) отношений, то в случае их прекращения гражданин подлежит выселению. Также наниматель обязан освободить арендное жилье, предоставленное в связи с характером трудовых (служебных) отношений, в случае, если он или члены его семьи получили во владение и пользование либо приобрели в собственность в данном населенном пункте жилое помещение общей площадью 15 квадратных метров и более на одного человека (в Минске – 10 квадратных метров и более, в населенном пункте Минского района – 15 квадратных метров и более).
– Как рассчитывается плата за пользование арендным жильем?
– Она рассчитывается по формуле: общая площадь квартиры × 0,2 от базовой величины × коэффициент экономико-планировочной зоны (определяются в зависимости от места нахождения жилья, в Минске таких зон пять: в центре города он наиболее высокий – 1,5, в спальном районе – 0,5). Если жилье предоставляется в связи с характером трудовых отношений, может применяться понижающий коэффициент: в Минске – 0,2, в других населенных пунктах – 0,1.
– Если наниматель делает ремонт за счет собственных средств, компенсируются ли ему затраты?
– Чтобы граждане получали арендное жилье в максимально короткие сроки, руководством города было принято решение распределять большую часть такого жилья без проведения ремонта. Соответственно, он выполняется нанимателем, а затраченные средства компенсируются за счет невзимания в определенный период времени арендной платы. Эта практика оправдала себя. Люди стремятся воспользоваться такой возможностью. Смету на ремонт утверждает организация, на балансе которой находится квартира.
Виктория Держанович, «
Знамя юности», 14 марта 2025 г.
«Люди хотят жить в своей стране и по своим законам». Владимир Перцов о роли Конституции
Конституция Республики Беларусь остается современным и динамично развивающимся документом, который отвечает вызовам времени и потребностям общества. Таким мнением поделился Заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов во время торжественного мероприятия, посвященного Дню Конституции, в городском дворце культуры, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Нам есть чем гордиться – наша Конституция одна из самых современных. Это уже пятая по счету Конституция, начиная с 1919 года, и недавно в нее были внесены изменения. Включены новые статьи, например, 89-я – о Всебелорусском народном собрании. Это означает, что наша страна живет, законодательство меняется и отвечает тем посылам, которые направляет общество, – наше цивилизованное, продвинутое общество, люди, которые хотят жить в своей стране и по своим законам», – отметил Владимир Перцов.
Он подчеркнул значимость недавних выборов Президента Республики Беларусь, назвав их «главным экзаменом пятилетки», который страна прошла уверенно и достойно. «Мы прошли выборы Президента Республики Беларусь с достойным результатом – спокойно, без волнения и потрясений, назло всем нашим врагам. То, что все прошло именно так, – это огромный, колоссальный труд, который длился не только в электоральный период, но и на протяжении всех пяти предшествующих лет. Труд, который не всегда заметен большинству граждан, но он крайне важен», – подчеркнул Заместитель Главы Администрации Президента.
В завершение Владимир Перцов выразил благодарность всем присутствующим за их работу и вклад в развитие страны.
По информации
БЕЛТА