16.11.2024
В Минске состоялось второе в текущем году выездное заседание Республиканского межведомственного совета по правам инвалидов
15 ноября традиционно в преддверии Дня инвалидов на базе ОАО «ИНТЕГРАЛ» прошло второе в текущем году заседание Совета под председательством Заместителя Премьер-министра Петришенко И.В.
В повестке заседания 3 вопроса:
-
о состоянии работы по решению проблем инвалидов в г. Минске;
-
о повышении качества медицинской помощи детям с инвалидностью;
-
о плане работы Республиканского межведомственного совета по правам инвалидов на 2025 год.
За последние 4 года на заседаниях Совета рассмотрена деятельность государственных органов и организаций по решению актуальных вопросов инвалидов в 6 областях страны.Сегодня завершается первый цикл мониторингов реализации государственной политики по социальной интеграцииинвалидов рассмотрением результатов данной работы в г. Минске.
Город Минск – столица и самый крупный и современный город Беларуси.
Из общего количества жителей г. Минска почти 6 % составляют люди с инвалидностью.
Столица во всем является примером для регионов, в том числе по социальной интеграции инвалидов. Здесь больше возможностей для реализации потенциала каждого человека, поскольку городская инфраструктура сформирована с учетом максимальной доступности для ее жителей.
Изучены в ходе мониторинга традиционно основные направления, которые критически важны для людей с инвалидностью, – это здравоохранение, образование, социальное обслуживание, трудоустройство, создание доступной среды.
Медицинская реабилитация, абилитация взрослого населения г. Минска обеспечивается в 9 стационарных отделениях:
-
4 отделения в Городском центре медицинской реабилитации на базе УЗ «11-я городская клиническая больница»;
-
2 отделения в УЗ «Минский городской клинический наркологический диспансер»;
-
отделение в УЗ «4-я городская клиническая больница им. Н.Е.Савченко»;
-
отделение в УЗ «2-я городская клиническая больница»;
-
отделение в Минском городском клиническом онкологическом центре.
В структуре амбулаторно-поликлинической помощи для населения действуют 44 амбулаторно-поликлинических отделения медицинской реабилитации для взрослого населения.
Для медицинской реабилитации детей в г. Минске функционирует 8 стационарных отделений медицинской реабилитации, абилитации:
-
4 отделения медицинской реабилитации в УЗ «Городской детский центр медицинской реабилитации «Пралеска»;
-
3 отделения в УЗ «Минский городской центр медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями»;
-
отделение в УЗ «3 городская детская клиническая больница».
В амбулаторных условиях медицинскую реабилитацию детского населения в г. Минске осуществляет 22 отделения.
Сеть учреждений образования в г. Минске, в которых организуется образовательный процесс для обучающихся с ОПФР, постоянно совершенствуется:
-
проводится работа по деинституционализации: за период с 2019 по 2024 годы ликвидирована 1 специальная школа-интернат, выведены из сети интернатных учреждений образования 2 специальные школы-интерната;
-
увеличивается количество групп, классов интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;
-
увеличивается количество пунктов коррекционно-педагогической помощи в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, в которых оказывается помощь обучающимся с ОПФР, имеющим имеющими стойкие или временные трудности в освоении содержания образовательных программ основного образования;
-
расширяется сеть классов совместного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования.
Охват интегрированным обучением и воспитанием обучающихся с ОПФР, получающих специальное образование, составляет 79 % (республиканский показатель – 74 %).Это второй показатель в республике.
Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью детей с ОПФР на протяжении последних семи лет составляет 100 %.
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с лицами с инвалидностью возложена на государственное учреждение «Минский городской центр физического воспитания населения», 9 физкультурно-оздоровительных центров, физкультурно-спортивных клубов (ФОЦ, ФСК), клубы по физической культуре и спорту предприятий (организаций, учреждений).
Работу с инвалидами также проводят Минский городской физкультурно-спортивный клуб «Надзея», общественные объединения «Белорусская федерация физической культуры и спорта инвалидов», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Белорусское общество инвалидов» (социальное учреждение «Инвацентр»).
В физкультурно-спортивных учреждениях г.Минска на постоянной основе в 23 группах занимаются физической культурой и спортом 216 инвалидов, что составляет 186 % к 2023 году (116 чел.). Работают с людьми с инвалидностью в группах 11 тренеров и инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре.
В г. Минске для оказания содействия инвалидам в восстановлении или компенсации нарушенных или утраченных способностей к самообслуживанию и в подготовке к самостоятельной жизни в 9 ТЦСОН функционируют 13 отделений, обеспечивающие дневное пребывание и социальную реабилитацию, абилитацию инвалидов (ОСР). ОСР на постоянной основе в настоящее время посещают 796 инвалидов, из них 125 выпускников ЦКРОиР.
В целях обеспечения доступности социальных услуг для инвалидов организован ежедневный подвоз в ТЦСОН специальным автотранспортом «Социальная служба» (транспортная услуга). Транспортная услуга в г.Минске реализуется с 2010 года, а в 2016 году принято решение Минского городского Совета депутатов от 16.11.2016 № 243 «Об установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» (решение № 243), которым определен порядок и механизм ее предоставления.
На базе ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» функционирует информационно-справочная служба «Контакт-центр государственных социальных услуг – 139» – консультирование гражданам г. Минска по вопросам предоставления государственных социальных льгот и гарантий, в том числе учреждениями социального обслуживания.
Кроме того, решением Минского городского Совета депутатов в Минске принимается ряд дополнительных мер за счет средств бюджета города, направленных на улучшение качества жизни инвалидов, проживающих в Минске и получающих пенсию в управлениях социальной защиты, в виде:
-
ежемесячных доплат к пенсиям неработающим инвалидам I и II группы в размере 50 процентов минимальной пенсии по возрасту (54,13 руб.);
-
ежемесячных доплат к социальным пенсиям детям-инвалидам в возрасте до 18 лет в размере 150 процентов минимальной пенсии по возрасту (162,38 руб.);
-
оплаты ежегодного курса восстановительного лечения в лечебно-реабилитационном комплексе РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» для инвалидов-колясочников;
-
оплата абонементов на услуги реабилитации инвалидов-колясочников в лечебно-реабилитационном комплексе РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» в размере фактической стоимости оказанных услуг;
-
доплата до полной стоимости путевки в оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием на оздоровление детей-инвалидов, в том числе с особенностями психофизического развития, за исключением детей-инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, один раз в год в каникулярный период;
-
доплата до полной стоимости путевки в оздоровительные организации с круглосуточным пребыванием на оздоровление детей-инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с учетом сопровождения по медицинским показаниям (один раз в год в летний период).
В дальнейшем работа в г. Минске по решению проблем людей с инвалидностью будет продолжена с учетом поручений Совета.
Следующий вопрос к рассмотрению на заседании – повышение качества медицинской помощи детям с инвалидностью.
Каждый ребенок нашей страны при рождении обеспечен:
-
правом рождения в условиях медицинского стационара, а при необходимости – в современных высокотехнологичных условиях;
-
контролем за условиями воспитания и содержания в семье в результате посещений педиатра и патронажной медицинской сестры;
-
правом на оказание своевременной и качественной медицинской помощи.
Сегодня растет охват детей реабилитационными мероприятиями на амбулаторном и на стационарном этапе медицинской реабилитации. Ведется разработка и внедрение новых технологий и методов медицинской реабилитации, совершенствуется нормативная правовая база проведения медицинской реабилитации, абилитации, проводится укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения.
Сегодня члены Совета ознакомились с деятельностью Минского городского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями – учреждением с большим опытом работы по оказанию специализированной медицинской помощи детскому населению в возрасте от 3 месяцев до 18 лет с психоневрологическими заболеваниями и двигательными нарушениями различной этиологии. Центр укомплектован высококвалифицированными кадрами, современным медицинским оборудованием.
Вместе с тем работа по данному направлению будет совершенствоваться.
Также на заседании утвержден план работы Совета на 2025 год.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, рассказала Наталия Павлюченко
Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко рассказала на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам, каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
В бюджет Фонда соцзащиты населения на 2026 год запланированы доходы на уровне Br39 млрд, что на Br3,8 млрд больше, чем в текущем году, – почти 111 % роста. Основным источником доходов традиционно являются страховые взносы, которые составляют около 93 % бюджета фонда, рассказала Наталия Павлюченко.
«Среди плательщиков взносов выделяются индивидуальные предприниматели и еще одна категория, которая постепенно занимает все большую долю в доходной части бюджета фонда, – это плательщики, уплачивающие в бюджет фонда часть налога на профессиональный доход. Также планируются поступления по взносам на профессиональное пенсионное страхование, что связано с тем, что все больше граждан, работающих в особых условиях труда, выбирают доплату к зарплате вместо накопления пенсии. По итогам 9 месяцев 2025 года таких работников уже 169 тыс., что составляет почти 51 % от общего числа занятых в особых условиях, тогда как в 2023–2024 году их было чуть более 140 тыс. (около 40 %)», – отметила Министр.
Классической составляющей бюджета фонда является субвенция из республиканского бюджета в размере почти Br2 млрд, что составляет около 5 % доходов. Эти средства компенсируют нестраховые расходы фонда, при этом страховые взносы идут на увеличение страховых статей расхода. С 2023 года фонд работает с профицитом и является самодостаточным, подчеркнула она.
Расходная часть бюджета фонда составляет Br38,5 млрд – плюс Br5,7 млрд, что на 17,3 % больше по сравнению с прошлым периодом. Около 81 % расходов приходится на пенсии, что составляет примерно Br31 млрд – на Br4,9 млрд больше, чем в 2025 году, то есть рост порядка 18,5 %.
В стране насчитывается 2,4 млн пенсионеров, из которых 2 млн получают трудовые пенсии. В составе пенсий также есть социальные выплаты на сумму около Br0,5 млрд, что составляет 1,6 % всех расходов, – их получают примерно 86 тыс. пенсионеров. Средний размер пенсии в следующем году увеличится на 14,5 % и составит Br1107, тогда как в этом он планируется на уровне Br942.
Иностранные пенсии на 2026 год составляют Br288 млн. В стране проживают 35 тыс. иностранных пенсионеров, которым уплачиваются пенсии по международным соглашениям. «Около 14 тыс. белорусских пенсионеров проживают за границей. По обеим этим группам наблюдается небольшой прирост. Примечательно, что в числе иностранных пенсионеров, проживающих в Беларуси, имеется увеличение количества из Литвы и Латвии – более чем по 200 человек из каждой страны», – обратила внимание Наталия Павлюченко.
Расходы на пособия составляют 18 % расходов бюджета фонда – почти Br7 млрд, темп роста – почти 113 %. Из общей суммы пособий 53 % приходятся на выплаты по рождению и воспитанию детей – Br3,7 млрд. В эту сумму входят единовременные пособия при рождении ребенка – Br644 млн с ростом 7 %. Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до трех лет составляют Br2,3 млрд с ростом 11 %. Получателями таких пособий являются 172 тыс. человек, а средний размер пособия по стране достаточно комфортный. На первого ребенка планируется средний размер пособия в размере Br1045.
По информации
БЕЛТА
Перенести или получить компенсацию. Что делать с неиспользованной частью отпуска, пояснили в Минтруда
В Министерстве труда и социальной защиты пояснили, что делать, если часть отпуска осталась неиспользованной, сообщает
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
По общему правилу наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск ежегодно полной продолжительности в пределах его рабочего года, а работник должен его использовать.
Но что делать, если часть отпуска осталась неиспользованной? Первый вариант – перенести часть трудового отпуска на следующий рабочий год.
Как поясняется, в текущем рабочем году перенос или продление трудового отпуска возможны в ряде случаев: вы заболели (временная нетрудоспособность), начался отпуск по уходу за ребенком, нужно выполнить государственные обязанности (с правом на освобождение от работы), отпуск совпал с учебным, вовремя не выплатили отпускные, а также с согласия сторон и в других случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором.
Перенести часть отпуска на следующий рабочий год можно только в двух случаях: если это исключительные случаи в связи с производственной необходимостью или если вас отозвали из отпуска по инициативе нанимателя. Даже в этих случаях необходимо использовать минимум 14 календарных дней в текущем году.
Вторым вариантом будет получить денежную компенсацию за отпуск. Это касается части трудового отпуска (основного и дополнительного), превышающей 21 календарный день. И сделать можно по соглашению между работником и нанимателем.
Замена денежной компенсацией не допускается в отношении отпусков, предоставляемых авансом, и отпусков, предоставляемых беременным женщинам, работникам, признанным инвалидами, работникам моложе 18 лет, работникам за работу в зонах радиоактивного загрязнения, а также в отношении дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы.
Получить денежную компенсацию реально при отзыве из трудового отпуска, если в текущем рабочем году использовано не менее 14 календарных дней отпуска, а также при увольнении.
По информации
БЕЛТА
Как получить поддержку проекта в рамках «Региональной инициативы», рассказали в Минэкономики
В проекте
БЕЛТА «Страна говорит» специалисты Министерства экономики и Банка развития рассказали, что такое «Региональная инициатива», как туда попасть и сколько заявок уже было подано.
Начальник главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Дмитрий Клименков рассказал, что «Региональная инициатива» – это логическое продолжение и трансформация инициативы «Один район – один проект». «Во время текущей пятилетки был изучен опыт реализации предыдущей программы, а также условия ее развития. На основе этого с начала 2025 года запущена новая инициатива», – пояснил он.
В новой программе сохранены лучшие элементы инициативы «Один район – один проект», в частности, финансовая поддержка, при этом упрощена процедура подачи заявок и администрирования. «Теперь достаточно подать заявку на сайте «региональная-инициатива.бел» и в течение месяца получить ответ. Если заявка одобрена, инициатор может обратиться в банк и доказать экономическую эффективность своего проекта», – обратил он внимание. Он подчеркнул, что проект обязательно должен быть окупаемым, так как государство предоставляет средства на специальных условиях и заинтересовано в отдаче.
«Предварительные результаты показывают, что с февраля 2025 года поступило около 200 заявок, из которых одобрена примерно половина. Остальные заявки отклонены либо из-за несоответствия критериям, либо отсутствия экономической эффективности и значимости для региона», – сказал Дмитрий Клименков.
По инициативе «Один район – один проект» в течение трех лет Банк развития работает на основе льготных условий кредитования: фиксированная ставка 8 % годовых в белорусских рублях на первые пять лет пользования кредитом. После завершения инвестиционной фазы, которая длится около пяти лет с выходом на проектные мощности, ставка становится рыночной.
В отличие от инициативы «Один район – один проект» «Региональная инициатива» фокусируется на более отдаленных районах, нуждающихся в особом внимании и поддержке. Условия по этой инициативе со следующего года становятся более привлекательными, чем были по инициативе «Один район – один проект»: процентная ставка составит 7 % в белорусских рублях в течение первых шести лет, а срок кредитования увеличен. После этого действуют рыночные условия.
Правительство создает такие условия, чтобы все инициативы, которые ранее оставались на полках, начали реализовываться и приносить пользу экономике. Это помогает стимулировать развитие производственной инфраструктуры в регионах и поддержку бизнеса, особенно на менее развитых территориях.
По информации
БЕЛТА
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в Минтруда
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.

В ведомстве пояснили, что изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, установление или отмена дистанционной работы и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Трудовым кодексом (ТК). В то же время изменение последовательности чередования работников по сменам не является изменением существенных условий труда.
В случае существенных изменений условий труда наниматель обязан предупредить работника об этом письменно не позднее чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
В Минтруда также представили алгоритм изменения существенных условий труда работников. Необходимо наличие оснований для изменения этих условий. Кроме того, наниматель обязан письменно предупредить работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за один месяц до введения новых условий. Работник продолжает работать по прежней профессии или должности в период уведомления и до введения новых условий, если он не отказывается от продолжения работы.
В случае отказа работников от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда увольнение работников происходит на основании п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. В то же время работодатель должен выплатить при увольнении выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом в случае прекращения трудового договора по основанию, указанному в п. 5 ч. 2 ст. 35 (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) ТК, по причине установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.
По информации
БЕЛТА
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА