Законопроект по вопросам образования одобрен Советом Республики
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам образования», передает корреспондент БЕЛТА.
Проект закона подготовлен с учетом правоприменительной практики в целях уточнения отдельных норм Кодекса об образовании. В частности, предусматривается предоставление гарантии молодым специалистам, уволенным с работы в связи с призывом на военную службу, но не направленным для ее прохождения, на занятие прежней должности.
Местные органы власти наделяются полномочиями по организации бесплатной перевозки обучающихся в пределах крупных населенных пунктов к учреждениям образования и к местам проведения образовательных, спортивных, культурных и иных мероприятий (в настоящее время предусмотрен подвоз только в сельских населенных пунктах к учреждениям дошкольного и общего среднего образования).
Предоставляется возможность освоения учащимися X–XI классов образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин. Правительству предоставлены полномочия по определению в Кодексе об образовании случаев перераспределения и перенаправления на работу молодых специалистов (например, их перенаправление на службу в МВД, Следственный комитет, Таможенный комитет).
В целях усиления ответственности заказчиков целевой подготовки предусматривается обязанность организации – заказчика кадров возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста, в случае необоснованного расторжения или невыполнения условий договора о целевой подготовке.
Предусматривается освобождение выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от возмещения затраченных государством средств при невозможности предоставления им нового места работы при перераспределении в населенных пунктах по месту жительства либо по месту включения их в списки учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исключается право реализации индивидуальными предпринимателями образовательных программ дошкольного и специального образования. Закреплено требование к учащимся школ придерживаться делового стиля в одежде.
По информации БЕЛТА
Для белорусов память священна, это скрепы нашего патриотизма и любви к своей родине. Об этом заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова в мемориальном комплексе «Хатынь» во время мероприятий, посвященных 82-й годовщине со дня трагедии белорусской деревни, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«В нашей стране память – священна. И мы стараемся ее передавать из поколения в поколение. Потому что для нас это скрепы нашего патриотизма и любви к своей родине», – сказала Наталья Кочанова.
Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. «Нет такой семьи в Беларуси, которой бы не коснулась эта трагедия. Как можно забыть, когда это касается твоей семьи?» – отметила спикер.
Войны приходили на нашу землю не по нашей инициативе, подчеркнула Наталья Кочанова. «Это страшная трагедия. Люди понимают это и ценят мир. Самое главное для человека – это мир, возможность жить, создавать семьи, рожать детей и не бояться за их будущее. Не бояться, что завтра произойдет эта страшная трагедия, которая была 82 года назад здесь, на этом месте, на святом для нас месте. А таких мест в Беларуси очень много. И правильно говорит Александр Григорьевич Лукашенко, наш Президент, что Беларусь – это живой памятник той войне. Мы должны ценить, что мы живем в мирной стране», – дополнила спикер.
По информации БЕЛТА
Какие корректировки внесены в Кодекс об образовании, как изменяются колледжи страны, для чего формируют золотой фонд педагогов – об этом и не только разговор с Министром образования Андреем Иванцом.
(фото – БЕЛТА)
Кластер особого назначения
– В Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца не хуже Гарварда – такое поручение дал Президент на Республиканском педсовете. Раскройте интригу: как планируете все организовать?
– Образовательный хаб с современным студенческим кампусом может появиться на базе Белорусского государственного университета – концепция уже разработана. В кластер войдут учебные корпуса, научные лаборатории, общежития, культурно-спортивный центр. Лекции будут читать лучшие преподаватели страны – предлагаем использовать кадровый и научный потенциал не только БГУ, но и других университетов, а также научных и производственных организаций. Таким образом, проложим абсолютно уникальную дорогу для выпускников Национального детского технопарка, для талантливой и одаренной молодежи школ, гимназий, лицеев. По сути, организуем опережающую подготовку студентов.
Представьте: специалиста с высшим образованием мы подготовим уже в течение первых двух с половиной лет – в центре на 1–3-м курсах будут интенсивно изучаться фундаментальные дисциплины. На 4–5-м в приоритете будет практическая подготовка в базовых организациях. Каждого студента вовлечем в научно‑исследовательскую и практическую деятельность.
Стажировки для них будут проходить не только в белорусских образовательных и научных центрах, но и в зарубежных. Причем выпускник нового учреждения, например физик, будет обладать серьезными знаниями не только по своему профилю, но и в области химии, математики, информационных технологий – он сможет трудиться в любой инновационной сфере. Для этих целей разработаем образовательные стандарты нового поколения, которые существенно интенсифицируем по сравнению с нынешними. Запланированы четыре направления обучения: прикладная физика и информатика; прикладная математика, механика и информатика; фундаментальная и прикладная химия; фундаментальная география.
Безусловно, не каждый молодой человек сможет освоить предлагаемые объемы информации, поэтому процедура отбора для поступления на эти специальности будет особой. Важно понимать: мы намерены выпускать штучных специалистов с особыми компетенциями – будущих главных инженеров, технологов, конструкторов, руководителей научных организаций.
– Кодекс об образовании в январе 2025 года скорректировали – изменения начнут действовать с нового учебного года. По этому поводу уже слышала суждения из разряда «опять что-то придумали».
– Внесем ясность: никаких революционных изменений в кодексе не предусмотрено. Нововведения носят точечный характер, воспринимайте их как дошлифовку предыдущего документа с целью улучшения. Обозначу ключевые моменты. Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но к нам поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Вносимая норма решит вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Призывник может заболеть или воинские части будут укомплектованы – в этих случаях молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
Предусматривается обязанность вузов и колледжей согласовывать распределение и перераспределение своих выпускников с организациями – заказчиками кадров и исполнительными комитетами, а также с отдельными отраслевыми министерствами. Кроме того, вносятся корректировки, касающиеся подготовки целевиков. Если предприятие заключило такой договор с молодым человеком, а после не трудоустроило, то организация понесет ответственность и будет обязана возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения от ЦЭ одиннадцатиклассников по медицинским показаниям. В настоящее время такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов. Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не имеют возможности получить сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната.
Есть еще несколько важных новаций. У старшеклассников, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Исключается право реализации индивидуальными предпринимателями программ дошкольного и специального образования с учетом практики применения законодательства о лицензировании.
– Кстати, о последнем пункте. Недружественные ресурсы муссируют тему, дескать, добрались до частных садов, а условия лицензирования невозможно выполнить.
– На мой взгляд, идет некая подмена понятий со стороны тех, кому данную идею выгодно продвигать. Хочу отметить, что в Министерство поступают жалобы родителей с нареканиями в адрес нерадивых предпринимателей. Скажу откровенно: сегодня у нас достаточное количество непорядочных субъектов хозяйствования, которые под видом иных образовательных услуг или так называемых «развиваек» на самом деле реализуют программу дошкольного образования в полном объеме. Однако их деятельность ставит под угрозу безопасность и здоровье детей: отсутствует квалифицированный педагогический состав (с малышами занимаются люди с улицы), нарушаются санитарные нормы, нет надлежащих условий для сна и питания. Происходит банальное зарабатывание денег на наших детях! Поэтому тема на контроле.
Родителям надо донести мысль: наличие лицензии – гарантия, что учреждение соответствует установленным стандартам и требованиям, касающимся образовательной программы, условий пребывания детей, квалификации педагогов и медицинского обслуживания.
В Беларуси сейчас функционирует один частный детский сад – «Елисеевы поля», который посещают около 40 воспитанников. Но мы готовы к сотрудничеству и только рады новым добросовестным предпринимателям. Более того, гарантируем всяческую поддержку. Уже сейчас специалисты Департамента контроля качества образования проводят профилактическую работу, направленную на упреждение нарушений: перечисляют необходимые документы, разъясняют требования.
– Какова сейчас ситуация с обеспечением дошкольным образованием?
– На данный момент охват детей в возрасте от 2 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет около 89 процентов. По дошкольной подготовке ребят 5–6 лет – 100 процентов.
Мы ставим амбициозную задачу обеспечить стопроцентный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 6 лет. За пятилетку должны справиться.
Новый рубеж роста
– Вы ранее анонсировали, что профильные классы профессиональной направленности должны выйти на новый уровень...
– Сейчас работают пять типов профильных классов профессиональной направленности: аграрные, военно‑патриотические, инженерные, педагогические, спортивно‑педагогические. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник такого класса выбирал профессию именно по своему профилю. Алгоритм достижения цели составлен, перечислю по пунктам. Первый: абсолютно все классы закреплены за конкретными университетами. Второй: внесены изменения в учебные программы, позволяющие учащимся еще на этапе обучения в школе глубже понимать особенности направлений, которые они планируют выбрать для будущей профессии. Третий: каждая последняя суббота месяца отведена для занятий в университете либо на промышленном предприятии. В данных классах обучаются более 28 тысяч учащихся 10-х и 11-х классов. При этом хотелось бы успокоить остальных ребят: они могут обучаться в обычных профильных классах и изучать на повышенном уровне предметы, которые необходимы для поступления в университет. Количество таких классов будет расти, ведь уровень подготовки в них выше, чем в базовых, мы это видим по результатам ЦЭ.
– Как реализуется эксперимент, проходящий в 20 лицеях страны?
– С этого учебного года в 20 лицеях внедрены новые подходы к учебным планам. Проще говоря, профильные предметы изучаются на повышенном уровне, а непрофильные – в более сжатые сроки. Например, ученики физико‑математического профиля проходят курс биологии за 10–11-й классы не за 2 года, а быстрее. При этом они осваивают школьную программу в полном объеме, чтобы в случае изменения планов, допустим, при желании поступить на биологические или медицинские специальности, могли успешно пройти соответствующие испытания.
По результатам следующего учебного года планируем расширить эксперимент в профильных классах для апробации проекта.
Золотой фонд педагогов и правила по ИИ
– Из 8 тысяч участников первой очно-заочной круглогодичной школы олимпиадного движения выбрали всего 35 человек, которых пригласили в Национальный детский технопарк. У вас есть идея создать сообщество одаренных детей страны?
– И не только детей. Впервые мы провели дистанционную олимпиаду в том числе с привлечением учителей.
Планируем создать золотой фонд одаренных педагогов – они получат статус профессиональных тренеров и смогут на высоком уровне готовить к олимпиадному движению наших ребят.
– Искусственный интеллект стремительно входит в образовательную сферу, крайне важно не упустить этот момент не только на уровне вузов, но и на всех этапах обучения.
– Однозначно! Сейчас мы активно работаем вместе с Парком высоких технологий над созданием методик преподавания школьных предметов с применением технологий искусственного интеллекта. Учителя смогут использовать этот инструмент для подготовки учебных материалов и проведения контрольно‑аналитических мероприятий. Уже разработан пилотный обучающий блок для учителей информатики. В дальнейшем планируется внедрение аналогичных подходов в преподавание иностранных языков и естественно-научных дисциплин. Как результат, на общеобразовательном портале опубликуем методические копилки – они станут доступны каждому педагогу.
К сентябрю утвердим правила применения искусственного интеллекта как для учителей, так и для учащихся. Расставим точки над «i», четко обозначив, где допустимо использование нейросетей, а где от них стоит отказаться.
При этом отдельно подчеркну, что учитель всегда был и остается ключевым человеком в воспитании и обучении будущего поколения.
Бумажный вопрос – в фокусе
– Президент не раз подчеркивал: «Школа – храм, учителя – святое». Статус учителя в стране возводится в особый ранг?
– Работаем над повышением престижа профессии учителя комплексно. Как вы уже знаете, даже фильм снимаем. К слову, это была инициатива учителей, которую поддержал Глава государства. Существенно подняли заработную плату и уже перешагнули рубеж в 90 процентов от средней зарплаты по стране у учителей.
На карандаше «бумажный» вопрос – обновлен перечень обязательных документов, которые нужно вести педагогам. Отчитываться за каждое мероприятие и встречу теперь нет необходимости. Всю информацию по воспитательной работе (об акциях, форумах и прочих активностях) школа будет предоставлять всего два раза в год: до 30 января и до 30 июня. Управлениям и комитетам по образованию запретили требовать у школ дополнительную информацию через электронную почту и мессенджеры. Недавно в очередной раз запустили горячую линию по этому вопросу – хотим проверить, сработал ли механизм. Продолжим укреплять престиж профессии через совершенствование профессионального мастерства педагогов.
– Девятиклассники активно штурмуют колледжи – в 2024 году зафиксированы рекордные цифры набора. Тенденция будет продолжаться?
– В прошлом году на уровень профессионально‑технического образования принято более 28 тысяч учащихся, что на 1,5 тысячи больше контрольных цифр приема. Сейчас около 50 процентов выпускников получают общее среднее образование совместно с получением профессии в колледжах. Тренд поддерживаем: это хорошая возможность получить рабочую профессию либо квалификацию специалиста среднего звена, а в последующем при необходимости продолжить обучение заочно в университете.
Подчеркну: в ближайшее время колледжи обретут новое звучание и потенциал, тесно сотрудничая с предприятиями реального сектора экономики. Уже в этом году более 50 учебных мастерских будет создано на базе промышленных предприятий.
– Удалось ли переформатировать структуру подготовки кадров под потребности реального сектора экономики?
– На уровне высшего образования фактически каждый четвертый студент – будущий инженер. Напомню, этот год станет годом первого выпуска учащихся классов инженерной направленности. Они смогут воспользоваться льготами и при соблюдении определенных условий поступить без экзаменов. Дополню: в структуре подготовки на уровне профтехобразования инженерное, строительное и промышленное направления составляют 75 процентов. На уровне среднего специального образования мы превысили 33 процента конкретно по инженерно‑техническому профилю.
В электронном формате
– С этого года начнет работать электронная очередь для подачи документов в приемные комиссии вузов. Какие еще цифровые нововведения планируются в ближайшем будущем?
– Стать на очередь и получить направление в детский сад можно будет с помощью онлайн‑сервиса – данные электронные услуги появятся уже до конца года. Стремимся создать максимально комфортные условия для родителей, чтобы им не пришлось даже обращаться в службу «Одно окно»
Уже с 1 апреля запускаем опытную апробацию республиканской информационно-образовательной среды «ЯДРО». Благодаря этой платформе со следующего года в пилотном режиме начнет работу сервис «Государственный электронный дневник». При этом хочу подчеркнуть, что от бумажных дневников не планируем отказываться.
– В этом учебном году выпускники 14 экспериментальных классов школ смогут сдавать ЦТ и ЦЭ по «Истории Беларуси в контексте всемирной истории», а со следующего года – все выпускники. У детей не будет сложностей с новым предметом?
– В 2025 году учащиеся 11-х классов, участвующие в апробации экспериментального проекта, могут выбирать, какой предмет сдавать: «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Историю Беларуси» или «Всемирную историю». Думаю, сложностей не возникнет. РИКЗ организовал РТ в том числе по новому предмету. При проведении репетиции ЦЭ выпускники также имели возможность попробовать свои силы, кстати, писали два человека. Для педагогов организуем семинары, в которых принимают участие авторы учебников. Также на Национальном образовательном портале в помощь учителю для работы в 10-м классе размещены методические рекомендации, примерное календарно-тематическое планирование изучения дисциплины. Аналогичные материалы для 11-го класса с учетом апробации подготовим к следующему учебному году.
Изменятся в лице
– После проведения репетиции централизованного экзамена анонсировали запрет видео- и фотосъемки на ЦЭ и ЦТ. Будет ли он действовать во дворах пунктов тестирования?
– В предыдущие годы, к сожалению, находились молодые люди, которые пытались проносить и использовать мобильные телефоны в коридорах и даже санузлах пунктов проведения ЦЭ и ЦТ, т. е. вне аудиторий. Поэтому ввели такой запрет. Но он будет действовать только в помещениях пунктов проведения ЦЭ и ЦТ. Использовать видео‑ и фотоаппаратуру во дворах пунктов тестирования не запрещено.
– Действительно ли территории, прилегающие к школам, изменятся в Год благоустройства внешне?
– Планируем, что к 1 сентября у них будет новое лицо, причем это касается не только детских садов, школ, но и колледжей, университетов. В ближайшее время объявим республиканский конкурс‑смотр, чтобы ознакомиться с лучшими решениями с точки зрения благоустройства прилегающей территории, оформления малых архитектурных форм, цветочных композиций.
Таисия Азанович, « Рэспубліка», 21 марта 2025 г.
В Беларуси реализуется масштабный комплекс мер по поддержке семей, заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова на заседании экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики на базе Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«Обеспечение демографической безопасности является одной из важнейших составляющих эффективного социально-экономического развития любого государства. В Беларуси вопросы демографической политики, включая развитие человеческого капитала, поддержку семьи, защиту материнства, отцовства и детства, находятся на постоянном контроле Главы государства, – отметила Наталья Кочанова. – Выступая с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 года, Президент подчеркнул: чтобы крепко стоять на своей земле, нас, белорусов, должно быть больше, значительно больше. Это важнейшее условие суверенитета. И государство делает много, чтобы это условие обеспечить. Государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы предусмотрены мероприятия, направленные на укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, формирование здорового образа жизни, ориентацию воспитательного и образовательного процесса на семейные ценности и повышение престижа многодетной семьи, улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения».
В настоящее время в Беларуси реализуется масштабный комплекс мер по поддержке семей, включающий предоставление оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, выплату различных пособий, назначение семейного капитала, льготы и гарантии в области трудовых отношений, пенсионного обеспечения, обеспечение жильем многодетных семей в первоочередном порядке, получение льготного или бесплатного питания в школах, льготы при оплате за пользование учебниками и учебными пособиями, первоочередное место в университетском общежитии, налоговые и иные льготы, подчеркнула спикер.
Экспертно-консультативный совет при Президиуме Совета Республики (ЭКС) является коллегиальным совещательным органом. Его основными задачами и функциями, в частности, являются анализ и оценка проектов долгосрочных и среднесрочных государственных программ; подготовка аналитических материалов и иной информации по актуальным вопросам формирования и реализации государственной политики в области экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, местного управления и самоуправления, международной деятельности и другим для использования в работе Президиума Совета Республики, постоянных комиссий Совета Республики, в парламентской деятельности членов Совета Республики; взаимодействие с научными организациями, учреждениями образования и общественными объединениями, а также экспертными советами, создаваемыми в других государственных органах; содействие укреплению контактов Совета Республики с научной общественностью и освещению его деятельности в средствах массовой информации и интернет-ресурсах; иные задачи и функции, способствующие обеспечению системного подхода к решению задач, возложенных на Совет Республики, его органы и членов Совета Республики.
Тема сегодняшнего заседания – «Демографическая безопасность в Республике Беларусь: тенденции, вызовы, перспективы». В прошлом году на заседаниях ЭКС были рассмотрены следующие темы: «О практике применения законодательства и реализации мероприятий в области мелиорации земель и их эффективного использования», «Устойчивое развитие регионов на основе создания импортозамещающих и кооперационных производств и активного использования механизмов их финансовой поддержки».
По информации БЕЛТА
Конституция – это основной закон Республики Беларусь, который вобрал в себя и воплотил все исторические этапы развития нашей страны. Об этом заявила Председатель Совета Республики, уполномоченный представитель Президента по Минску Наталья Кочанова во время торжественного мероприятия, посвященного Дню Конституции в городском дворце культуры, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«В Конституции отражена наша славная история, духовность, нравственность, сохранение традиций. Сегодня наше государство является правовым и живет по законам нашей страны», – отметила Наталья Кочанова.
По словам спикера, Беларусь уверенно развивается благодаря строгому соблюдению Основного Закона. «Следуя строгому исполнению Конституции, мы сегодня живем в суверенной и независимой Беларуси – государстве для народа. Это большое достижение нашей страны», – подчеркнула Председатель Совета Республики.
Спикер отметила важность гражданской ответственности и вклада каждого в укрепление белорусской государственности. «Мы сегодня в этом сложном мире, который меняется очень быстро, должны четко понимать: от каждого из нас зависит будущее нашей страны и народа. В этом зале присутствуют актив города Минска, который своим ежедневным трудом вносит весомый вклад в укрепление экономической мощи страны и города, проявляет истинную гражданскую позицию по отношению к своей стране», – заявила Наталья Кочанова.
Говоря о достижениях Минска, Председатель Совета Республики подчеркнула, что по итогам 2024 года столица была признана лучшей по выполнению прогнозных показателей социально-экономического развития. Она также отметила знаковые проекты, реализованные в Год качества: перевод всех районов города на артезианскую воду, строительство новых станций метро, общежитий для студентов, корпусов больниц и другие инициативы. «Все, что намечено, все задачи, которые ставит перед нами Президент, выполняются с честью и достоинством», – подчеркнула Наталья Кочанова.
Спикер напомнила о значимых событиях прошлого года – 30-летии Конституции и института президентства, 80-летии освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, а также уделила особое внимание проведенным выборам Президента и предстоящему 80-летию Великой Победы. «Народ проявил единение в поддержке той политики, которая проводится в нашей стране. Этот год для нас особенный, потому что мы будем отмечать 80-летие Великой Победы», – отметила Наталья Кочанова.
В завершение выступления Председатель Совета Республики выразила благодарность жителям Минска за их труд, активную гражданскую позицию и преданность родной стране.
По информации БЕЛТА
Для каждого человека важно ощущать значимость и причастность к своей стране, заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова во время торжественной церемонии вручения паспортов гражданина Республики Беларусь в рамках Всебелорусской акции «Мы – граждане Беларуси!», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«В преддверии знакового праздника – Дня Конституции – мы вручаем вам основной документ для каждого гражданина нашей страны – паспорт», – сказала Наталья Кочанова.
Спикер отметила, что вручая паспорт молодежи, каждый раз волнуется. «Я с трепетом принимаю участие в этой акции, потому что понимаю, насколько для вас это важно, – подчеркнула Председатель Совета Республики. – Для каждого человека важно ощущать свою значимость и причастность к своей стране. Вы – победители конкурсов, участники разного рода мероприятий, спортсмены, активисты, у вас серьезная гражданская позиция. Прежде всего, вы должны любить и гордиться своей страной».
«Вы должны дружить. Своим отношением к стране, учебе, родителям, школе должны быть примером для других ребят. Вы должны поддерживать друг друга, подсказывать. Умейте дружить и ценить эту дружбу, – дополнила Наталья Кочанова. – Я искренне надеюсь, что вы станете достойными победителей, которые много лет назад отстояли мир и свободу для нашей страны. Надеемся, что следующие поколения сохранят нашу страну такой же мирной, красивой, ухоженной, любимой».
Главными героями торжества стали 14-летние юноши и девушки – представители всех областей и Минска. Паспорт гражданина Республики Беларусь молодым людям вручили Председатель Совета Республики Наталья Кочанова и член Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности, первый секретарь ЦК БРСМ Александр Лукьянов.
В подарок ребята получили государственный флаг и Конституцию, а также обложку на паспорт и книжное издание «Символы Беларуси».
Патриотическая инициатива была предложена БРСМ в 2004 году. За эти годы она приобрела широкую популярность среди молодежи и по праву считается одной из важных традиций нашей страны. Торжественное вручение национальных паспортов подросткам подчеркивает их переход во взрослую жизнь, стать полноправными гражданами Беларуси, ответственными перед ней и ее законами. День Конституции Беларуси ежегодно отмечается 15 марта как государственный праздник. Основной закон определяет основы государственной власти и общественной жизни, гарантирует основные права и свободы граждан, определяет основы демократического социального правового государства, а также является важным фактором для формирования гражданской идентичности и национальной самобытности белорусов.
По информации БЕЛТА